Жигер Байтелесов, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 23 июня
В Мажилисе 22 июня состоялось расширенное собрание фракции Народно-Демократической партии "Hyp Отан", посвященное вопросу реализации Правительством Республики Казахстан Антикризисной программы и Дорожной карты.
Среди выступивших в прениях депутат Мажилиса Валерий Котович:
"Уважаемые коллеги! Уважаемые члены Правительства! Из доклада Карима Кажимкановича мы видим, что Правительство последовательно и настойчиво выполняет свой план действий на 2009 год, который направлен на реализацию мартовского Послания Главы государства Нурсултана Абишевича Назарбаева народу Казахстана. Программа Президента страны, обозначенная как Дорожная карта, я скажу, отличная задумка лидера нашей партии, которая является логическим продолжением антикризисной программы.
Решая глобальные задачи индустриализации и реформации общества, как правило, мы постоянно этим занимаемся, как-то на второй план отошли другие проблемы. И вот теперь настала пора оглянуться и навести элементарный житейский порядок в нашем доме: отремонтировать имеющееся и построить новое жилье, дороги, объекты социального назначения, реконструировать жилищно-коммунальное хозяйство, озеленить и благоустроить территории, обучив людей новым профессиям - и это далеко не полный перечень благих дел. Но главная цель Дорожной карты - обеспечить занятость и не допустить существенного уровня безработицы, создать условия для устойчивого посткризисного развития, переобучить кадры.
По мере распространения все более сложных форм экономической деятельности и усилении ем конкуренции на мировых рынках роль квалифицированных трудовых ресурсов, повышение конкурентных возможностей страны значительно возрастают. Особенно актуально это в свете поручений Главы государства, данных на внеочередном двенадцатом съезде партии "Нур Отан", по реализации форсированного индустриально-инновационного развития.
Как уже отметил уважаемый Карим Кажимканович, в рамках реализации стратегии региональной занятости и переподготовки кадров выделено 140 миллиардов тенге, а также более 50 миллиардов тенге - из местных бюджетов. Всего запланировано создать 254 тысячи рабочих мест, переобучить 105 тысяч человек и другие меры. Положительно то, что местные исполнительные и представительные органы сами распределяли средства, выделяемые в рамках общего лимита на финансирование конкретных направлений и обеспечение занятости из числа определенных в Дорожной карте. Регионам, к примеру, предлагалось, несколько направлений по обеспечению занятости (это реконструкция и ремонт ЖКХ, ремонт дорог, ремонт школ и больниц и других социальных объектов), а также определялся общий лимит финансирования. Распределение же средств между направлениями осуществлялось на местном уровне в зависимости от потребностей и особенностей конкретного региона.
В свою очередь нами, депутатами фракции Мажилиса, проведена необходимая оперативная работа по правовому обеспечению стратегии обеспечения занятости. Так, нами приняты изменения и дополнения в некоторые законодательные акты по вопросам занятости и гарантирования социального страхования, внесены соответствующие коррективы в закон о республиканском бюджете, Трудовой кодекс, законы о государственных закупках, о занятости населения, государственном социальном страховании.
На мой взгляд, обеспечение рабочих мест и состояние безработицы становятся сегодня основными критериями эффективности работы Правительства и акимов всех уровней. Понимая это, члены Правительства в последнее время (мы это видим), перейдя на так называемое ручное управление, вопросы реализации Дорожной карты рассматривают непосредственно в регионах, что я отмечаю как положительный момент. К примеру, господин Ахметов, заместитель Премьер-Министра, эту работу провел в Акмолинской области, решив многие вопросы на месте.
Вместе с тем, оценивая положительно действия Правительства, хотелось бы высказать ряд соображений и предложений по реализации стратегии региональной занятости и переподготовки кадров, которые мы, депутаты, высветили на местах, посещая области республики.
Во-первых, в рамках реализации проектов Дорожной карты предусматриваются задания областям по созданию новых рабочих мест, которые порой не всегда выполнимы. Дело в том, что выполнение работы по проектам ЖКХ, а это монтаж котлов, теплотрасс, водопроводов и ремонт автодорог, требует высокого уровня специалистов - сварщиков, газорезчиков, слесарей, монтажников, механизаторов, и подрядные организации, участвующие в конкурсах по этой Дорожной карте, чтобы победить, уже должны иметь соответствующий опыт работы и необходимый состав квалифицированных специалистов. Таким образом, у них появляется возможность создания новых рабочих мест только для разнорабочих. Кроме этого, значительно выделенное финансирование проектов уходит на дорогостоящее оборудование и материалы, эти трудозатраты переходят на соответствующие заводы-производители.
Получается, что на предполагаемые объекты работ планируется создать значительно большее количество новых рабочих мест, а на практике ситуация нередко другая.
Во-вторых, проблема скрытой безработицы. Это наши граждане, которые находятся в вынужденных отпусках, числятся на своих рабочих местах, но не работают и не получают зарплату. Здесь, я считаю, Правительству необходимо особо отслеживать ситуацию, так как, как правило, это работники градообразующих предприятий малых городов. Необходимо усилить повседневный мониторинг ситуации на рынке труда, в отраслевых и региональных зонах риска, на системообразующих и градообразующих предприятиях.
В этой связи проблема просроченной задолженности по заработной плате. Если по крупным сырьевым предприятиям, завязанным на конъюнктуре цен на мировых рынках, ситуация в некоторой степени понятна, то почему задолженность по зарплате растет в других сферах нашего общества? Это не всегда нам понятно.
В-третьих, на наш взгляд, требует совершенствования действующее законодательство по обеспечению занятости. Нужно в конце концов разобраться с так называемыми самозанятыми, проживающими в сельской местности, о чем сегодня Урал Байгунсович сказал, а это почти третья часть (2,6 миллиона человек) экономически активного населения страны, которая, к примеру, никоим образом не участвует в накопительной пенсионной системе и не зарабатывает на свою старость.
Недавно мне стало известно, что Министерство труда и социальной защиты населения работает над новой Концепцией занятости населения Казахстана и приступает к работе над проектом нового закона о занятости. С учетом нынешних реалий нужно эту работу, я считаю, ускорить.
И наконец, уважаемый Карим Кажимканович, как Правительство смотрит на возможность отмены моратория на занятие вакантных должностей на государственной службе? Это предложение прозвучало недавно на заседании Мажилиса Парламента, сегодня коллеги Калижанов и Абенов говорили. Часть Вашего ответа мы услышали, но вот еще ряд аргументов по этому вопросу, которые, видимо, заставят все-таки Правительство задуматься над этим вопросом.
В настоящее время вакантными остаются 10 процентов мест на государственной службе, или более 8 тысяч вакантных должностей. При этом из этого количества только лишь 790 должностей в центральных органах, а более 7 тысяч приходятся на регионы, областные, городские, районные и сельские органы. Как известно, основные мероприятия Антикризисной программы осуществляются именно на региональном уровне. Большая задача ставится Президентом и перед впервые введенным в этом году местным самоуправлением, а это не только маслихаты, но и акиматы, отдельные подразделения. Время не ждет, многие мероприятия уже начали реализовываться. Для того чтобы реализовать их, нужны соответствующие кадры. При этом государственные органы не могут не только заполнить пустующие вакансии, но и провести закономерную в таких случаях ротацию кадров.
Если сокращать, как Вы сказали, Карим Кажимканович, то я полагаю, что нельзя это делать чохом, а только точно, те вакансии, которые на самом деле нужны.
Заканчивая сое выступление, выражу, видимо, общее мнение, уважаемые коллеги, что Правительство Масимова успешно на сегодня реализует стратегию лидера нашей партии Нурсултана Абишевича Назарбаева, направленную на стабилизацию экономики и финансовой системы государства, Послание Президента от 6 марта 2009 года". |