Берик ИМАШЕВ, "Казахстанская правда", 28 апреля
Указ "О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью и коррупцией и дальнейшему совершенствованию правоохранительной деятельности в Республике Казахстан", подписанный на днях Главой государства Нурсултаном Назарбаевым, явился важнейшим документом, нацеленным на дальнейшую реализацию реформы правоохранительных органов.
Масштабность и глубина инициативы Президента подкреплены не только четким видением проблем в данной сфере, но и конкретной направленностью путей и способов реализации задач, стоящих перед правоохранительными органами.
Из года в год в Посланиях Главы государства народу Казахстана задачи по укреплению законности и правопорядка возводятся в ранг приоритетных.
Шестого марта текущего года, выступая с Посланием "Через кризис к обновлению и развитию", Президент прямо обратился к работникам правоохранительных органов: "От вас зависит спокойствие на улицах наших городов и сел. Необходимо решительно и жестко бороться с преступностью, коррупцией, мошенничеством, нарушением законов. В это трудное время нужно сделать все, чтобы обеспечить безопасность наших граждан, всего общества".
Бесспорно, мы не можем говорить об эффективной борьбе с кризисом, если в этот сложнейший период в стране не будет порядка и законности, если население не почувствует, что государство наносит действительно сокрушительный удар по коррупции и становится беспощадным к тем, кто решил обогатиться на проблемах, возникших у народа.
Кстати, логика последних назначений в руководстве силовых структур корреспондируется с приоритетами, выдвигаемыми временем. В документе дается старт инициативам новых руководителей этих ведомств и определяются главные направления деятельности возглавляемых ими структур.
Напомню в связи с этим статью председателя Конституционного совета И. Рогова, опубликованную в "Казправде" 24 апреля, в которой автор дает обстоятельный анализ данному правовому акту, особо отмечая его антикоррупционный характер.
В свою очередь, хотел бы сделать акцент на положениях указа, сопряженных как с институциональными изменениями в правоохранительной системе, так и требующих необходимых разъяснений.
В этой плоскости принимаемые по инициативе Президента страны с 2003 года последовательные меры по реформированию государственного управления позволили создать условия для повышения эффективности функционирования государства, координации деятельности и взаимодействия всех уровней власти.
В целях законодательного обеспечения всех этих шагов действующая правовая база обогатилась соответствующими изменениями и дополнениями. Внесены коррективы в более чем 150 действующих законов, что позволило обеспечить институциональное поле для смягчения ударов нынешнего мирового экономического кризиса. Вместе с тем дальнейшее продвижение реформы государственного управления, в том числе активизации преобразований в правоохранительной системе, нуждается в дополнительных усилиях.
Необходимость активизации работы в данной сфере находилась в зоне постоянного внимания Главы государства. Так, 15 ноября 2007 года на заседании Совета безопасности страны Президент поручил Правительству и руководителям правоохранительных органов в двухмесячный срок внести конкретные предложения по проведению административной реформы в правоохранительных органах.
Как известно, в разделе "Дальнейшее укрепление казахстанской государственности, повышение эффективности государственного управления" Послания народу нынешнего года Глава государства поставил конкретные задачи по проведению административной реформы в правоохранительных органах. Соответствующие положения вошли также в общенациональный план по реализации задач, озвученных в документе.
Тогда же было поручено разработать проект закона "О право-охранительной службе". Концепция законопроекта предполагала системные изменения в структуре правоохранительных органов, ее оптимизацию, переориентировку приоритетов деятельности каждого из органов, уточнение их полномочий и компетенции.
Однако проект, подготовленный в недрах правоохранительных ведомств, не выдержал параметров концепции, вследствие чего его внесение на рассмотрение в Парламент перенесено Правительством на второй квартал 2010 года. Сейчас становится очевидным, что положения указа вновь ориентируют Правительство и руководителей правоохранительных органов на разработку для каждой должности в этой системе специальных квалификационных требований по аналогии с квалификационными требованиями к категориям административных государственных должностей; по обеспечению унификации правового статуса сотрудников и прохождения ими службы; по установлению конкурсного порядка приема на службу в правоохранительные органы; о назначении участковых на должности с учетом мнения населения.
Президент требует оперативности, и мы с уверенностью можем ожидать принятия в ближайшее время нормативных правовых актов по указанным направлениям, в том числе внесения соответствующих законодательных актов в Парламент уже в этом году. Законотворческая работа в первую очередь должна быть нацелена на адекватную регламентацию нынешних реалий. В связи с этим уместно напомнить слова Главы государства, подчеркнувшего в Послании, что от наших действий и принятых решений во многом будет зависеть успех нового этапа развития страны.
Парламентом в период текущей сессии уже принят блок нормативных правовых актов общегражданской, экономической и социальной направленности. Это - поправки в законы "О государственных закупках", "О Фонде национального благосостояния", а также изменения и дополнения в действующую правовую базу по вопросам жилищно-коммунальной сферы, местного государственного управления и самоуправления, занятости населения и адресной социальной помощи и другие. Существенное значение в плане стабилизации экономики и решении взаимосвязанных с ее состоянием социальных вопросов отводится сохранению темпов реформирования системы государственного управления. Правоохранительные органы являются ее важной частью. От эффективности работы этих органов зависят как спокойствие народа, обеспечение национальной безопасности и исполнение гарантий конституционных прав граждан, так и решимость в борьбе с преступностью, коррупцией и другими нарушениями законов.
Своим указом Глава государства дает карт-бланш исполнительной ветви власти для достижения баланса между гражданским обществом и правоохранительной системой, их параллельного развития. Ведь положительные результаты административной реформы в целом могут быть достигнуты лишь при идентичном развитии гражданской и право-охранительной составляющей.
Рассматриваемый указ взаимосвязан с актом Президента от 17 февраля, которым создана служба внешней разведки "Сырбар", являющаяся в чистом виде службой специального назначения и не имеющая правоохранительных функций.
Указом Президента от 22 апреля из Комитета национальной безопасности передано в исключительную подследственность Агентству РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью расследование по делам о злоупотреблениях должностными полномочиями и превышении власти лицами, исполняющими государственные функции. Соответственно, сведены к минимуму объемы следственных полномочий органов национальной безопасности и таким образом исключены дублирующие функции двух ведомств.
Выделение в деятельности указанных ведомств четкой направленности, свойственной только специальным службам и принципиально отличной от деятельности правоохранительных органов, и, как следствие, установление иного правового режима контроля и надзора за их деятельностью является залогом эффективного функционирования этих служб по обеспечению интересов национальной безопасности страны.
В целях дальнейшего упорядочения и повышения эффективности исполнения судебных решений указом дано право Комитету по судебному администрированию при Верховном суде расследовать уголовные дела, связанные с нарушением порядка исполнения судебных решений и проявлением неуважения к суду. Тем самым этому органу предоставлена возможность эффективно исполнять функции в зоне своей ответственности.
Указ является руководством к действию не только для Правительства и правоохранительных структур. Он, безусловно, повлияет на активизацию законотворческой работы. Поэтому особое значение придается дальнейшему совершенствованию правового поля, регулирующего деятельность правоохранительных органов и обеспечивающих динамику развития и внедрение дополнительных мер по укреплению государственных правоохранительных институтов.
В Мажилисе Парламента находятся проекты законов, регламентирующих вопросы оперативно-розыскной деятельности, смертной казни, производства предварительного следствия и дознания в упрощенном порядке. На данный момент в Сенате идет рассмотрение законопроекта о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма.
Несомненно, во исполнение отмеченных установок Главы государства депутатскому корпусу предстоит принять в кратчайшие сроки этот пакет законодательных актов. |