Николай Кузьмин, "Литер", 23 мая
Таможенный союз как процесс был запущен задолго до кризиса. Он создавался на основе сходства наших экономик, законодательства, уровня развития входящих в него республик.
Кроме того, он учитывал и характер политических взаимоотношений между нашими странами, что является только хорошим подспорьем для развития наших экономик. Но в двери мировой экономики постучал кризис, а потому логично напрашивается вопрос: какие выгоды сулит Таможенный союз сегодня?
Прежде всего, Таможенный союз открывает дополнительные возможности для его участников, которые глупо не использовать тогда, когда наблюдаются проблемы с финансированием проектов, с политикой протекционизма, проводимой другими странами. В условиях кризиса союз можно рассматривать как "спасательный круг" для России, Белоруссии и Казахстана, который поможет экономикам наших стран и их гражданам пережить этот кризис. Другое дело, что говорить о преодолении кризиса посредством Таможенного союза все-таки не стоит. Кризис глобальный, и процесс выхода из него должен произойти на уровне самых крупных экономик мира: США, Китая, Европы.
Прежде всего, как известно, Казахстан приобретает товары народного потребления за рубежом. В таком случае Таможенный союз станет хорошим подспорьем для простых граждан, которые смогут покупать российские и белорусские товары по низкой цене. Не стоит также забывать о казахстанских производителях. Снижение пошлин сделает цены на их продукцию на соседних рынках низкой, а это укрепит конкурентоспособность компаний. Скажем, те же кондитерские изделия, которые достаточно хорошо реализуются на внутреннем рынке, теперь найдут своего потребителя в России или Белоруссии.
Нашими партнерами по Таможенному союзу являются Россия и Белоруссия. Эти страны неплохо преодолевают текущий кризис. Да, у них есть проблемы, безработица и снижение роста экономики. Но могло быть и хуже, если бы Россия, как и Казахстан, не приняла своевременно антикризисную программу и не пустила на стабилизацию средства, накопленные в результате продаж нефти и газа за рубеж. Такой альянс только укрепляет в сегодняшних стесненных обстоятельствах Таможенных союз. Делает его крепким и более конкурентоспособным на фоне других бизнес-интеграционных проектов на постсоветском пространстве.
Кроме того, в России и Белоруссии хорошо развито машиностроение. Это дает надежду на то, что данный сектор экономики получит развитие и в Казахстане. Тем более что у нас существует программа индустриально-инновационного развития, а в России принята "Стратегия-2020". Оба документа преследуют одну цель - диверсифицировать экономику и пустить ее по рельсам индустриально-инновационного развития. Можно надеяться, что Таможенный союз будет способствовать достижению этой цели.
Россия в рамках союза выступает самым большим и динамичным рынком, не говоря о том, что страна входят в неформальный клуб быстрорастущих государств БРИК. Пуская на свой рынок партнеров, Москва преследует свои цели. Но, в отличие от Астаны или Минска, здесь речь идет не об экономических, а о политических дивидендах. Россия хочет сохранить за собой традиционную сферу влияния на постсоветском пространстве. И понятно, что Москва видит в Астане и Минске надежных и крепких союзников, на которых можно рассчитывать.
Конечно, вызывают озабоченность сжатые сроки создания Таможенного союза. До наступления января 2010 года осталось буквально несколько месяцев. Но если бесконечно откладывать начало, оно никогда не наступит. Работа была проделана большая, и до победы осталось не так уж много. Пусть не все сразу получится, ничего страшного. В конце концов другого способа набраться ценного опыта пока не существует. Хорошим подспорьем здесь выступает кризис, который заставляет участников Таможенного союза действовать более решительно, а не топтаться на месте. |