NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 09:44 ast
07:44 msk

Правительственный час в Мажилисе: "Основные направления деятельности органов юстиции"
З.Балиева: Комитетом уголовно-исполнительной системы и его подразделениями проделана большая работа по реализации поручений Главы государства
17.03.2009 / политика и общество

Жигер Байтелесов, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 16 марта

"Основные направления деятельности органов юстиции". Правительственный час на эту состоялся сегодня в Мажилисе под председательством Сергея Дьяченко.

Докладывая парламентариям, министр юстиции Загипа Балиева сказала:

"Главной задачей Министерства юстиции является осуществление стратегических функций по реализации правовой политики государства.

В рамках административной реформы по внедрению системы государственного планирования, ориентированного на результат, и новых подходов бюджетирования в истекшем году мы концентрировали свои усилия на целевых мероприятиях и конечных результатах стратегического плана. В стратегический план мы включили пять мероприятий, но это не говорит о том, что не уделяем внимания другим мероприятиям.

В нашем министерстве эти подходы, как и в Министерстве финансов и Министерстве экономики и бюджетного планирования, внедрялись в пилотном режиме.

Вы знаете, что вопросы, входящие в компетенцию Министерства юстиции, являются разноплановыми и не пересекаются между собой. Это и законотворческая деятельность, интеллектуальная собственность и религия, уголовно-исполнительная деятельность и судебная экспертиза, сфера государственной регистрации и другие вопросы, сопряженные с предоставлением государственных услуг.

Безусловно, участие в формировании национального законодательства является важнейшей составляющей работы министерства.

Министерство совместно с депутатским корпусом продолжает организационное совершенствование законотворческого процесса на всех его стадиях.

С 2005 года проведена огромная работа, уважаемые депутаты. Законотворческий процесс обрел системный характер, активизирована деятельность межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности, функционирует межведомственная комиссия по вопросам совершенствования административного, гражданского законодательства и в Генеральной прокуратуре - комиссия по уголовному законодательству.

Заседания межведомственной комиссии проводятся на регулярной основе каждый понедельник в пять часов. Только за прошедший год мы провели 50 заседаний.

Состав комиссии качественно изменен, включены узкоспециализированные ученые, депутаты, предприниматели, представители неправительственных организаций, представители партии "Нур Отан". Разработаны и используются в работе методические рекомендации по проведению мониторинга и оформлению концепции и проектов нормативных правовых актов, методические рекомендации по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

Министерством экономики и бюджетного планирования разработаны и 12 марта текущего года на "круглом столе" по законотворческой работе они уже презентовали методические рекомендации оценки социально-экономических последствий принятия законодательных актов. Мы 16-го числа еще раз на "круглом столе" рассмотрели и договорились с Комитетом по законодательству и судебно-правовой реформе, что 26-числа мы еще раз презентуем эту методику, отработанную со всеми государственными органами.

Уважаемые депутаты! Усилена научная проработанность всех нормативных правовых актов. Ученые в настоящее время привлекаются к разработке всех законопроектов и сопровождению, вплоть до их принятия. Ни одна концепция не выносится на МВК без заключения научной экспертизы. В этом году при проведении государственных закупок лот по научной экспертизе для этого был разбит на шесть. Это было сделано для обеспечения специализация по отраслям законодательства - гражданско-правовой, уголовно-правовой, публично-правовой, природно-ресурсной, по криминологической и антикоррупционной экспертизе отдельно.

Пересматривается деятельность Института законодательства путем сосредоточения в нем всего научного потенциала республики, придания ему межведомственного статуса для обеспечения законотворческой работы как с государственными органами, так и с депутатами. Каждый из вас, наверное, получил мое письмо, мы с Институтом законодательства отработали, мы теперь готовы принимать на разработку концепции и законопроектов по…

Вы получили, наверное, мое письмо, где мы предлагаем обращаться в Институт законодательства, мы теперь будем помогать вам в разработке концепций и нормативных правовых актов, инициаторами которых вы будете.

Продолжается работа по сокращению бланкетных и отсылочных норм, для устранения коррупционных возможностей проводятся анализ действующего законодательства, научная антикоррупционная экспертиза проектов, заседания межведомственной комиссии по вопросам противодействия коррупции тоже носят системный характер. На постоянной основе проводятся семинары по совершенствованию и повышению качества законопроектной деятельности с участием государственных органов, депутатов Парламента, ученых-правоведов. 12 марта мы с вами провели "круглый стол", 16 февраля, теперь, как я уже сказала, 26 марта совместно с партией "Нур Отан", Комитетом по законодательству и судебно-правовой реформе и Министерством юстиции с приглашением всех государственных органов мы проведем еще одно (я думаю, заключительное) совещание, на котором уже отработаем все структуры, все методические рекомендации еще раз пройдем, переговорим по аутентичности текстов. В общем, все, что касается качества законопроектной работы, я так думаю, что 26-го числа мы уже окончательно с вами определимся.

Снята проблема по исполнению послания Конституционного Совета. Рекомендации Конституционного Совета теперь находят отражение в планах законопроектных работ Правительства. В Правительство внесет проект постановления, предусматривающий обязательность учета решения Конституционного Совета при подготовке проектов нормативных правовых актов. Теперь все государственные органы при разработке нормативных правовых актов сначала будут смотреть на решение Конституционного Совета, если по той или иной отрасли были проблемы и нашли отражение в решении Конституционного Совета, государственный орган теперь будет обязан сначала рассмотреть это. Я так думаю, я могу сегодня констатировать, что на сегодняшний день проблем по постановлениям Конституционного Совета нет.

В этом году мы решили проблему по юридической технике, окончательно мы с вами переговорим на этом расширенном заседании Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе, о котором я говорила. Мы предполагаем, что будут внесены поправки в закон о нормативных правовых актах, которыми в качестве приложения будет утверждена юридическая техника, то есть обязательные и единые для всех участников законотворческого процесса правила по оформлению проектов нормативных правовых актов. Здесь же будет предложена типовая структура законопроектов в самостоятельной редакции и вносящая изменения и дополнения в уже действующие законы.

Указанное позволит решить проблему с юридической проработанностью текста, при этом иные замечания и предложения, касающиеся целесообразности решения отраслевых вопросов, должны быть совместно проработаны и не должны восприниматься как некачественная разработка проекта, так как они являются субъективным фактором и это право каждого - иметь свое мнение. То есть мы с вами наконец-то, возможно, придем к понятию критерий качества, что такое юридическая техника, что такое критерий качества, и наконец решим вопрос с лингвистической экспертизой, аутентичностью текста.

Как показал выборочный анализ поправок, внесенных в текст законопроекта в ходе его прохождения, лишь около 5 процентов всех замечаний, это замечания юридического характера. В то время как больше половины всех замечаний это замечания редакционного характера, более 30 процентов касаются экономической, социальной и иной отраслевой целесообразности. Через внесение поправок в Закон "О нормативных правовых актах" будет внедрена новая модель правового мониторинга, которая позволит проводить на постоянной системной основе анализ не только подзаконных актов, но и массива законодательных актов, а также международных договоров, это позволит своевременно и адекватно совершенствовать нормативную правовую базу страны и имплементировать международные стандарты.

По аутентичности я уже сказала, это большая проблема. На этих двух встречах мы с вами договорились, что все-таки надо проводить лингвистическую экспертизу, есть несколько предложений, как мы это будем делать. Наверное, 26-го числа мы наконец-то поставим точку под этой проблемой.

Следует отметить, что многие имеющиеся проблемы связаны с отсутствием отраслевых научных экспертиз, это экономическая и финансовая. Наверное, мы это тоже решим. Министерство экономики и бюджетного планирования уже презентует третий раз эту методику, как я уже сказала, лот развит на шесть тем, среди них есть экономическая составляющая, лот по экономической проработанности. Уважаемые депутаты, я так думаю, мы закроем все проблемы, которые на сегодняшний день обоснованно имеют место, наконец-то определимся с критериями качества.

Совместно с учеными мы подготовили государственную программу правового развития государства, адекватно регулирующую социально-экономические и общественно-политические отношения на периоды 2010-2020 годы. Этот документ в настоящее время находится в Администрации Президента, мы его будем рассматривать на Совете по правовой политике. С принятием 9 февраля текущего года закона по вопросам местного самоуправления все основные мероприятия, предусмотренные комплексным планом по проведению действующего права в соответствии с Конституцией, на сегодняшний день решены, кроме законопроекта о смертной казни, который находится в рабочих группах Мажилиса.

Согласно плану законопроектных работ в этом году на ваше рассмотрение будут представлены такие законопроекты как Кодекс об административных правонарушениях в новой редакции, Административный процессуальный кодекс (чего у нас в стране не было, мы сейчас с учеными разрабатываем, это очень сложный документ), о государственном имуществе, по вопросам защиты прав граждан на неприкосновенность частной жизни, социальной поддержки отдельных категорий граждан, регистрации граждан по месту жительства и другие очень серьезные нормативные правовые акты.

Если остановиться по экспертизе подзаконных актов. Подзаконные нормативные правовые акты составляют основную часть национального законодательства, в связи с чем наша главная задача - обеспечить их законность и качество. Органами юстиции за 2008 год и два месяца текущего года проведена юридическая экспертиза 9 тысяч 67 нормативных правовых актов, акты Главы государства, Правительства, Премьер-Министра, центральных и местных государственных органов. На сегодняшний день, у нас в стране 286 законов, около 10 тысяч подзаконных актов, которые включают постановления Правительства, приказы министров, нормативные правовые акты местных исполнительных органов власти.

По сравнению с предыдущим периодом наблюдается заметное улучшение качества подготовки нормативных правовых актов с государственными органами. К примеру, если за 2007 год было отказано 17,7 процента от общего количества представленных актов, то в 2008 году этот показатель снизился почти в 2,5 раза и составил 7 процентов. Полагаем, что улучшение показателей достигнуто, в том числе и благодаря тем мерам, которые мы с вами, уважаемые депутаты, принимаем.

По международному сотрудничеству. Важную роль министерство выполняет в сфере международной деятельности государства, обеспечивая юридическую сторону внешних отношений. В свете предстоящего председательства Казахстана в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 2010 году укрепляются межведомственные контакты с министерствами юстиции других государств для обмена позитивным опытом работы по применению международных стандартов в области прав человека, развития уголовно-исполнительной системы и законотворческой деятельности.

Одновременно с практическими мерами по представительству интересов государства в судах и арбитражах за границей и в стране министерством принимаются меры для укрепления арбитражного и третейского разбирательств как альтернативных способов разрешения споров без участия государства. В Парламент в конце ноября 2008 года внесен соответствующий законопроект, мы вместе с вами будем его разбирать, я надеюсь, вы будете его принимать. В Правительство внесен законопроект о ратификации Республикой Казахстан Конвенции ООН об юрисдикционных иммунитетах государств. Цель законопроекта - защита республики и ее собственности за рубежом.

Корпоративная сеть органов юстиции. На этом я хотела бы остановиться более подробно. Многие депутаты у нас были в Министерстве юстиции, но позвольте, я еще раз остановлюсь на этой системе.

Министерством юстиции в рамках государственной программы "Электронное Правительство" осуществлен ряд мероприятий по автоматизации деятельности органов юстиции, одной из основных задач стало создание корпоративной сети министерства. Представляем вашему вниманию видеосюжет, после которого я более подробно на нем остановлюсь.

Выстроить корпоративную сеть Министерства юстиции стало возможно с помощью Агентства информатизации и связи и "Казактелекома". У них, поверьте, уважаемые депутаты, достаточно большие возможности, очень много новых технологий, которые они внедряют, и при правильном подходе, я так думаю, каждый госорган может выстроить такую корпоративную сеть. Что она дает? Только контролируемых расходов - это командировки, телефонные переговоры, посмотрите, насколько мы сократили расходы. К нам не приезжают наши сотрудники с регионов, достаточно прийти в Департамент юстиции, где стоит это видеонаблюдение, и мы в режиме онлайн каждый вечер в 19.00 часов проводим видеоконференции, мы проводим разбор просроченных документов через ЦОНы. Вместе с АИС и "Казактелекомом" мы выстроили систему контроля за исполнением, предоставлением государственных услуг за своевременностью и качеством. Теперь каждый просроченный документ является предметом рассмотрения в ежедневном режиме со всеми ЦОНами через нашу видеосистему.

В видеоролике сказано, что мы поставили 1133 IP-телефона, на сегодня уже 2000, до конца года мы поставим 5000 номеров. Это четырехзначные номера, связь мгновенная, этот IP-телефон связывает четыре абонента сразу, поэтому по тому телефону, по которому мы сейчас вам скажем, это call-центр 58-00-58, звонки бесплатные, Алматы, Астана и все областные центры. До конца года "Казактелеком" обещает нам этот звонок бесплатным сделать с каждой точки, с любого населенного пункта страны. Сall-центр работает в круглосуточном режиме и с этой недели мы начнем тиражирование и, может быть, пропаганду этого номера. Два месяца мы работали в пилотном режиме, апробировали со всеми госорганами и теперь у нас будет интерактивная связь с гражданами. Такой IP-телефон мы поставили в каждом ЦОНе. Каждый человек, который недоволен предоставлением услуг в ЦОНе, грубостью, качеством, по любому вопросу, который у него возникнет к деятельности ЦОНов, а также любому консультативному вопросу он может подойти к IP-телефону в ЦОНе, набрать "58-00-58", ответит "Call-центр", соединит с любым департаментом Министерства юстиции и, сейчас отрабатывается, с любым сотрудником любого министерства, который закреплен за ответами на вопросы наших жителей.

Это очень удобная система. Я так думаю, что мои коллеги все меня поддержали, и до конца года мы, четыре государственных органа, интегрируем свои системы - Министерство труда и социальной защиты населения, Министерство здравоохранения, Министерство обороны и Министерство чрезвычайных ситуаций. До конца года все наши услуги и все наши функции будут переведены именно на информационное обеспечение (я дальше остановлюсь по докладу). И "электронное правительство", поверьте мне, реально, очень удобно, сокращает расходы и, самое главное, дает интерактивный режим - режим онлайн.

По вопросам Комитета регистрационной службы и оказания правовой помощи. Принимается комплекс мер и по ужесточению контроля в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Внедряется проект "Электронный архив Регистра недвижимости". С использованием данной системы проводится электронное сканирование всех правоустанавливающих документов, хранящихся в архивах регистрирующих органов. Также электронный архив будет способствовать сокращению сроков регистрации прав на недвижимое имущество.

Для обеспечения максимально удобных условий в пилотном режиме в городе Астане справки о наличии недвижимого имущества представляются уже в электронном формате. Граждане смогут получать справки уже не в трехдневный срок, а в течение всего получаса. В ближайшее время эта услуга станет доступной в других регионах. Кроме того, сокращен срок оказания информационных услуг, предоставляемых в обычном порядке, с трех до одного рабочего дня.

Предлагаю посмотреть еще один видеосюжет о работе государственных баз данных. Вам будет это очень интересно, потому что когда вы ездите на встречи с избирателями, вы должны знать о тех возможностях, которыми обладают наши государственные органы.

Что касается электронной цифровой подписи, то с 2003 года в Республике Казахстан действует закон, согласно которому электронная цифровая подпись имеет юридическую силу. В центрах обслуживания населения АИС открыл удостоверяющие центры, и в центрах обслуживания населения сейчас бесплатно каждому жителю Республики Казахстан выдается этот ключ. Если вы будете обладателями этого ключа, то в течение этого года мы 65 услуг будем предоставлять в электронном варианте, находясь дома, имея доступ к Интернету и обладая этим ключом, вы можете получать эту услугу дома. Если вы хотите подлинник документа, то вы даете заявку, и мы через "Казпочту" принесем подлинник документа к вам домой.

Что касается электронного архива, то это очень удобно. Это как раз-таки та мера, которая способствует борьбе с коррупцией. Если раньше в центрах недвижимости за сокращение сроков и быстрое оформление документов (вы все об этом знаете, это было притчей во языцех) были злоупотребления, то на сегодня, когда мы все документы переведем в электронный архив, основные документы сдадим в государственный архив, мы решим несколько задач: во-первых, скорость; во-вторых, коррупционные моменты; в-третьих, будет сохранность документов каждого из вас, правоустанавливающих документов на недвижимость, не будет лжепредпринимательства, будут закрыты в большей своей части вопросов рейдерства.

24 декабря 2008 года было принято постановление, регламентирующее внедрение использования электронного паспорта гражданина Республики Казахстан нового образца. Осуществляется массовый выпуск электронных паспортов граждан Республики Казахстан, полностью соответствующих международным стандартам. Мы уже стали членами ИКАО, в комитет ИКАО входит сотрудник Министерства юстиции, официально признанный представителем Казахстана в ИКАО. С 1 января текущего года выпущено и выдано уже 27 тысяч этих паспортов.

Уважаемые депутаты! В настоящее время на вашем рассмотрении находится проект кодекса о браке и семье. Он предусматривает законодательное закрепление деятельности органов ЗАГС, установление правил и порядка регистрации актов гражданского состояния, которые сейчас регулируются на подзаконном уровне. Как отмечалось, сегодня в органах ЗАГС успешно внедрена и функционирует информационная система "Регистрационный пункт ЗАГС", реализуемая в рамках государственной базы данных "Физические лица". Наверное, это как раз-таки часть ответа на депутатский запрос господина Чиркалина Ивана Федоровича, если Вы посчитаете это ответом. Если нет, то я в среду приду и официально скажу. Согласно статье 164 регистрировать брак могут только органы ЗАГС, акимы на местах организуют, не регистрируют. Вот эта организация у нас налажена со всеми Акимами на местах. Сейчас с Северным Казахстаном еще раз пересмотрели это, и я так думаю, что, Иван Федорович, мы все вопросы сняли. Но эта система, которую вы сидели, мы вам с холле показывали, которая сейчас реально действует: как только зарегистрирован брак - все то сразу попадает в тот же день, в день регистрации попадает в эту базу. Это государственная база, это государственный регистр, где регистрация этого брака уже констатируется, и он стали полноправным объектом этой регистрации. То есть мы с вами, те государственные органы, которые имеют доступ к этим базам, могут знать, когда тот или иной гражданин зарегистрировал эти браки. Если со временем такие базы смогут быть и возможны у нас каждому акиму, вопросов нет, мы с вами можем пересмотреть и дать возможность регистрации вернуть акимам. Но на сегодняшний день вопросов, проблем по регистрации и организации регистрации у нас нет.

Отмечу, что служба ЗАГС перешагнула 85-летний рубеж. В 2008 году зарегистрировано в республике свыше 500 тысяч актов. Начиная с 2001 года наблюдается стабильный рост рождаемости по республике и сокращение смертности.

Нужно признать, что в сфере регистрации юридических лиц до недавнего времени нерешенным оставался целый ряд проблем. Со стороны предпринимателей имелось немало нареканий относительно процедуры открытия бизнеса. Нами была проделана большая работа по анализу, выработке предложений и принятию соответствующих законодательных решений всех возникающих проблем. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что процедуры регистрации юридических лиц максимально упрощены, снижены сроки их осуществления.

Недавно принятые изменения и дополнения в Закон в сфере регистрации юридических лиц позволяют регистрировать малый и средний бизнес в трехдневный срок и воспользоваться типовым уставом.

В соответствии с поручением Главы государства в декабре истекшего года принята Программа по праворазъяснительной работе, дальнейшему повышению уровня правовой культуры на 2009-2011 годы. В настоящее время ведется планомерная работа по ее реализации.

Вы, наверное, видите, мы работаем со всеми каналами. Если вы видите передачу "Третьего не дано" или "Юридический факт: разъяснение законов", у нас в каждой газете появились свои столбцы, разъяснительные рубрики, это как раз-таки говорит, что все это мы делаем вместе со СМИ, за что им благодарна, в свете реализации правовой пропаганды.

Хочу отметить, что в сфере нотариата имеется ряд проблем законодательного характера, это неопределенность статуса нотариуса, нотариата и характера нотариальной деятельности, дальнейшее совершенствование схемы взаимоотношений государства и нотариата. Ведь нотариат - это функция вообще-то государственная, она делегирована только представителям нотариата, нотариусам. Решение данных проблем найдут свое отражение в законопроекте, внесение которого запланировано на 2010 год. Если мы будем готовы раньше вместе с нотариальными палатами и вместе с вами, уважаемые депутаты, я думаю, мы войдем с этим законопроектом раньше. Вы тоже свидетели, наверное, к вам избиратели обращаются, действия нотариата вызывают больше нареканий, чем похвалы.

На сегодняшний день мы применяем латинский нотариат. Может быть, есть смысл нам отказаться от принципа латинского нотариата, может быть, и нет. Принцип латинского нотариата действует в европейских государствах, где плотность населения достаточно высокая. Если на 100 тысяч жителей действует и работает один нотариус, то в нашей стране, учитывая, что большая территориальная разрозненность населенных пунктов, большая территория, население составляет 16,5 миллиона, один нотариус должен обслуживать 100 тысяч человек, а поселки могут находиться до 500 километров друг от друга. Поэтому оставим мы с вами латинский нотариат или нет, наверное, будет несколько парламентских слушаний, мы еще раз придем в рабочие группы, будем проводить "круглые столы", определимся с вами, отходим от этого принципа или остаемся. Если оставляем этот принцип, то будем менять правила игры.

По итогам 2008 года впервые за более чем десятилетнюю историю развития частного нотариата удалось охватить в стационарном нотариальном обслуживании практически все сельские регионы республики, за исключением одного Улытауского района Карагандинской области, проблему которого до середины этого года мы тоже хотим решить. За истекший период министерством была проведена работа по разработке и подготовке законопроекта, предусматривающего введение единых нотариальных тарифов по твердым ставкам и пропорциональной системе по всей республике, который в настоящее время находится на рассмотрении в Мажилисе, за что я очень благодарна депутатам.

В предстоящем году министерством планируется работа над созданием информационной системы "электронный нотариат", о чем я уже говорила. Все функции Министерства юстиции, все полномочия будут переведены на электронную версию, выгоды от этой системы очевидны, и я на следующий год, если буду работать министром, буду иметь честь вам представить этот "Электронный нотариат".

Смотрите, обеспечение юридической безопасности заключаемых гражданами сделок, пресечение экономической преступности, предотвращение случаев мошенничества и подделок правоустанавливающих документов на недвижимость, незаконного захвата предприятий и других нарушений законодательства, допускаемых как сторонами, так и самими нотариусами при совершении нотариальных сделок. Еще, когда вы рассматривали по финансовому мониторингу, вы сделали нотариат субъектами мониторинга. Я считаю, что это правильно, потому что сделки идут через нотариат. В настоящее время Мажилисом рассматривается законопроект по вопросам обеспечения квалифицированной юридической помощи, направленной на повышение роли адвоката в системе правосудия, среди них особо важным являются нормы касающиеся реализации права адвоката на собирание доказательств в уголовном процессе, усиление уголовной ответственности за воспрепятствование законной деятельности адвокатов и иных лиц по защите прав и интересов граждан.

ПО ЦОНам и обеспечению качества государственных услуг.

На сегодняшний день в стране функционируют.

Вы знаете, наверное, в Министерстве юстиции у меня столько полномочий, что за 20 минут я просто не уложусь. Встречаюсь с вами раз в году, хочу рассказать обо всем.

На сегодняшний день в стране функционируют 295 центров обслуживания населения, которыми оказано свыше 7 миллионов государственных услуг. В истекшем году в селах и отдаленных населенных пунктах открыты 100 окон ЦОНов на базе новых типовых отделений АО "Казпочта". Жители этих регионов смогут получать услуги ЦОН, не выезжая в районные центры, тем самым обеспечивается равный доступ к государственным услугам всем жителям республики. В текущем году будут открыты еще 148.

Уважаемые депутаты! Там, где есть почта, хоть маленькое отделение почты, мы будем туда доходить со своим принципом "одного окна" и наши жители в этом населенном пункте, пусть будет маленький, большой, если есть "Казпочта", мы до конца этого года дойдем, и наши жители не будут ездить в район. Мы в холле вам показали, как мы проводим документирование РПДРН. Теперь не надо ни фотографа, никого. Там, где нет этой системы, мы купили мобильные переносные пункты, каждый четверг или каждую пятницу, то есть это будет системно, люди будут знать, что к ним будет приезжать представитель отдела документирования и будет оформлять все документы для получения паспорта или удостоверения. Это очень удобно. Сейчас в ЦОНах предоставляются услуги по 57 видам, из которых 20 - это услуги органов юстиции. Совместно с госорганами прорабатываем вопросы поэтапной передачи госуслуг в ЦОНы.

К 2011 году все 131 услуга, которые находятся в реестре государственных услуг, но, может быть, какие-то стратегические останутся, но большая часть государственных услуг уже перейдет в ЦОНы. И на сегодня, наверное, эта система - корпоративная сеть Министерства юстиции, наши взаимные действия по искоренению недостатков в работе ЦОНа, наверное, сказались и на вашей почте, уважаемые депутаты, сейчас все меньше и меньше жалоб на действия ЦОНов. Еще раз говорю, эта система контроля в ежедневном режиме. Мы контролируем своевременность и качество предоставления государственных услуг. Сейчас уже в восьми областях нашей страны мы констатируем - нет ни одной просрочки, проблемными остаются пока Алматы и еще несколько регионов. Мы сейчас с ними тоже работаем, я так думаю, что к следующему году я буду констатировать, что по предоставлению госуслуг просрочка - это уже из ряда вон выходящая ситуация, и у нас просрочек не будет.

Разрешите вашему вниманию предоставить следующий видеосюжет о деятельности ЦОНов.

Уважаемые коллеги! Не буду подробно останавливаться на "Call-центр" я уже достаточно сказала, но вы уже своим избирателям можете говорить: по телефону 58-00-58 в круглосуточном режиме по любым вопросам жители нашей страны могут обращаться, днем и ночью. "Call-центр" работает в круглосуточном режиме. Вы можете сегодня домой прийти, набрать 58-00-58 и убедиться в работе "Call-центр".

Конечно, в первое время могут быть какие-то погрешности. Эти два месяца мы отрабатывали с государственными органами. Я так думаю, что со временем они тоже набьют руку, и наши избиратели, жители Республики Казахстан смогут получать мгновенный ответ на все вопросы.

С 27 января текущего года нашими партнерами в ЦОНе Сарыаркинского района города Астаны проводится эксперимент по внедрению системы управления через совет управляющих. В этом проекте работают ЮСАИД, Еврокомиссия, союз "Атамекен", Форум предпринимателей и партия "Нур Отан". На постоянной основе они соуправляют текущей деятельностью ЦОНа. Эта практика, после завершения этого проекта, будет внедрена во все ЦОНы.

У меня еще много написано, но я перейду к следующей теме по деятельности Комитета уголовно-исполнительной системы.

По состоянию на 1 января 2009 года в учреждениях республики содержалось 58 тысяч 692 спецконтингента, что на 2 тысячи 680 человек больше, чем за аналогичный период прошлого года.

В исправительных учреждениях республики более 85 процентов осужденных отбывают наказания за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, основу которых составляют лица, осужденные за убийства, разбои, грабежи и так далее.

За отчетный период оперативная обстановка в учреждениях уголовно-исполнительной системы оставалось сложной, но контролируемой. Принятыми мерами не допущено фактов массовых неповиновений и захватов заложников.

Несмотря на рост количества спецконтингента (более чем на две с половиной тысяч человек), достигнуто снижение допущенной преступности в учреждениях УИС на 11 процентов.

За отчетный период в учреждениях УИС снизилось количество побегов и уклонений от отбывания наказания.

В результате качественной работы комиссий исправительных учреждений по вопросам условно-досрочного освобождения осужденных достигнуто снижение повторной преступности среди ранее условно-досрочно освобожденных лиц.

Криминальной полиции Министерства внутренних дел оказано содействие в раскрытии 6 тысяч 239 ранее совершенных преступлений, в том числе 60 убийств, 195 разбоев и 687 грабежей.

Комитетом уголовно-исполнительной системы и его подразделениями проделана большая работа по реализации поручений Главы государства. С этой целью в 2008 году осуществлялись мероприятия, направленные на борьбу с коррупцией, повышение качества общеобразовательного и профессионального обучения осужденных, предупреждение распространения туберкулеза.

Принятыми мерами удалось снизить уровень коррупции среди сотрудников уголовно-исполнительной системы на 23 процента. При этом из 37 возбужденных всеми правоохранительными органами уголовных дел половина преступлений выявлена службой собственной безопасности, которую в прошлом году я усилила. В настоящее время в службе собственной безопасности находятся 67 офицеров, которых мы взяли из своего резерва, не просили дополнительных штатов, и, пожалуйста, результаты.

В связи с упорядочением нормативных правовых актов, ужесточением контроля за деятельностью специальных медицинских комиссий за 2008 год ни один преступник не освобожден по болезни. Если их раньше было 444, потом - 228, потом - 44, потом - 37, то в 2008 году - ни одного. Но еще благодаря работе с Министерством здравоохранения мы провели обследование всего спецконтингента узкими специалистами. Взяты на учет больные, приняты меры по лечению туббольных. Заболевания туберкулезом в местах лишения свободы сократились на 1,2 процента. Я считаю, что это достаточно большой прогресс.

Сегодня создаются все условия для обеспечения осужденных рабочими местами. В 41 исправительном учреждении республики организовано профессиональное обучение осужденных по 32 новым востребованным на рынке труда специальностям, которыми охвачено около 3600 осужденных. В 2008 году за счет освоения новых видов производств как изготовление железобетонных изделий, металлочерепицы, егозы, жженного кирпича, переработка сухого картофеля на оплачиваемые работы, было трудоустроено свыше 15 тысяч 300 осужденных.

В 2008 году было продолжено строительство новых и реконструкция действующих учреждений уголовно-исполнительной системы.

Благодаря поддержке Правительства и Парламента завершены долгострои по строительству следственного изолятора в городе Шымкенте и первого пускового комплекса СИЗО города Алматы, строительство которых велось 24 года и 7 лет соответственно.

В целях дальнейшего развития системы были разработаны и приняты 13 нормативных правовых актов. Вместе с тем на сегодняшний день в сфере исполнения уголовных наказаний имеются достаточно серьезные проблемы. Большинство зданий и сооружений учреждений УИС не отвечают санитарным, техническим требованиям, а также требованиям международных стандартов. При этом в связи с удорожанием стоимости инвестиционных проектов на сегодняшний день не окончены работы по реконструкции трех исправительных учреждений в городах Кызылорде, Уральске и Павлодаре. В неудовлетворительном состоянии находятся инженерные и технические средства охраны, в связи с чем не обеспечивается надлежащая безопасность объектов УИС.

Здесь на выручку пришло акционерное общество "Зерде". В рамках выделенных им средств вместе с Министерством юстиции мы сейчас будем решать эту проблему по инженерным и техническим средствам охраны.

Несмотря на общее увеличение общего числа работающих осужденных, по-прежнему остается низким процент трудозанятых по отношению к общему числу трудоспособных осужденных. В связи с чем основными задачами уголовно-исполнительной системы на текущий год являются:

- переход к покамерному содержанию осужденных в местах лишения свободы путем строительства новых и капитального ремонта действующих учреждений уголовно-исполнительной системы;

- обеспечение безопасности осужденных, персонала и иных лиц, находящихся на территории уголовно-исполнительной системы путем оснащения современными системами охраны и видеонаблюдения;

- создание эффективных систем воспитательного воздействия на осужденных, включающих в себя психолого-педагогическое воздействие;

- создание дополнительных рабочих мест для осужденных на предприятиях УИС путем внедрения новых видов производств.

По всем заводам, которые ранее работали, министерство дало поручение Комитету уголовно-исполнительной системы. Мы нашли мастеров-фрезеровщиков, столяров, токарей, попросили их выйти к нам на работу, по договору приняли их на работу. Они сейчас обучают малолетних преступников, преступников, которые находятся в местах лишения свободы рабочим специальностям. После того, как они выйдут из мест лишения свободы, станут полноправными гражданами Республики Казахстан, я думаю, они смогут найти место в обществе.

Я думаю, что по вопросам интеллектуальной собственности и религии я к вам приду отдельно. Очень многое делается, но очень многое предстоит сделать. Принято много нормативных правовых актов, которые позволяют контролировать продажу этой контрафактной продукции с лотков, упорядочен порядок и прочее. Но на сегодня еще имеются серьезные проблемы в работе по вопросам интеллектуальной собственности, продолжается продажа в неустановленных местах. Мы вместе с Министерством внутренних дел и финансовой полицией разработали совместный приказ. Я думаю, после окончания мониторинга по малому и среднему бизнесу мы усилим эту работу. Но совершенно справедливо говорят, что интеллектуальная собственность не ограничивается только контрафактной продукцией в виде видеозаписей и прочего. Контрафактная продукция, это нарушение требований таких торговых марок как "Адидас" и прочих. Вы видите, на рынках очень много контрафактной продукции. Это целый комплекс мероприятий. Нужно поднимать свою легкую промышленность, одновременно борясь с контрафактной продукцией. То есть в данном случае это должен быть целый комплекс мероприятий, где мы параллельно с вами будем решать вопросы становления легкой промышленности, вопросы борьбы через таможню и другими способами завоза контрафактной продукции. Я, уважаемые депутаты, думаю, что по вопросам интеллектуальной собственности и по вопросам религии я к вам зайду отдельно, приду по этим вопросам, если вы позволите.

Если сейчас перейти к еще одному очень серьезному вопросу, это деятельность Центра судебной экспертизы, и я на этом закончу.

С учетом значимости объективности судебной экспертизы со стороны министерства принят ряд мер по совершенствованию ее деятельности. Разработан законопроект, направленный на совершенствование судебно-экспертной деятельности, в настоящее время он находится на вашем рассмотрении. Этот закон "живой", мы постоянно будем вносить в него изменения. Мы сейчас уже на подходах к вступлению в "Вайлак", это международная ассоциация экспертов. Мы сейчас разрабатываем и будем внедрять стандарты ISO 17025, многое, поверьте, мы уже сделали.

Вроде бы стою перед вами полчаса, сорок минут и мне легко рассказывать. На самом деле это тяжелейший труд всего коллектива Министерства юстиции. Если вы сейчас посмотрите видеоролик по Центру судебной экспертизы, вам многое станет понятным. Тут есть уважаемая мною депутат Бычкова, которая очень много сделала по становлению Центра судебной экспертизы, она тоже может констатировать, что очень много сделано. Благодаря вашей поддержке, благодаря поддержке Правительства закуплено совершенно новое оборудование, которое дает возможность сейчас раскрывать тяжкие преступления. Только благодаря вот этому оснащению с вашей поддержкой, поддержкой Правительства, я думаю, что мы будем приняты в этом году в "Айлак". А если мы будем приняты в "Айлак", то это очень большие перспективы.

Уважаемые депутаты! Реализация поставленных задач невозможна без эффективно работающего аппарата. Системность и последовательность позволили достичь 100-процентного исполнения контрольных поручений Администрации Президента, Правительства. При этом рассмотрено за 2008 год 40 тысяч документов Министерством юстиции, ни один из них не возвращен как некачественно проработанный, ни один из них не просрочен.

По исполнению поручений Главы государства министерством проводится работа по совершенствованию кадровой политики и повышению ответственности первых руководителей всех уровней системы.

Проведенный анализ показывает, что в 2008 году количество зарегистрированных преступлений коррупционной направленности по сравнению с 2007 годом снизилось почти в два раза. Последовательные и системные меры по искоренению коррупции мы намерены продолжить и в дальнейшем. Мы хотим добиться полной прозрачности во взаимоотношениях между нашим ведомством и гражданским сектором.

В этом году исполняется 90 лет органам юстиции. Свой труд мы хотим посвятить этой знаменательной дате. Я так думаю, уважаемые депутаты, мы сможем это сделать с вашей поддержкой, потому что все законодательные новшества, все наши идеи вы поддерживаете. Как говорил известный писатель Марк Твен: "Народ - единственный критик, чье осуждение имеет цену", вы - представители, вы - избранники народа, ваша критика для нас очень ценна, поэтому мы не боимся ее, мы, наоборот, приветствуем любую критику, критикуйте нас, пожалуйста, давайте нам предложения, мы с благодарностью все это примем и все ваши критические замечания устраним".

--------

ВОПРОСЫ ДЕПУТАТОВ МАЖИЛИСА И ОТВЕТЫ МИНИСТРА ЮСТИЦИИ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ЮСТИЦИИ

Жигер Байтелесов, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 16 марта

На состоявшемся сегодня Правительственном часе в Мажилисе министр юстиции Загипа Балиева ответила на ряд вопросов парламентариев:

"ЖАМАЛОВ А.М. Уважаемая Загипа Яхяновна! Спасибо за такой пространный доклад. Мы внимательно его выслушали, теперь имеем представление обо всех аспектах работы вашего министерства. Спасибо Вам.

У меня такой вопрос. С начала года было много шуму, в прошлом году было много шуму по так называемым электронным паспортам, которые должны с этого года внедрятся. Скажите, пожалуйста, что мы вообще от внедрения этих паспортов ждем? Для чего это делается? Первый вопрос.

Второй вопрос. В 2007 году, я помню, была внедрена возможность работы предприятий на основании типовых уставов. Расскажите о ситуации с этими типовыми уставами на сегодняшний день.

Третий вопрос. Вы в своем докладе сказали, что готовится законопроект, будете сокращать сроки регистрации. Мы все знаем, что это большая проблема на сегодняшний день, там 3-10 дней, по-моему, по закону, но никто никогда их не выдерживает. Вы сказали, что в новом законодательстве эта проблема будет решена. Пожалуйста, подробнее по этой теме. Спасибо.

БАЛИЕВА З.Я. Большое спасибо за вопросы.

Что касается законопроекта, мы сейчас будем стремиться сокращать сроки регистрации, и это возможно после внедрения, как я показала, информационной системы. Вместе с Налоговым комитетом и другими государственными органами мы работаем над этим. Я так думаю, после принятия законопроекта, это еще ускорится. Технические и процедурные возможности имеются.

Мы постановлением Правительства после внесения изменений в Закон "О регистрации юридических лиц" приняли подзаконную базу и внесли изменения в постановление по типовым уставам, приняли шесть типов типовых уставов: акционерное общество и товарищества с ограниченной ответственностью, полной ответственностью, коммандитные и другие. Шесть видов типовых уставов на сегодня постановлением Правительства мы утвердили. Это значительно облегчило работу для наших предпринимателей.

Если вы смотрите свою почту, посмотрите, сейчас сокращаются и сокращаются жалобы на этот предмет. После того, как мы сейчас с налоговыми органами, органами статистики и другими государственными органами, которые имеют отношение к регистрации юридических лиц, отработаем все вопросы, я так думаю, тот срок, о котором мы говорим (однодневный и трехдневный), вполне реалистичен и возможен.

Что касается электронных паспортов, то процессы глобализации идут, весь мир борется с терроризмом. Казахстан входит в число первых 50-ти государств, которые заявили о том, что мы открыты, прозрачны, нам нечего бояться, и мы за мир без терроризма. Возможности электронных паспортов большие. Они остались в том же виде, вы видели, единственное, поменялся немного дизайн, и появился чип. В этом чипе невозможно подделать фотоизображение, а оно находится там. Если даже можно поменять фотографию, хотя в новых паспортах это практически невозможно, потому что оно накладывается лазерным принтером, тем не менее если даже что-то сделают, то невозможно поменять эту фотографию в чипе. Все данные, которые будут находиться в этом чипе, пройдут через закон. Мы придем с Законом "О биометрии", если вы поддержите. Это еще раз будет говорить о том, что гражданам Республики Казахстан нечего скрывать и нечего бояться. При прохождении границы с 2009-2010 годов это значительно облегчит процедуру прохождения через границы. Сейчас ИКАО над этим работает, и мы ощутим на себе преимущества электронных паспортов. На сегодня уже выдано 27 тысяч.

По вопросу о написании национальности. Этот вопрос решен. Мы обзвонили всех желающих, кто получил ранее паспорта, всем желающим, которые хотели, мы проставили национальность буквально в течение одного дня. Тем, кто не захотел, в соответствии с Конституцией это право каждого гражданина, мы не стали этого делать. Желающие были, мы им проставили. Спасибо.

ГЕЛЛЕРТ Н.В. Уважаемая Загипа Яхяновна! Спасибо за хороший доклад.

У меня вопрос по Закону "О браке (супружестве) и семье". Какова тенденция усыновления детей на данный момент? Есть ли случаи возврата детей как внутри страны, так и за рубежом? Какого возраста дети больше усыновляются - до года или старше? Спасибо.

БАЛИЕВА З.Я. Мы с вами сейчас в Кодекс о браке и семье вводим понятие не брака, а супружества, этим самым решаем многие вопросы. Также мы с вами достаточно внимания обратили на усыновление и удочерение. Сейчас появляется требование к аккредитации организаций, которые занимаются вопросами удочерения, усыновления как внутри страны, так и за пределами республики. Эти организации должны пройти жесткую аккредитацию. Это нужно для того, чтобы контролировать, в какие страны забирают наши детей.

В основном забирают новорожденных детей. Забирают большое количество больных детей. Случай возврата нам известен только один. У меня есть статистика за 2007 год. В 2007 году 757 детей-граждан Республики Казахстан были усыновлены иностранцами, из которых 467 граждане США, 129 - Испании, 47 - Федеративной Республики Германия, 34 - Канады, 22- Бельгии, 12 - Италии. В Россию уехали 7 малышей, 3 - в Ирландию, 2 - в Узбекистан, Украину, Израиль, Мальту, Беларусь и Азербайджан.

Я хочу сказать, что идет тенденция по увеличения вопросов усыновления и удочерения гражданами Республики Казахстан. Это очень отрадно. Например, за этот период усыновлено 3227 малышей гражданами Республики Казахстан. Вообще нам нужно сделать так, не знаю, как, уважаемые депутаты, Казахстан должен быть домом для всех детей и страной без детских домов. Что нам нужно для этого сделать? Либо по пособиям посмотреть, либо по какой-то патронажной системе, поддержке семей, которые берут малышей? Если мы решим эти вопросы, то вопросы усыновления (удочерения), вывоза наших малышей за границу сами собой исчезнут. Но вообще давайте вместе сделаем так, чтобы Казахстан был страной без детских домов.

МЫРЗАХМЕТОВ Ш. Уважаемая Загипа Яхяновна! Выражая признательность работе руководимого Вами министерства, у меня к Вам три вопроса.

Первый вопрос. При деятельности юридических лиц бывают случаи, когда учредители уезжают за пределы республики или по каким-либо другим причинам поиски их не представляются возможным. При этом оставшиеся участники заявили желание прекратить деятельность предприятия. Каким образом можно ликвидировать предприятие?

Второй вопрос. На сайте Министерства юстиции предпринимателям предоставлена возможность осуществления проверки наименования на их совпадение с зарегистрированными юридическими лицами. При этом иногда при регистрации выясняется, что предприятие с подобным наименованием уже есть. Как быть в данной ситуации?

Третий вопрос. Как реализуется статья 164 Закона Республики Казахстан "О браке и семье"? Спасибо.

БАЛИЕВА З.Я. Если Вы позволите, то я начну отвечать со второго вопроса. Да, мы ввели, в законе есть требование, когда не подлежат регистрации юридические лица, если есть юридические лица с аналогичными названиями. Мы сделали эту базу. Наверное, наша единственная погрешность, и мы сейчас это будем исправлять. Когда люди заходят в эту базу, не все параметры они заполняют, поэтому база дает, что такого нет. Они оформляют, а когда приходят, оказывается, что по нашей базе такое есть. Наверное, правильная разъяснительная работа со стороны нашего ведомства искоренит эти вопросы. Но эту базу данных "Физические лица", которую мы сегодня вам продемонстрировали, которая имеет, дает возможность и доступ по названиям всем, кто хочет открыть свои компании и юридические лица. Но Вы абсолютно правильно сказали. В этой части у нас есть недоработка. Наверное, мы должны сейчас всему обществу в виде видеоролика, сюжета в ЦОНах, по телевидению, в средствах массовой информации разъяснить правильно, как вести поисковую систему.

Что касается ликвидации предприятия, юридического лица, если нет гражданина, одного из учредителей, то я думаю, что все другие учредители должны принять меры для того, чтобы он появился, а если он отказывается в ликвидации, то согласно законодательству возможен только принудительный порядок через суд. Спасибо.

УТЕГЕНОВ А.Т. Уважаемая Загипа Яхяновна! У меня несколько вопросов.

Первый вопрос. То, что мы видели на видеоклипе о Центре судебной экспертизы. Хотелось бы уточнить, какую вы можете представить в виде электронной информационные услуги в "электронное правительство". Есть ли сайт Центра судебной экспертизы? А значение данного центра вы очень прекрасно на видеоклипе показали, он проводит в год более 66 тысяч экспертиз. Поэтому этот центр имеет большое значение.

Второй вопрос. Как осуществляется международное сотрудничество в области судебной экспертизы в вашем министерстве?

Третий вопрос. Это про ЦОНы, о которых мы все время говорим. Я бы хотел привести один небольшой пример по поселку Шидерты, который имеет 8000 населения. В конце ноября на встрече я не был рад, что открыли там центр. Перед этим мы с акимом радостно обошли, посмотрели, открыли прекрасный центр на два рабочих места. Правда, в октябре они выдали всего 37 документов. На встрече все жители задавали вопрос, почему им приходится ездить в город Экибастуз, когда открыли такой центр. А вся причина, оказывается, только в том, что нет доступа к базе данных. Обещали на все мои письма о том, что в новом году это будет. Хотелось бы узнать, когда все-таки такие центры смогут работать в полной мере и отвечать на вопросы жителей, когда у них появятся доступы. Спасибо.

БАЛИЕВА З.Я. Большое спасибо. Если можно, я начну с третьего вопроса - по Шидерты.

В такой ситуации не только Шидерты, все населенные пункты, где нет системы, доступа к базе данных, именно к этим трем национальным реестрам, основополагающим базам. Пользуясь случаем, хочу добавить к своему ответу, что на территории СНГ только у Казахстана есть такие три учетные системы. Это большое преимущество при создании "электронного правительства". К сожалению, не везде есть Интернет и в режиме он-лайн не всем мы можем предоставлять эти услуги. Но сейчас "Казтелеком" вместе с АО "Зерде", с Агентством по информатизации и связи (вы их заслушивали недавно) дают обещание, что они проведут везде. Как только это будет проведено везде, все будут иметь доступ к этой базе. Постановлением Правительства в нашем государстве есть 18 национальных систем, вот если на базе этих трех национальных реестров все эти 18 систем будут интегрированы (а такая работа АИС уже началась), все государственные органы в рамках своих полномочий будут иметь доступ к этим информационным системам, трем национальным системам, вы представляете, это реальное "электронное правительство", мгновенно можно решать вопросы. К сожалению, в Шидерты мы можем предоставлять услуги - просто принимать документы, возить и приводить. Но как только Агентство по информатизации и связи, "Зерде", "Казтелеком" нам проведут туда сеть, мы с удовольствием подключим свою сеть и будем предоставлять эти услуги в режиме реального времени, в режиме он-лайн, немедленно. В таком положении сейчас находится не только Шидерты, но и многие. Я еще раз говорю, этот вопрос решаемый, может быть, наступит время до конца этого года, в следующем году мы можем констатировать, что все эти вопросы решены.

Что касается судебной экспертизы. Да, международное сотрудничество у Центра по судебной экспертизе развивается, и достаточно успешно. Я еще раз хочу сказать, что сейчас, как только мы закончим разработку всех методик (а их более 195, 105 уже разработали), предстоит разработка сложнейших методик (это оценка земли и оценка недвижимости, это сложнейшие экономические методики), тогда мы можем делать заявку для вступления нас в "Айлак" (международная ассоциация). Когда мы перейдем на стандарты ISO 17025, а мы к ним приближаемся, я так думаю, это возможно.

Что касается сотрудников Центра судебной экспертизы. Да, нагрузка у них большая, Правительство этот вопрос решает, каждый год их численность будет повышаться, Не так быстро, как нам хотелось бы, но опять - появление информационной системы Центра судебной экспертизы позволит нам создать реестр всех экспертиз, которые проводятся на местах. Во-первых, это прозрачность, это возможность быстро и адекватно реагировать всем правоохранительным органам, в конце концов, это все-таки система контроля. Я так думаю, что до конца 2009 года информационную систему в Центре судебной экспертизы мы поставим.

РОГАЛЕВ В.П. Уважаемая Загипа Яхяновна! На прошлой неделе депутаты нашего комитета посетили Ваше министерство, где мы побывали в Ситуационном центре. Хорошо, что эта система налажена, работает, тем более, что Вы сегодня до начала правительственного часа еще раз продемонстрировали и прокомментировали нам возможности Ситуационного центра. Однако у меня есть два вопроса.

Первый вопрос. Не случится ли так, что государственная база данных (регистр недвижимости, электронный архив "Физические лица", "Юридические лица") может дать сбой в системе, тем самым мы можем потерять данные, которые были введены в эту систему?

Второй вопрос. Какова эффективность и преимущество электронных справок, о чем Вы сказали, для населения? Удобна ли эта система для населения? Я думаю, если она удобная, тогда нужно как-то более широко освещать это в средствах массовой информации. Прошу ответить. Спасибо.

БАЛИЕВА З.Я. Вопросы безопасности системы решены соответствующими государственными органами. Вопросы сбоя возможны, это техника, это программы, но Агентство по информатизации решило и эту проблему. Уважаемые депутаты, вы должны знать и быть уверены, что все системы защищены. Агентство по информатизации и связи выстроило капсульный сектор, все эти базы данных находятся в капсулах по суперсовременной технологии, которые не взрываются, не тонут, не горят. Информацию мы получаем раз в сутки, в ночное время идет обновление базы. Мы работаем на зеркальном сервере. Поэтому если даже что-то с зеркальным сервером случиться либо, как всегда говорят, хакеры попытаются вскрыть эту систему, для чего это им надо я не знаю, потому что доступ будет у всех к этой системе в рамках полномочий и они могут в любом госоргане узнать вопрос, который их интересует, тем не менее если будут такие попытки, мы работаем на зеркальном сервере, который мгновенно может обновиться через капсульную систему и вопросы возможности пробить эту систему, они сразу отражаются, система сразу говорит, что идут нападки на систему, поэтому система защищена, и вопросы сбоев в этой системе Агентством по информатизации тоже предусмотрены.

Что касается электронных справок. Мы уже сказали, одну справку мы уже даем. В этом году мы будем в электронном формате предоставлять 65 справок, и все, у кого дома есть Интернет, а всем гражданам Республики Казахстана, наверное, нужно уже подключаться к "Мегалайн", который стоит в пределах 3800 тенге за пользование и домашние пользователи, если у них есть, еще раз хочу сказать, электронно-цифровая подпись, которую они сегодня бесплатно могут получить в ЦОНах, в том числе мы с вами все можем получить, и если у нас дома есть Интернет, даже по модему, то есть если дома у кого-то есть телефон, он тоже может подключиться к сети "Мегалайн", он может получать эти электронные услуги в электронном формате дома. Это очень удобно, не надо никуда ехать, но если вам хочется получить кроме электронного формата еще и подлинник документа, например, лицензию, вам нужно сделать заявку и мы через "Казпочту" принесем этот документ домой. На это направлены работы Агентства по информатизации, "Казтелекома", АО "Зерде" и всех государственных органов. Я думаю, что когда мы встретимся в 2011 году, все эти вопросы будут уже историей и мы реально будем работать в режиме электронного Правительства. Спасибо.

МИЛЮТИН А.А. Уважаемая Загипа Яхяновна! Спасибо за содержательный доклад. Ряд вопросов, которые у меня были, Вы сняли, но у меня остался один вопрос: насколько сегодня открыта и прозрачна деятельность Министерства юстиции в части уголовно-исполнительной системы? Какая проводится работа по привлечению общественности к мониторингу учреждений уголовно-исполнительной системы в рамках соблюдения прав и законных интересов человека? Спасибо.

БАЛИЕВА З.Я. Мы стараемся очень открыто работать по вопросам содержания осужденных и исполнения решения судов. Мы работаем с неправительственным сектором практически в каждом областном центре при управлениях уголовной исполнительной системы. Практически в каждом учреждении есть комитет по контролю со стороны общественности, в тесном контакте с ними работаем, может быть, благодаря этой работе многие вопросы на сегодняшний день сняты. В средствах массовой информации появляются отдельные публикации. Мы готовы работать и по этим публикациям с представителями средств массовых информаций, с общественностью, мы можем, если депутаты имеют желание, проехать и просмотреть. Депутаты партии "Нур Отан" недавно буквально были с проверкой в уголовно-исполнительной системе по Астане, посещали следственные изоляторы и другие учреждения. Конечно, есть вопросы, мы будем снимать эти вопросы, но в этом направлении нам нужно двигаться вместе, поэтому мы открыты для всех, для средств массовой информации, для общественного контроля со стороны неправительственных организаций, и депутаты, если имеют желание посетить учреждения уголовно-исполнительной системы с целью контроля по исполнению законоа, пожалуйста, мы готовы.

МОМЫШЕВ А.А. Загипа Яхяновна, Вы очень хорошо выступили. У меня есть один вопрос, который сегодня волнует. Вы ставите вопрос по экономике. Вопрос очень хороший. Сегодня работают ЦОНы и другие. Я хотел бы спросить: сколько денег каждый день тратится на осужденных? Есть осужденные, которые получили за нетяжкие преступления - драки, мелкие хищения и так далее, сроки маленькие, можно ли этих людей освободить, чтобы экономика в кризисное время сэкономила деньги? Это первое.

Второй вопрос. Какие проблемные вопросы существуют сегодня в нашей промышленной собственности? Какие есть проблемные вопросы? Действительно, сейчас кризисное время, и вообще вопрос промышленности надо… Какие проблемы у нас есть? Вот два вопроса. Пожалуйста.

БАЛИЕВА З.Я. Большое спасибо. Со мной пришла команда, поэтому она мне помогает.

В день на одного осужденного государства тратит 829,5 тенге. В год один осужденный обходится бюджету в 302 тысячи 760 тенге. Я так думаю, что это достаточно большая сумма, потому что контролеры у нас получат в среднем 24 тысячи в месяц. Получается, что у нас на содержание осужденных выделяется больше, чем мы платим зарплату. Я думаю, что в рамках законопроекта о правоохранительной службе этот вопрос будет решен. Слава Богу, каждый год заработная плата повышается на 25 процентов, 25 процентов, в 2011 году - на 30 процентов. Эти меры Правительство и государство будут принимать, и депутаты, я думаю, нас поддержат.

Что касается нахождения в местах лишения свободы за совершение нетяжких предложений. Да, такой процент составляет (если я неверно скажу, председатель комитета меня поправит): за тяжкие преступления в местах лишения свободы находится 52 процента, за тяжкие и особо тяжкие, рецидивисты - 32 процента, 16 процентов - за нетяжкие преступления. По этим 16 процентам Вы очень правильно подняли вопрос. Сейчас есть поручение Главы государства по декриминализации уголовного законодательства. Мы с государственными органами приступили к разработке этого законопроекта. Если вы поддержите этот законопроект, то к 16 процентам осужденных могут быть применены другие меры наказания, альтернативные, либо в виде штрафов. Легче, наверное, заставить людей, совершивших то или иное преступление или правонарушение, возместить ущерб, заплатить штраф, в трехкратном размере возместить ущерб, возместить еще и моральный вред. И человеку, который пострадал, хорошо, и мы полноценных членов общества…

Государство вообще должно принимать меры по их воспитанию, а он из-за того, что содержится 4-5 лет в местах лишения свободы, не становится более законопослушным. Наоборот, есть такая тенденция, что мы наблюдаем обратное. Поэтому после принятия законопроекта по декриминализации уголовного законодательства к около 16 процентам осужденных можно будет по этому законодательству применить альтернативные меры наказания. Я так думаю, это большая часть.

Я приводила пример на коллеги, за то, что украл господин Дуля (сейчас он уже господин, он уже освободился) курицу за 2000 тенге, был осужден на полтора года лишения свободы. Пять парней отобрали сотовый телефон, каждый из них получил по 4-5 лет лишения свободы. Да, конечно, это преступление. Да, конечно, это грабеж, разбой, групповое преступление, но если все-таки заставить их возместить в трехкратном размере, заплатить штраф, заплатить моральный ущерб, то родители, наверное, больше не позволят этому ребенку, да и сам он не позволит совершить такое преступление.

ОСПАНОВ С.Ж. Спасибо. Загипа Яхяновна, сегодня немало говорилось о ЦОНах. Тем не менее мы были в регионах на встречах с избирателями. Там возникли некоторые вопросы, о которых я хотел бы с Вами переговорить.

Поднимали тему работы ЦОНов, как ни странно, предприниматели в этот раз и банки по волоките, предоставлению документов и каким-то мелким неурядицам, которые можно было бы устранить как-то более оперативно. Они в связи с точками и запятыми отправляются на длительный срок. Конечно, это влияет и на бизнес, и на кредиты, и на прочее. Как здесь бороться?

Исходя из этого вопрос по тому, что сейчас в ЦОНах… Вы рассказали о количестве предоставляемых услуг. Я бы хотел рассказать о качестве. Вопросы коррупции там присутствуют, к сожалению, несколько больше, чем пока в других органах. Как здесь Вы решаете этот вопрос? Насколько я знаю, зарплата в ЦОНах очень низкая. Может быть, это тоже является серьезной причиной для этих проявлений?

Далее уже звучал вопрос о том, что в отдаленных населенных пунктах, районах, поселках, очень сложно получить справки, нужно ехать в районные центры. Вы сказали о том, что будет эта тенденция меняться, будут открываться там какие-то представительства. Насколько это ближайшая перспектива? Когда это будет осуществляться, что людям не будет необходимости ехать в районный центр?

Последнее по Центру судебной медицины в Мангистауской области, городе Актау. Там ситуация очень сложная. На протяжении многих лет там нет нормальных условий, здания для работы такого центра. Как будет решаться этот вопрос? Спасибо.

БАЛИЕВА З.Я. По ЦОНам. Вопросы, которые есть у предпринимателей и банков, наверное, после моего доклада сегодня и того, как мы начнем с этой недели рассказывать о том, что мы создали колл-центр, любой предприниматель, банкир может позвонить по телефону - 580058, пожаловаться на того или иного оператора в ЦОНе, некачественное предоставление услуг, несвоевременное оформление. Мы мгновенно отреагируем. Но с банками мы сейчас в пилотном режиме начали работу по обмену информации и отрабатываем возможность доступа определенного специально выделенного сотрудника банка к системе регистра недвижимости для того, чтобы он человека, который обратился за кредитом, не посылал в ЦОН, а сам уже делал запрос в этой системе и получал ответ. Человек, который будет ему давать ответ из системы, будет подписываться электронной цифровой подписью. Электронная цифровая подпись носит юридическую силу. Человек, который с банка заходит в эту систему, тоже будет отражаться в системе.

Предпринимателям, сотрудникам банка просьба, если есть такие замечания на действия центров обслуживания населения, то буду рада их звонкам по телефону - 580058, и даю слово, мы немедленно отреагируем на это. Всем нашим гражданам, если есть вопросы, то немедленно надо подходить к этому телефону, и мы немедленно отрегулируем этот вопрос.

Что касается качества, то мы сейчас сделали несколько обучающих программ, у каждого сотрудника ЦОН по всем государственным услугам чуть ли не ликбезы, какие документы принимать, на что обращать внимание. Но пресловутый человеческий фактор, к сожалению, присутствует, хочу я этого или нет, везде. Поэтому только система прописания стандартов и регламентов, система контроля даст мне возможность искоренить все эти, может быть, коррупциогенные моменты, которые присутствуют в ЦОНах. Но основные (их масса, 90 и более процентов), на сегодняшний день эти вопросы сняты.

Предпринимателям, гражданам и представителям банковской системы наоборот надо помогать руководству Министерству юстиции, Комитета регистрационной службы для того, чтобы этого не было. Коррупцию можно победить только вместе.

Но если предприниматель заинтересован в получении какой-то справки, которая не соответствует действительности, и подбивает к этому сотрудников ЦОНов и Министерства юстиции, то это совсем другой вопрос.

Что касается зарплаты, то, да, она на сегодня в среднем составляет 24-30 тысяч тенге. Но посмотрите, участковые врачи у нас получают 24 тысяча тенге. Это не дает право сотрудникам ЦОНов нарушать их прямые обязанности. После того, как Министерство юстиции на очень высоком уровне сможет поставлять государственные услуги качественно и своевременно, я как министр могу ставить перед депутатами, Правительством и государством вопрос о повышении зарплаты. Пока врачи, учителя получают такую же зарплату (я об этом писала сотрудникам ЦОНа, которые обращались ко мне на блог), я не могу ставить вопрос об увеличении зарплаты, потому что есть социальные группы, такие как учителя и врачи, которые получают наравне с ними по этому же постановлению 1400.

Что касается отдельных районов. Все это зависит не только от моей активности и работы Министерства юстиции, это зависит от работы еще "Казахтелекома", АИС и АО "Зерде". Я так думаю, не обещаю, но мы до конца этого года постараемся решить этот вопрос по отдаленным населенным пунктам по получению справок.

Что касается Центра судебной экспертизы. Мы со всеми акимами решаем эти вопросы, очень много уже сделано, приобретены здания для Центра судебной экспертизы, по многим регионам акимы решили. По Актау в 2008 году на этот год выделено около 3 миллионов тенге на ремонт, но это тоже может быть не решением проблемы, вместе с акиматом будем решать эту проблему. Большое спасибо.

ТАРАСЕНКО Е.И. Уважаемая Загипа Яхяновна! Я хочу пожелать Вам и в дальнейшем успехов в Вашей деятельности, и если сегодня невозможно получить устный ответ на вопросы, то я прошу предоставить мне письменный ответ.

По ситуации, сложившейся в нашей республике с государственными и частными нотариусами, насколько мне известно, в республике практически ликвидировано сегодня предоставление услуг государственными нотариусами. Я хотела бы знать, каковы ваши дальнейшие действия и почему мы лишаем сегодня наше население права выбора.

МУКАШЕВ С.Ш. Уважаемый господин министр! В своем сегодняшнем докладе Вы говорили о больших планах вашего министерства по внедрению новых производств в исправительной системе, в том числе по внедрению новых производств в ЕУС, где содержатся наши несовершеннолетние осужденные.

Вопрос. Во-первых, все это хорошо. Но насколько это возможно в настоящий кризисный период, когда сворачиваются вполне рентабельные, доходные производства? Насколько это предусмотрено и заложено у вас в бюджете 2009-2010 годов? Как быть с указанием Главы государства о том, что в период кризиса необходимо сократить все виды расходов? Не секрет, что труд в системе УИС, местах лишения свободы никогда не был высокорентабельным, он и рентабельным никогда не был. Поэтому дай Бог, вам сейчас хотя бы свести на нет те расходы, которые понесло уже ваше министерство на организацию данных производств. Насколько реальны планы министерства, насколько это проработано в плане рентабельности и составления ТЭО? Ответ прошу предоставить мне в письменной форме. Спасибо.

ФЕРХО С.И. Уважаемая Загипа Яхяновна, вопросы, которые рассматривает ваше министерство, имеют действительно широкий диапазон вашей деятельности. Но одна из серьезнейших проблем, это деятельность профессиональных школ при УИСах. Сегодня невозможно было затронуть эту тему очень основательно, а проблем очень много.

У меня есть к Вам предложение, проанализируйте, пожалуйста, совместный приказ Министерства юстиции и Министерства образования и науки 2003 года и проанализируйте совместно материально-техническую базу по подготовке на профессии. Все-таки те 22 профессии готовятся практически только на основе теории. Мы сегодня говорим о перенасыщении на рынке той молодежи, которая выходит на самозанятость. Очень низкое финансирование, в этом году 26 процентов от запросов на финансирование материально-технической базы, из них 50 процентов тратится на мягкий инвентарь и одежду заключенных, а это молодежь.

КИЯНСКИЙ В.В. Уважаемые коллеги, наверное, Министерство юстиции действительно одно из тех министерств, которое наиболее сателлитно с Парламентом. От того как работает Министерство юстиции, зависит и авторитет депутатов в конечном счете, потому что одна из основных задач - налаживание двухстороннего взаимодействия. То, что сегодня мы услышали, те реперные точки министерства, по которым работают сегодня и в будущем собираются работать, помогут и нам во время выезда четко формулировать ответы.

То, что наиболее удовлетворяет меня, это создание "электронного правительства". Ни одно министерство, выступая у нас, не могло показать, во-первых, своей работы по "электронному правительству" с той четкостью, которая была сформулирована здесь. Несмотря на то, что задавал очень много жестких вопросов в процессе депутатских запросов, я получаю наиболее четкие аргументированные ответы, чего не скажешь о многих других министерствах. Я хотел бы поблагодарить за то, что те ответы, которые я получил, меня удовлетворяют.

Еще один момент. Мы, выезжая из Парламента, на встречи со своими избирателями, чаще всего получаем вопросы по ЦОНам. Сегодня стало какой-то нормальной практикой, когда мы выезжаем, обязательно бываем в ЦОНах. Например, в этот раз побывали в четырех районах, уже везде виден прогресс, это движение, потому что недостатки всегда не существуют.

Единственное, мне хотелось бы сказать, лично я пока не удовлетворен качеством подготавливаемых законопроектов. К сожалению, они выбрасываются зачастую в конце года, и потом, когда видишь по плану, сколько сегодня в Парламенте находится законопроектов и сколько не рассмотрено, то это показатель того, что существует определенная неравномерность. Здесь нам надо вместе поработать.

Во-вторых, не от Министерства юстиции зависит часто подготовка проекта закона. Многие другие министерства, которые делают эти проекты, к сожалению, особенно могу сказать - Министерство индустрии и торговли крайне некачественные законопроекты, обратить внимание на это. Например, закон о защите прав потребителей, который мы получили сегодня, он порождает массу вопросов, поэтому хотелось бы, чтобы эти вопросы находили понимание. Я еще раз положительно оцениваю тот доклад, который сегодня был, и вижу, что министерство прогрессирует и делает успехи. Спасибо.

ТУРЕЦКИЙ Н.Н. Уважаемые коллеги! Уважаемый Министр! Я хотел поговорить только на одну тему - это законотворческий процесс. Недавно у вас проходил "круглый стол" и на этом "круглом столе" подняли ряд проблем, в том числе изучение положительного зарубежного опыта, в частности, в Великобритании, отмечалось, что там есть специальный орган, который разрабатывает все законопроекты, которые издаются в Великобритании, что позволяет сохранить единый стиль. Другой положительный опыт в Швеции, где после одного года работы законопроекта разработчик проводит мониторинг, а как этот законопроект действует в жизни, потом докладывают в Парламенте, насколько он был правильно, своевременно и какие пробелы там нужно устранить. Вполне возможно, что сейчас, когда вы готовите изменения в Закон "О нормативных правовых актах", это учесть.

Последнее, что хотелось отметить, в Законе "О нормативных правовых актах" достаточно подробно, но вместе с тем не все точно прописано в отношении законодательных актов, подзаконных нормативных актов и нормативных правовых актов, основные и производные. Здесь ряд проблем возникает: к чему относятся нормативные постановления сельских акиматов? Там написано: решения. В связи с тем, что наш комитет разработал законопроект об антикоррупционной экспертизе, как раз и на МВК был вопрос: насколько целесообразно проводить экспертизу всех нормативных правовых актов, расширительное толкование, здесь бы я хотел попросить, чтобы более детально отработали этот вопрос.

В заключение хотелось бы отметить, что Глава государства (на первой сессии все присутствовали и слышали) сказал такую фразу: пора разработать законы нового поколения. Здесь два направления - действующее законодательство совершенствовать, Вы отметили, уважаемая Министр, что их у нас 286, и новые разрабатывать совершенно по новой методологии, которую Вы сейчас предлагаете. Спасибо за внимание".

--------

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРАВЧАСА В МАЖИЛИСЕ

Жигер Байтелесов, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 16 марта

"Основные направления деятельности органов юстиции". После доклада министра юстиции Загипы Балиевой и ее ответов на депутатские вопросы краткие итоги Правительственного часа на эту тему сегодня подвел вице-спикер Мажилиса Сергей Дьяченко:

"Прежде всего, я также отмечаю весьма обстоятельный доклад министра Балиевой Загипы и конкретные ответы на все вопросы, которые задавали сегодня депутаты. Это первое.

Второе. Хочу поблагодарить Аппарат министерства за предварительно представленные добротные материалы к настоящему Правительственному часу, это позволило нам всем быть, что называется, в теме и действительно данный Правительственный час получился.

Третье. Действительно, прошли всевозможные "круглые столы" в канун Правительственного часа, научно-практические конференции, депутаты выезжали на места и смотрели. Все это, конечно, способствовало такому конструктивному обсуждению этих очень важных проблем, которые сегодня на слуху у всего общества.

Тем не менее, хотелось бы пожелать министерству следующего. Очень кратко, в тезисном плане. В порядке рекомендаций, Загипа Яхяновна.

Первое. Обеспечить исполнение Плана законопроектных работ на 2009 год и своевременное внесение в Парламент законопроектов, предусмотренных Антикризисной программы Правительства.

Второе. Повысить качество и эффективность нормативных правовых актов, а также ответственность субъектов законотворческого процесса.

Третье. Внедрять разработку законопроектов прямого действия, минимизирующих количество отсылочных норм.

Четвертое. Повысить качество и надежность научной экспертизы, обеспечить научную обоснованность прогнозов возможных экономических, социальных, юридических и иных последствий принятия законопроектов, предусмотреть обязательное проведение антикоррупционной экспертизы, исключение явления лоббирования узковедомственных или частных интересов.

Пятое. Принять должные меры по подготовке законопроектов на государственном языке, о чем сегодня говорили уважаемые коллеги.

Шестое. Обеспечить аутентичность текстов проектов законов и международных договоров на государственном и русском языках.

Седьмое. Разработать единые требования к юридической технике при подготовке законопроектов.

Восьмое. Обеспечить должный уровень представительства государственных органов-разработчиков на заседаниях комитетов и рабочих групп. Это тоже актуальный вопрос.

Девятое. Продолжить работу по приведению в соответствие с международными стандартами условий содержания осужденных.

Десятое. Принять меры по увеличению количества центров обслуживания населения, повышению качества их работы, недопущению фактов коррупционных проявлений в этой сфере деятельности.

Одиннадцатое. Усилить работу с нарушениями прав интеллектуальной собственности.

И наконец, принять меры по недопущению коррупционных проявлений в органах юстиции.

Вот такой проект наших рекомендаций.

ТЕМИРБУЛАТОВ С.Г. Сергей Александрович, я предлагаю воздержаться от того пункта, где Вы говорите о том, что принимать законы, которые не содержат отсылочных норм. Аргумент такой. У нас есть статья 61 Конституции, в которой оговорен перечень, по каким вопросам мы принимаем законы. Там есть еще такая фраза, что все остальные отношения регулируются подзаконными актами. Поэтому нам без отсылочных норм в законе не обойтись.

Поэтому я предлагаю пока снять этот пункт, доработать и, может быть, отдельно сказать.

БАЛИЕВА З.Я. Там говорится о том, чтобы минимизировать. Это правильно.

ТЕМИРБУЛАТОВ С.Г. Вопрос о законах прямого действия тоже достаточно дискуссионный".

* * *

Правительственный час завершился по предложению Сергея Дьяченко решением депутатов "подработать" текст рекомендаций.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.03.2009
Премьер-Министр РК поручил двум крупным холдингам страны внести предложения по сокращению своих расходов 31.03.2009
Презентация поправок в Закон РК "о республиканском бюджете на 2009-2011 годы" 31.03.2009
Мажилис: противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма - второе чтение 31.03.2009
Правительственный час в Мажилисе 31.03.2009
Идем вперед, не приходя в сознание 31.03.2009
По рукам! 31.03.2009
Состоялась коллегия Министерства туризма и спорта по реализации Послания Президента народу Казахстана 31.03.2009
"Мы не войдем в проект Казахстанской транспортной системы иначе, чем на условиях получения контрольного пакета" 31.03.2009
Рабочий график Главы государства 30.03.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz