"Известия-Казахстан", 7 мая
5 мая 2009 года в книжном магазине "BOOKMARK" состоялось очередное заседание общественно-политического дискуссионного клуба "АйтPARK". На сей раз гостем клуба стал писатель, журналист, кандидат технических наук, корреспондент Всемирной исламской лиги в Казахстане, руководитель Союза мусульман Казахстана Мурат Телибеков.
Религиозная тема во всех своих аспектах чрезвычайно актуальна и априори проблематична в разрезе сегодняшней казахстанской действительности, сложившейся прежде всего в духовной сфере в целом. Что, в общем-то, и показало последнее заседание клуба "АйтPARK". Надо сразу отметить, что разговор получился довольно занимательным. Хотя, как это, кстати, часто бывает, спикер заседания на многие поставленные модератором и аудиторией вопросы так и не ответил конкретно и четко. Другой разговор, что журналисты и эксперты воочию теперь представляют себе позицию Мурата Телибекова как такового.
В этом смысле сами собой возникли сравнения с другим недавним гостем клуба, москвичом Гейдаром Джемалем. Тот тоже назвал себя, помнится, "просто живым мусульманином", но у него была гораздо более четкая картина мира и места в нем ислама как одного из ведущих мировых вероисповеданий. Джемаль поставил во главу угла самоорганизацию мусульманских сообществ, джамаатов, которые, по его мнению, должны рано или поздно заменить государство, а заодно неустанно бороться против несправедливости, очевидного зла, насилия. С чем, собственно, и ассоциируются у "живого мусульманина" все современные государственные устройства, особенно так называемого светского толка. С ним можно соглашаться или нет, но определенная размытость собственного представления М.Телибекова об исламе резко контрастировала с тем, что приходилось слышать из уст вышеупомянутого Г. Джемаля.
Что касается нашего, отечественного, отдельно взятого представителя Всемирной исламской лиги в Казахстане в лице М. Телибекова, то он использовал либеральную риторику в стиле "кота Леопольда": надо быть толерантным и терпимым; все течения ислама (в принципе) имеют право на жизнь; не стоит воспринимать религию как некий "монолит"; национальное духовное своеобразие (ментальность) никуда не денешь; необходимо повышать "культуру дискуссий". Видимо, тут имеет место быть в прямом смысле слова американское влияние, поскольку М. Телибеков, как исламский деятель со своей организацией, возник через связь с американскими мусульманами.
Гораздо интереснее и живее во всех смыслах были отступления, касавшиеся вещей более "земных". В частности, отношения к ДУМК (Духовное управление мусульман Казахстана). Здесь трудно оспорить телибековские вердикты о том, что ДУМК, будучи организацией, обладающей недюжинным административным и прочими ресурсами, вместе с тем крайне малоэффективна. Прежде всего в толковом, системном использовании и пропаганде всего того позитивного заряда, который есть в исламе. Не говоря уже о том, как решение таких тонких, но весьма важных вопросов, как-то идеологическое противостояние экстремистским религиозным сектам. Более того, спикер поделился сведениями, что в ДУМК есть негласное распоряжение, согласно которому имамам не рекомендуется вступать в контакты с прессой. Отсюда сразу возникает следующая проблема: закрытость, непрозрачность этой, в общем-то, вполне официозной структуры.
В противоположность М.Телибеков привел примеры из исламских стран, где та же мечеть служит не только местом для молитв. Туда, к ней, в свободное время (в вечернее тоже) приходят постоянно люди, молодежь, под стенами мечети встречаются знакомые, знакомятся незнакомые - получается что-то вроде стихийного клуба. Такую картину он наблюдал в Тегеране. Он вспомнил малазийское экономическое чудо, а ведь в этой стране очень сильны позиции ислама, и в данном конкретном случае религия становится поистине опорой для экономического расцвета указанной страны.
Из сказанного можно было понять, что, несмотря на, казалось бы, довольно заметное распространение ислама в РК, перманентное строительство культовых сооружений и пр. атрибуты роста, казахстанский ислам сегодня являет собой больше экстенсивное развитие, ритуально-обрядовое. В то время, когда духовная составляющая, т.е. качественная, заметно отстает. Не говоря уже о том, что на таком фоне появляются различные секты под видом ислама, которые вселяют тревогу в общество. Получается парадокс: ислам вроде если не победно, то достаточно зримо шествует по Казахстану, но, как сказал модератор собрания Нурлан Еримбетов, создается впечатление, что число наркоманов, преступников у нас с каждым годом только увеличивается (не в пример с той же Малайзией?!).
Таким образом, ссылки на зарегулированность общего, позволенного ислама в деликатных расшифровках г-на Телибекова указывают на то, что ислам у нас, по сути, отделен от публичной и масштабной политики. А посему ислам в полной мере свой потенциал (подразумевается, созидательный потенциал, как в Малайзии. - Ред.) раскрывает на благо страны недостаточно. |