Жигер Байтелесов, Сауле Банакова, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 7 апреля
На прошедшем 1 апреля пленарном заседании Мажилиса с депутатским запросом к Генеральному прокурору Республики Казахстан и Председателю Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета выступил депутат Мурат Абенов:
"Поводом для запроса послужили многочисленные обращения депутатов маслихатов из различных регионов республики.
Как известно, новый план дальнейшей модернизации экономики и реализации стратегии занятости, определенный Посланием Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым, предполагает основную часть поставленных задач по обеспечению стратегии занятости и переподготовки кадров, реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов, поддержке малого и среднего бизнеса осуществлять на региональном уровне. Принято решение выделить значительные средства для решения проблем местного значения областям, районам и аулам на реконструкцию и модернизацию коммунальных сетей, строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог, а также обновление социальной инфраструктуры, прежде всего, школ и больниц.
Важной особенностью данного Послания является то, что впервые в реализации мероприятий, обозначенных Главой государства, наряду с местным государственным управлением будут задействованы органы местного самоуправления. Это стало возможным благодаря инициированной Главой государства в 2007 году конституционной реформе и принятому на этой основе 9 февраля 2009 года Закону РК "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан". На основе опыта развитых европейских стран, учитывая особенности социально-экономического и политического развития страны, была создана законодательная и нормативно-правовая база казахстанской модели местного самоуправления. В обновленной иерархии местного управления заметно возросла роль маслихатов, ставших основой местного самоуправления. Теперь на основе закона акимы являются не только представителями Президента и Правительства, но и наделены исполнительными функциями местного самоуправления.
В соответствии с поручениями, озвученными в Послании, все объекты местного значения по каждому населенному пункту, требующие ремонта, благоустройства, озеленения, ремонта дорог будут определяться не центральными органами, а по усмотрению местных властей. На эти цели маслихатам, как органам местного самоуправления, будут выделены необходимые средства. Так же планируется выделить по 50-100 миллионов тенге каждому аульному акиму для решения текущих задач населения.
При этом в Послании особо отмечено, что расходы этих средств будут осуществляться под контролем маслихатов. Основная роль в осуществлении контроля по закону и новому Бюджетному кодексу будет отводиться ревизионным комиссиям маслихатов, уполномоченным осуществлять внешний контроль за местными бюджетами. Они должны быть укреплены создаваемыми аппаратами ревизионных комиссий с введением дополнительных штатных единиц.
Как отметил Глава государства в своем выступлении на совместном заседании Палат Парламента Республики Казахстан 16 мая 2007 года, эти решения резко повышают политическую роль маслихатов, которые будут представлять действенное местное самоуправление, благодаря большей подотчетности им исполнительных органов.
Несомненно, что для осуществления новых полномочий и решения поставленных задач, маслихаты должны организовать работу в соответствии с новым конституционным статусом.
Однако, как стало известно, Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета своим постановлением №2 от 12 февраля 2009 года утвердил "Типовое положение о ревизионной комиссии маслихатов", которое рекомендовано областным маслихатам для руководства и использования.
В утвержденном Типовом положении есть серьезные противоречия нормам Конституции и действующим законодательным и правовым актам Республики Казахстан:
1. В соответствии с действующим законодательством, у Счетного комитета нет полномочий утверждать типовое положение ревизионной комиссии маслихата. В пункте 23 статьи 141 Бюджетного кодекса, на который ссылается Счетный комитет, указано, что Счетный комитет "осуществляет методическую помощь ревизионным комиссиям маслихатов, в том числе по разработке типового положения о ревизионных комиссиях маслихатов и типовых квалификационных требований для работников ревизионных комиссии...". При этом полномочия по оказанию методической
помощи по разработке не означают полномочий по их утверждению. Необходимо отметить, что Бюджетным кодексом важным принципом государственного финансового контроля определен принцип независимости -
недопущения вмешательства, посягающего на независимость органов государственного финансового контроля и его работников при осуществлении ими деятельности.
2. Типовым положением предусмотрена противоречащая законодательству норма о том, что председатель и члены ревизионной комиссии не могут быть депутатами. Вместе с тем, согласно статье 16 Закона РК "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", председатель и члены ревизионной комиссии избираются маслихатом, председатель избирается из числа депутатов и подотчетен маслихату.
3. В предложенном Типовом положении введена не предусмотренная законом процедура согласования кандидатур председателя и членов ревизионной комиссии со Счетным комитетом. Так же необоснованно определен 5-летний срок, на который должны назначаться члены ревизионной комиссии. Тогда как по закону маслихат самостоятельно избирает ревизионную комиссию на срок своих полномочий.
4. Не понятно, из каких расчетов определена штатная численность аппарата ревизионной комиссии в пределах 30-40 единиц? В данном случае это является только прерогативой маслихата.
5. В Типовом положении установлены квалификационные требования, устанавливающие различные ограничения (возраст, стаж, родственные связи) для председателя и членов ревизионной комиссии. При этом любые ограничения должны определяться только законами. Также видится необоснованным разработка Счетным комитетом типовой структуры ревизионной комиссии, так как это не предусмотрено нормативными актами.
6. В своем письме секретарям маслихатов от 17 марта 2009 года
Счетный комитет дает пояснения о том, что: "в соответствии с Бюджетным кодексом ревизионная комиссия маслихата является органом финансового контроля, поэтому ее руководитель должен быть государственным служащим". В то же время в законе осталась неизменной норма о том, что председатель ревизионной комиссии областного (города республиканского значения и столицы), районного (города областного значения) маслихатов осуществляет свои функции на освобожденной основе. Так же статьей 136 Бюджетного кодекса ревизионные комиссии маслихатов являются составной частью системы органов государственного финансового контроля. Вместе с тем в статье 16 закона "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" конкретно определено, что рабочим органом ревизионной комиссии маслихата является аппарат ревизионной комиссии маслихата, входящий в структуру аппарата маслихата. Так же в соответствии со статьей 25 этого же закона только аппарат маслихата является государственным учреждением. При этом ни в Кодексе, ни в других нормативных актах ревизионной комиссии не придается статуса отдельного государственного органа. Соответственно, не может быть назначен руководителем ревизионной комиссии административный государственный служащий.
Необходимо отметить, в данном случае нет противоречий в том, что государственная функция финансового контроля не закреплена за государственным органом. Концепцией конституционных реформ, инициированных Президентом РК Н.Назарбаевым и осуществленных 2007 году, исключены ограничения, не допускавшие слияние общественных и государственных институтов. Это позволило предусмотреть в Основном Законе норму, дающую возможность делегирования органам местного самоуправления осуществление государственных функций. Заложенная в
Конституции РК идея сближения систем местного государственного управления и самоуправления позволила избежать создания дублирующих друг друга структур.
Как видим, во всех перечисленных случаях усматривается нарушение статьи 89 Конституции РК, согласно которой гарантируется самостоятельность органов местного самоуправления - маслихатов в пределах их полномочий, установленных законом "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан".
Как известно, в предвыборной платформе 2007 года НДП "Hyp Отан" указано, что проблемы местного значения должны решаться местными органами, которые лучше всех могут справиться с этим. Только самостоятельные смелые и ответственные решения органов местного самоуправления в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти смогут обеспечить задачу жесткой экономии и строжайшей финансовой дисциплины. Задача всех государственных органов создать необходимые правовые и организационные условия для становления и развития местного самоуправления. С учетом поставленных Посланием Президента для регионов страны важных задач по преодолению последствий мирового кризиса и посткризисного развития эти задачи приобретают особую актуальность.
На основании вышеизложенного вношу предложение об отмене Постановления №2 Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 12 февраля 2009 года". |