NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 19:16 ast
17:16 msk

Содоклад руководителя рабочей группы по рассмотрению отчетов Правительства и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2008 год Токтарбая Кадамбаева
"Тремя администраторами бюджетных программ было допущено неосвоение бюджетных средств. К тому же низкий процент освоения бюджетных средств ежегодно допускается одними и теми же администраторами бюджетных программ"
24.06.2009 / политика и общество

www.parlam.kz, 23 июня

"Рассматриваемые сегодня на совместном заседании Парламента Республики Казахстан отчеты Правительства и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2008 год всесторонне обсуждены в Мажилисе Парламента Республики Казахстан.

При этом депутаты Мажилиса учитывали те сложные экономические условия, при которых осуществлялась реализация Закона Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2008 год".

Палата отмечает, что, несмотря на влияние негативных процессов мировой экономики, благодаря взвешенной и продуманной политике Главы государства, а также оперативным и системным мерам, предпринятым Правительством, обеспечено стабильное развитие экономики и реализованы практически все цели и задачи, поставленные в рамках республиканского бюджета на 2008 год.

В отчетном году объем ВВП (по оперативным данным Агентства РК по статистике) увеличился по сравнению с 2007 годом на 3,2 % и составил 15 907,0 млрд. тенге, объем промышленного производства возрос на 2,1 % и составил 10 188,4 млрд. тенге, внешнеэкономический товарооборот за 2008 год вырос на 35,5 %, и достиг 109,1 млрд. долларов США.

Следует отметить, что, несмотря на сложившиеся условия, объем поступлений в бюджет, впервые за годы независимости Казахстана был превышен рубеж в 3 триллиона тенге.

При этом по сравнению с предыдущим годом в республиканский бюджет 2008 года поступило на 1,1 трлн. тенге больше, с приростом на 47,1%.

В конце 2008 года активы Национального фонда составили более 3,3 трлн. тенге, и возросли относительно 2007 года (2,7 трлн. тенге) более чем на 20%.

В развитии экономической ситуации в стране следует отметить увеличивающиеся из года в год объемы инвестиций в основной капитал, составившие в 2008 году 3,8 трлн. тенге, с ростом на 113,1 % в сравнении с 2007 годом (3,4 трлн. тенге).

В результате принятых оперативных мер по регулированию инфляционных процессов удалось замедлить рост цен на потребительском рынке. Инфляция в декабре 2008 года к декабрю 2007 года составила 9,5%.

В 2008 году Правительством проводилась гибкая фискальная политика, направленная на поддержание макроэкономической стабильности.

Этому способствовали и своевременно внесенные Правительством корректировки в бюджет 2008 года.

Первое уточнение макроэкономических показателей и основных параметров республиканского бюджета на 2008 год производилось с учетом итогов социально-экономического развития страны за первый квартал 2008 года, а также с учетом мероприятий по реализации поручений Главы государства, данных в Послании народу Казахстана от 6 февраля 2008 года.

Второе уточнение республиканского бюджета на 2008 год было произведено в связи с необходимостью увеличения параметров республиканского бюджета за счет привлечения целевого трансферта из Национального фонда Республики Казахстан, а также оптимизации расходов республиканского бюджета. В результате проведенных уточнений, поступлений республиканский бюджет на 2008 год увеличен на 642,4 млрд. тенге и составил 3 337,2 млрд. тенге, исполнение составило 99,8% , а расходная часть увеличена на 766,3 млрд. тенге и составила 3671,5 млрд. тенге, исполнение составило 99,6%.

При этом следует отметить, что средства на социальные нужды в рамках данного бюджета, несмотря на ухудшение ситуации в мировой экономике, не только не были сокращены, но и значительно возросли на 22,9 % и составили 875,8 млрд. тенге по сравнению с предыдущим годом в соответствии с ежегодным Посланием Главы государства, и являющегося одной из важных составляющих республиканского бюджета 2008 года.

В реализацию социальных обязательств в отчетном году была предоставлена адресная социальная помощь 244,1 тыс. человек.

Увеличен размер прожиточного минимума до 12025 тенге, размеры государственных социальных пособий на 12,8%, в 2 раза размеры пособия на рождение ребенка, а ежемесячные пособия по уходу за ребенком в 1,6 раза.

В результате реализации Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы в 2008 году было израсходовано 193,6 млрд. тенге, позволивших обеспечить функционирование 3 763 дошкольных организаций с охватом 35,6 % детей в возрасте от 1 до 6 лет, а также 7 735 общеобразовательных школ, в которых обучение велось на 6 родных языках, с общим контингентом более 2 532,6 тысяч учащихся.

На реализацию "Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы" в 2008 году было направлено 115,9 млрд. тенге, с ростом в сравнении с 2007 годом на 15 %. В то же время была обеспечена реализация 56 приоритетных инвестиционных проектов строительства объектов здравоохранения, из которых строительство 45 объектов было начато в 2008 году. Завершено строительство двух поликлиник в городах Караганде и Темиртау Карагандинской области.

Также следует отметить позитивный рост в освоении бюджетных средств администраторами бюджетных программ и реализацию целей и задач, поставленных в рамках бюджета 2008 года. Свидетельством этому является то, что исполнение расходной части республиканского бюджета в 2008 году возросло в сравнении с прошлым годом на 0,5% и составило 3 658,4 млрд. тенге, или 99,6 % от скорректированного бюджета.

Данный факт можно рассматривать как положительный показатель, так как в предыдущие годы из-за низкого уровня освоения бюджетных средств высказывались нарекания в адрес администраторов бюджетных программ. Если в 2006 году сумма неосвоенных средств бюджета составляла 18,5 млрд. тенге, в 2007 году - 26,3 млрд. тенге, то в 2008 году эта сумма составила всего 13,1 млрд. тенге.

Однако при наблюдающейся положительной тенденции все же тремя администраторами бюджетных программ было допущено неосвоение бюджетных средств.

К тому же низкий процент освоения бюджетных средств ежегодно допускается одними и теми же администраторами бюджетных программ.

При этом отмечаем, что картина неисполнения расходной части бюджета могла быть гораздо хуже, если бы Правительство своевременно не провело оптимизацию расходов и сокращение бюджетных программ. К примеру, только по одной функциональной группе при уточнении бюджета были сокращены расходы более чем на 30,0 млрд. тенге от утвержденного бюджета и составили 116,8 млрд. тенге. При этом исполнение составило 115,6 млрд. тенге, или 98,8 %, с неосвоением 1,4 млрд. тенге. Как видно из этого примера, сумма неосвоения у некоторых администраторов бюджетных программ могла быть гораздо больше.

При обсуждении отчетов Правительства и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2008 год депутатами на пленарном заседании Мажилиса поднимались отдельные проблемы.

Одной из серьезных проблем исполнения бюджета 2008 года является рост дебиторской и кредиторской задолженности.

Согласно отчету Счетного комитета дебиторская и кредиторская задолженности за 2008 год выросли в 2 раза и составили 52,2 млрд. тенге.

При этом следует отметить, что рост дебиторской задолженности будет объективно происходить по причине перехода на 3-х летнее бюджетное планирование и, соответственно, возможно заключение договоров на срок до 3-х лет. Тем не менее, важно контролировать рост дебиторской задолженности и не допускать возникновения просроченной задолженности.

Согласно данным Счетного комитета, кредиторская задолженность в 2008 году по сравнению с 2007 годом имеет тенденцию к снижению в 4,7 раза и составляет 1,9 млрд. тенге. При этом наибольшие объемы кредиторской задолженности сложились в трех министерствах. Объемы субвенций по сравнению с 2007 годом также увеличились на 256,3 млрд. тенге, или более в 2 раза.

Целевых трансфертов в 2008 году было выделено на сумму 476,6 млрд. тенге, в т.ч. на развитие - 388,9 млрд. тенге, текущие - 87,7 млрд. тенге.

Следует отметить, что особую обеспокоенность депутатов вызвало увеличение объемов выделяемых из республиканского бюджета трансфертов, которых, по данным Счетного комитета, в 2008 году поступило в местные бюджеты на 332,9 млрд. тенге больше, или 48,5 %.

К примеру, в пяти областях как следует из отчета Счетного комитета, доля трансфертов в местном бюджете составила от 68 до 80 %.

При этом необходимо учесть, что практически половина трансфертов в местные бюджеты имеет целевое направление на реализацию конкретных инвестиционных проектов. То есть фактически - это расходы республиканского бюджета, администрируемые местными исполнительными органами.

Кроме того, определенную тревогу вызывает и тот факт, что при ежегодном росте целевых трансфертов на развитие увеличивается и сумма их неосвоения, которая в 2008 году составила 8,8 млрд. тенге.

В связи с этим вполне правомерен вопрос депутатов о принципах распределения и механизме реализации выделенных трансфертов, а также об ответственности местных исполнительных органов за их неполное и неэффективное освоение.

Также депутатами были подняты проблемы, связанные с проведением государственных закупок, а также с отсутствием или несвоевременной разработкой технико-экономического обоснования и проектно-сметной документации, влияющими на освоение бюджетных средств.

Кроме того, также поднимался депутатами вопрос о выделении средств четырем администраторы бюджетных программ из резерва Правительства Республики Казахстан на бюджетные программы и мероприятия, на которые уже было выделено финансирование в рамках республиканского бюджета. Таким образом, четыре администраторы бюджетных программ не освоив ранее полученные бюджетные средства, дополнительно получали средства из резерва Правительства. К тому же, на момент дополнительного выделения средств четырех администраторов программ освоение средств составляло всего лишь 20-30%.

Вместе с тем, в отчетном году вследствие неисполнения утвержденного плана налоговых поступлений в республиканский бюджет, накапливания значительных средств, выделенных из республиканского бюджета, на счетах национальных холдингов, акционерных обществ с участием государства, а также неосвоения бюджетных средств, были упущены возможности для решения ряда социально-экономических задач и стабильного роста экономики.

Все перечисленные факты свидетельствуют о необходимости осуществления постоянного контроля за эффективным и целевым использованием бюджетных средств, а также принятия мер по предупреждению финансовых нарушений при использовании средств республиканского бюджета.

В 2008 году центральным уполномоченным органом по внутреннему контролю было проведено 830 контрольных мероприятий, по результатам которых выявлено финансовых нарушений на 64,2 млрд. тенге, из них: по необоснованному использованию бюджетных средств - 51,1 млрд. тенге; по неэффективному использованию средств - 11,1 млрд. тенге; по нецелевому использованию - 349,5 млн. тенге и др. По итогам внутреннего контроля исполнения республиканского бюджета восстановлено и возмещено в бюджет 1,2 млрд. тенге.

Правительству для устранения высказанных депутатами замечаний следует принять меры по повышению качества прогнозирования макроэкономических показателей и бюджетного планирования при формировании республиканского бюджета с соответствующей мерой ответственности; разработать и определить порядок по систематическому сбору, отслеживанию и анализу показателей исполнения бюджета; разработать конкретный механизм и критерии планирования и распределения целевых трансфертов, средств резерва Правительства, а также обеспечить контроль за эффективным и полным их освоением.

Вместе с тем следует подчеркнуть и роль Счетного комитета, который проводит определенную работу по обеспечению своевременного контроля за целевым и эффективным использованием средств республиканского бюджета, а также по выявлению и предупреждению нарушений финансовой дисциплины.

В рассмотренном нами Отчете Счетного комитета дана оценка количественным и качественным показателям исполнения доходной и расходной частей республиканского бюджета за 2008 год, проведен анализ эффективности использования бюджетных средств и реализации бюджетных программ, по проведенным контрольным мероприятиям представлены материалы, по результатам которых выявлено финансовые нарушения на объектах контроля. Общая сумма нарушений составила 113,9 млрд.тенге, из них нецелевое - 12,8 млрд.тенге, неэффективные - 58,1 млрд.тенге, необоснованные - 25,2 млрд.тенге, но восстановлено всего 2,3 млрд.тенге. Однако, в учете имеет место ссылки на оперативные данные 2005-2007 годов. За отчетный период из 37 контрольных мероприятий - 13 относятся к периоду 2005-2007 годы.

Основными причинами складывающейся ситуации по их оценке являются влияние мирового экономического и финансового кризиса и снижение уровня налогового и таможенного администрирования, несовершенство бюджетного законодательства в области использования бюджетных средств, выделяемых на пополнение и увеличение уставных капиталов акционерных обществ с участием государства.

Следует отметить, что отчет Счетного комитета по своей структуре не является в полной мере заключением к отчету Правительства об исполнении бюджета, как это предусмотрено Бюджетным кодексам, а напоминает самостоятельный отчет о проделанной работе.

При этом считаем, что в дальнейшем Счетному комитету следует соблюдать в отчете по исполнению республиканского бюджета за отчетный финансовый год требования о государственном финансовом контроле, предусмотренные в статье 141 Бюджетного кодекса Республики Казахстан.

В заключении хотелось бы отметить, что итоги исполнения Правительством республиканского бюджета за 2008 год Мажилисом Парламента Республики Казахстан оценены положительно и дана положительная оценка отчету Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета.

Хочу отметить слова великих людей, которые нашли свое отражение в стратегическом историческом документе "Казахстан 2030" Главы государства Нурсултана Абишевича Назарбаева. Фирдоуси: "О том поразмысли, что ждет впереди. Цель, выбрав благую, к ней прямо иди". Сенека "Когда корабль не знает, в какой порт направляется, никакой ветер не будет попутным".

Если говорить о применении этих изречений по отношению к нашему государству, то мы идем прямо, достигаем цели, наш корабль идет с попутным ветром.

Все это говорит о дальновидности Главы государства, о правильности его политики, об этом знает весь мир.

Наше государство в мировой цивилизации нашло свое место. Об этом свидетельствует сегодняшний отчет об исполнении бюджета.

Вношу предложение утвердить отчеты Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2008 год и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.06.2009
Открылось VIII заседание секретариата Съезда лидеров мировых и традиционных религий 30.06.2009
Госсекретарь РК вручил премии и гранты Президента РК в области СМИ большой группе казахстанских журналистов 30.06.2009
Премьер-Министр РК провел совещание по вопросам исполнения бюджета 30.06.2009
Казахстан предлагает провести в 2010 году конференцию ОБСЕ по вопросам толерантности 30.06.2009
В Мажилисе состоялся Правительственный час 30.06.2009
Работа Координационного совета по форсированному индустриально-инновационному развитию РК будет разделена на три фазы 30.06.2009
Война, старая как мир 30.06.2009
Мажилисмены просят Генпрокуратуру разобраться с ситуацией вокруг закона "О нотариате" 30.06.2009
На Шри-Ланке известного астролога арестовали за то, что он пообещал президенту отставку 30.06.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz