Руслан БАХТИГАРЕЕВ, "Время", 11 апрелч
7 апреля на интернет-блоге г-на Школьника появилась информация под названием " По вопросу повышения таможенных пошлин на импорт легковых автомобилей".
" Как известно, эксплуатация автомобилей с длительным сроком службы негативно влияет на экологию, безопасность движения, требует повышенных затрат на содержание, техническое обслуживание и ремонт, - пишет глава МИТ. - Во многих развитых и развивающихся странах введены меры ограничения импорта автомобилей, бывших в эксплуатации, вследствие чего в страны с низким уровнем тарифной защиты увеличился поток подержанных автомобилей, подлежащих утилизации, выходящих из обращения/строя, а также не соответствующих современным международным экологическим нормам".
По словам Школьника, в настоящее время импорт легковых автомобилей в республике облагается комбинированной пошлиной в размере 10 процентов от их стоимости, но не менее 0,1 евро за 1 куб. см объема двигателя. Импорт автомобилей старше 10 лет облагается по ставке 15 процентов.
" В настоящее время существует возможность ухода от уплаты пошлины в полном объеме путем занижения таможенной стоимости, - пишет Владимир Сергеевич. - В этой связи в целях ограничения ввоза на территорию республики подержанных автомобилей и решения экологической проблемы, а также развития отечественного автомобилестроения министерством совместно с заинтересованными государственными органами рассматривается вопрос повышения таможенных пошлин на импорт легковых автомобилей до российского уровня".
Максимальные ставки пошлин глава МИТ предлагает установить на импорт автомобилей со сроком эксплуатации свыше 7 лет, минимальные - на импорт автомобилей со сроком эксплуатации менее 3-х лет.
К примеру, если растаможка автомобиля Mercedes-190, 1988 года выпуска с объемом двигателя 2000 куб. см сейчас стоит порядка 400 евро, то по новым правилам она составит... 2800 евро. А растаможка Toyota Camry 2008 года с объемом двигателя 3000 куб. сантиметров, которая обходится сейчас в 2500 евро, после нововведений возрастет до 6250 евро. Эти суммы, понятное дело, отразятся на конечной стоимости машины. То есть автомобиль для большинства казахстанцев вновь станет роскошью, а не средством передвижения. Впрочем, у автолюбителей останется единственный выбор: купить новую "Ладу", собранную в Усть-Каменогорске. Это, по мнению г-на Школьника, " позволит создать конкурентные условия для развития автомобильной промышленности, а также приведет к росту объема производства, развитию сопутствующих производств и созданию дополнительных рабочих мест в нынешних условиях".
Однако представителей казахстанской автолюбительской общественности этот аргумент почему-то не впечатляет.
- Помнится, не так давно на встрече с редакторами СМИ премьер-министр Карим МАСИМОВ дал обещание не повышать пошлины. А теперь г-н Школьник заявляет, что они все же будут повышены! Кто у нас премьер-министр?! - возмущается один из лидеров Независимого автомобильного союза (НАС) Григорий КРЕМЕНЕЦКИЙ. - Владимир Школьник предлагает увеличить пошлины на автомобили старше семи лет в 32 раза (с нынешних 0,1 евро до 3,2 за один "кубик" объема двигателя), якобы для защиты отечественного автопрома. Видимо, он считает, что автопром лучше всего поднимать в кризис! Кстати, завод "Азия-Авто" нельзя назвать автопромом. На его конвейерах собирают всего несколько тысяч машин, а в Казахстан до запрета праворулек ежегодно ввозилось - и распродавалось, заметьте! - около 350 тысяч автомобилей. Каким образом наш "отечественный автопром", который, по сути, является небольшим предприятием "отверточной сборки", будет покрывать потребности населения? Я предлагал чиновникам пойти по пути Германии: выделить людям по 2500 евро на утилизацию старого автомобиля и приобретение новой машины. Кроме того, я предлагал освободить новые машины от таможенной пошлины полностью. Тогда бы никто не гонялся за подержанной иномаркой, предпочитая с помощью государства приобрести новую. Причем именно иномарку, а не "ведро с гайками" под названием "Лада".
* * *
Комментарий в тему
Сергей ЗЛОТНИКОВ, исполнительный директор ОФ "Transparency Kazakhstan": Это вредительство!
- Я считаю, что это вредительство. Правительство просто не думает о своем народе. У нас в стране немало людей, живущих перепродажей подержанных машин, многие занимаются торговлей запчастями. Всех хотят лишить куска хлеба. О каком "отечественном автопроизводителе" может идти речь, если завод в Усть-Каменогорске собирает всего лишь три тысячи российских "Нив" и "Лад"! Я считаю, что идеи, подобные предложению г-на Школьника, должны проходить антикоррупционную экспертизу. Ведь это - чистой воды лоббирование! Что касается изделий российского автопрома, то, на мой взгляд, любая европейская 15-летняя машина по экологическим параметрам намного лучше новых российских. |