Жигер Байтелесов, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 25 марта
Смертная казнь и государственный оборонный заказ. Таковы темы докладов в Мажилисе вице-министров соответственно юстиции, индустрии и торговли Дулата Кусдавлетова и Алмаса Косунова. Они выступили перед парламентариями на состоявшемся сегодня пленарном заседании Палаты под председательством Урала Мухамеджанова.
Вице-министры доложили депутатам о проектах правительственных поправок касающихся замены смертной казни на пожизненное лишение свободы и исключении из государственного оборонного заказа ГСМ и продовольствия, канцтоваров и т.п. Депутаты поддержали заключения головных комитетов, одобрив представленные законопроекты.
Смертная казнь исключается и заменяется пожизненным лишением свободы. Об этом говорится в заключении Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе в отношении поправок по вопросам смертной казни. Заключение подписано председателем Комитета Сериком Баймаганбетовым. Поправки приняты Палатой в первом чтении. Докладывал депутатам о них вице-министр юстиции Дулат Кусдавлетов.
В Общей части Уголовного кодекса предлагается закрепить, что смертная казнь устанавливается только за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей. Она устанавливается также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании.
Из санкции ряда статей, предусматривающих в настоящее время исключительную меру наказания и не отвечающих новым конституционным требованиям, смертная казнь исключается и заменяется пожизненным лишением свободы.
В Уголовно-процессуальный кодекс внесены изменения, касающиеся подсудности уголовных дел о преступлениях, за совершение которых предусмотрено пожизненное лишение свободы.
Заседания Комитета проведены с участием представителей Верховного суда, Генеральной прокуратуры, министерств юстиции, внутренних дел, обороны, КНБ РК. Был также организован круглый стол совместно с Общественным фондом "Хартия за права человека". Кроме научной экспертизы при поступлении законопроекта в Мажилис были рассмотрены и предложения, отмеченные в независимом экспертном заключении ОБСЕ.
Целью законопроекта является совершенствование действующего уголовного, уголовно-процессуального законодательства, приведение его в соответствие с положением Конституции РК, а также обеспечение основополагающего права человека на жизнь.
Комитет Мажилиса по международным делам, обороне и безопасности предложил Палате исключить из перечня оборонного заказа товары общего применения. Это такие, как ГСМ и продовольствие, медицинские принадлежности, бытовые приборы, канцелярские товары и т.п.
Данное исключение, как отмечается в заключении Комитета относительно поправок в закон РК "О государственном оборонном заказе", основано на наличии в Казахстане большой конкурентной среды среди производителей подобной продукции. Заключение подписано секретарем Комитета Виктором Рогалевым.
Из процесса формирования и размещения государственного оборонного заказа исключены конкурсные процедуры. Эта мера принята с учетом специфики товаров, работ и услуг, закупаемых в рамках государственного оборонного заказа. Такой шаг также сделан исходя из стратегической важности обеспечения обороноспособности республики.
В поправках учтена политика государства по поддержке отечественного производителя. В связи с этим определение исполнителя заказа из числа иностранных юридических лиц возможно только при условии отсутствия такового среди отечественных производителей и уполномоченной организации.
При работе с поправками в Комитете сочли необходимым "подправить" также закон РК "О государственных закупках" в части применения особого порядка госзакупок для нужд обороны.
Докладывая депутатам, вице-министр индустрии и торговли Алмас Косунов сказал, что законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного оборонного заказа" направлен на совершенствование механизма формирования и исполнения государственного оборонного заказа, на создание благоприятных условий для развития оборонно-промышленного комплекса Казахстана.
Изменения предусматривают преимущества для отечественных товаропроизводителей, позволяют определить нормы, стимулирующие развитие собственного оборонно-промышленного комплекса. В предлагаемом законопроекте государственный заказ размещается, в первую очередь, на отечественных предприятиях и только в случае невозможности выполнения работ и услуг на отечественных предприятиях, они могут быть закуплены у иностранных юридических лиц.
В настоящее время, согласно действующему Закону, государственные заказчики могут закупать товары, работы и услуги в рамках государственного оборонного заказа как у отечественных предприятий оборонно-промышленного комплекса, так и у иностранных компаний.
На сегодняшний день в Казахстане имеется 39 юридических лиц, обладающих лицензиями на право предоставления услуг по поставкам вооружения и военной техники, согласно действующему Закону "О государственном оборонном заказе".
В законопроекте предусматривается исключение из процесса импорта всех организаций-посредников и определение одной уполномоченной Правительством Республики Казахстан организации по осуществлению импорта вооружения и военной техники.
В новом законопроекте уточнен состав гособоронзаказа, исключены товары, на рынке которых имеется большая конкурентная среда, а также товары, работы и услуги по мобилизационной подготовке, поскольку их закупка регламентируется соответствующими законодательными актами Республики Казахстан.
В законопроекте уточнены компетенции Правительства, уполномоченной организации, государственных заказчиков и исполнителей государственного оборонного заказа.
В целом принятие законопроекта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного оборонного заказа" положительно отразится на деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса, будет способствовать его развитию, создаст необходимые условия для увеличения казахстанского содержания в закупках товаров, работ и услуг в области вооружения и военной техники.
Во втором чтении одобрены Палатой подготовленные Комитетом Мажилиса по финансам и бюджету поправки о валютном регулировании и валютном контроле.
Законодательные поправки расширяют спектр мер, принимаемых в рамках специального валютного режима, пояснила председатель Комитета Гульжан Карагусова.. Он вводится актом Главы государства при наличии угрозы экономической безопасности страны и стабильности ее финансовой системы. За нарушение этого режима предусматривается административная ответственность.
При подготовке поправок ко второму чтению Комитет по аграрным вопросам предложил нововведения в Налоговый кодекс. Они касаются порядка исполнения налогового обязательства при реорганизации юридического лица. Они касаются и корректировки размера облагаемого оборота по НДС, а также выписки счетов-фактур плательщиками НДС. Это позволит упростить налоговое администрирование.
Аграриями предлагается также приостановить до 1 января 2011 года действие ограничения по применению специального налогового режима юридическими лицами - производителями сельскохозяйственной продукции. При этом оговаривается: в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25 процентов, и у которых учредитель одновременно является учредителем другого юридического лица, применяющего специальный налоговый режим.
Аграрным комитетом предлагается также предусмотреть введение переходного периода в 2009 году для установления права признания структурных подразделений юридического лица самостоятельными плательщиками платы за пользование земельными участками и (или) платы за эмиссии в окружающую среду.
Наряду с этим, депутаты Ромин Мадинов и Розакул Халмурадов предложили: усилить административную ответственность за нарушение пределов отклонения курса покупки от курса продажи иностранной валюты за тенге - по операциям, проводимым через обменные пункты.
Вышеназванные предложения Комитета и депутатов были приняты рабочей группой, отмечается в заключении Комитета Мажилиса по финансам и бюджету.
Мажилис принял предложения Согласительной комиссии по преодолению разногласий между Мажилисом и Сенатом относительно поправок по вопросам игорного бизнеса. Взаимоприемлемые нормы выработаны по всем спорным вопросам. Об этом Комитет Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию доложил Палате сегодня на пленарном заседании.
Общая редакция достигнута по штрафам. Предусматривается денежное наказание на должностных лиц в размере двухсот, на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся субъектами среднего предпринимательства, - в размере трехсот, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере одной тысячи месячных расчетных показателей с приостановлением действия лицензии либо без такового.
Штраф влечет: неисполнение обязанности по осуществлению и обеспечению посредством аппаратно-программного комплекса и игорного оборудования приема, единого учета общей суммы сделанных ставок, обработки ставок участников партии и выплаты выигрыша либо неисполнение обязанности установить игорное оборудование, позволяющее участникам партии наблюдать развитие и исход события, на результат которого ими были сделаны ставки.
Предполагаются штрафы и с конфискацией игорного оборудования, легитимационных знаков, денег и иных доходов, полученных вследствие совершения административного правонарушения.
В этот день Мажилис заслушал также доклад Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе и принял предложения Межпалатной согласительной комиссии относительно поправок Сената в законопроект, предусматривающий коррективы в закон РК "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
И сегодня Палата поручила Комитету по финансам и бюджету подготовить заключение по правительственному законопроекту "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2009-2011 годы", а также продолжить работу над поправками по вопросам пресечения лжепредпринимательства. Комитет по экономической реформе и региональному развитию продолжит работу над поправками по вопросам информационно-коммуникационных сетей. |