Ольга ДАНИЛЕВСКАЯ, "Диапазон", 25 июня
Казахстан переходит к системе государственного планирования. Такой указ подписал президент на прошлой неделе. Что это значит, хорошо это или плохо, и может ли сегодня, в эпоху рыночных отношений, экономика вновь стать плановой? Указ о госпланировании мы попросили прокомментировать известного политика, общественного деятеля Петра Своика. В свое время экс-депутат Верховного Совета КазССР входил в рабочие группы по разработке правительственных программ и законопроектов по переходу к рыночной экономике.
- Планирование никто не отменял, оно и раньше на словах присутствовало в деятельности правительства, например программа "2030", программа развития до 2010 года, и даже ежегодные послания президента народу - это тоже программы, где все расписано. Программ в деятельности правительства всегда много: по образованию, здравоохранению, строительству. Это было всегда. Другой вопрос, что из этого и раньше мало что получалось. Например, месяц назад меня порадовало и позабавило выступление министра экономики, когда он сообщил, что министерство приступило к составлению плана развития производственных мощностей по всей стране, и это теперь будет руководством к действию. Все программы индустриально-инвестиционных прорывов, 30 корпоративных лидеров и так далее, они, оказывается, не имели никакого действия. При огромном количестве слов о том, что государство должно финансировать это индустриально-инновационное развитие, при том, что есть "Самрук-Казына", попроси их поднять свою программу на следующий год, на пятилетку, там нет ничего на самом деле. То, что президент издал такой указ, - это понятно и с точки зрения исторической, потому что он был председателем Совмина КазССР. В каком-то смысле, как человек, который в прошлом имел Госплан в системе, он привык планировать, и он прав. Все эти привычки последних лет, при которых капитал ищет сферу вложения, рынок сам все регулирует, все приватизируется и отдается в частную инициативу - это все, оказывается, не работает. И тут президент обнаруживает, что все эти частные предприниматели не такие честные, они, оказывается, не продвинутые, они не инвестируют новые технологии, а занимаются куплей-продажей, деньги уводят в свои карманы, бюджеты "распиливают". Возьмите авторскую статью Назарбаева, которую он опубликовал в "Российской газете", "Ключи от кризиса". Это важный показательный документ, он демонстрирует, о чем на самом деле сегодня думает глава государства. В этих "Ключах…" не только доллар обозван "дефекталом" и сообщено, что ему жить осталось недолго. Там много почти прямых намеков на то, что рыночная экономика в самостоятельном виде слишком плохо работает, надо очень многое менять. С намеками, точнее прямыми указаниями, говорится о том, что роль государства должна повышаться. Так что причины очевидны, другой вопрос, что Министерство экономики и бюджетного планирования как раньше ничего не способно было запланировать, так и при наличии такого указа эту способность не приобретет.
- А кто в первую очередь должен планировать?
- Два ведомства, которые должны этим заниматься, - Министерство экономики и Министерство индустрии и торговли. Последнее должно быть главным планирующим органом в стране, это министерство должно четко говорить, что это за прорывные проекты, куда надо прорываться. По этому плану должно работать все государственное управление. Но у нас и Министерство индустрии и торговли традиционно импотент с точки зрения определения стратегии, и Минэкономики - тоже импотент. Поэтому кто должен планировать - ответ известен, а вот как заставить их планировать? Наверное, нужна другая команда и другая система.
- А как такая плановая экономика может отразиться на малом и среднем бизнесе?
- Да никак не отразится. Этот указ не играет никакой роли с точки зрения практического положения дел в малом бизнесе.
- Есть ли опасность того, что будет регулироваться ввоз товаров потребления?
- Возможны ограничение и дополнительные сложности (читай: взятки), но чтобы планирование как-то упорядочило, улучшило - это фантастика.
- Не противоречит ли переход на плановую систему принципам рыночной экономики?
- Тот кризис мировой, о котором мы все знаем и говорим, очень серьезный. Это не кризис, а системный передел, который захватывает громадные пласты и не только экономики, он не закончится в следующем году, и даже в 2012 году он в мире не закончится, он будет продолжаться несколько лет и будут очень серьезные изменения. Вся практическая политика правительства в экономике беспомощная. Она состоит из 2 составляющих: 1 - попытка удержать то, что все равно обречено, например, банковская система с ее кредитами; 2 - это похоже на поиск чего-то на ощупь, плохо понимая, чего хотят: то планирование надо делать, то бизнесменов надо поменять, то кампанию ареста высоких руководителей по обвинению в коррупции провести. Это не связано общей логикой и пониманием власти, куда надо идти. В этом смысле мы тоже в затяжном кризисе.
- Вы считаете, что госрегулирование сегодня - правильный и своевременный шаг?
- Возьмем игру в футбол. Он получается классно, когда высококлассные игроки играют в полную силу, без подкупа, в яростной борьбе. Но чтобы две команды могли так бескомпромиссно играть, надо, чтобы несколько тысяч человек обеспечивали эту игру - надо построить стадион, стричь травку, надо судью, который строго и справедливо судит. Это огромная околоспортивная работа. Так и рыночная экономика. У нее всегда есть строгая определенная арена, на которой конкуренция полезна всем, но сама арена должна быть ограждена и урегулирована. Поскольку сейчас в мировом масштабе система подорвалась своими же финансовыми пузырями, роль регулирования в экономике объективно вырастает. Другой вопрос, что возрастание этой роли не может быть обеспечено только написанием указов, к ним нужна и другая система исполнения, другие исполнители. |