Илеуова Г.Т., ОФ "ЦСПИ "Стратегия", "Литер", 14 мая
Порой кажется, что иллюстрацией к подобной теме может являться риторический вопрос: "стоит ли искать черную кошку в темной комнате, особенно, когда ее там нет?". И в общественном мнении, и в экспертной среде уже избитым стал штамп, что население наше аполитично, не имеет собственных политических пристрастий, единственное, на что оно способно - это любить существующую власть, регулярно подтверждая свою симпатию безудержной поддержкой на выборах.
Такая оценка, конечно, имеет право на существование. Социологам чаще, чем представителям других профессий, приходится сталкиваться с амбивалентностью и непредсказуемостью политического поведения сограждан. Тем не менее, проведение регулярных опросов позволяет сделать несколько любопытных наблюдений и выводов.
Можно утверждать, что в своей массе политические предпочтения казахстанцев сформировались, и они вполне соответствуют уровню политического развития страны. Нужно только здраво их оценивать и учитывать в повседневной практике партийно-политической работы.
В условиях Казахстана преобладающей является гражданско-государственная идентификация граждан. Так, более 75% опрошенных ставят принадлежность к государству на первое место среди других форм самоопределения. Но при этом присутствует значительная корреляция между социальным самочувствием и идентификацией населения: чем больше удовлетворен респондент собственной жизнью, тем выше у него гражданская идентичность. И, наоборот, социальная неудовлетворенность предопределяет этническую самоидентификацию: среди тех, кто не удовлетворен своей жизнью в два раза выше доля тех, кто идентифицирует себя по этническому признаку. Поэтому существует перманентная угроза трансформации социального консерватизма в национал-консерватизм. В условиях, когда новые ценности неустойчивы, есть риск их подмены ценностями ретроградного, архаичного толка. Безусловно, этот момент не может не находить своего отражения в политическом поведении казахстанцев.
Существует тесная корреляция между количеством социально ущемленных слоев общества и консервативно-патерналистскими настроениями, выражающимися в требованиях максимального увеличения присутствия государства во всех областях жизни. В последнее время все более выраженным становится запрос на усиление роли государства: население страны в подавляющем большинстве ожидает от властных институтов непосредственного участия в экономической и социальной жизни общества. В наибольшей степени граждане ориентированы на осуществление государственного контроля над ценами, возможность получения бесплатного образования и медицинской помощи, а также на гарантированный государством прожиточный минимум.
Либерализм в наших условиях тесно связан с ясным определением функций и роли государства, чтобы избежать перманентной угрозы авторитарного перерождения государства, особенно сейчас, под воздействием экономического кризиса и настойчивых социальных требований/ожиданий со стороны определенных (зачастую, достаточно массовых) групп населения. Поэтому необходимо четкое политико-правовое определение объема вмешательства государства в те или иные сферы жизни общества. Особенно, в условиях, когда принцип сосредоточения всей экономической жизни вокруг неких центров (будь то банки или национальные холдинги), по существу, потерпел поражение, и когда необходимо сделать так, чтобы получила, наконец, безусловную реализацию линия на деконцентрацию, демонополизм, на полноценное развитие самодеятельных форм, предпринимательства (в том числе на основе государственно-корпоративного сектора).
По результатам исследований, "справедливость" и "независимость" выступают доминирующими переменными в рейтинге политико-идеологических ценностей населения. Высокой является для респондентов значимость таких понятий, как: порядок, стабильность и помощь со стороны государства. Также наблюдается процесс постепенной интериоризации ценностных установок, связанных с понятиями "свобода" и "демократия". Можно говорить, что менталитету современного казахстанца становится присущим своеобразный дуализм: сохранение консервативно-патерналистских настроений (наиболее четко выраженных в требованиях справедливости) и потребность в либеральных ценностях таких, как гражданские права и свободы, рыночная экономика.
Тем не менее, на сегодня общественное сознание в Казахстане в большей степени носит консервативный (почвеннический) и патерналистский характер; приверженцев и носителей либеральной идеологии в стране еще недостаточно много - удельный вес либерального сегмента общества не превышает 10-12%.
Это является одной из основных причин того, что на настоящий момент в Казахстане преобладает консолидация общества институционального социополитического характера (не идеологического и не религиозного), основанная на факторе доверия к государству и президенту страны. Консолидация "по-казахстански" основывается, прежде всего, на таких "китах", как: стабильность, межэтническое согласие и поддержка президентского курса. Вполне возможно, что это и есть те ценности, которые необходимо консервировать.
В свете вышесказанного главной идеологической задачей, и при этом не только сегодняшнего дня, становится точное оформление со стороны партии той шкалы ценностей, которая будет защищаться обществом и государством на продолжительном этапе отечественной истории. Ибо, как верно отметил российский политолог М.Ремизов, выбрав стезю консерватора, нельзя исключать появления в свой адрес вопроса о том, что можно "консервировать" в стране с регулярно прерываемой традицией? |