ru.government.kz
На основе предложений госорганов и госхолдингов проведен отбор и сформирован предварительный портфель из 382 реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектов, общей стоимостью 8,5 трлн. тенге. Проведен их предварительный анализ. В краткие сроки в Министерстве создана информационная система "Инвестиционная карта Казахстана", на базе которой будет создана система управления инвестиционными процессами. Определен механизм оценки ресурсной и инфраструктурной обеспеченности проектов для сбалансированности региональных и отраслевых планов. Предварительная отработка механизма на конкретных проектах и регионах показала следующую картину обеспеченности будущих производств ресурсно-сырьевой и инфраструктурной базой. Из 382 проектов портфеля по 73 необходимо решение вопросов по обеспечению электроэнергией. Среди них такие проекты, как "Организация производства кальцинированной соды" в Павлодарской области, "Строительство нефтехимического завода" в Акмолинской области, "Фабрика по производству обожженных хромовых окатышей" в Актюбинской области (проект ENRC) и т.д. Другой пример: особого внимания требуют проекты в части обеспечения водой. Но тут проблема не в дефиците воды, а в способе ее снабжения. Многими производствами по выпуску строительных материалов предполагается использование воды из скважины, что в будущем может стать причиной снижения запасов питьевой воды. Доступность транспортной инфраструктуры также будет проблематичной для ряда проектов. Например, по проекту АО "Казхром" в Актюбинской области транспортировка концентратов после обогащения руды мелких классов будет ограничена ввиду недостаточной пропускной способности станции Дон (Хромтау, Актюбинская обл.). Кроме того, требуется строительство электросетевых объектов в Хромтауском и Кемпирсайском энергоузлах для обеспечения бесперебойного и надежного электроснабжения новых перспективных объектов Донского ГОК. Все это свидетельствует о необходимости повышения надежности проектов за счет рационального распределения минерально-сырьевых и трудовых ресурсов, опережающего развития инфраструктуры. Информационная система управления инвестиционными процессами позволит более тщательно оценить возможности территорий и корпораций. Разрешите продемонстрировать автоматизированный механизм оценки ресурсной обеспеченности проектов на примере Северной энергетической зоны. Из 522 проектов, вошедших в портфель, среди которых и проекты со сроком ввода в 2008 году, в регионах данной зоны к реализации предложены 322 проекта (61,7%). Итерационно (из года в год) определяется дополнительная потребность в электроэнергии в зависимости от ввода новых производств в эксплуатацию, а также с учетом прогнозируемого роста населения. Данная потребность сопоставляется с прогнозами МЭМР по выработке электроэнергии и ее распределению. Результаты этой работы представлены на слайдах 5,6: В случае не ввода в регионе новых и не расширения действующих генерирующих мощностей, может наблюдаться недостаточность электроэнергии для новых производств. В результате по Северной энергетической зоне отдельные проекты не будут обеспечены достаточными для производства объемами электроэнергии. На слайде 6 вы видите проекты, не полностью обеспеченные электроэнергией. По другим ресурсам и инфраструктуре - подход аналогичный, при этом все планы будут рассматриваться в совокупности. Это позволит обеспечить сбалансированность экономических интересов отраслей и регионов. Формирование государственными органами ресурсных балансов и схем развития инфраструктуры, их увязка и формирование Карты невозможны без анализа всех инвестиционных проектов, находящихся на стадии реализации, так и планируемым (вне зависимости от источников финансирования и секторальной принадлежности проектов). То есть предстоит работа по не охваченным пока нашей системой бюджетным инвестиционным проектам, всем перспективным проектам национальных холдингов и компаний, частным проектам на длительный период, не заявленным областями. В связи с этим мы направили соответствующие запросы по расширенной форме во все центральные и местные исполнительные органы. На базе актуализированного перечня мы планируем сформировать сводный портфель инвестиционных проектов и направить его в соответствующие государственные органы для работы. На базе сводного портфеля будут сформированы Региональные карты индустриализации в каждом регионе с включением в них проектов из республиканской карты соответствующего региона. В этой связи для отбора проектов предлагается следующий алгоритм (слайды 7,8): На первом этапе: сбор, обобщение и группировка всех инвестиционных проектов (в соответствии с унифицированным паспортом проекта), реализуемых и предполагаемых к реализации в Республике Казахстан до 2020 года, стоимостью свыше 5 млн. долларов США. Определение, какие группы проектов должны включаться в республиканскую, а какие в региональные карты индустриализации. Также необходимо определить все источники финансирования для каждого проекта (частные инвестиции, инвестиции институтов развития, инвестиции предприятий государственного сектора, инвестиции БВУ с государственным участием, инвестиции международных институтов развития, инвестиции бюджета). На втором этапе: определение потребностей, уже реализуемых и предполагаемых к реализации до 2020 года проектов, в базовых условиях (транспортная инфраструктура, электро-, газо-, тепло-, водоснабжение, тарифы, сырье, трудовые ресурсы и т.д.) в разрезе регионов. На третьем этапе: определение текущих базовых условий для реализации проектов в разрезе регионов. На четвертом этапе: определение перспективных условий для реализации проектов по годам до 2020 года в разрезе регионов. На пятом этапе: обобщение результатов по потребностям, текущему и перспективному наличию базовых условий для реализации проектов. На шестом этапе: разработка комплекса мер по улучшению базовых условий для реализации проектов. Работа должна быть завершена к 1 сентября. В связи с тем, что работа является масштабной необходимо обеспечить: 1) методологическое сопровождение сбора информации, отбора проектов. Определенные наработки уже есть в рамках работы по 2 направлению программы "30 корпоративных лидеров Казахстана". 2) организацию во всех заинтересованных государственных органах управления и мониторинга инвестиционных процессов по единой методологии. Наряду с центральными исполнительными органами в региональных управлениях экономики и бюджетного планирования должны быть созданы подразделения по управлению и мониторингу инвестиционных проектов. 3) Информационное сопровождение. Основой управления и мониторинга инвестиционной деятельности станет информационная система Министерства экономики и бюджетного планирования с формированием удаленного доступа для всех государственных органов с участием в этой работе Агентства по информатизации. На этой базе предусматривается создание единой государственной информационной системы управления инвестиционными процессами Республики Казахстан. |