NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 17:48 ast
15:48 msk

В комитете Мажилиса Министерство культуры и информации презентовало поправки по вопросам СМИ
Основные нормы поправок: отмена постановки на учет для СМИ, деятельность которых требует наличия лицензии на деятельность по организации телевизионного и (или) радиовещания; исключение из перечня оснований переучета смены главного редактора и адреса редакции…
10.12.2008 / политика и общество

Жигер Байтелесов, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 9 декабря

Сегодня в Мажилисе состоялось заседание рабочей группы, возглавляемой депутатом Жарасбаем Сулейменовым. Министерство культуры и информации презентовало на этом заседании законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам средств массовой информации". В заседании участвовала председатель Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию Динар Нукетаева.

Представила проект закона парламентариям, дав пояснения на их вопросы, ответственный секретарь Министерства Жанна Курмангалиева.

Согласно пояснению разработчиков, действующий Закон Республики Казахстан "О средствах массовой информации" был принят в 1999 г., в 2006 г. в Закон были внесены изменения и дополнения. Между тем, практика развития отечественных СМИ, политическая модернизация общества, а также предстоящее председательство Казахстана в ОБСЕ обуславливают необходимость его дальнейшего совершенствования.

Целью законопроекта является дальнейшее развитие национального законодательства о средствах массовой информации в соответствии с достигнутым уровнем экономического, социально-политического развития общества, а также уровнем правовой культуры.

Основные нормы поправок: отмена постановки на учет для СМИ, деятельность которых требует наличия лицензии на деятельность по организации телевизионного и (или) радиовещания; исключение из перечня оснований переучета смены главного редактора и адреса редакции; исключение из пункта 1 статьи 19 слов "если распространивший сведения не докажет, что они соответствуют действительности"; исключение подпункта 4-1) статьи 21 о получении согласия на использование аудио- или видеозаписи при проведении интервью с гражданами в целях дальнейшего развития саморегуляции СМИ.

Вносимые изменения в Закон Республики Казахстан "О средствах массовой информации" потребуют соответствующих корректировок в Гражданский кодекс, Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях.

* * *

Пресс-служба Аппарата Мажилиса предлагает тезисы доклада ответственного секретаря МКИ Ж. Курмангалиевой:

"Как вы знаете, 2 сентября текущего года на открытии второй сессии Парламента Глава государства отметил важность дальнейшей либерализации и устранения излишних бюрократических барьеров в сфере средств массовой информации.

В разработке законопроекта принимали участие журналистские и правозащитные организации. В рабочую группу вошли представители "Internews Network", Международный фонд защиты свободы слова "Әділ сөз", "Союз журналистов Казахстана", "Клуб главных редакторов", "Национальная ассоциация телерадиовещателей Казахстана".

Предложения представителей этих организаций легли в основу базовых поправок.

Во-первых. Законопроектом устраняются излишние административные барьеры для печатных и электронных СМИ.

Так, предлагаемая редакция статьи 10 Закона "О СМИ" предполагает отмену постановки на учет для телерадиовещательных организаций. В настоящее время владельцам радио,- и телеканалов помимо получения лицензии согласно Закону "О лицензировании" необходимо проходить процедуру постановки на учет согласно Закону "О СМИ". Принятие данной меры позволит исключить существующее дублирование процедур регистрации.

Закон "О СМИ", статья 10

Статья 10. Постановка на учет, переучет средства массовой информации

1. Средства массовой информации, кроме WEB-сайтов, распространяемые на территории Республики Казахстан, подлежат обязательной постановке на учет в уполномоченном органе.

Статья 10. Постановка на учет, переучет периодического печатного издания и информационного агентства

1. Периодическое печатное издание и информационное агентство, действующие на территории Республики Казахстан, подлежат обязательной постановке на учет в уполномоченном органе.

Поправки в пункт 6 статьи 10 Закона "О СМИ" и пункт 4 статьи 342 Кодекса об административных правонарушениях предусматривают для печатных СМИ и информационных агентств отмену переучета в случаях смены адреса редакции и редактора. Данная поправка существенно облегчит деятельность вновь созданных периодических печатных изданий и информационных агентств.

Закон "О СМИ", статья 10

Статья 10. Постановка на учет, переучет средства массовой информации

6. Средство массовой информации подлежит переучету в случаях смены собственника либо изменения организационно-правовой формы, наименования, а также названия средства массовой информации, языка издания, территории распространения, основной тематической направленности, главного редактора (редактора), адреса редакции и периодичности выпуска.

Статья 10. Постановка на учет, переучет периодического печатного издания и информационного агентства

6. Периодическое печатное издание и информационное агентство подлежат переучету в случаях смены собственника либо изменения организационно-правовой формы или наименования собственника, а также названия издания или агентства, языка издания, территории распространения, основной тематической направленности и периодичности выпуска.

Кодекс об административных правонарушениях,

статья 342, пункт 4

4. Производство, изготовление, тиражирование и (или) распространение продукции средства массовой информации, а также сообщений и материалов информационного агентства без переучета в случаях смены собственника либо его организационно-правовой формы, наименования, а также названия средства массовой информации, изменения языка издания либо вещания, территории распространения, основной тематической направленности, главного редактора (редактора), адреса редакции, периодичности выпуска -

влекут штраф на должностных лиц в размере от двадцати до сорока, на собственников средств массовой информации, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, - в размере от ста до двухсот, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере от восьмисот до тысячи месячных расчетных показателей с приостановлением выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации на срок до трех месяцев.

4. Производство, изготовление, тиражирование и (или) распространение продукции средства массовой информации, а также сообщений и материалов информационного агентства без переучета в случаях смены собственника либо его организационно-правовой формы, наименования, а также названия средства массовой информации, изменения языка издания либо вещания, территории распространения, основной тематической направленности, периодичности выпуска -

влекут штраф на должностных лиц в размере от двадцати до сорока, на собственников средств массовой информации, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, - в размере от ста до двухсот, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере от восьмисот до тысячи месячных расчетных показателей с приостановлением выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации на срок до трех месяцев.

Во-вторых. Разработанный законопроект направлен на защиту прав и профессиональных интересов журналистов.

Предлагаемое законопроектом исключение подпункта 4-1 статьи 21 Закона "О СМИ" направлено на устранение обязанности журналиста получать разрешение на использование аудио- или видеозаписи при проведении интервью. Общеизвестно, что работа журналиста связана с проведением публичных съемок, интервью. И необходимость постоянно получать разрешение, предусмотренное действующим законодательством, существенно затрудняла работу репортеров.

Закон "О СМИ", статья 21 подпункт 4-1

4-1) получить согласие на использование аудио- или видеозаписи при проведении интервью с гражданами;

Исключить

Поправка в пункт 1 статьи 19 Закон "О СМИ" и статью 143 Гражданского Кодекса вносится с целью уравнять позиции истца и ответчика при рассмотрении в суде дел об опровержении. Согласно действующей редакции статей, журналист занимает положение заведомо виновного и должен доказывать, что использованные им сведения соответствуют действительности.

Закон "О СМИ", пункт 1 статьи 19

1. Гражданин или юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения сведений, порочащих егочесть, достоинство и деловую репутацию, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

1. Гражданин или юридическое лицо вправе требовать в судебном порядке опровержения сведений, порочащих егочесть, достоинство и деловую репутацию.

Гражданский Кодекс, статья 143

Статья 143. Защита чести, достоинства и деловой репутации

1. Гражданин или юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения сведений, порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

Статья 143. Защита чести, достоинства и деловой репутации

1. Гражданин или юридическое лицо вправе требовать в судебном порядке опровержения сведений, порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию.

В-третьих. В ходе анализа действующего законодательства на предмет коррупциогенности Министерством юстиции был выявлен ряд норм, имеющих неоднозначное толкование. Данным законопроектом вносятся редакционные поправки в целях исключения фактора юридико-лингвистической коррупциогенности.

К примеру, согласно пункту 3 статьи 18 представители СМИ сначала обязаны обратиться к вышестоящему должностному лицу и только после этого могут обратиться в суд для обжалования отказа государственных органов и должностных лиц в предоставлении запрашиваемых сведений. Однако, предварительное обращение в вышестоящие органы не является обязательным условием для предъявления заявления в суд и принятия его судом к рассмотрению. В этой связи законопроектом устраняется данная коллизия.

Закон "О СМИ", статья 18, пункт 3

3. Отказ в предоставлении запрашиваемых сведений может быть обжалован представителем средства массовой информации вышестоящему органу или должностному лицу, а затем в суде впорядке, предусмотренном закономдля обжалования неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан.

3. Отказ в предоставлении запрашиваемых сведений может быть обжалован представителем средства массовой информации вышестоящему органу или должностному лицу, либо в суде впорядке, предусмотренном закономдля обжалования неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан.

В-четвертых. Предлагаемая законопроектом редакция статьи 350 Кодекса об административных правонарушениях направлена на исключение обязательной конфискации тиража и применение ее только как альтернативного вида наказания. Действующая редакция статьи 350 Кодекса об административных правонарушениях за выход печатного периодического издания без выходных данных предусматривает административный штраф с обязательной конфискацией тиража. Данная поправка соответствует принципу справедливости и соизмеримости мер административного взыскания с характером и условиями совершенного правонарушения.

Кодекс об административных правонарушениях, статьи 350

1. Выпуск периодического печатного издания без установленных выходных данных, выход в эфир теле- и радиопрограмм электронных средств массовой информации без объявления в эфире своего наименования, а равно с неясными либо заведомо ложными выходными данными -

влекут штраф в размере до двадцати месячных расчетных показателей с конфискацией тиража продукции средств массовой информации.

1. Выпуск периодического печатного издания без установленных выходных данных, выход в эфир теле- и радиопрограмм электронных средств массовой информации без объявления в эфире своего наименования, а равно с неясными либо заведомо ложными выходными данными -

влекут штраф в размере до двадцати месячных расчетных показателей с конфискацией тиража продукции средств массовой информации либо без таковой.



Представленный законопроект имеет принципиальное значение для национального информационного пространства. И всецело отвечает нашим задачам по либерализации законодательства в медиаотрасли, основанного на защите прав и интересов граждан".

--------

СМИ получили ультиматум
Александр Трухачев, www.ktk.kz, 9 декабря

Ответсекретарь министерства культуры сегодня заявил, что если журналисты будут придавать правительственным поправкам закона о СМИ политическую окраску, то Минкультуры вообще не будет принимать во внимание их мнение. Александр Трухачев готов поделиться впечатлениями.

Сегодня парламентариям наконец-то официально показали, какой он этот долгожданный проект поправок закона "О средствах массовой информации". Правда, министр культурно-информационного ведомства на презентацию не явился. О новом документе мажилисменам рассказывала ответственный секретарь министерства культуры.

Сначала Жанна Курмангалиева во всех подробностях расписала нововведения, которые, по мнению разработчика, подарят каждому журналисту едва ли не жизнь, а сказку. Затем ответственный секретарь решила предостеречь депутатов - мол, представители СМИ будут всячески противиться целому ряду идей правительства, и чтобы депутаты не шли на поводу у журналистов. А вот, пожалуй, обращение непосредственно к прессе:

Жанна Курмангалиева, ответственный секретарь министерства культуры и информации РК:

- Мы как разработчик готовы рассмотреть все возникающие проблемы, все заявления, все недовольства, претензии журналистских объединений в рамках права, в рамках конкретных юридических категорий, в рамках конкретных статей, в рамках конкретных законов. Но, если это выводится в плоскость политики, я считаю, что конструктивный разговор вряд ли получится.

Намерение правительства так изменить закон о СМИ уже критикуют сами журналисты. К примеру, хотят разрешить использовать диктофоны и видеокамеры без предварительного на то согласия тех, кого снимают или записывают, но цитировать диктофонную запись новый проект закона не разрешает. Это только один из примеров. Журналисты вообще назвали правительственные поправки "косметическими" и ничего не меняющими в лучшую сторону.

На сегодняшней презентации проекта закона о СМИ не обошлось и без традиционных афоризмов от Нехорошева. Владимир Афанасьевич, хотел было пошутить над министерством информации, однако сам попал в нехорошее положение.

Владимир Нехорошев, депутат Мажилиса РК:

- Народ делит всю печатную продукцию на три категории: для ума, для сердца и для туалета.

Жанна Курмангалиева, ответственный секретарь министерства культуры и информации РК:

- На постановку на учет проходит очень немалое количество журналов, таких очень гламурных, для женщин, на темы моды, на темы, там парфюмерные, косметики и, я так полагаю, что Ваш третий критерий - "для туалета", Вы, наверное, имели в виду улучшение качества туалета женщин. Я так понимаю, да?

Собственно на заявление о том, что Минкультуры готово в любой момент прекратить конструктивный диалог с представителями СМИ, никто из депутатов так и не отреагировал. Впрочем, народным избранникам еще есть время подумать и определиться, чью позицию занять в наметившейся конфронтации между журналистами и профильным ведомством.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.12.2008
Состоялось заседание Правительства РК под председательством Премьер-Министра РК 31.12.2008
Бык за крысу не ответчик 31.12.2008
Налетели... Подешевело! 31.12.2008
Рождественское противостояние 31.12.2008
Медведев утвердил закон об увеличении срока полномочий президента и ГД 31.12.2008
Военная хунта Гвинеи назначила премьер-министром банкира 31.12.2008
На выборах в Бангладеш победила партия бывшего премьер-министра 31.12.2008
Рабочий график Главы государства 30.12.2008
Подписан меморандум о сотрудничестве между ФНБ "СамрукКазына", Ассоциациями застройщиков и финансистов Казахстана 30.12.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz