Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 10 июня
На сегодняшнем пленарном заседании Мажилиса с депутатским запросом к Премьер-министру Кариму Масимову выступила депутат Раиса Полищук:
"Поводом для депутатского запроса послужило обращение группы учителей по вопросу сложившейся системы оплаты труда.
Несмотря на высокие темпы роста расходов на образование, никак не удается достичь радикальных перемен в оплате труда учителей. И парадокс современной экономики образования заключается в следующем: денег в образовании формально становится все больше, однако на собственно образовательный процесс тратится все меньше, и, как показывает практика, все реформаторские новации последних лет, предпринимаемые в сфере образования, сводятся, в конечном счете, к попыткам сократить его бюджетное финансирование.
И это при том, что перед системой образования стоит проблема спасти деградирующий человеческий потенциал, поскольку его неудовлетворительное состояние резко осложняет экономические перспективы развития страны.
А в этих процессах определяющей является не только и не столько надежда на спонтанный учительский энтузиазм, чувство долга и ответственности, сколько четко отлаженная и выверенная система оплаты учительского труда, которая стимулировала бы учителя работать лучше и по-новому, что вело бы к обеспечению ученику более высокого уровня образования, а учителю - более высокого уровня жизни, чтобы он мог думать о творческих задачах своей работы, а не о куске хлеба.
Сегодня в отношении такой категории учителей как преподаватели музыки, изобразительного искусства, технологии, значительной части учителей начальной школы и других применяется такая система оплаты труда, которая вызывает их справедливые нарекания и недовольство.
Поскольку специалистов этой категории учителей готовят преимущественно организации среднетехнического и профессионального образования, то многие из них имеют среднее специальное образование как учителя музыки, изобразительного искусства, технологии, начальных классов, а также и высшее образование по иному профилю деятельности. Однако, при оплате труда их высшее педагогическое образование не учитывается.
В то же время в Типовых квалификационных характеристиках должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц, утвержденных Приказом Министра образования и науки РК от 12 февраля 2008г., № 61, требование к педагогическим работникам одно - высшее педагогическое образование.
В настоящее время учитель - самый низкооплачиваемый представитель сферы интеллектуального труда, к тому же еще и лишенный возможности повышать свой жизненный уровень за счет количества и качества своей работы.
Существующая система оплаты труда фактически стимулирует погоню за нормы часов аудиторной нагрузки, сдерживает развитие новых педагогических технологий, консервирует классно-урочную систему, приводит к механическому снижению квалификационной категории учителя и, как следствие, к уменьшению его заработной платы, препятствует отбору перспективных педагогических кадров.
Уважаемый Карим Кажимканович!
Мы надеемся, что Ваше вмешательство будет способствовать выработке мер по устранению противоречий в системе оплаты труда вышеозначенной категории педагогических работников в целях повышения социального статуса учителя и привлечения в систему образования молодых кадров, поскольку затраты на оплату труда учителя окупаются сторицей, во-первых, возросшей профессиональной и социальной культурой народа и, во-вторых, его (народа) более осознанным и активным участием в процессах развития страны". |