Жигер Байтелесов, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 24 июня
Сегодня под председательством Урала Мухамеджанова состоялось пленарное заседание Мажилиса, на котором Палата одобрила законопроект "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности", а также пакет законодательных поправок.
О нововведениях в таможенном деле, одобренных Палатой в первом чтении, доложил парламентариям министр финансов Болат Жамишев (тезисы):
В настоящее время в автомобильных пунктах пропуска, в соответствующей последовательности осуществляются следующие виды государственного контроля: пограничный; санитарно-карантинный; ветеринарный, фитосанитарный; транспортный; таможенный;
В соответствии с разделенной компетенцией в государстве перечисленные виды контроля осуществляют следующие государственные органы: Пограничная служба КНБ (пограничный); Министерство здравоохранения (санитарно-карантинный); Министерство сельского хозяйства (ветеринарный, фитосанитарный); Министерство транспорта и коммуникаций (транспортный контроль); Комитет таможенного контроля МФ РК (таможенный контроль).
Наличие пяти государственных органов осуществляющих шесть видов государственного контроля значительно сокращает пропускную способность автотранспортных средств и грузов в пунктах пропуска, создает дублирование функций, приводит к формализму при проверки документов. Сдерживающим фактом также является отсутствие материально-технической базы для проведения транспортного, санитарно-карантинного, ветеринарного и фитосанитарного контроля и соответственно низкая эффективность работы. Размыта ответственность государственных органов за общее состояние дел в пунктах пропуска.
В этой связи Министерством предлагается внедрить в пунктах пропуска интегрированный контроль.
В результате в пунктах пропуска будут находиться два государственных органа, пограничная служба - осуществляющая пограничный контроль и таможенные органы - осуществляющие таможенный контроль.
При этом, в функции таможенных органов войдут остальные виды государственного контроля (санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный и транспортный).
Предпринимаемые шаги позволят оптимизировать формы государственного контроля в пунктах пропуска, исключить необоснованные задержки транспортных средств, ускорить прохождение процедур осуществляемых государственными органами.
Внедрение такого контроля основывается на международных стандартах и рекомендуется Всемирной таможенной организацией.
Согласно Международной Конвенции "О согласовании условий проведения контроля грузов на границах" (Женева, 21 октября 1982 года), таможни могут при предоставлении им компетентными службами в прямой форме полномочий проводить некоторые виды контроля.
Международная практика еще раз подтверждает успешное применение данного принципа. Например в Соединенных Штатах Америки контроль на Государственной границе осуществляют только таможенные органы.
На сегодня в Казахстане таможенная служба полностью может на себя взять осуществление транспортного и санитарно-карантинного контроля в автомобильных пунктах пропуска.
Ветеринарный контроль и контроль по карантину растений будет выполняться прикомандированными специалистами из Министерства сельского хозяйства под непосредственным руководством таможенных органов.
На сегодняшнем пленарном заседании Мажилис одобрил также поправки, связанные с вопросами: рыбного хозяйства (второе чтение); обеспечения квалифицированной юридической помощью (второе чтение); совершенствования деятельности третейских судов и международного коммерческого арбитража (второе чтение).
В эту среду Палатой одобрены и поправки по вопросам обязательного и взаимного страхования (второе чтение). Как отмечается в заключении Комитета Мажилиса по финансам и бюджету, законопроект внесен Правительством в Мажилис 24 декабря 2008 года.
Основными целями проекта закона является комплексное решение проблем в части правового регулирования в сфере обязательного и взаимного страхования, а также обеспечение соответствующего уровня страховой защиты интересов граждан и хозяйствующих субъектов.
В ходе обсуждения проекта закона депутатами Мажилиса Парламента Республики Казахстан были внесены следующие изменения и дополнения:
- расширение гарантий Фонда гарантирования страховых выплат путем включения всех видов обязательного страхования в систему гарантирования страховых выплат, а также повышение требований для страховых организаций при получении лицензии на данные виды страхования;
- по полной защите имущественных прав и интересов работников при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей, независимо виновен или невиновен работник;
- упорядочение процедуры осуществления страховой выплаты при наступлении несчастного случая, в том числе профессионального заболевания, приведшего к установлению степени утраты профессиональной трудоспособности, учитывая, что данное заболевание может быть установлено после прекращения действия договора страхования.
Кроме того, в ходе рассмотрения проекта закона депутатами внесен блок поправок в Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) и в Закон Республики Казахстан "О введении в действие Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс)" в основном носящие редакционный характер и направленные на улучшение и уточнение редакции.
По данному проекту Закона Комитетами Мажилиса Парламента были даны положительные заключения.
Внесенные во втором чтении поправки по вопросам нотариата направлены Палатой в головной Комитет - по финансам и бюджету - на доработку
Наряду с этим Палата определила сроки подготовки заключений профильными комитетами по новым законопроектам и уже находящимся в производстве. И сегодня Мажилис рассмотрел вопросы относительно поправок Сената в пакет ранее одобренных Мажилисом законопроектов.
И сегодня Мажилис, заслушав доклад Центризбиркома, проголосовала за досрочное прекращение полномочий депутата Мажилиса Серикжана Мукашева - согласно его заявлению об отставке.
* * *
При утверждении повестки дня депутаты исключили пункт относительно законопроекта "О личном подсобном хозяйстве", который, как сообщил Палате председатель Комитета Мажилиса по аграрным вопросам Ромин Мадинов, отозван Правительством РК.
--------
Обращение к депутатам Парламента РК: в память о коллеге
Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 24 июня
На сегодняшнем пленарном заседании Мажилиса с обращением к депутатам Парламента выступил депутат Мухтар Тиникеев:
"История казахстанского парламентаризма неразрывно связана с именем Марата Оспанова - первого Председателя Мажилиса первого двухпалатного Парламента Республики Казахстан. Депутат Верховного Совета XII и XIII созывов, он оставил свой неизгладимый след в деле становления новой государственности Казахстана.
Он вошел в прекрасную плеяду государственных деятелей, воспитанных Первым Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым.
Верный соратник Главы независимого государства, он внес свой весомый вклад в формирование налоговой системы, повышение инвестиционной привлекательности Казахстана. И в целом, в создание законодательной базы молодой Республики.
Марат Оспанов - один из основоположников и руководителей партии "Отан", переросшей впоследствии в Народно-демократическую партию "Hyp Отан".
В этом году исполняется 60 лет со дня его рождения. В связи с этим Фонд имени Марата Оспанова инициировал проведение ряда мероприятий, посвященных его памяти, в том числе научно-практическая конференция в Мажилисе
В ознаменование предстоящего юбилея и поддержки инициатив фонда призываю депутатский корпус обеих палат Парламента перечислить в Фонд имени Марата Оспанова наш однодневный заработок. Прошу поддержать".
--------
Депутатский запрос МЭМР: о праве недропользования по добыче угля
Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 24 июня
На сегодняшнем пленарном заседании Мажилиса с депутатским запросом к министру энергетики и минеральных ресурсов Сауату Мынбаеву выступил депутат Виктор Рогалев:
"Ко мне обратилась группа шахтеров и инженеров предприятия "КазВтоПром" из г. Караганды с просьбой разобраться с ситуацией, сложившейся на их предприятии. Дело в том, что уже в течение трех месяцев они не могут зарегистрировать в Министерстве энергетики и минеральных ресурсов изменения и дополнения в контракт приобретенного ими в феврале 2009 года с публичных торгов права недропользования по добыче угля на участке VII, площади № 2-3 Карагандинской области.
Еще в апреле т.г. на основании акта продажи этого месторождения руководство предприятия "КазВторПром" были поданы все правоустанавливающие документы, однако регистрация до сих пор не проведена. В настоящее время десятки рабочих находятся в вынужденных неоплачиваемых отпусках, срываются контрактные обязательства, возникают реальная угроза банкротства.
Прошу Вас дать поручение соответствующим структурам Министерства в ближайшее время разобраться в этой ситуации и провести необходимые процедуры с целью возобновления полноценной деятельности данного предприятия".
--------
Депутатский запрос Правительству: многие руководители национальных компаний и компаний с государственным участием отдают предпочтение зарубежным подрядчикам
Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 24 июня
На сегодняшнем пленарном заседании Мажилиса с депутатским запросом к заместителю Премьер-министра РК Серику Ахметову выступил депутат Марал Итегулов:
"Обращаюсь к Вам, так как Вы в Правительстве курируете вопросы "казахстанского содержания" в подрядных работах национальных компаний. Нынешняя редакция Закона Республики Казахстан "О государственных закупках", наконец-то, дает шанс отечественному малому и среднему бизнесу участвовать в этих работах.
Но по сложившейся традиции многие руководители национальных компаний и компаний с государственным участием отдают предпочтение зарубежным подрядчикам. Подтвержу это конкретным примером.
Так, контроль над качеством строительно-монтажных работ на казахстанских нефтегазотрубопроводах, вот уже семь лет, инспектирует привлеченная компания "Moodу International", филиал которой возглавляет господин Сирил Бейнбридж. Инспекторами в ней работают исключительно российские пенсионеры и казахстанские специалисты, в свое время не принятые на работу или уволенные из различных фирм из-за недостаточной квалификации (профпригодности). Такой подход к кадровому вопросу, видимо, вызван желанием сэкономить на более дешевых специалистах, что неизбежно сказывается на качестве оказываемых услуг. Заказчик же рассчитывает получить услугу международного стандарта, хотя в конечном счете ответственность за качество строительства несет не компания "Moodу International", а непосредственно та фирма, которая осуществляет неразрушающий контроль или завод- изготовитель.
Многие казахстанские предприятия, специализирующиеся в этой области, утверждают, что выполнят данную работу лучше, чем компания "Moodу International", и на более выгодных для заказчика условиях.
В связи с вышеизложенным, прошу Вас принять меры по реальному увеличению казахстанского содержания, в частности, в данной подотрасли".
--------
Депутатский запрос Правительству: казахстанцы все чаще критикуют качество продаваемых в стране лекарственных препаратов
Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 24 июня
На сегодняшнем пленарном заседании Мажилиса с депутатским запросом к Премьер-министру РК Кариму Масимову и министру здравоохранения РК Жаксылыку Доскалиеву выступил депутат Ерболат Апсалямов:
"С целью создания эффективной системы оказания медицинской помощи, основанной на принципах солидарной ответственности за охрану здоровья между государством и человеком, на приоритетном развитии первичной медико-санитарной помощи, направленной на улучшение здоровья населения принята Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы. Одним из ожидаемых результатов является повышение эффективности государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств и увеличение объема производства отечественной конкурентоспособной фармацевтической и медицинской продукции.
В последнее время казахстанцы все чаще критикуют качество продаваемых в стране лекарственных препаратов. Некоторые таблетки не помогают улучшить состояние, но при этом стоят очень дорого. А есть другие медикаменты, которые, если помогают устранить боль, то имеют массу побочных эффектов, небезопасных для здоровья. Словом, лекарства заживляют одну рану, но при этом вызывают появление новой. При этом в республике остается высоким уровень смертности населения.
По данным Комитета таможенного контроля Министерства финансов РК, за 2008 год таможенными органами пресечено 11 фактов контрабанды лекарственных средств, в количестве 2650 ед. на общую сумму 1 664 764 тенге. Сумма наложенных штрафов составила 146 000 тенге. Конфисковано товаров на сумму 462 464 тенге, за январь-март 2009 года 3 факта в количестве 189 ед. на общую сумму 961 813 тенге, сумма наложенных штрафов составила 30 552 тенге.
Комитетом фармацевтического контроля Министерства здравоохранения РК за прошедший период были зафиксированы и подтверждены факты реализации фальсифицированных лекарственных средств (31 наименование): Фарингосепт (Терапия, Румыния); Но-шпа (Санофи, Венгрия); Эссенциале Н форте (Рон Пуленк, Германия); Клафоран, Низорал таблетки (Янссен-Силаг, Бельгия); Валокардин (Кревель Мойзельбах, Германия); Сумамед (Плива, Хорватия); Ретарпен (Биохеми, Австрия); Мезим форте, Манинил, Фастум гель, Курантил, Бромгексин (Берлин Хеми, Германия); Трихопол (Польфарма, Польша); Бисептол (Польфа Пабьянице, Польша); Кефзол (Элай Лили, Италия); Фестал, Трентал (Авентис Санофи), Линекс, 5 НОК, Ретарпен (Лек Сандоз); Супрастин (Эгис); Ксеникал (Хоффман Ля Рош); Нафтизин (Рауан, Казахстан); Дюфастон (Солвей фармасьютикалз Б.В С.Д. Ван Хоутенлаан, Нидерланды); Виагра ("Пфайзер, Амбуаз", Франция); Ципролет, Гастросидин (производитель не указан); Атрикан (Иннотек, Франция); Витамакс (Глаксо Велком, Египет); Орунгал (Янссен-Сигал С.п.А., Италия); Простомол (Берлин-Хеми АГ, Германия); Креон (Solvay Pharmaceuticals GmbH, Германия).
Агентством РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью отмечается, что при выявлении нарушений в сфере оборота лекарственных средств возникают сложности в проведении экспертиз препаратов из-за отсутствия оригиналов.
Существующее количество посредников, которые занимаются закупкой и распространением лекарственных средств, затрудняет выявление источника фальсификата.
Правообладателями и производителями лекарственных средств, подделки которых встречаются на внутреннем фармацевтическом рынке, являются иностранные предприятия, которые, как правило, контролируют безопасность и качество препаратов только на дочерних предприятиях и организациях, распространяющих лекарства по договору франчайзинга.
В большинстве случаев информация о наличии в обороте фальсифицированных лекарственных средств поступает от представительств заводов-производителей, фирм-импортеров, а также от потребителей, непосредственно заинтересованных в безопасности и качестве выпускаемых и применяемых препаратов.
Не менее важной проблемой является правовой пробел в уголовном законодательстве.
В частности, действующий Уголовный кодекс РК не предусматривает ответственность за производство, продажу, хранение и ввоз на территорию Республики Казахстан лекарственного фальсификата.
Необходимость ужесточения законодательства в отношении тех, кто фальсифицирует медикаменты, обусловлена интересами обеспечения безопасности жизни и здоровья населения.
В этой связи просим рассмотреть возможность внесения изменений в действующее законодательство, предусматривающих уголовную ответственность за производство, продажу, хранение и ввоз на территорию Республики Казахстан фальсифицированных лекарственных препаратов".
* * *
Под этим запросом подписались депутаты Е. Альзаков, Б. Алимжанов, М. Абенов, Б. Баймагамбетова и С. Есжанов.
--------
Депутатский запрос Премьер-министру: при привлечении любого инвестора должен сохраняться контроль по управлению газопроводом за национальным оператором
Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 24 июня
На сегодняшнем пленарном заседании Мажилиса с депутатским запросом к Премьер-министру РК Кариму Масимову выступил депутат Марал Итегулов:
"В соответствии с решениями Правительства разрабатывается проект газопровода "Бейнеу-Шымкент", крайне важный для нашей страны и, в частности, обеспечения газом южных регионов.
Однако, ставка исключительно на китайское партнерство, на мой взгляд, чревато последствиями.
В настоящее время из-за неопределенности позиций китайской стороны в результате затягивания переговоров, предъявления не отвечающих казахстанским интересам условий (приоритетного права поставок газа на экспорт в Китай, предоставления на эти объемы гарантий Правительства Республики Казахстан и так далее) дальнейшее ведение проектных работ приостановлено, при том, что ранее бюджетом Республики Казахстан были выделены средства в полном объеме для завершения разработки проектно-сметной документации и начала финансирования работ.
Дальнейшая увязка разработки проекта с участием китайской стороны в том виде, как это представляется китайской стороной, может привести к срыву сроков начала работ по проекту и в целом ставит под угрозу выполнение Послания Президента и ожидания потребителей газа южных областей республики.
Из-за ограниченности ресурсной базы по газу проект должен строиться исходя из приоритета внутренних потребителей, так как с вводом в эксплуатацию экспортного газопровода "Казахстан-Китай" у узбекской стороны появляется возможность реализовывать в Китай свои ресурсы газа, которые поставляются в настоящее время в Казахстан в объеме до трех миллиардов кубических метров в год.
Поэтому определение статуса газопровода, как социального проекта с финансированием частично из бюджета и от независимых финансовых структур других стран с приоритетом обеспечения потребностей в газе южного региона, что подкрепляется имеющими ресурсами газа, отвечает задачам, поставленным в Послании Президента. В этом случае тариф на транзит (доставку) газа будет определен по действующей Методике в республике с установлением единого тарифа, действующего по системе газопроводов страны, и стоимость доставляемого газа в южный регион будет сопоставима с другими регионами.
В случае участия китайской стороны и удовлетворения выдвинутых условий китайской стороной по экспорту добываемого Жанажольского газа, создается угроза не только срыва поставок газа особенно в зимний период в южный регион, но и образования дефицита по ресурсам газа для внутреннего рынка по Актюбинской области.
В результате казахстанская сторона, создавая экспортные коридоры для узбекской стороны через МГ "Казахстан-Китай" и китайской стороне через МГ "Бозой-Шымкент", вынуждена будет закупать газ по экспортным ценам, или из Узбекистана, или приобретать газ из месторождений Атырауской и Мангистауской областей от независимых недропользователей по прогнозным ценам до 120 долларов США и с учетом транзита 1500 км по инвестиционному тарифу около четырех долларов США за 1000 кубических метров на 100 км (60 долларов США на весь маршрут) по ценам близким к экспортным ценам.
В этом случае исключается не только эффективность строительства газопровода, а наоборот, возможны отрицательные последствия от реализации проекта на подобных условиях. Поэтому исходя из того, что:
• китайская сторона будет настаивать на своих условиях, так как по варианту внесенных изменений казахстанской стороной на предложения китайской стороны к ранее подписанному межправительственному соглашению до сих пор от китайской стороны ответ не получен;
• Парламентом Республики Казахстан ранее подписанное соглашение не ратифицировано из-за ошибок в казахском тексте, а процедура этих согласований с учетом летних каникул депутатов может затянуться, что приведет к срыву сроков завершения работ над проектно-сметной документацией;
необходимо, на мой взгляд:
• вынести вопрос о продолжении работ по Проекту на уровень межведомственной рабочей группы по прорывным проектам или Премьер - Министра во избежание срыва сроков реализации строительства газопровода;
• рассмотреть варианты частичного финансирования от других независимых финансовых институтов, к примеру, предложение Эксимбанка США по низким процентам, согласно ранее представленного письма и проявленной заинтересованности АО "КазМунайГаз";
• изучить возможность еще большей оптимизации проекта (такая возможность имеется), к примеру, до мощности газопровода до пяти миллиардов кубических метров газа в год, что решает интересы внутреннего рынка и газификации регионов с поэтапным его строительством, что позволит снизить еще на 30-40 процентов стоимость проекта и реализовать его с преобладанием внутренних финансовых ресурсов.
Следует исходить из того, что проектируемый газопровод "Бейнеу-Шымкент", соединяющий три ранее разрозненных магистральных газопровода, а также газодобывающие регионы и все существующие подземные хранилища газа, будет иметь стратегическое значение для обеспечения энергетической безопасности страны. Поэтому в любом случае при привлечении любого инвестора должен сохраняться контроль по управлению газопроводом за национальным оператором". |