Жигер Байтелесов, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 21 апреля
Казахстанский патриотизм - это веское основание гордиться своей Родиной, которая одной из первых на постсоветском пространстве вырвалась вперед и строит новое государство, удивляя своими амбициозными, масштабными преобразованиями не только зарубежных политиков, лидеров государств, но и своих соотечественников.
Об этом заявил сегодня депутат Мажилиса, член фракции НДП "Нур Отан" Камал Бурханов, выступая в Парламенте на Круглом столе, предметом обсуждения на котором стала тема "Развитие и укрепление патриотизма молодежи Казахстана через призму образовательной системы" (тезисы):
"Тема нашего круглого стола посвящена актуальной проблеме нашего общества - в частности вопросу развития патриотизма у казахстанской молодежи. Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в культурной, идеологической, политической и других.
Сейчас много говорят о воспитании казахстанского патриотизма, о том, в чем смысл этого понятия, каковы его главные принципы. Но само понятие патриотизма имеет очень глубокое, труднооценимое значение. Патриотизм - (от греч. слово - отечество, родина) - любовь к родине, чувство ответственности за ее судьбу, готовность и способность служить ее интересам и способствовать ее успехам в сфере внутренней жизни и на международной арене. Чувство родины - это святое чувство. Наше поколение, выросшее и воспитанное на советском патриотизме, переживает эпохальные преобразования, которые коснулись буквально всех постсоветских государств. Появились новые государства со своей концепцией государственного строительства и государственности. Не исключение и наша республика - наш Казахстан.
У Президента РК Н. А. Назарбаева есть прекрасные слова: "Изменились мы сами, наше мышление и мировоззрение. Мы без особых подсказок поняли, что только собственный труд станет источником благосостояния, а государство должно создать для этого должные условия". Сегодня казахстанцы сами хозяева своей судьбы.
Не секрет, что многие успехи современного Казахстана мы связываем с именем нашего Президента, его политической волей, мудрой прозорливостью, высокой патриотичностью и огромным желанием сделать Казахстан экономически сильным, демократическим государством, способным войти в число 50 конкурентоспособных стран мира. Родина - не просто слово. Каждый человек считает своей Родиной то место или край, где он родился и вырос, где прожил всю жизнь, познал счастье и горе, радости и невзгоды, где находится земля его предков.
Работа по патриотическому воспитанию граждан, и в том числе детей и молодежи, требует дальнейшего совершенствования и развития. В сознании многих людей патриотическое воспитание подрастающего поколения сводится лишь к выполнению воинского долга, что значительно сужает содержание понятия патриотического воспитания. Патриотическое воспитание молодежи сегодня не в полной мере отвечает требованиям формирования патриотического сознания, в том числе государственного сознания, а также воспитания чувства верности и преданности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и основных конституционных обязанностей. Казахстанский патриотизм - это нечто особое. Так как речь в данном случае идет об отношении многонационального народа Казахстана к одной, общей для представителей множества народов Родине.
Казахстанский патриотизм - это веское основание гордиться своей Родиной, которая одной из первых на постсоветском пространстве вырвалась вперед и строит новое государство, удивляя своими амбициозными, масштабными преобразованиями не только зарубежных политиков, лидеров государств, но и своих соотечественников. Поэтому мы должны воспитать у каждого гражданина, несмотря на его возраст чувство патриотизма за свою родину, восстанавливать утраченное в колониальные и в советское время государственное самосознание и эту философию, идеологию внедрять повсеместно.
Ведь всем известно, что человек с государственным мышлением будет почитать законы своего государства, он будет любить и беречь свое государство. Для этого должна быть выработана программа по формированию государственной идеологии и государственного сознания у граждан Казахстана.
Государственная идеология как система концептуально оформленных идей, представлений и взглядов на политическую жизнь отражает интересы, мировоззрение и идеалы государства и общества, играет важнейшую определяющую роль в развитии страны. Она необходима государству на каждом этапе его строительства, так как государственная идеология заключает в себе огромный потенциал интеграции общества, социализации личности и самоидентификации государства в мировом сообществе.
Каждый гражданин благодаря самосознанию может способствовать реализации государственной идеологии, которая необходима обществу. Но необходимо отметить, что существует проблема формирования государственного самосознания как у подрастающего поколения, так и у граждан Республики Казахстан. Тем более всем известно и то, что государственное сознание формируется, прежде всего, на базе исторического сознания нации и народа.
Государственное сознание и государственное мировоззрение, зиждется на историческом самосознании народа, на знании своей истории. Однако в колониальные годы и в годы господства тоталитарного режима историческое сознание народа Казахстана вымывалась всеми средствами. Из исторической памяти народов вычеркивалась история великих государств, славных правителей, народных героев, служивших и защищавших свое Отечество и государство. Постепенно нивелируя историческую память народа, казахский этнос пытались превращать в "пастушескую нацию", что послужило ликвидации государственного самосознания, государственности в системе взглядов у народа. В нынешних условиях для формирования государственного самосознания, государственного мировоззрения, государственности в умах нашей молодежи необходимо восстановить историческую память народа, формировать историческое самосознание, которое и будет лежать в основе казахстанского патриотизма. Сопричастность к славной истории своих великих предков и связь времен, ответственность перед государством в той или иной мере существовавшей тысячелетиями является той прочной базой государственности в мировоззрении каждого гражданина и казахстанского патриота.
То есть историческое сознание дает возможность осознать необходимость сохранения исторической памяти своего государства, воспитания любви к своей стране. История казахского народа представляет собой важнейшую часть всемирной истории, поэтому ее изучение занимает важное место в формировании казахстанского патриотизма и исторического сознания молодежи.
Решение данной проблемы тесно взаимосвязано с системой образования и культуры. Так как, перед образованием стоит задача воспитания у молодежи уважительного отношения к историко-культурному наследию, что приведет к росту государственного и исторического сознания, формирования в общественном сознании молодежи общезначимых ценностей, объединяющих все поколения общества.
Образ страны и чувство своей неразрывной связи с родиной формируются особыми усилиями со стороны государства, общества, через механизмы и институты, прежде всего, через образование. В этой связи необходимо активное привлечение учреждений образования, которые должны воспитывать обучающихся в духе казахстанского патриотизма
В организациях образования, а именно в среднем образовании должно быть уделено серьезное внимание на преподавание отечественной истории (Истории Казахстана), где все хронологические рамки, вся философия истории должна базироваться на идее государственности и истории государств, образованных на территории Республики Казахстан и существовавших в разные исторические эпохи и периоды. Как отметил наш лидер Н.А.Назарбаев: "Нужно учить многонациональную молодежь идентифицировать себя с историей Казахстана, важнейшими жизненными ценностями предыдущих поколений. Молодежи нужно дать четкие жизненные ориентиры, оградить от влияния сомнительного рода идей".
В этой связи, при изучении Истории Казахстана в школе содержание учебных программ должно охватывать вопросы истории становления государств, идеи государственности на территории современного Казахстана. Это приведет к пересмотру содержания программы дисциплины История Казахстана и изменений подходов к ее изучению.
В основе изучения истории Казахстана должны лежать следующие концепты: это понимание того, что государствообразующий этнос Казахстана имеет многовековую историю; что далекие предки современных казахов - это саки, сарматы, гунны, авары и основу национальной государственности составляли государство уйсуней, Кангюйская держава, Тюркский каганат, Тюргешское, Огузское и Карлукское государства, монгольские улусы, Золотая орда, Кок Орда, Ак Орда, Казахское ханство и др., которые играли значительную роль в формировании и становлении казахстанского этноса.
На основании вышесказанного, при преподавании Истории Казахстана в организациях образования рекомендуется внести изменение в хронологию, отказаться от марксистско-ленинской методологии разделившую истории как казахстанскую, так и всемирную от одной революции к другой, говоря другими словами от мятежа к мятежу.
Предлагается следующая периодизация изучения истории максимально, соответствующая общепризнанной в мире хронологическим рамкам истории.
Первобытный общинный строй
охватывает период 40-6 тыс лет тому назад до IX в. до н.э - эпоха первобытного общества, охватывающая период нижнего палеолита и ранней бронзы, поздняя бронза. Появление и расцвет Андроновской культуры. (Арийская проблема почему то все претендует называться потомками ариев. Персия называет себя потомками ариев, Германия во времена Гебельса, только не казахи на территории которых проживали и процветали арии).
Древний (Античный ) период
охватывает период с IX века до.н.э. до VI века - это время образования древних государств на территории Казахстана. Сакские протогосудраственные образования. Образование державы хуннов, образование усуньского государства и период Кангюйской державыи др.
Средние века
этот период охватывает время с 551 г по 1465 год - это период начинается с образования протоказахского государства - Тюркского каганата, также в дальнейшем образования Тюргешского каганата, государства Караханидов. Образование Золотой Орды, Кок Орды, Ак Орды, образование Могулистана и т. д.
Новое время
охватывает период с 1465 г по 1920 года, которое начинается c образования Казахского ханства великими нашими предками Жанибек хана и Керей хана. Этот период включает правление казахских ханов, правление хана Тауке, принятие кодекса законов "Жети Жаргы", годы Великого бедствия, столетнюю Отечественную войну с джунгарским нашествием, войну за независимость казахского народа под предводительством хана Кенесары, колониальную политику России в Казахстане и т.д.
Новейшее время
Первая часть охватывает период с 1920 года по 1936 год, которое начинается с образования КазАССР или восстановление Казахской государственности в формате Советской социалистической автономии.
Вторая часть охватывает период с 1936 по 1991 года начинается с преобразования КазАССР в союзную республику то есть образование де-юре Казахского суверенного государства. Осуществляется принятие Конституции Казахской ССР. Начало второй мировой войны. переселения в Казахстан немцев, чеченцев, карачаевцев, балкарцев, калмыков, крымских татар и др., начало освоения целины, хозяйственная реформа, Конституция Казахской ССР, начало проведения политики перестройки, Декабрьские события в г.Алматы, политика гласности и т.д.
Третья часть охватывает период с 1991 г. по настоящее время. Данный период начинается с образования независимого государства Республики Казахстан. Это время обретения независимости нашей республики, а также становления и укрепления независимого Казахстана его государственности, развития экономической, политической системы, определения границ, налаживания международных связей, вхождения в международное сообщество и т.д.
Всем известно, что патриотизм или государственное и историческое сознание формируется на основе собственно историко-политических знаний приобретаемых на лекциях по Истории Казахстана, которая является общеобязательной дисциплиной, изучаемой всеми студентами.
В этой связи относительно преподавания данного предмета в вузах существуют различные позиции. К примеру, у некоторой части уважаемых нами ректоров сложилось мнение о том, что за один семестр (лекции в объеме 45 часов) невозможно изучить всю Отечественную историю, которая в соответствии с Типовой программой охватывает огромный исторический пласт, а также существует мнение о неэффективности преподавания данной дисциплины в вузах. К тому же студент будучи еще школьником получает систематизированные знания по данному курсу. Возникает резонный вопрос: Стоит ли повторять студенту вуза этот курс заново, причем в виде обзорного экскурса.
В этой связи более разумным и более приемлемым выходом из этой сложившейся ситуации является на наш взгляд, изучение в высших учебных заведениях Современной политической истории Казахстана, которую можно внедрять с нового учебного года.
Содержание данного курса будет включать вопросы современной политической истории Казахстана, который охватывал бы период развала СССР, трансформации постсоветского пространства, обретения независимости нашей республики, становления и укрепления независимого Казахстана, развития экономической, политической системы, определения границ, налаживания международных связей, вхождения в международное сообщество и т.д. Отмечаем, что преподавание данного предмета должно быть ориентировано на формирование государственного самосознания и идеи государственности с акцентом на ее политическую составляющую.
В то же время существует другая позиция относительно преподавания "Современной истории Казахстана". Эту позицию придерживаются историки, которые отстаивают изучение Истории Казахстана в полном ее объеме. Возможно, это удобно. Так как многовековая история преподносится в форме обзорной лекций, очень сжато и которая не требует тщательной подготовки.
Скорее всего, это связано с тем, что изучение современной истории Казахстана потребует более серьезного отношения к подготовке. Так как, перед ними станет задача более скрупулезного и тщательного изучения современной истории Казахстана на основе новых источников и множества аналитических материалов.
Нельзя забывать и о том, что современная молодежь, получающая образование в высших учебных заведениях, будет в будущем формировать основу политической, экономической и научной элиты общества. Именно они будут принимать главное участие в процессах социально-политических и культурных преобразований. От того как будет личностно ориентирована молодежь, какую социализацию им предоставит система образования и какие ценности казахстанской культуры, истории, менталитета будут укореняться в гражданском сознании молодежи и будет определяться успешность развития казахстанского общества".
* * *
Организатором круглого стола является Социальный Совет при парламентской фракции партии, Институт парламентаризма НДП "Нур Отан" и Министерство образования и науки РК.
Цель - обсуждение перспектив и состояния работы по патриотическому воспитанию молодежи в системе образования, а также выработка предложений к проекту Государственной программы молодежной политики на 2010-2014 годы.
Круглый стол открыла депутат Мажилиса, председатель Социального совета Айткуль Самакова. В обсуждении темы приняли участие ответственный секретарь Министерства образования и науки Фархад Куанганов, а также представители казахстанской науки.
По итогам круглого стола приняты рекомендации по выработке консолидированной позиции государственных и общественных организаций по вопросам формирования патриотизма и государственного сознания молодежи Казахстана. |