NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 05:05 ast
03:05 msk

Презентация поправок по вопросам частного предпринимательства: законопроект решено доработать
Проектом закона вводится новое понятие "социальная ответственность бизнеса" как добровольный вклад бизнеса в развитие общества, в социальной, экономической и экологической сферах
24.12.2008 / политика и общество

Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 23 декабря

Проектом закона вводится новое понятие "социальная ответственность бизнеса" как добровольный вклад бизнеса в развитие общества, в социальной, экономической и экологической сферах. Об этом заявил сегодня в Мажилисе вице-министр индустрии и торговли РК Алмас Косунов, представляя в Комитете Палаты по экономической реформе и региональному развитию законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам частного предпринимательства".

Именно это новое понятие вызвало недоумение некоторых парламентариев. По мнению Айгуль Соловьевой, надо четко различать: благотворительную деятельность, добровольный вклад, корпоративную социальную ответственность. Нужно ли вообще говорить о социальной ответственности бизнеса в законопроекте - задается вопросом Егор Капель.

Представленный в рамках рабочей группы, возглавляемой депутатом Ержаном Рахметовым, законопроект вызвал такие вопросы, как: "Какие меры принимаются государством для устранения административных барьеров для субъектов частного предпринимательства? Осуществляется ли финансовая поддержка субъектов частного предпринимательства? Цели введения понятия социальной ответственности бизнеса? Что делается Министерством индустрии и торговли, как уполномоченным органом, в сфере поддержки и развития предпринимательства в плане оптимизации и упорядочения функции государственных органов по проверкам субъектов частного предпринимательства? Будет ли продлен в следующем году мораторий на проведение проверок субъектов малого и среднего бизнеса? Каково взаимодействие министерства и государственных органов с субъектами частного предпринимательства в процессе разработки нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы предпринимателей?".

Бауыржан Смаилов считает, что хотя бы при одном отрицательном заключении обязательно заседание Экспертного совета, его коллега Мурат Абенов интересуется: заставят ли платить членские взносы? Владимир Бобров полагает, что нужны формулировки о малом, среднем и крупном бизнесе, Амангос Утегенов недоумевает тем, что в законопроекте исключается норма о поддержке центров по поддержке малого и среднего бизнеса, его поддерживает Асхат Бекенов, уверенный, что господдержка нужна. С его точки зрения, надо определиться, что такое торгово-посредническая деятельность. Амангелды Момышев заявляет: министерство с одной стороны поддерживает предпринимательство, а с другой стороны - "гасит". Он возражает против того, что предлагается некоторые функции государства передать общественному объединению, наделяя его монопольным разрешительным правом на бесконкурентной основе. Мейрам Пшембаев предлагает объединить бизнес-структуры под флагом отраслевого министерства, но почему-то в законопроекте нет положений о защите бизнес-сообщества. В связи с чем, он нуждается в доработке. Министерство родило мышь! - заявил Марал Итегулов. Что мы получили?! - вопрошает депутат. Ожидаемого не увидели! Условия ведения бизнеса за рубежом и у нас отличаются в сотни раз. Депутат предложил либо отклонить, или переработать законопроект в рамках рабочей группы. С последним, после ряда других предложений и выступлений участников презентации, согласились все присутствующие.

Отвечая на эти и другие вопросы, вице-министр Алмас Косунов сказал: "Проект Закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам частного предпринимательства разработан в соответствии с Планом законопроектных работ Правительства на 2008 год и Планом мероприятий по исполнению Общенационального плана основных направлений (мероприятий) по реализации ежегодных 2005-2007 годов посланий Главы государства народу Казахстана.

Проектом Закона вносятся поправки в Законы "О нормативных правовых актах" и "О частном предпринимательстве".

В понятийный аппарат вводятся определения "социальная ответственность бизнеса", "объединение субъектов частного предпринимательства" и "государственный контроль за частным предпринимательством" (в новой редакции).

В мартовском 2006 года послании народу Казахстана Глава Государства в качестве одного из направлении государственной социальной политики, поддерживающей развитие экономики, указал на необходимость внедрения международных стандартов социальной ответственности, содержащихся в Глобальном договоре ООН .

В этой связи был принят п. 2.4.26.1 Плана мероприятий по исполнению Общенационального плана по реализации посланий 2005-2007 годов Главы государства народу Казахстана.

Министерству индустрии и торговли совместно с министерствами труда и социальной защиты населения, охраны окружающей среды, здравоохранения и НЭПК "Атамекен" предписано разработать и внести в Парламент законопроект "О внесений изменений и дополнений в Закон "О частном предпринимательстве", который бы предусматривал введение понятия "социальная ответственность бизнеса".

Мы тщательно изучили этот вопрос, включая международную и отечественную практику. Проектом Закона вводится новое понятие "социальная ответственность бизнеса" как добровольный вклад бизнеса в развитие общества, в социальной, экономической и экологической сферах.

В международной практике корпоративная социальная ответственность бизнеса (далее - КСО) понимается как добровольный вклад бизнеса в развитие общества, в социальной, экономической и экологической сферах напрямую связанный с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенных законам минимальных обязательств (Глобальный договор ООН).

Мы считаем, что в нынешних экономических условиях акцент в понятии социальной ответственности должен быть сделан на добровольности. Другими словами, не могут быть отнесены к социальной ответственности те действия и меры бизнеса, которые предусмотрены действующим законодательством как обязательные к исполнению.

Вовремя платить зарплату и налоги, поддерживать человеческие условия труда на рабочих местах, не загрязнять окружающую среду, не наносить ущерба животному миру, - это все законодательно установленные требования, и здесь не может быть никакой добровольности. Только то, что делается компаниями сверх обязательного минимума, установленного законодательством как обязанность бизнеса, может быть представлено как добровольный вклад в решение экономических, социальных и экологических проблем общества, то есть как проявление социальной ответственности.

Как сказал Глава государства в упомянутом выше Послании народу Казахстана 2006 г., в этом вопросе требуется серьезная разъяснительная работа. Именно поэтому на данном этапе мы ввели через глоссарий закона понятие "социальной ответственности бизнеса" и конкретизировали его в статях 1 и 8.

Важнейшим последствием принятия данного дополнения к Закону "О частном предпринимательстве" должно стать прекращение (или хотя бы ограничение) практики принудительного спонсорства, что часто практикуется акиматами на местах.

Действующей редакцией статьи 1 Закона "О частном предпринимательстве" предусмотрено понятие "объединение субъектов частного предпринимательства" как самостоятельной организационно-правовой формы. Вместе с тем, в настоящее время существуют различные объединения субъектов частного предпринимательства в других организационно-правовых формах (Союзы, Ассоциации, ОЮЛ, ОО). В этой связи, данная норма пересмотрена с целю ее приведения в соответствие со статьей 110 Гражданского Кодекса РК.

(Справочно: ГК РК Статья 110. Объединение индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц в форме ассоциации (союза) 1. Индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих интересов могут создавать ассоциации (союзы). Особенности создания ассоциаций (союзов) юридических лиц, осуществляющих деятельность на финансовом рынке, и участия в них устанавливаются законодательными актами Республики Казахстан. 2. Общественные объединения и иные некоммерческие организации, в том числе учреждения, могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций.

3. Ассоциация (союз) является некоммерческой организацией.

4. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность. 5. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренном учредительными документами ассоциации (союза).

Согласно действующей редакции Закона "О частном предпринимательстве" "государственный контроль - это деятельность государственных органов в пределах их компетенции по контролю за соблюдением субъектами частного предпринимательства законодательства РК.". Однако, само понятие "государственный контроль" имеет более широкий смысл. В этой связи, в целях конкретизации вносится соответствующая поправка в данное понятие.

Следующий блок поправок посвящен улучшению процедуры экспертизы проектов НПА, затрагивающих интересы бизнеса.

Теперь срок, установленный госорганом-разработчиком на экспертизу, не может быть менее 10 рабочих дней. Существующая практика изобилует примерами другого рода, когда устанавливаются подчас нереально короткие сроки, и это пока возможно ввиду законодательной неурегулированости данного вопроса.

До сих пор законом не предусмотрен какой либо механизм разрешения спорных ситуаций по законопроектам. Госорган-разработчик вправе проигнорировать полностью или частично отрицательные заключения предпринимательских ассоциаций, это ему позволяет нынешняя редакция закона. Теперь в случае несогласия 50 и более процентов аккредитованных ассоциаций разработчик обязан организовать очное совещание.

Считаем, что это уже кое-что, определенный шаг государства навстречу бизнесу сделан, государственно-частное партнерства должно стать более тесным в этих вопросах.

Еще одно существенное дополнение.

Теперь экспертизу должны будут проходить НПА не только органов исполнительной власти, но и представительных органов, маслихатов в первую очередь. Немало вопросов предпринимательской жизни регулируется местными представительными органами: нормы накопления мусора, размеры платежей в местный бюджет за наружную рекламу и т.д. Теперь и эти НПА будут в поле зрения предпринимателей.

Следующая поправка приводит практику экспертизы в соответствие с законодательством о языках (Закон РК "О языках РК").

Еще одно изменение в Закон "О частном предпринимательстве" в части компетенции Правительства в области развития предпринимательства Правительство перестает регулировать деятельность бизнес-инкубаторов и центров поддержки предпринимательства, эта норма исключается из закона. Необходимость в этом отпала, так как в настоящее время эти элементы инфраструктуры поддержки предпринимательства действуют в основном как субъекты частного бизнеса, на основе самоокупаемости.

С одной стороны, качество этих услуг оценивает рынок через выбор потребителей. С другой стороны, существует определенный контроль как в режиме лицензирования учебных программ и курсов, так и в режиме договорно-правового регулирования качества услуг со стороны финансирующих их деятельность субъектов: местных органов исполнительной власти, донорских организаций (таких как ЮСАИД, например), либо спонсоров от крупного бизнеса.

Согласно подпункту 7) статьи 14 Закона "О частном предпринимательстве" Правительство определяет порядок безвозмездной передачи субъектам малого предпринимательства в собственность объектов, переданных в аренду или доверительное управление, для организации промышленного производства и развития сферы услуг населению. При этом, Закон не содержит нормы, определяющей компетенцию Правительства на определение порядка предоставления субъектам малого предпринимательства в имущественный наем (аренду) или доверительное управление используемых объектов государственной собственности с правом последующей безвозмездной передачи в собственность. В этой связи в данную статью вносятся соответствующая поправка.

Кроме этого, законопроектом вносятся другие изменения и дополнения:

Статьи 14 (п.5), 18 (п.3) и 19 (п.3) приводится в соответствие с Законом "О государственных закупках";

(справочно: Анализ нормативных правовых актов в сфере законодательного применения понятия государственные нужды свидетельствует, что данное понятие применяется в ряде кодексов и законов, а именно, гражданском, земельном, водном кодексах, законах "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "Об оценочной деятельности", "О государственном оборонном заказе", "О науке", "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности", "О торговом мореплавании", "Об инвестициях", "О внутреннем водном транспорте", "Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира", а также в ряде ратифицированных Республикой Казахстан международных договорах.

В контексте перечисленных законов при проведении закупок для государственных нужд могут быть применимы лишь нормы законов "Об оценочной деятельности в РК" (статья 6), "О государственном оборонном заказе" (статья 1), "О науке" (статья 22).

В связи с введением Закона "О государственных закупках" (новой редакции) нормы Закона Республики Казахстан "О частном предпринимательстве" приводятся в соответствие с ним.)

В статье 19 слова "промышленного производства" заменяется на "производственной деятельности";

(справочно: Согласно данной статье государственная поддержка распространяется только для малого предпринимательства занимающихся промышленным производством и развитию сферы услуг населению. Однако, данная норма не распространяется субъектам малого предпринимательства занимающихся иными видами предпринимательской деятельности. В этой связи, в целях создания равных условий субъектам малого предпринимательства вносится данная поправка. )

В статях 24 (абзац 4 п. 1) и 25 (абзац 4 п. 2) слова "по малому предпринимательству" заменяется на "субъектов частного предпринимательства".

(справочно: В целях закрепления нормы, позволяющей создавать объединения предпринимателей среднего и крупного бизнеса на городских и районных уровнях для участия всего предпринимательского сообщества при местных исполнительных органах)".

В презентации приняли участие представители ряда отраслевых министерств, а также Агентства РК по регулированию естественных монополий, Торгово-промышленной палаты Казахстана, Национальной экономической палаты Казахстана, Форума предпринимателей Казахстана, Казахстанской ассоциации предпринимателей, Ассоциации "Фарммединдустрия Казахстана", Независимой ассоциации предпринимателей РК, Федерации развития малого и среднего бизнеса, Евразийской промышленной ассоциации.

* * *

Проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам частного предпринимательства"

Согласно пояснению разработчиков законопроекта, статьей 1 Закона Республики Казахстан "О частном предпринимательстве" предусмотрено понятие "объединение субъектов частного предпринимательства" как самостоятельная организационно-правовая форма. Данная норма пересмотрена в связи с нецелесообразностью ее практической реализации.

Также, законопроектом вводится понятие "социальная ответственность бизнеса". Социально ответственный бизнес - явление в Казахстане новое, и многие компании до сих пор не могут назвать себя социально ориентированными. Между тем, социальная ответственность бизнеса в дальнем зарубежье уже давно является жизненно важным и общепринятым фактором в цивилизованной деятельности любой крупной корпорации. В связи с чем, возникла необходимость закрепления на законодательном уровне понятия социальной ответственности бизнеса.

Практика показывает, что местные представительные органы (маслихаты) также разрабатывают и принимают нормативные правовые акты, затрагивающие интересы субъектов частного предпринимательства. В этой связи возникает необходимость внести дополнение в Закон, обязывающие местные представительные органы направлять проекты нормативных правовых актов в аккредитованные объединения субъектов частного предпринимательства для получения экспертного заключения.

В связи с дополнением статьи 5 Закона Республики Казахстан "О частном предпринимательстве" положением по установлению срока для проведения экспертизы и относительно созыва совещания при отрицательных экспертных заключениях аккредитованными объединениями субъектов частного предпринимательства одновременно вносится аналогичное дополнение в статью 14-1 Закона Республики Казахстан "О нормативных правовых актах".

В соответствии со статьей 14 Закона определена компетенция Правительства Республики Казахстан на утверждение номенклатуры товаров (работ услуг), закупаемых у субъектов малого предпринимательства для государственных нужд, и их объема (в процентном выражении). Вместе с тем в соответствии со статьей 19 Закона финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства осуществляется путем закупа гарантированного объема товаров (работ, услуг) для государственных нужд, номенклатура и объем которых ежегодно определяются Правительством Республики Казахстан.

Нормы, предусмотренные статьями 14 и 19 Закона, не корреспондируются с Законом Республики Казахстан "О государственных закупках". В этой связи статьи 14 и 19 Закона приведены в соответствие с Законом Республики Казахстан "О государственных закупках".

Указанный законопроект будет способствовать дальнейшему развитию предпринимательства и эффективному достижению задач, стоящих перед государством и обществом. Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических последствий и финансовых затрат из государственного бюджета.

Основание необходимости разработки законопроекта

пункт 2.4.26.1 Плана мероприятий по исполнению Общенационального плана основных направлений (мероприятий) по реализации ежегодных 2005-2007 годов посланий Главы государства народу Казахстана

пункт 36-1 Плана законопроектных работ Правительства на 2008 год

Проектом Закона вносятся изменения и дополнения:

• в Закон Республики Казахстан "О нормативных правовых актах"

• в Закон республики Казахстан "О частном предпринимательстве"

Проектом закона вводятся определения:

В понятийный аппарат:

o "социальная ответственность бизнеса"

o "объединение субъектов частного Предпринимательства" (в новой редакции)

o "государственный контроль за частным предпринимательством" (в новой редакции)

(Статья 1 Закона "О частном предпринимательстве")

Из Послания Главы государства:

Казахстанский бизнес уже прочно стоит на ногах, начинает осознавать свою социальную ответственность и выстраивать свою деятельность в соответствии с ней.

Пример в этом подают наши национальные компании и крупные инвесторы, выделяя средства на благотворительность, проекты в образовании, здравоохранении, спорте и культуре, оказывая реальную поддержку социально незащищенным гражданам.

Для бизнес-среды такая практика должна стать нормой, так, как это происходит в развитых странах.

Очевидно, что здесь требуется как серьезная разъяснительная работа, так и программа поддержки инициатив бизнеса.

Стандарты социальной ответственности бизнеса определены в Глобальном договоре ООН. 6 февраля 2008 года

Новое понятие в статье 1:

• Социальная ответственность бизнеса - добровольный вклад субъектов частного предпринимательства в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах

права субъектов частного предпринимательства:

• "применять в своей деятельности меры социальной ответственности бизнеса путем реализации или участия в реализации проектов в социальной, экономической и экологической сферах"

(статьи 1 и 8 Закона "О частном предпринимательстве")

• Объединение субъектов частного предпринимательства - некоммерческая организация, создаваемая субъектами частного предпринимательства в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты прав, законных интересов субъектов частного предпринимательства

(статья 1 Закона "О частном предпринимательстве")

• Государственный контроль за частным предпринимательством - деятельность государственных органов в пределах их компетенции по контролю за соблюдением субъектами частного предпринимательства законодательства Республики Казахстан

(статья 1 Закона "О частном предпринимательстве")

Предусмотренные проектом Закона изменения и дополнения

Усовершенствование процедуры экспертизы проектов НПА

o Сроки, устанавливаемые государственными органами для предоставления экспертных заключений на проекты нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства, не могут быть менее десяти рабочих дней с момента их поступления в аккредитованные объединения субъектов частного предпринимательства.

(Статьи 14-1 Законов "О нормативных правовых актах" и 5 "О частном предпринимательстве")

• Если более половины аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства представят экспертные заключения с замечаниями по проекту нормативного правового акта, проведение заседания экспертного совета является обязательным

(Статьи 14-1 Законов "О нормативных правовых актах" и 5 "О частном предпринимательстве")

o Центральные государственные и местные исполнительные и представительные органы через экспертные советы направляют проекты нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства, в аккредитованные объединения субъектов частного предпринимательства для получения экспертного заключения.

(Статьи 14-1 Законов "О нормативных правовых актах" и 5 "О частном предпринимательстве")

• Аккредитованные объединения субъектов частного предпринимательства экспертные заключения на проект нормативных правовых актов представляют на государственном и русском языках.

(Статьи 14-1 Законов "О нормативных правовых актах" и 5 "О частном предпринимательстве")

Уточнение компетенции Правительства РК:

• Порядок создания и деятельности центров поддержки малого предпринимательства, бизнес инкубаторов определяется Правительством Республики Казахстан (исключается)

(часть 3 п. 6 статьи 19 Закона "О предпринимательстве")

• Определяет порядок предоставления субъектам малого предпринимательства в имущественный наем (аренду) или доверительное управление неиспользуемых объектов государственной собственности для организации производственной деятельности и развития сферы услуг населению с последующей безвозмездной передачей в собственность

(п.п. 7) статьи 14 Закона "О частном предпринимательстве")".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.12.2008
Состоялось заседание Правительства РК под председательством Премьер-Министра РК 31.12.2008
Бык за крысу не ответчик 31.12.2008
Налетели... Подешевело! 31.12.2008
Рождественское противостояние 31.12.2008
Медведев утвердил закон об увеличении срока полномочий президента и ГД 31.12.2008
Военная хунта Гвинеи назначила премьер-министром банкира 31.12.2008
На выборах в Бангладеш победила партия бывшего премьер-министра 31.12.2008
Рабочий график Главы государства 30.12.2008
Подписан меморандум о сотрудничестве между ФНБ "СамрукКазына", Ассоциациями застройщиков и финансистов Казахстана 30.12.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz