NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 19:26 ast
17:26 msk

Круглый стол в Мажилисе: развитие и укрепление патриотизма молодежи Казахстана через призму образовательной системы
К.Бурханов: Каждый гражданин благодаря самосознанию может способствовать реализации государственной идеологии, которая необходима обществу. Но необходимо отметить, что существует проблема формирования государственного самосознания как у подрастающего поколения
22.04.2009 / политика и общество

Жигер Байтелесов, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 21 апреля

Казахстанский патриотизм - это веское основание гордиться своей Родиной, которая одной из первых на постсоветском пространстве вырвалась вперед и строит новое государство, удивляя своими амбициозными, масштабными преобразованиями не только зарубежных политиков, лидеров государств, но и своих соотечественников.

Об этом заявил сегодня депутат Мажилиса, член фракции НДП "Нур Отан" Камал Бурханов, выступая в Парламенте на Круглом столе, предметом обсуждения на котором стала тема "Развитие и укрепление патриотизма молодежи Казахстана через призму образовательной системы" (тезисы):

"Тема нашего круглого стола посвящена актуальной проблеме нашего общества - в частности вопросу развития патриотизма у казахстанской молодежи. Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в культурной, идеологической, политической и других.

Сейчас много говорят о воспитании казахстанского патриотизма, о том, в чем смысл этого понятия, каковы его главные принципы. Но само понятие патриотизма имеет очень глубокое, труднооценимое значение. Патриотизм - (от греч. слово - отечество, родина) - любовь к родине, чувство ответственности за ее судьбу, готовность и способность служить ее интересам и способствовать ее успехам в сфере внутренней жизни и на международной арене. Чувство родины - это святое чувство. Наше поколение, выросшее и воспитанное на советском патриотизме, переживает эпохальные преобразования, которые коснулись буквально всех постсоветских государств. Появились новые государства со своей концепцией государственного строительства и государственности. Не исключение и наша республика - наш Казахстан.

У Президента РК Н. А. Назарбаева есть прекрасные слова: "Изменились мы сами, наше мышление и мировоззрение. Мы без особых подсказок поняли, что только собственный труд станет источником благосостояния, а государство должно создать для этого должные условия". Сегодня казахстанцы сами хозяева своей судьбы.

Не секрет, что многие успехи современного Казахстана мы связываем с именем нашего Президента, его политической волей, мудрой прозорливостью, высокой патриотичностью и огромным желанием сделать Казахстан экономически сильным, демократическим государством, способным войти в число 50 конкурентоспособных стран мира. Родина - не просто слово. Каждый человек считает своей Родиной то место или край, где он родился и вырос, где прожил всю жизнь, познал счастье и горе, радости и невзгоды, где находится земля его предков.

Работа по патриотическому воспитанию граждан, и в том числе детей и молодежи, требует дальнейшего совершенствования и развития. В сознании многих людей патриотическое воспитание подрастающего поколения сводится лишь к выполнению воинского долга, что значительно сужает содержание понятия патриотического воспитания. Патриотическое воспитание молодежи сегодня не в полной мере отвечает требованиям формирования патриотического сознания, в том числе государственного сознания, а также воспитания чувства верности и преданности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и основных конституционных обязанностей. Казахстанский патриотизм - это нечто особое. Так как речь в данном случае идет об отношении многонационального народа Казахстана к одной, общей для представителей множества народов Родине.

Казахстанский патриотизм - это веское основание гордиться своей Родиной, которая одной из первых на постсоветском пространстве вырвалась вперед и строит новое государство, удивляя своими амбициозными, масштабными преобразованиями не только зарубежных политиков, лидеров государств, но и своих соотечественников. Поэтому мы должны воспитать у каждого гражданина, несмотря на его возраст чувство патриотизма за свою родину, восстанавливать утраченное в колониальные и в советское время государственное самосознание и эту философию, идеологию внедрять повсеместно.

Ведь всем известно, что человек с государственным мышлением будет почитать законы своего государства, он будет любить и беречь свое государство. Для этого должна быть выработана программа по формированию государственной идеологии и государственного сознания у граждан Казахстана.

Государственная идеология как система концептуально оформленных идей, представлений и взглядов на политическую жизнь отражает интересы, мировоззрение и идеалы государства и общества, играет важнейшую определяющую роль в развитии страны. Она необходима государству на каждом этапе его строительства, так как государственная идеология заключает в себе огромный потенциал интеграции общества, социализации личности и самоидентификации государства в мировом сообществе.

Каждый гражданин благодаря самосознанию может способствовать реализации государственной идеологии, которая необходима обществу. Но необходимо отметить, что существует проблема формирования государственного самосознания как у подрастающего поколения, так и у граждан Республики Казахстан. Тем более всем известно и то, что государственное сознание формируется, прежде всего, на базе исторического сознания нации и народа.

Государственное сознание и государственное мировоззрение, зиждется на историческом самосознании народа, на знании своей истории. Однако в колониальные годы и в годы господства тоталитарного режима историческое сознание народа Казахстана вымывалась всеми средствами. Из исторической памяти народов вычеркивалась история великих государств, славных правителей, народных героев, служивших и защищавших свое Отечество и государство. Постепенно нивелируя историческую память народа, казахский этнос пытались превращать в "пастушескую нацию", что послужило ликвидации государственного самосознания, государственности в системе взглядов у народа. В нынешних условиях для формирования государственного самосознания, государственного мировоззрения, государственности в умах нашей молодежи необходимо восстановить историческую память народа, формировать историческое самосознание, которое и будет лежать в основе казахстанского патриотизма. Сопричастность к славной истории своих великих предков и связь времен, ответственность перед государством в той или иной мере существовавшей тысячелетиями является той прочной базой государственности в мировоззрении каждого гражданина и казахстанского патриота.

То есть историческое сознание дает возможность осознать необходимость сохранения исторической памяти своего государства, воспитания любви к своей стране. История казахского народа представляет собой важнейшую часть всемирной истории, поэтому ее изучение занимает важное место в формировании казахстанского патриотизма и исторического сознания молодежи.

Решение данной проблемы тесно взаимосвязано с системой образования и культуры. Так как, перед образованием стоит задача воспитания у молодежи уважительного отношения к историко-культурному наследию, что приведет к росту государственного и исторического сознания, формирования в общественном сознании молодежи общезначимых ценностей, объединяющих все поколения общества.

Образ страны и чувство своей неразрывной связи с родиной формируются особыми усилиями со стороны государства, общества, через механизмы и институты, прежде всего, через образование. В этой связи необходимо активное привлечение учреждений образования, которые должны воспитывать обучающихся в духе казахстанского патриотизма

В организациях образования, а именно в среднем образовании должно быть уделено серьезное внимание на преподавание отечественной истории (Истории Казахстана), где все хронологические рамки, вся философия истории должна базироваться на идее государственности и истории государств, образованных на территории Республики Казахстан и существовавших в разные исторические эпохи и периоды. Как отметил наш лидер Н.А.Назарбаев: "Нужно учить многонациональную молодежь идентифицировать себя с историей Казахстана, важнейшими жизненными ценностями предыдущих поколений. Молодежи нужно дать четкие жизненные ориентиры, оградить от влияния сомнительного рода идей".

В этой связи, при изучении Истории Казахстана в школе содержание учебных программ должно охватывать вопросы истории становления государств, идеи государственности на территории современного Казахстана. Это приведет к пересмотру содержания программы дисциплины История Казахстана и изменений подходов к ее изучению.

В основе изучения истории Казахстана должны лежать следующие концепты: это понимание того, что государствообразующий этнос Казахстана имеет многовековую историю; что далекие предки современных казахов - это саки, сарматы, гунны, авары и основу национальной государственности составляли государство уйсуней, Кангюйская держава, Тюркский каганат, Тюргешское, Огузское и Карлукское государства, монгольские улусы, Золотая орда, Кок Орда, Ак Орда, Казахское ханство и др., которые играли значительную роль в формировании и становлении казахстанского этноса.

На основании вышесказанного, при преподавании Истории Казахстана в организациях образования рекомендуется внести изменение в хронологию, отказаться от марксистско-ленинской методологии разделившую истории как казахстанскую, так и всемирную от одной революции к другой, говоря другими словами от мятежа к мятежу.

Предлагается следующая периодизация изучения истории максимально, соответствующая общепризнанной в мире хронологическим рамкам истории.

Первобытный общинный строй

охватывает период 40-6 тыс лет тому назад до IX в. до н.э - эпоха первобытного общества, охватывающая период нижнего палеолита и ранней бронзы, поздняя бронза. Появление и расцвет Андроновской культуры. (Арийская проблема почему то все претендует называться потомками ариев. Персия называет себя потомками ариев, Германия во времена Гебельса, только не казахи на территории которых проживали и процветали арии).

Древний (Античный ) период

охватывает период с IX века до.н.э. до VI века - это время образования древних государств на территории Казахстана. Сакские протогосудраственные образования. Образование державы хуннов, образование усуньского государства и период Кангюйской державыи др.

Средние века

этот период охватывает время с 551 г по 1465 год - это период начинается с образования протоказахского государства - Тюркского каганата, также в дальнейшем образования Тюргешского каганата, государства Караханидов. Образование Золотой Орды, Кок Орды, Ак Орды, образование Могулистана и т. д.

Новое время

охватывает период с 1465 г по 1920 года, которое начинается c образования Казахского ханства великими нашими предками Жанибек хана и Керей хана. Этот период включает правление казахских ханов, правление хана Тауке, принятие кодекса законов "Жети Жаргы", годы Великого бедствия, столетнюю Отечественную войну с джунгарским нашествием, войну за независимость казахского народа под предводительством хана Кенесары, колониальную политику России в Казахстане и т.д.

Новейшее время

Первая часть охватывает период с 1920 года по 1936 год, которое начинается с образования КазАССР или восстановление Казахской государственности в формате Советской социалистической автономии.

Вторая часть охватывает период с 1936 по 1991 года начинается с преобразования КазАССР в союзную республику то есть образование де-юре Казахского суверенного государства. Осуществляется принятие Конституции Казахской ССР. Начало второй мировой войны. переселения в Казахстан немцев, чеченцев, карачаевцев, балкарцев, калмыков, крымских татар и др., начало освоения целины, хозяйственная реформа, Конституция Казахской ССР, начало проведения политики перестройки, Декабрьские события в г.Алматы, политика гласности и т.д.

Третья часть охватывает период с 1991 г. по настоящее время. Данный период начинается с образования независимого государства Республики Казахстан. Это время обретения независимости нашей республики, а также становления и укрепления независимого Казахстана его государственности, развития экономической, политической системы, определения границ, налаживания международных связей, вхождения в международное сообщество и т.д.

Всем известно, что патриотизм или государственное и историческое сознание формируется на основе собственно историко-политических знаний приобретаемых на лекциях по Истории Казахстана, которая является общеобязательной дисциплиной, изучаемой всеми студентами.

В этой связи относительно преподавания данного предмета в вузах существуют различные позиции. К примеру, у некоторой части уважаемых нами ректоров сложилось мнение о том, что за один семестр (лекции в объеме 45 часов) невозможно изучить всю Отечественную историю, которая в соответствии с Типовой программой охватывает огромный исторический пласт, а также существует мнение о неэффективности преподавания данной дисциплины в вузах. К тому же студент будучи еще школьником получает систематизированные знания по данному курсу. Возникает резонный вопрос: Стоит ли повторять студенту вуза этот курс заново, причем в виде обзорного экскурса.

В этой связи более разумным и более приемлемым выходом из этой сложившейся ситуации является на наш взгляд, изучение в высших учебных заведениях Современной политической истории Казахстана, которую можно внедрять с нового учебного года.

Содержание данного курса будет включать вопросы современной политической истории Казахстана, который охватывал бы период развала СССР, трансформации постсоветского пространства, обретения независимости нашей республики, становления и укрепления независимого Казахстана, развития экономической, политической системы, определения границ, налаживания международных связей, вхождения в международное сообщество и т.д. Отмечаем, что преподавание данного предмета должно быть ориентировано на формирование государственного самосознания и идеи государственности с акцентом на ее политическую составляющую.

В то же время существует другая позиция относительно преподавания "Современной истории Казахстана". Эту позицию придерживаются историки, которые отстаивают изучение Истории Казахстана в полном ее объеме. Возможно, это удобно. Так как многовековая история преподносится в форме обзорной лекций, очень сжато и которая не требует тщательной подготовки.

Скорее всего, это связано с тем, что изучение современной истории Казахстана потребует более серьезного отношения к подготовке. Так как, перед ними станет задача более скрупулезного и тщательного изучения современной истории Казахстана на основе новых источников и множества аналитических материалов.

Нельзя забывать и о том, что современная молодежь, получающая образование в высших учебных заведениях, будет в будущем формировать основу политической, экономической и научной элиты общества. Именно они будут принимать главное участие в процессах социально-политических и культурных преобразований. От того как будет личностно ориентирована молодежь, какую социализацию им предоставит система образования и какие ценности казахстанской культуры, истории, менталитета будут укореняться в гражданском сознании молодежи и будет определяться успешность развития казахстанского общества".

* * *

Организатором круглого стола является Социальный Совет при парламентской фракции партии, Институт парламентаризма НДП "Нур Отан" и Министерство образования и науки РК.

Цель - обсуждение перспектив и состояния работы по патриотическому воспитанию молодежи в системе образования, а также выработка предложений к проекту Государственной программы молодежной политики на 2010-2014 годы.

Круглый стол открыла депутат Мажилиса, председатель Социального совета Айткуль Самакова. В обсуждении темы приняли участие ответственный секретарь Министерства образования и науки Фархад Куанганов, а также представители казахстанской науки.

По итогам круглого стола приняты рекомендации по выработке консолидированной позиции государственных и общественных организаций по вопросам формирования патриотизма и государственного сознания молодежи Казахстана.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.04.2009
Монумент "Казак Елі" - символ независимого Казахстана 30.04.2009
На селекторном совещании Премьер-Министр РК поручил разработать карту размещения производственных мощностей и инвестпроектов в республике 30.04.2009
Состоялось пленарное заседание Мажилиса 30.04.2009
Министр иностранных дел РК М.Тажин провел встречу с директором БДИПЧ/ОБСЕ Я.Ленарчичем 30.04.2009
"Понятие свобода слова - это не грибы!" 30.04.2009
В Москве прошло Совещание министров обороны стран ШОС 30.04.2009
Кризис глазами казахстанцев (март 2009 г.) 30.04.2009
Отныне звания "Почетный гражданин г. Астаны" могут быть удостоены иностранные граждане и лица без гражданства 30.04.2009
Министр здравоохранения РК заявил о введении государственной дистрибуции лекарственных средств 30.04.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz