NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (ноябрь 2018)
Кто человек №2 в Казахстане (октябрь 2018)








Поиск  
Среда 19.12.2018 00:17 ast
21:17 msk

Правительственный час в Мажилисе
МОН - "О ходе реализации программы "Дети Казахстана" на 2007-2011 годы
31.03.2009 / политика и общество

Жигер Байтелесов, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 30 марта

Сегодня в Мажилисе под председательством вице-спикера Жаныбека Карибжанова состоялся Правительственный час на тему "О ходе реализации программы "Дети Казахстана" на 2007-2011 годы". С докладом на эту тему выступил министр образования и науки РК Жансеит Туймебаев:
"Сегодня в республике проживает около 5 млн. детей от 0 до 18 лет, что составляет треть населения нашей страны.
К сожалению, у нас более 148 тысяч детей с ограниченными возможностями в развитии.
Свыше 46 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Около 18 тысяч детей воспитываются в 12-ти тысячах неблагополучных семьях.
Ежегодно примерно у одной тысячи детей родители лишаются родительских прав.
И каждый из этих детей имеет право на заботу, воспитание и поддержку со стороны государства, родителей и общества в целом.
Для решения проблем детства впервые Правительством Республики Казахстан 27 декабря 2007 года утверждена программа "Дети Казахстана" на 2007-2011 годы.
Цель программы - улучшение качества жизни детей путем обеспечения социальных и правовых гарантий.
Реализация программы предусматривает 2 этапа:
1-й этап - 2007-2009 годы;
2-й этап - 2010-2011 годы.
Объем расходов государственного бюджета для данной программы составляет 10,5 млрд. тенге (в т.ч. РБ- около 2,5 млрд. тенге).
Уважаемые депутаты!
Наиболее острой проблемой сегодняшнего дня является социальное сиротство. В стране около 35 тысяч социальных сирот при живых родителях.
Это - дети отказные, брошенные или дети, чьи родители находятся в заключении, на длительном лечении, пропали без вести, лишены родительских прав.
В данном случае раннее выявление семейного и детского неблагополучия является основной задачей в предупреждении социального сиротства.
Во -первых, для эффективной организации этой работы в штаты школ введены более 2,5 тысяч социальных педагогов.
В этом году мы смогли добиться введения в районные и городские отделы образования дополнительно 368 специалистов органов опеки и попечительства.
Их основная функция - выявление неблагополучных семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи или детские учреждения;
назначение пособий и материальной поддержки нуждающимся детям и другое.
Во-вторых
Социальное сиротство - проблема не только государства, но всего гражданского сообщества в целом.
Поэтому Министерство совместно с 20-ю неправительственными организациями работает над созданием модели социального партнерства в оказании помощи семьям "группы риска".
Для этого на базе 15 общеобразовательных школ города Астаны работают экспериментальные площадки. Участники эксперимента - социальные педагоги и психологи разрабатывают рекомендации по выявлению неблагополучных семей, ведению учета и корректировки их проблем как можно на более ранней стадии. Ими проведены боле 10 обучающих семинаров, выпущены 4 методических пособий.
Кроме того совместно с детским фондом ЮНИСЕФ для активизации работы по раннему выявлению семейного неблагополучия в Южно-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях созданы 2 Службы поддержки семей по опыту Швеции. Уже сегодня мы можем говорить о первых результатах деятельности данных служб.
Благодаря своевременной работе Службы поддержки семьи Южно-Казахстанской области 11 детей остались в своих родных семьях.
В перспективе мы совместно с местными исполнительными органами развивать сеть таких служб за счет госзаказа.
Уважаемые депутаты!
Следующая задача в решении проблемы социального сиротства - определение альтернативных форм устройства детей-сирот в семьи.
Для этого мы активизировали информационно-разъяснительную работу через средства массовой информации по устройству детей-сирот в семьи наших соотечественников.
На ведущих республиканских телеканалах идут 14 социальных видеороликов. На телеканале "Ел арна" выходит серия передач "Наши дети".
В местных газетах открыты специальные рубрики "Каждому ребенку -семью", "Я ищу маму!", "Мама, найди меня", "Миру нужен я, мне нужна семья" и другие
Ежеквартально в детских домах проводятся дни открытых дверей.
В 6-ти регионах (ЮКО, ВКО, Кызылорда, Караганды, Костанай, Актобе) созданы школы приемных родителей для подготовки граждан, желающих взять детей-сирот в свои семьи.
Данные меры способствовали повышению стремления наших граждан принять участие в судьбе ребенка-сироты.
В результате за прошлый год под опеку и попечительства передано 4 870 детей-сирот, что на 1860 детей больше чем в 2006 году.
На 214 увеличилось количество детей, находящихся на патронатном воспитании. Их число сегодня составляет 2005 человек.
2773 ребенка приобрели родителей из числа наших граждан, что на 82 ребенка больше, чем в 2006 году.
На 33 % увеличилось число казахстанских граждан, желающих усыновить детей, Сегодня их число составляет 1127 человек.
Таким образом, мы смогли сократить количество детей-сирот, воспитывающихся в детских домах на 1 478 человек (Если в 2006 году в детских домах воспитывалось свыше 18 тысяч детей, то в 2008 году их стало 16 тысяч).
Уважаемые депутаты!
Еще одна группа детей, требующих к себе особого внимания это:
безнадзорные, беспризорные дети;
дети, подвергающиеся насилию и эксплуатации;
дети из неблагополучных семей.
дети с девиантным поведением;
дети, злоупотребляющие психотропными средствами, алкоголем и наркотиками.
Все представители указанных категорий - жертвы невнимания, равнодушия и преступных посягательств взрослых, которые могут пополнить собой ряды асоциальных, общественно опасных групп населения.
Сегодня на учете в органах внутренних дел состоят свыше 12 тысяч неблагополучных семей и более 27 тысяч таких детей. Поэтому Министерством и другими государственными органами принимаются меры для поддержки и помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Во-первых, в штаты школ для социального и психолого-педагогического сопровождения этой категории детей введены: около 7-и тысяч психологов, более 1,5 тысяч полицейских инспекторов и свыше 7-и тысяч заместителей директоров школ по воспитательной работе.
В Комитете административной полиции Министерства внутренних дел действует отдел по организации деятельности участковых инспекторов по делам несовершеннолетних и ЦВИАРНов.
Во-вторых,
Правительством страны утвержден План по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, предупреждения беспризорности и безнадзорности на 2008-2009 годы. Соответствующие планы приняты во всех регионах.
В соответствии с планом разработаны методические рекомендации по учету семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также организации профилактической работы.
В-третьих
Различными неправительственными организациями созданы
14 кризисных центров для реабилитационной работы с детьми "группы риска". В центрах используются новые технологии деятельности: социальное волонтерство, социальная реабилитация, уличная социальная работа, школьные службы примирения. При этом деятельность НПО поддерживается нами в рамках госзаказа.
В-четвертых
Создана межведомственная система контроля, выявления и учета детей с девиантным поведением.
В 2008 году организована работа 11-ти межведомственных групп.
Ими изучено деятельность 35 органов и 182 организаций образования по вопросам обеспечения всеобуча и профилактики правонарушений.
В результате этих мер в сравнении с 2006 годом:
I. на 14,5% сократилось число несовершеннолетних, совершивших преступления;
II. на 3,1% сократилось число несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел;
III. на 2,5% уменьшилось число неблагополучных семей, состоящих на учете;
IV. на 6,8% снизилось количество родителей, лишенных родительских прав;
V. на 39% сократилось число детей, имеющих диагноз алкоголизм.
Однако, мы четко понимаем, что эти результаты не повод для самоуспокоения. Нам необходимо вовлечь в эту работу всю общественность, и в первую очередь, семью, СМИ, общественные организации. Пока общество не поймет, что это общее дело, школе одной это не под силу.
Уважаемые депутаты!
Одной из серьезных причин детского неблагополучия является снижение роли семьи в нравственно-духовном формировании личности ребенка.
К сожалению, в последние годы мы стали сталкиваться с проявлениями детского цинизма и жестокости, отсутствием привязанности даже к самым близким людям, потребительским отношением к окружающим, бездуховностью.
Поэтому сегодня весь мир находится в поиске новых образовательных программ по общечеловеческим ценностям.
В основе системы образования Японии лежит курс морали, направленный на воспитание высоконравственной личности.
Во Франции успешно реализуется концепция "воспитание через искусство".
В учебных планах школ Литвы обязательным предметом является курс по нравственному образованию.
Человеческие отношения и развитие духовности, общественные связи и гражданская этика преподаются в Финляндии.
И Казахстан - не исключение. Мы провели анкетирование детей и родителей. Выяснилось, что из числа опрошенных родителей только 74% говорят детям ласковые слова. При этом 54% отцов не считают важным показывать внешне свою любовь к детям. И нет гарантий тому, что родитель обеспечивая только физические и материальные потребности ребенка, завтра получит доброго и отзывчивого ребенка.
Как видите, очевидна необходимость возрождения добрых, сердечных семейных отношений и нравственных традиций.
Именно, поэтому с 2001 года в школах республики апробируется и внедряется программа нравственно-духовного образования "Самопознание". В результате, сегодня педагоги и родители классов "Самопознания" отмечают положительные изменения в поведении детей. Они становятся более внимательными, милосердными. Улучшились их взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, появилось чувство самоуважения.
Так, например, по результатам анализа, проведенного школьными психологами г. Алматы, в среднем на 20% снизились количество конфликтов, уровень тревожности в тех классах, где ведется этот предмет.
Вашему вниманию я хотел бы предложить фрагменты урока "Самопознание".
Уважаемые депутаты!
Фрагмент урока убедительно показывает, что позитивные изменения происходят лишь там, где работают не только педагоги, но и активно включаются в процесс образования и родители.
Как видите, истинные чувства, любовь и доброта укрепляют взаимопонимание родителей и детей.
Уважаемые депутаты!
Немаловажную роль в формировании чувства патриотизма и коллективизма, в подготовке детей к полноценной жизни в обществе отводится в нашем обществе детским и молодежным организациям.
Сегодня во всех областях республики действуют более 250 детских организаций, которые объединяют в своих рядах около 700 тысяч школьников от 7 до 17 лет. В сравнении с 2006 годом количество детских организаций возросло на 126 единиц или на 15%.
Уважаемые депутаты!
Сохраняет свою актуальность проблема обеспечения для всех детей равного доступа к качественным социальным, медицинским, образовательным, информационным услугам.
Для определения качества предоставляемых услуг совместно с неправительственными организациями мы провели более 20 различных социологических исследований с участием около 100 тысяч респондентов.
Результаты исследований нам позволили выявить причины непосещения детьми школ, насилия в семье, детского суицида, роста первичной детской инвалидности, проблем школьного питания и др.
Так, например, исследование проблем всеобуча показало, что из опрошенных 6,5 тысяч детей "гуппы риска" 35 % часто пропускают занятия потому что не желают учиться ; 25% - из-за финансовых проблем; 15 - по состоянию здоровья; 14% - из-за отсутствия одежды и обуви; 11% - из-за несправедливого отношения учителей; 10% - из-за скандалов в семье; 5%- из-за плохого влияния друзей и вымогательство со стороны сверстников.
Исследование проблем насилия показало, что из опрошенных 1,3 тысяч детей 6% детей были жертвами вымогательства, 26% -терпели оскорбления со стороны сверстников, а к 22% - применялись физические наказания. При этом причинами насилия детей в семье являются пьянство родителей (48%), материальные и жилищные проблемы (12%), низкий культурный уровень (23%), безраличие взрослых (22%) и др.
Анализ подросткового суцида показал, что зачастую суицид совершается из-за нестабильного морально-психологического климата в семье, конфликтов с одноклассниками, неустойчивой психики, незаслуженного наказания, неразделенных чувства. При этом из числа обследованных ребят, 36% имеют высокий уровень тревожности.
Тематика проведенных социологических исследований в 2008 году представлена на слайде.
Именно изучив итоги исследований мы организовали свыше 15 конференций, более 150 обучающих семинаров-совещаний для специалистов, работающих с детьми, 20 круглых столов, дискуссий, мастер-классов для детей и молодежи.Для поддержки и поощрения детей из многодетных и малообеспеченных семей ежегодно проводим акции "Забота", "Дети в ночном городе", "Дорога в школу".
Только в 2008 году в ходе акций оказана помощь 100 тысячам детям страны на общую сумму 405 млн. тенге, в виде обуви, одежды и школьных принадлежностей.
По итогам проведенных мероприятий изданы в помощь родителям, специалистам, работающим с детьми, свыше 56 тысяч экземпляров информационно-методических сборников, рекомендаций, аналитических материалов по вопросам защиты прав детей в общей сложности по 50 наименованиям.
Тиражирована в количестве 4-х тысяч экземпляров на электронных носителях законодательная база Республики Казахстан по правам ребенка.
Все издания предложены вашему вниманию на выставке.
В целях выявления наиболее способных, творчески развитых и профессионально перспективных детей стало традицией проведение республиканских конкурсов детского творчества воспитанников детских домов "Тан шолпан", "Болашак жулдызы", "Сердце отдаю творчеству".
Для формирования гражданского самосознания, высокой нравственности, культуры и активной жизненной позиции ежегодно проводятся социально значимые проекты "Мы - дети твои, Казахстан! Нам жить в новом мире!", медиа- фестивали "Под счастливой звездой".
Для привлечения гражданского общества к решению вопросов развития системы образования в декабре 2007 года, в июне и октябре 2008 года были организованы торжественные церемонии награждения "Балалы? ша?-досы" и "Меценат образования-2008".
Уважаемые участники заседания!
Говоря о предоставлении качественных социальных услуг детям, мы не можем обойти вопросы организации рационального сбалансированного питания школьников, подвоза учащихся к школе, обеспечения всеобуча.
Эти вопросы в декабре 2008 года обсуждались на заседании Межведомственной Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Казахстан.
На селекторном совещании у Премьер-Министра Республики Казахстан Масимова К.К. было дано конкретное поручение акимам регионов увеличить до трех процентов отчисления от общего бюджета образования на организацию всеобуча и питания учащихся.
Как показало изучение дел, эти меры значительно активизировали деятельность местных исполнительных органов в этом направлении.
В результате принимаемых мер по сравнению с 2006 годом:
I. В три раза увеличены расходы на организацию всеобуча и питания ( с 1,56 млрд. тенге - в 2006 году до 4,8 млрд. тенге - в 2009 году)
II. Для организации в школах горячего питания детей дополнительно привлечено 683 млн.тенге внебюджетных средств .
III. Почти в два раза увеличен процент охвата детей из малообеспеченных семей бесплатным горячим питанием за счет средств государства. ( с 33% - в 2006 году до 63% - в 2009 году ).
IV. На 10 процентов увеличился охват горячим питанием всех учащихся общеобразовательных школ ( с 52% - в 2006 году до 62% - в 2009 году)
V. На 13 процентов увеличилось число школ с горячим питанием ( с 56% - в 2006 году до 69% - в 2009 году)
VI. На 9 процентов увеличилось количество автобусов для обеспечения подвоза детей к школам и обратно домой (2007 г.- 986 автобусов, 1082 - 2009 году) . В результате организован подвоз 47,5 тысяч (68,7%) детей, нуждающихся в подвозе
Уважаемые депутаты!
Вопросам детства занимаются 9 министерств, 14 областных и двух городов республиканского значения акиматы, 211 районных и городских акиматов и 2,5 тысячи акиматов сельских округов.
Поэтому очень важно обеспечить межведомственное взаимодействие государственных органов и сотрудничество с международными и неправительственными организациями.
В связи с этим в республике созданы:
Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Казахстан;
Комитет по охране прав детей при нашем министерстве и Департаменты по защите прав детей во всех 16 регионах республики.
Создание Комитета и его департаментов дает возможность осуществлять более действенный контроль за соблюдением прав детей на образование, качественное медицинское обслуживание, право на отдых, досуг, культурную и творческую жизнь.
Вашему вниманию, уважаемые депутаты, хотел бы предложить небольшой видеоролик о деятельности Департамента защиты прав детей Карагандинской области.
В продолжение увиденного хочу добавить нами созданы 4 web-сайта, 211 телефонов доверия и 162 детские общественные приемные. Только за февраль текущего года на телефоны доверия Комитета по охране прав детей, Департаментов по защите прав детей нашего министерства поступило около двух тысяч звонков и по каждому из них принимаются соответствующие меры.
Кроме того, совместно с Детским Фондом ООН ЮНИСЕФ в городе Алматы в качестве эксперимента начата работа по реализации пилотного проекта по внедрению Национальной телефонной линии доверия № 150.
Для обеспечения эффективной связи с населением сегодня во всех регионах работает "Почта Министра образования и науки Республики Казахстан".
В настоящее время рассмотрено более 500 писем. По итогам оказана помощь в восстановлении документов детей, устройстве детей в школу и детский сад, содействии в переводе студентов с платного обучения на грант, организации детских площадок и многое другое.
Информирование населения о наличии этих служб по защите прав детей осуществляется через показ рекламных видеороликов на четырех республиканских телеканалах "Хабар", "Казахстан", "Астана", "Еларна".
Уважаемые депутаты!
Работа по охране прав и защите законных интересов детей требует постоянного совершенствования законодательной базы в этом направлении.
И поэтому совместно с государственными органами разработаны и приняты следующие нормативные правовые документы:
1. подписаны Президентом Республики Казахстан три Указа о развитии системы ювенальной юстиции, об образовании специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних, о Государственной программе развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан;
2. приняты 11 Законов Республики Казахстан в области защиты прав детей ("О жилищных отношениях", "О специальных социальных услугах", О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам занятости и адресной социальной помощи, "О безопасности игрушек"и др.).
3. утверждены Правительством Республики Казахстан свыше 24 постановлений по вопросам улучшения качества жизни детей ("Об утверждении гарантированного государственного норматива сети организаций образования", Об утверждении Программы по снижению материнской и детской смертности в Республике Казахстан на 2008 - 2010 годы", "Об утверждении Правил выплаты государственных стипендий отдельным категориям обучающихся в организациях образования");
4. изданы 13 совместных приказов с министерствами здравоохранения, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, обороны, около 100 приказов министерств и ведомств по вопросам охраны прав детей (О ведении централизованного учета детей с ограниченными возможностями в развитии", "Об утверждении положения о наркологических постах в организациях образования", О профилактике правонарушений среди учащихся молодежи" , "Об утверждений Правил оценки и определения потребности в специальных социальных услугах").
Принимаемые указы, законы, нормативные правовые акты нашей страны позволяют улучшить защиту прав и законных интересов детей.
Уважаемые депутаты!
Уважаемые участники Правительственного часа!
В улучшении качества жизни детей все еще есть немало вопросов.
Сегодня в стране более 3,5 млн. семей. И только в 2-х процентах семей воспитываются приемные дети. Как говорили выше количество детей сирот в стране всего чуть выше 16 тысяч. И для обеспечения их права на семью нам необходимо:
Во-первых,
стимулирование усыновления и опеки за счет выплаты пособий на содержание этих детей;
развитие различных форм семейного устройства,
формирование позитивного общественного мнения и повышение гражданского сознания по участию в судьбе ребенка-сироты.
Основной задачей нашего общества должна стать воспитание ребенка в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.
Во-вторых,
На сегодня из 6 тысяч выпускников получили жилье лишь 80 человек, что составляет 1,2%.
При этом, в течении ряда лет не выдается жилье в городах Алматы, Астана, в Алматинской, Северо-Казахстанской, Кызылординской, Восточно-Казахстанской областях
В тоже время, акимат Южно-Казахстанской области обеспечил квартирами 15 выпускников. Акимат Костанайской области выделил арендное жилье 8-ми выпускникам и планирует обеспечить еще 10-рых ребят.
По закону "Об образовании" решение данного вопроса находится в компетенции местных исполнительных органов. Однако в законодательстве не предусмотрена ответственность местных государственных органов, не выполняющих свои функции.
Поэтому в целях защиты прав детей-сирот необходимо законодательно определить меру ответственности должностных лиц и госорганов за невыполнение своих обязанностей.
В-третьих, мы продолжим работу по проведению социологических исследований. В этом году в рамках госзаказа планируется 12 исследований.
По итогам этих исследований будут разработаны:
единые критерии по раннему выявлению семейного неблагополучия;
методические рекомендации по вопросам социальной и психологической адаптации различных категорий детей;
аналитический материал о состоянии обеспечения прав детей на участие в культурной жизни;
рекомендации по разработке модельной программы развития досуговой деятельности школьников.
Мы планируем также создать теле- и радиопрограммы по пропаганде ценности семьи и семейного воспитания.
В-четвертых, мы продолжим работу по совершенствованию законодательства в области охраны прав и защиты интересов детей и выявлению проблемных зон в правовом поле.
Уже сегодня на законодательном уровне требуется решить вопрос назначения и выплаты опекунам (попечителям) пособия на содержание ребенка, оставшегося без попечения родителей. Данная мера поможет снизить число детей-сирот в детских домах. Стимулирует рост опекунства.
Нужно усилить административную и уголовную ответственность родителей за уклонение от воспитания своих детей, уплаты алиментов, причинение физического и психологического вреда жизни, здоровью и безопасности ребенка (в Кодексе "Об административных правонарушениях" предусмотрен только штраф в размере от 6 до 11 МРП ( от 8 тысяч до 13 тысяч тенге);
Как я уже говорил выше, нужно ужесточить ответственность местных госорганов в предоставлении льготного жилья выпускникам детских домов и квотировании рабочих мест для их дальнейшего трудоустройства.
Необходимо также усилить административную ответственность за несоблюдение установленных требований к организациям и к лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей. Данная норма позволит защитить детей , а также повысит ответственность не только родителей, но и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Совместно с МВД мы инициировали законопроект "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросу профилактики детской безнадзорности и предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних", в котором определена норма по ограничению пребывания детей в вечернее или ночное время в общественных местах без сопровождения взрослых.
Хочу поблагодарить вас, уважаемые депутаты, за поддержку в этом вопросе. Надеюсь, что данный законопроект также будет одобрен сенаторами.
Уважаемые Депутаты!
Вопросы детства многогранны и постоянны на повестке дня. Это работа, которая не может быть остановлена.
Уверен, что принятые на Правительственном часе решения и рекомендации внесут достойный вклад в решение проблем детства".

----------

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ЧАС В МАЖИЛИСЕ: ОТВЕТЫ МИНИСТРА НА ВОПРОСЫ ДЕПУТАТОВ
Жигер Байтелесов, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 30 марта

Сегодня в Мажилисе под председательством вице-спикера Жаныбека Карибжанова состоялся Правительственный час: "О ходе реализации программы "Дети Казахстана" на 2007-2011 годы". После докладов министра Жансеита Туймебаева и председателя Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию Динар Нукетаевой депутаты задали вопросы члену Правительства:
"НЕХОРОШЕВ В.А. Уважаемый Жансеит Кансеитович! Два дня в Парламенте проходит обсуждение вопросов образования, воспитания детей. Есть надежда, что мы в результате сделаем существенные подвижки.
На прошлой неделе мы были в регионах, разъясняли избирателям Послание Главы государства. Люди задавали множество вопросов, в первую очередь, конечно, их очень интересовала ситуация в вопросах воспитания и образования. Мы вышли, надо признать, на мой взгляд, на новый уровень развития, жаль, что только более низкий. Складывается впечатление, что идем вперед, не приходя в сознание. Вы сами обозначили наркоманию, преступность, поборы в школах (я имею в виду уже с учеников), то есть ситуация далеко не лучшая. Два - это семья и государство - те, кто занимается и должен заниматься воспитанием и образованием, и в программе это обозначено, но я хотел бы все-таки обратить внимание прежде всего, безусловно, на тот закон об образовании, который не позволит нам пойти вперед в этом вопросе. Потому что социальный статус учителя в этом законе отсутствует. Более того, мы знаем, что в прошлом году 49 директоров школ были осужденные за коррупционные правонарушения. О каком воспитании может идти речь? Там же тысячи учащихся в этих школах, они же это все видят.
Люди правильно нам говорили, не надо врать, а мы продолжаем это делать. И имею в виду 12-летку. Вы сами сейчас сказали, что в 86-90 школах еще трехсменка, и мы говорим, что с 1 сентября перейдем на 12-летнее образование. Как Вы видите изменение социального статуса учителя? Как Вы видите, когда мы открыто скажем народу, что с 2015-2020 года мы готовы будем перейти к 12-летнему образованию?
Мне непонятна ситуация с патронатом. По Вашей информацию, которую Вы дали, более тысячи семей желают взять детей под патронат. В чем дело, почему мы не можем решить? Мы считаем, что детский дом - это лучше, что семья, которая желает это сделать, нам это сделает хуже? Неужели это настолько большие суммы, что не можем этим 1127 семьям, о которых Вы сказали, найти эти средства и дать им возможность взять детей в патронат? Спасибо.
ТУЙМЕБАЕВ Ж.К. Уважаемый Владимир Анфианович, спасибо за вопрос. Эти проблемы волнуют, действительно, не только нас и вас, это вопросы всего общества. Хотел бы, во-первых, сказать по статусу учителей. В принципе, впервые в Законе "Об образовании" введена глава о социальном статусе учителей. Естественно, все вопросы мы не можем охватить. Вы отметили, 49 директоров школ за коррупционные нарушения. За какие коррупционные нарушения - здесь необходимо разбираться. Многие вопросы исходят из тех моментов, наших нюансов, даже бюджетных вопросов. Например, мы хотим перейти к подушевому финансированию. Чтобы они свободно действовали, есть моменты. Естественно, я не скрываю, они виноваты. Мы распространили в пакете документов извлечения из Закона Республики Казахстан "Об образовании", регламентирующие компетенцию местных представительных и исполнительных органов в области образования. Министерство труда и социальной защиты населения, местный исполнительный орган областного значения, районного, кто за что отвечает, все расписано. Поэтому назначение руководителя облОНО, горОНО, райОНО, а также директоров школ - полномочие местных исполнительных органов. Мы как Министерство труда и социальной защиты населения, как уполномоченный орган, занимаемся, как и во всем мире, разработкой методических пособий, государственных образовательных стандартов и так далее. Эти моменты уже в руках местных исполнительных органов. Об этом, естественно, мы тоже не раз говорили. Это неприятные факты. Мы проводим работу, доводим до сведения руководства области.
В материальном, финансовом отношении по количеству они не на первом месте, и не такую огромную сумму составляют. Естественно, над этим мы работаем. У вас сейчас находится Закон "Об образовании", в который будем вносить изменения. Я думаю, что вы посодействуете в этом вопросе.
По патронатному вопросу. Мы распространили среди вас основные показатели по вопросам детства (на одном листе). Здесь 2006-2008 годы. Какие сдвиги, успехи, позитивные моменты, мы хотели бы вам показать в табличной форме.
Количество семей, которые брали детей по патронатному принципу, увеличилось. В настоящее время 2005 семей. В очереди еще стоят 1127 семей, хотят усыновить детей. Поэтому здесь никаких вопросов нет. При патронатном воспитании на одного ребенка государством выделяется определенная сумма - более 25 тысяч тенге. Заработная плата патронатного воспитателя в среднем около 14 тысяч тенге. Этот вид воспитания мы будем развивать. В настоящее время решаются процедурные вопросы. Более тысячи граждан, которые хотели бы усыновить детей, будут получать. Спасибо.
ДЫМОВ О.Г. Уважаемый Жансеит Кансеитович! Уважаемые депутаты! Я благодарю вас за столько конкретный и предметный доклад и те материалы, которые представлены нам, из которых мы видим, что динамика развития нашей, граждан Казахстана, жизни и деятельности министерства говорит о том, что многие проблемы снимаются, и по многим приоритетным направлениям, если на намечен прорыв, то, по крайней мере, такая положительная динамика наблюдается.
Я не могу согласиться со всем тем, что говорил мой коллега Нехорошев. Министерство надо критиковать, его есть за что критиковать, потому что это необычное министерство, это целая планета, которая занимается вопросами воспитания человека с момента его рождения и до того момента, когда он вступает в самостоятельную жизнь. Но мы видим, что динамика развития современной жизни каждодневно перед нами целые проблемы, которые нужно разрешать этому министерству. И вот по главным, приоритетным направлениям, а этого мы не могли не видеть и не можем не видеть, что министерство выработало какое-то свое определенное видение и в конкретных программах оно разрешает эти вопросы.
Два вопроса у меня. В 90-х годах мы в республике активно занимались созданием детских домов семейного типа и сиротских деревень. Как они прижились у нас в республике, какова перспектива их развития? Какую помощь государство оказывает родителям, усыновившим сирот? Спасибо.
ТУЙМЕБАЕВ Ж.К. Спасибо, Олег Григорьевич.
По детским домам семейного типа. В настоящее время в республике действует 21 детский дом семейного типа. Отличие данной формы - в таких домах условия максимально приближены к семейным, при которых супружеская пара берет до 10 детей на воспитание. При этом содержание детей, зарплата супругам, обеспечение жильем - все это за счет государства. Поэтому мы считаем, что данная форма воспитания детей нуждается в широком распространении. Поскольку дети-сироты приобретают опыт семейных взаимоотношений, именно поэтому в рамках этой программы "Дети Казахстана" предполагается строительство еще 15 детских домов. Достаточные суммы выделяются государством, поэтому мы поддерживаем данное направление.
Для семей, которые усыновляют детей, на сегодняшний день законодательством не предусмотрены льготы. Однако по закону о браке и семье ребенок, имеющий к моменту своего усыновления право на полагающиеся ему пособия, сохраняет это право и при усыновлении.
РОГАЛЕВ В.П. Курметті Торага! Курметті Жансеит Кансеитулы! Из докладов мы поняли, какая работа проводится по реализации программы "Дети Казахстана". Сделано многое, но предстоит сделать еще больше, чтобы наше подрастающее поколение получило достойное воспитание и образование.
Ураганное развитие информационных технологий, доступность всего спектра услуг телевидения, Интернета и других средств массовой информации несут в себе не только положительное начало. Так, с экранов порой льется кровь, из некоторых сериалов не всегда поймешь, кто бандит, а кто полицейский, персонажи мультфильмов чаще всего напоминают каких-то пришельцев или монстров. И все это жестко внедряется в неокрепшие души наших детей. И дети начинают играть во всевозможные бригады, мафию, якудзу, но только не в положительных героев. Именно таким жестким способом насаждается культ силы, безнаказанности, безнравственности, если хотите.
Конечно, запретительными мерами трудно что-либо сделать. С другой стороны, в школе и семье необходимо предпринимать шаги, направленные на воспитание ребенка.
В связи с этим у меня вопрос. Какие меры принимаются министерством по включению в учебный процесс предметов нравственно-духовного воспитания детей? Спасибо.
ТУЙМЕБАЕВ Ж.К. Спасибо, Виктор Павлович. Действительно, это век новых технологий. Казахстан по сравнению с другими странами СНГ, можно сказать, идет впереди. Мы вам распространили еще один справочник. За два года мы обеспечивали интерактивные технологии в 3000 школах, в том числе с широкополосным Интернет-соединением - 31 процента. Естественно, это налагает ответственность. Поэтому вторая форма защиты детей, особенно по Интернету, это создание Интернета, мы над этим работаем совместно с Агентством по информатизации, чтобы была определенная необходимая информация для обучения, образования. Такая практика существует в мире. Поэтому данная работа будет продолжена.
Также по нравственно-духовному образованию. Это очень важный момент. Сейчас проходит апробацию программа "Самопознание". Этот предмет воспитывает чувство патриотизма, ответственности за совершенные поступки, побуждает к саморазвитию. Также у нас в регионах внедряются другие проекты - "Служение обществу", "Город, дружественный к ребенку" и так далее. Я в своем докладе отметил, что в Японии, Финляндии, Литве и во многих странах уже практикуется, проводятся такие занятия, внедрены предметы. Мы считаем, что в век глобализации, век таких технологий необходимо введение таких же предметов. Спасибо.
КАДАМБАЕВ Т. Уважаемый Жансеит Кансеитович! Из Вашего доклада и содоклада председателя комитета мы убедились в том, что Министерством образования и науки проводится очень большая работа и еще предстоит очень большая работа по данному направлению. Однако мне хотелось… Говорят, цифры, это упрямая вещь. Я привожу цифры: "По результатам, по сравнению с 2007 годом сократилось на 39 процентов число детей, имеющих диагноз "Алкоголизм", на 11,8 процентов - число несовершеннолетних, совершающих преступления". Эти цифры еще раз свидетельствуют о том, какая большая работа проводится в данном направлении.
Второе. Например, в 70 процентах школ организовано горячее питание, из них 62 процента учащихся питаются горячим питанием и бесплатным питанием охвачено 63 процента.
Еще хотел бы привести такой пример, что большая работа проводится Министерством образования и науки. В Азии в 2008 году мы первое место занимали по индексу развития образования. Это во-первых. Во-вторых, наша страна занимает первое место в мире, из 129 стран, по индексу развития образования для всех в 2009 году и 14-ое место по уровню грамотности из 177 стран. Это еще раз свидетельствует о том, что Министерством образования и науки проводится большая работа. Я говорю и о том, что есть на чем и работать. Поэтому у меня два маленьких вопроса.
Вот в информации написано, что дополнительными специалистами по охране прав защиты интересов детей охвачено всего 11 регионов. Будут ли остальные регионы охвачены этим вопросом? Это первый вопрос.
Второй вопрос. Мы с вами рассматривали вопрос профессионально-технического образования. Там были очень конкретные рекомендации, поэтому у меня второй вопрос: доступность профессионального образования для детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей. Спасибо.
* * *
ПРИМ.: (Ответ на депутатский вопрос дан на государственном языке).
* * *
БАЙМАГАМБЕТОВА Б.Б. Жансеит Кансеитович, спасибо за такую полную и обстоятельную информацию, но у меня есть пара вопросов.
Первый вопрос. Сегодня достаточно говорили мои коллеги по усыновлению иностранными гражданами и внутри страны. Все это мне понятно, но скажите, пожалуйста, какие все-таки есть сегодня пробелы в нашем действующем законодательстве по усыновлению детей?
Второй вопрос. Вы назвали, что 148 тысяч детей сегодня у нас с ограниченными возможностями. Все ли дети охвачены сегодня обучением, достаточно ли специализированных школ-интернатов? Потому что в этих данных всего 15 реабилитационных центров у нас имеется на 148 тысяч детей. Я знаю, что недостает сегодня таких специализированных школ-интернатов для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для слабослышащих детей и так далее. При строительстве школ учитывается ли строительство таких специализированных школ-интернатов? Спасибо.
ТУЙМЕБАЕВ Ж.К. Спасибо. Одно время общество поднимало вопрос по усыновлению иностранными гражданами наших детей. Сейчас, хочу сказать, есть позитивная тенденция. Количество усыновленных детей нашими гражданами с каждым годом увеличивается. В принципе, до этого был вопрос. Есть процедура усыновления, требуются необходимые справки, данные, финансовые возможности семьи и так далее. Поэтому проблем в усыновлении нет, однако по соотношению процентов желающих взять в семью есть проблемы.
Я отметил в своем докладе, всего 2 процента от 3,5 миллиона семей в Казахстане усыновили, взяли в свои семьи детей-сирот. Хотелось бы, чтобы оставшихся 16 тысяч детей тоже усыновили. Здесь есть проблемы - материальное стимулирование. Например, когда они берут на патронатное воспитание, государством оказывается материальная помощь, во-первых, в виде зарплаты (14 тысяч тенге), во-вторых, деньги на сироту, а когда они берут по опеке и попечительству, такого нет. Здесь мы хотели бы попросить, чтобы в дальнейшем при разработке данного законодательства такие моменты были учтены. Я считаю, что тогда количество желающих увеличилось бы.
По вопросу о воспитании детей с ограниченными возможностями. Действительно, у нас количество детей увеличилось по сравнению с 2003 годом, из них примерно 80 процентов детей школьного возраста, остальные - дошкольного, раннего возраста. Они охвачены обучением. Инфраструктура разная - логопедические пункты, реабилитационные центры, специальные группы в детских садах. Для них выделяется квота 0,5 процента в рамках государственного образовательного заказа. Они пользуются преимущественным правом при поступлении. Однако по полному охвату я не сказал бы, что этого достаточно. Поэтому здесь есть вопросы, которые нужно развивать. Спасибо.
КАППЕЛЬ Е.Я. Уважаемый министр, наверное, я выражу мнение родителей, дети которых не знают государственного языка. Почему нет комплексной государственной программы обучения государственному языку детей: детский сад - школа - колледж - вуз? На каждом этапе обучения начинают с алфавита, устарелыми формами. Дети хотят современного обучения государственному языку.
Я был недавно на местах. Я хочу сказать, что доходит до абсурда. Родители задают такой вопрос, может быть, с разрешения родителей детей, не знающих государственного языка (пусть это будут казахи, русскоязычные), отдавать в детские сады без очереди. Какое тогда будет отношение к тем детям, которые сегодня стоят на очереди. Как быть? Спасибо.
ТУЙМЕБАЕВ Ж.К. Спасибо, Егор Яковлевич. По преподаванию, изучению государственного казахского языка проделана большая работа. Несколько депутатов даже участвовали, посетили нашу выставку. Мы организовали в свое время в "Конгресс-Холле" специализированную выставку по казахскому языку. Хочу сказать, что уже имеется около 600 учебников, 46 электронных учебников. Сам Премьер-Министр участвовал.
К сожалению, у нас проблема тиражирования, потому что уже по международным требованиям, системе ТОЕFL, IELTC трех-четырехуровневое изучение казахского языка, программы, электронные учебники нами созданы, апробированы. Создана система "Казтест" для определения уровня знания казахского языка. Поэтому данный вопрос в Комиссии по государственному языку в Правительстве я поднимал. Одним из главных вопросов является тиражирование книг и конкретная работа на местах. Поэтому наши ученые, преподаватели уже разработали достаточное количество учебников.
Что касается детских садов, то уже во многих ведутся, и специальные программы по изучению казахского языка по воскресеньям.., даже есть телепередача. Спасибо.
СОЛОВЬЕВА А.С. Большое спасибо за предоставленный материал. Я хотела бы по этому поводу присоединиться к своим коллегам депутатам, потому что он информативный, сравнительный и дает достаточно объективную картину по положению дел в образовании и вообще по положению детей. У меня два вопроса.
Сегодня говорили о детях с ограниченными возможностями, но у нас есть дети с тяжелыми заболеваниями, которые находятся дома. Их около 10 тысяч. Скажите, пожалуйста, насколько они имеют доступ к образованию, ходят ли к ним домой, занимаются ли ими?
Этот вопрос связан со вторым вопросом, поскольку здесь идет разговор о соблюдении фундаментальных прав человека. Мы знаем, что ситуация сегодня в школе такова, что зачастую в школе осуществление прав человека как раз и нарушается или ему препятствуют. Есть ли в школьных образованиях такие учебные программы, что ли, по атмосфере создания или соблюдения прав человека для того, чтобы дети с этого возраста привыкали к тому, что это фундаментальное право, которое они должны соблюдать, и могли бы в дальнейшем приводить нас к тому, чтобы мы двигались по цивилизованному пути развития? Спасибо.
ТУЙМЕБАЕВ Ж.К. Спасибо, Айгуль Сагадибековна. По обучению детей с ограниченными возможностями, в частности, в лицеях и колледжах существует квота, предусмотрено 0,5 процента для детей-инвалидов, инвалидов с детства и так далее. Они в основном обучаются по профессиям - повар-кондитер, мастер сельскохозяйственного производства, специалисты предприятий питания, швеи, экономки и так далее.
По обучению в нормальных школах. Это называется инклюзивным образованием. С учетом международного опыта в республике данный вид образования получает развитие. Это создает равные возможности для всех граждан, в том числе и для детей с ограниченными возможностями в развитии.
У нас запланировано открытие определенного количества кабинетов. Сейчас открыто для коррекции и инклюзивного образования уже 90 кабинетов. В наших общеобразовательных школах обучаются дети с ограниченными возможностями. Их количество достигает 11 тысяч. Данная работа будет продолжена.
Также они обучаются на дому по индивидуальной программе. Таких детей 9 тысяч 400. Также обучаются дети по коррекционной программе, их более 16 тысяч. Спасибо.
ПОЛИЩУК Р.И. Спасибо, Жанибек Салимович. Уважаемый Жансеит Кансеитович, у меня два вопроса по обсуждаемой теме.
Первый вопрос. Возможно ли в полном объеме реализовать обсуждаемую программу, если по ее важным положениям прописано, что расходы не требуются? Расходы местного бюджета должны быть просчитаны, так как при постоянной его нехватке появились еще дополнительные расходы, связанные с реализацией данной программы.
Например, в части реализации Закона Республики Казахстан "О специальных социальных услугах" есть услуги по образованию, где определен бюджет на эти цели в 2009 году. Или, например, социологические исследования, финансирование отсутствует. Почему? Или это все делается на энтузиазме? Но тогда ведь это не исследование. То же самое можно сказать по школам для детей с девиантным поведением, альтернативным формам семейного воспитания и так далее. Это первый вопрос.
Второй вопрос. Есть ли положение по органам опеки и попечительству, и на основании каких расчетов появилось соотношение "1 специалист на 5 тысяч детей"? Это опять-таки касается вопроса отсутствия финансовой стороны на организацию и введение специалистов по опеке и попечительству, так как это вновь местный бюджет, которого просто не хватает. Спасибо.
ТУЙМЕБАЕВ Ж.К. Спасибо, Раиса Ивановна. Программа была принята в 2007 году. Если сказать, то многие моменты там были сокращены. Первоначально хотелось бы охватить все вопросы, выделить большую сумму. Из этой суммы основная часть выполнения приходит на местные бюджеты, также, как Вы сказали, на социологические исследования, выпуск научно-методических изданий тоже суммы выделены. Поэтому это в рабочем порядке будет рассматриваться. Есть свои определенные требования. По этим требованиям и расходам было запланировано. Здесь есть моменты для коррекции. Поэтому мы готовы принять данные предложения, совместно проработать, но самое главное, что в сравнении с 2006 годом у нас есть позитивные моменты.
Почему мы определили на 5000 одного специалиста? Естественно, хотелось бы, чтобы на 3000 или 2000. Во многих зарубежных государствах, международной практике даже меньше. Исходя из наших обстоятельств, мы сочли нужным, чтобы на 5000 детей один специалист, чтобы могли, по крайней мере, охватить. Спасибо.
ТУРЕЦКИЙ Н.Н. Уважаемый министр, вопрос касается взаимодействия Вашего министерства с неправительственными организациями. Как известно, есть международные гранты, которые выделяют средства для НПО по вопросам правозащитной деятельности малолетних лиц, по поводу предупреждения наркомании. Очень хорошо работает такой фонд, как ЮНИСЕФ ООН, есть другие фонды. Вашему министерству выделили бюджетные деньги для НПО, а также акиматы выделяют средства для неправительственного сектора. Как вы мониторите, определяете программы, гранты, по которым необходимо выделять средства, кто принимает окончательное решение? Потому что часто бывает так, что международный фонд выделил деньги, по этому же самому вопросу выделяют республиканский вопрос и местный, в итоге одни проблемы освещаются очень хорошо, а другие проблемы вообще выпадают из поля зрения взаимодействия вашего министерства с гражданским сектором. Пожалуйста, прокомментируйте, как этот вопрос решается.
ТУЙМЕБАЕВ Ж.К. Спасибо, Николай Николаевич.
Данные вопросы очень актуальные. Как я отмечал, глава представительства ЮНЕСКО в Казахстане участвует, мы с ними очень тесно работаем, подписали несколько меморандумов. Что касается таких тем, в Комитете по охране прав детей или Департаменте по воспитательной работе занимаются. Кому дается - это уже на основе тендера, у кого хорошие предложения, хорошие данные, актуальные вопросы они охватывают. Кто больше имеет практики, опыта работы, вот тем даются".

------

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ЧАС В МАЖИЛИСЕ: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ВИЦЕ-СПИКЕРА
Жигер Байтелесов, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 30 марта

Сегодня в Мажилисе состоялся Правительственный час: "О ходе реализации программы "Дети Казахстана" на 2007-2011 годы". Заседание завершилось заключительным словом вице-спикера Жаныбека Карибжанова:
"Действительно, обсуждаемая сегодня программа "Дети Казахстана" является весьма важной. Эта программа, как мы видим, является комплексной и рассчитана на несколько лет. Сегодня мы находимся, в принципе, на середине пути ее реализации. Поэтому важно, что сегодня мы с вами обсудили ход реализации этой программы. Наши депутаты сделали свои предложения, замечания, высказали свое мнение по дальнейшим путям ее реализации. Полагаю, что прежде всего нам необходимо в полном объеме в оставшееся время, Жансеит Кансеитович, реализовать эту программу. Если необходимо, с учетом сегодняшнего обсуждения, нужно вносить изменения и дополнения в эту программу. Наверное, такая необходимость сегодня появилась. Это первое.
Второе. Думаю, как сегодня депутаты отметили, необходимо и дальше совершенствовать межведомственное взаимодействие, усилить координацию действий органов исполнительной власти всех уровней, международных, неправительственных и других организаций по выработке мер и их реализации, направленных на поддержку семьи, предупреждение семейного неблагополучия, оказание помощи социально незащищенным детям.
Сегодня правильно прозвучало мнение о том, что нам нужно особое внимание уделить реализации положений программы народно-демократической партии "Нур Отан" по вопросам создания в каждой области регионального центра реабилитации детей-инвалидов, строительства не менее 200 детских садов, открытия клубов, кружков, спортивных секций, снижения показателей детской и материнской смертности, увеличения на постоянной основе размеров пособий на рождение ребенка и так далее.
Следующее. Обратить особое внимание на открытие коррекционных организаций образования, детских деревень семейного типа, домов юношества, детских домов семейного типа. Конечно, надо принять необходимые меры по решению на законодательном уровне проблемы защиты прав детей путем внесения изменений и дополнений в соответствующие законодательные акты.
Предусмотреть внесение изменений и дополнений в законодательные акты, направленные на усиление административной и уголовной ответственности родителей за уклонение от воспитания своих детей, причинение физического и психологического вреда жизни, здоровью и безопасности ребенка. Я думаю, уже настала пора для того, чтобы начать разработку нормативного правового акта по нравственному воспитанию детей. Я здесь не буду подробно останавливаться. Об этом очень справедливо и всесторонне говорили наши депутаты.
Обеспечить включение в стратегические планы развития регионов комплекса мер. Почему об этом мы отдельно говорим? Понятно, что эта программа реализуется на различных уровнях, но организующее начало, проведение системной работы за Правительством, конкретно - за Министерством образования и науки.
Предлагаются следующие меры по совершенствованию механизма охраны здоровья детей, профилактики детских заболеваний, обеспечению надлежащего контроля за состоянием здоровья детей. Кстати, эта мысль очень рельефно прозвучала в прошлогоднем Послании нашего Президента, где говорилось о профилактических осмотрах. Эту работу нам нужно проводить комплексно и широко.
Обеспечить полный охват детей летним отдыхом, о чем мы сегодня говорили.
Обеспечить подвоз учащихся из населенных пунктов, не имеющих соответствующих организаций образования, к школам и обратно.
Поэтапное обеспечение всех учащихся из малообеспеченных семей горячим питанием в школах.
Совершенствование профилактики безнадзорности, преступности среди детей и подростков.
Содействие социальной реабилитации совершеннолетних, совершивших противоправные действия, по выделению из местных бюджетов целевых грантов для детей-выпускников школ из малообеспеченных семей по обучению дефицитным специальностям в вузах страны.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.03.2009
Премьер-Министр РК поручил двум крупным холдингам страны внести предложения по сокращению своих расходов 31.03.2009
Презентация поправок в Закон РК "о республиканском бюджете на 2009-2011 годы" 31.03.2009
Мажилис: противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма - второе чтение 31.03.2009
Правительственный час в Мажилисе 31.03.2009
Идем вперед, не приходя в сознание 31.03.2009
По рукам! 31.03.2009
Состоялась коллегия Министерства туризма и спорта по реализации Послания Президента народу Казахстана 31.03.2009
"Мы не войдем в проект Казахстанской транспортной системы иначе, чем на условиях получения контрольного пакета" 31.03.2009
Рабочий график Главы государства 30.03.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.12.18 Среда
95. ЛОВЯГИН Николай
73. ШОКАЕВ Ерболат
72. ТЕМЕРБЕКОВ Сабиp
69. РАДЖИБАЕВ Мурат
68. ДОСЖАНОВ Романкул
63. МИРЬЯКУПОВ Едиль
61. ШАХМАНОВ Серик
60. САДЫКАНОВ Батырбек
60. ШАКАБАЕВА Шолпан
59. АЛДИЯРОВ Касымбек
58. ТРЕПАВЛОВ Вадим
57. ЖАРМУХАМБЕТОВА Сара
56. ЖУЛБАРИСОВ Жанбулат
56. ПШЕМБАЕВ Мереке
55. БИЛИМБАЕВ Асылбек
...>>>
20.12.18 Четверг
86. НУРМАГАНБЕТОВ Абдикадыр
76. ИСАБЕКОВ Дулат
74. КАРАПЕТЯН Артуш
71. АМЗЕУЛЫ Алибек
71. БАЛАПАНОВ Зейнелькабден
70. АМИРГАЛИУЛЫ Абдыгаппар
70. БЕГИН Виктор
69. НУРЛАНОВА Найля
65. ТУСУПБЕКОВ Амиржан
65. ХАМЗИН Абай
64. АКТАНОВ Нурлан
59. АБИЛОВ Мурат
59. МЕДЕУ Ахметкал
59. ТЫНЫБЕКОВ Кайрат
58. АБДРАХМАНОВ Сакен
...>>>
21.12.18 Пятница
88. АХМЕТЖАНОВ Калибек
83. КАМАЛОВ Сухан
81. ХАСАНОВ Бахытжан
80. РИЗУАНОВ Катимулла
65. АБДУЛЛИН Сагнай
62. БАЙМБЕТОВ Калдыбек
62. КАЛАЖАНОВ Максут
57. АБДИБЕКОВ Нурмухамбет
53. САГДИЕВА Сауле
50. БЕРЛИБАЕВ Данияр
35. ЕРЖАНОВ Бахыт
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz