Марат ТАЖИН, министр иностранных дел РК, "Казахстанская правда", 25 июня
В Астане начал работу III Форум безопасности Совета Евроатлантического партнерства. Инициатива Казахстана принять его у себя принадлежит Президенту Нурсултану Назарбаеву. Таким образом, это первый форум СЕАП, который проходит не только на постсоветском пространстве, но и на азиатском субконтиненте. Впервые представители 28 государств - членов НАТО и 22 стран-партнеров собрались вместе за пределами Европы, в Центральной Азии, столице Казахстана. Это не случайно. Положительному решению данного вопроса способствовал высокий уровень отношений между Казахстаном и НАТО, активная деятельность нашей страны в структурах Евроатлантического партнерства, а также ключевая роль республики в обеспечении безопасности в Центральной Азии.
Форум безопасности является крупнейшим мероприятием НАТО после саммита на уровне глав государств и правительств. Тематика форума - "Безопасность через партнерство" - предложена Казахстаном и отражает наше видение целей сотрудничества не только в рамках СЕАП или программы НАТО "Партнерство во имя мира", но и в других форматах. Нет необходимости говорить, насколько актуальными для всех являются вопросы укрепления международной и региональной безопасности, поддержания мира и стабильности на Евроазиатском пространстве.
Мы уверены, что успех в этом деле может быть достигнут только через широкомасштабное взаимодействие. Эффективность здесь напрямую зависит от уровня партнерства, степени доверия и использования имеющегося потенциала сотрудничества.
С первых дней независимости Казахстан вносит существенный вклад в дело укрепления мира, международной безопасности и повышения доверия между народами. Усилия страны в деле укрепления международной и региональной безопасности заслужили признание во всем мире.
В нашем активе - отказ от обладания ядерным оружием, закрытие Семипалатинского испытательного полигона. Мировому сообществу широко известны инициативы, выдвинутые Президентом Нурсултаном Назарбаевым, такие как созыв Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) и съездов лидеров мировых и традиционных религий.
В ходе нынешнего форума будут рассмотрены такие проблемы безопасности в Центральной Азии, как нормализация ситуации в Афганистане, ответственность международного сообщества и роль соседних стран в этом процессе, проблематика энергетической безопасности.
Проведение форума внесет заметный вклад в решение наиболее острых и актуальных вопросов современности. Несмотря на предпринимаемые международным сообществом меры, мир не становится безопаснее. Продолжаются застаревшие вооруженные конфликты, возникают новые. Незаконная торговля оружием, нелегальная миграция и рост оборота наркотиков являются по сей день серьезным вызовом для человечества. Глубокие корни пустил международный терроризм, который не скрывает своего стремления к получению доступа к оружию массового уничтожения.
Все это сегодня усугубляется беспрецедентным финансово-экономическим кризисом. Снижение уровня жизни населения, рост безработицы превращаются в источники социальной и политической нестабильности не только в странах третьего мира, но и создают реальную опасность в обществах развитых государств. В этих условиях необходимы совместные усилия всего мирового сообщества, которые будут направлены на решение новых и застарелых проблем. Координирующую роль в этом должны играть международные и региональные организации при главенствующей роли ООН. Серьезно возросло в последние годы значение разнопрофильных региональных организаций, в рамках которых государства пытаются решить вопросы на основе общности интересов и подходов.
Хочу особо подчеркнуть: наша страна придает большое значение развитию и укреплению сотрудничества с НАТО. Никому не придет в голову отрицать, что сегодня альянсу, как одной из крупнейших и эффективно функционирующих организаций, принадлежит одна из ведущих ролей в мировой политике, в том числе в вопросах поддержания мира и безопасности.
НАТО тоже адаптируется к современным условиям. Характерными аспектами текущей деятельности альянса являются политика "открытых дверей", расширение сферы интересов и деятельности за пределы евроатлантического пространства.
Демонстрацией новой роли НАТО стал широкий спектр осуществляемых миссий: операция в Афганистане, поддержание мира в Косово, содействие военной реформе в Боснии и Герцеговине, антитеррористическая операция "Активное усилие" в Средиземном море, воздушная поддержка Африканского Союза в Дарфуре (Судан), содействие Всемирной продовольственной программе, борьба с пиратством.
Альянс продолжает курс по развитию практического сотрудничества со странами-партнерами. К настоящему времени различные механизмы партнерства, инициированные НАТО, охватывают практически все ключевые регионы.
НАТО объединяет в своих рядах 28 стран. В этом году полноправными членами альянса стали Албания и Хорватия. Следующим наиболее вероятным кандидатом к вступлению считается Македония. В перспективе могут быть рассмотрены кандидатуры Боснии и Герцеговины, Черногории. Не скрывают аналогичных намерений и некоторые страны постсоветского пространства.
Со всеми странами НАТО Казахстан поступательно развивает сотрудничество, а во многих случаях и партнерские отношения. Мы рады констатировать, что у нас нет нерешенных проблем во взаимоотношениях ни с одной из стран - членов альянса.
Вместе с тем мы считаем, что действия любой международной организации не должны приводить к росту конфронтации и появлению новых разделительных линий. Наоборот, в XXI веке, столкнувшись с новыми угрозами и вызовами, человечеству необходим единый подход, нахождение общих, взаимоприемлемых путей выработки мер адекватного реагирования на них.
Расширение конструктивного взаимодействия с НАТО является важным направлением внешнеполитического курса Казахстана в рамках стратегии по укреплению безопасности в Центрально-Азиатском регионе. Мы поддерживаем высокий уровень и интенсивность политического диалога, нацелены на дальнейшее развитие Евроатлантического партнерства и программы "Партнерство во имя мира" как основы политического диалога и практического сотрудничества.
В оценках альянса за 2008 год Казахстан назван ключевым партнером НАТО в Центральной Азии. Это объективно. За прошедшие более 15 лет нашего сотрудничества удалось сделать многое. А началом контактов между Казахстаном и НАТО стало вступление в 1992 году нашей страны в Совет Североатлантического сотрудничества, который в 1997 году был преобразован в Совет Евроатлантического партнерства. Участие в СЕАП позволяет Казахстану осуществлять плодотворный диалог со странами - членами НАТО по наиболее актуальным вопросам международной безопасности и оборонного сотрудничества.
Совет Евроатлантического партнерства, на наш взгляд, является хорошей площадкой для диалога и взаимодействия стран - членов альянса и стран, не входящих в НАТО, но расположенных в непосредственной географической близости к ним, на основе общего стремления обеспечить более безопасный и стабильный мир. С целью углубления политического диалога Казахстан присоединился к выдвинутой НАТО в январе 1994 года инициативе "Партнерство во имя мира" (ПИМ), которая является важным и неотъемлемым элементом архитектуры современной безопасности. Сотрудничество в рамках программы ПИМ охватывает широкий спектр взаимодействия с НАТО, включая гражданское чрезвычайное планирование, антикризисное регулирование, демократический контроль над вооруженными силами и оборонными структурами, оборонную политику и стратегию, военные учения и военное образование.
Мы высоко оцениваем прогресс в развитии Партнерства между Казахстаном и НАТО. Высок уровень и интенсивность политического диалога. Только в прошлом году состоялись визиты заместителя генерального секретаря К. Бисоньеро в Астану, министра по чрезвычайным ситуациям В. Божко в штаб-квартиру альянса, государственный секретарь К. Саудабаев принял участие в работе Парламентской ассамблеи НАТО.
Казахстан - единственная страна Центральной Азии, сотрудничество c которой НАТО осуществляет в рамках Индивидуального плана действий партнерства (ИПДП), который знаменовал собой вывод взаимоотношений Казахстана с НАТО на качественно новый уровень и создал основу для диалога с Североатлантическим альянсом по наиболее актуальным проблемам международной и региональной безопасности.
Важным направлением совместной работы остается взаимодействие в военной сфере, осуществляемое, помимо ИПДП, в рамках программ Процесс планирования и анализа и Концепция оперативного потенциала.
Одной из основных целей участия Казахстана в оборонном сотрудничестве являются подготовка и оснащение миротворческих подразделений вооруженных сил Казбата/Казбрига, по стандартам НАТО, повышение их миротворческого потенциала.
В штаб-квартире НАТО высоко оценили позитивный опыт взаимодействия подразделений стран альянса с казахстанским инженерно-саперным отрядом в Ираке, в связи с чем были высказаны теплые слова благодарности за вклад военнослужащих Вооруженных сил республики.
Мы нацелены на дальнейшее развитие евроатлантического партнерства и программы "Партнерство во имя мира", реализацию Индивидуального плана действий партнерства как основы для политического диалога и практического сотрудничества. Считаю, что в рамках СЕАП мы должны сконцентрировать пристальное внимание на вопросах противодействия нелегальному обороту наркотиков, борьбы с терроризмом, киберпреступностью, угрозой распространения оружия массового уничтожения.
В рамках ИПДП в Казахстане проводятся значимые мероприятия по линии публичной дипломатии. Были проведены две "Недели НАТО", последняя из которых состоялась в Казахстане в 2008 году. При содействии НАТО открыта депозитарная библиотека при Национальной академической библиотеке в Астане. Показателем широты диапазона наших контактов может стать успешно продвигающееся взаимодействие в сфере чрезвычайного гражданского планирования. Перспективными направлениями взаимодействия с НАТО являются обмен опытом в сфере предупреждения, реагирования и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф (землетрясения, применение биологического оружия, пожары), обучение специалистов МЧС в ведущих европейских центрах, подготовка и оснащение аварийно-спасательного отряда, содействие в создании современной информационно-телекоммуникационной системы в структурах МЧС.
В сентябре текущего года в Казахстане будут проведены учения Евроатлантического координационного центра по реагированию на бедствия "Жетісу-2009".
Поступательно развивается сотрудничество с НАТО по линии научных программ. Представители Казахстана принимают активное участие в работе Комитета по науке ради мира и безопасности в формате СЕАП.
Реализуемые в рамках научного сотрудничества совместные проекты направлены в первую очередь на решение проблем Семея, Аральского моря, укрепления режима нераспространения, обеспечения биобезопасности. Одним из свидетельств успешного сотрудничества является присуждение в 2007 году профессору КазНУ имени Аль-Фараби М. Буркитбаеву ежегодного приза НАТО за образцовое сотрудничество в рамках спонсируемых альянсом проектов по радиологическому обследованию отдельных участков на территории бывшего Семипалатинского полигона и определению рисков для местного населения.
Отдельно остановлюсь на такой важной структуре, как Парламентская ассамблея НАТО, которая начиная с 1955 года выступает в качестве форума законодателей государств - членов альянса. Деятельность ассамблеи призвана способствовать обеспечению взаимного понимания среди парламентариев стран - членов НАТО и партнеров по ключевым проблемам безопасности.
Хотя ассамблея полностью независима от НАТО, она выступает в качестве связующего звена между национальными парламентами и альянсом, что помогает правительствам учитывать интересы альянса при подготовке национального законодательства. Что важно, она также является постоянным напоминанием для всех о том, что межправительственные решения, принимаемые в НАТО, в конечном счете требуют политического одобрения демократически избранных парламентов в соответствии с конституционным процессом. Особое внимание в своей деятельности ПА уделяется содействию в достижении основной цели программы "Партнерство во имя мира", а именно установлению демократического контроля над вооруженными силами.
Получение в 2004 году Парламентом РК статуса наблюдателя в ПА НАТО стало важным событием в истории отношений с альянсом. В марте 2005 года состоялся первый визит делегации ПА НАТО в Казахстан. С этого момента наши парламентарии регулярно принимают участие в заседаниях данной структуры. Казахстан в настоящее время является единственной страной в Центрально-Азиатском регионе, установившей официальные отношения с ПА НАТО. С учетом возросшего внимания ассамблеи к Центральной Азии работа казахстанских парламентариев имеет принципиальное значение для объективного восприятия событий и процессов в регионе и республике.
Хочу обратить внимание, что на следующий день после завершения Форума безопасности в Астане пройдет семинар Роуз - Рот. Инициатива проведения таковых была выдвинута в 1990 году американским конгрессменом Чарли Роузом, бывшим тогда председателем ПА НАТО, и членом Сената США Биллом Ротом. Она нацелена на развитие и укрепление парламентской демократии в странах Центральной и Восточной Европы. Нет необходимости акцентировать внимание, что это первое мероприятие, которое Парламентская ассамблея НАТО проводит в нашем регионе.
Вне всякого сомнения, одним из ключевых направлений нашего взаимодействия с НАТО является вопрос стабилизации в Афганистане. Более того, я могу сказать, что стремление к урегулированию ситуации в этой многострадальной стране - это та основа, которая на сегодня объективно объединяет интересы как стран НАТО, так и России, Казахстана, государств Центральной Азии, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) и Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Казахстан первым инициировал и на протяжении ряда лет выступает за установление прямых контактов и диалога между НАТО, с одной стороны, ШОС и ОДКБ - с другой. В марте этого года официальные представители НАТО приняли участие в специальной конференции по Афганистану под эгидой ШОС в Москве. Впервые на Форуме безопасности в Астане по приглашению Казахстана и НАТО будет присутствовать делегация ШОС.
Несмотря на сохраняющееся различие подходов стран СЕАП к некоторым актуальным вопросам международной повестки дня, по афганскому вопросу складывается широкое поле для заинтересованного, доброжелательного диалога. Мы твердо уверены: для полноценного восстановления Афганистана необходимо задействовать потенциал всех стран и организаций Евразийского континента. Свою позитивную роль может и должно сыграть установление сотрудничества альянса с ШОС и ОДКБ. В таком формате можно вести диалог по приоритетам постконфликтного обустройства, борьбе с производством и трафиком наркотиков, организованной преступностью, укреплению системы безопасности по всем границам региона, реализации экономических проектов.
Вместе с тем сама по себе ситуация в Исламской Республике Афганистан не позволяет строить оптимистичные прогнозы по ее скорому разрешению. Следует признать, что предпринимаемые меры по восстановлению и реабилитации ИРА не являются достаточными и не позволяют полноценно обеспечивать стабильность в республике. Военно-политическая обстановка в стране остается сложной, что угрожает негативным воздействием на весь регион и вызывает нашу серьезную озабоченность. На наш взгляд, нормализация ситуации в этой стране должна рассматриваться в тесной увязке с обстановкой в приграничных территориях Пакистана. Здесь наши подходы с альянсом также совпадают.
Экономическая и гуманитарная составляющие должны стать сегодня главными в усилиях мирового сообщества в процессе реабилитации Афганистана. Казахстан вносит свой конкретный вклад в этот процесс как на двусторонней, так и многосторонней основе. Мы завершили реализацию Плана Правительства по содействию Афганистану на 2007-2008 годы, в рамках которого оказана гуманитарная помощь на более чем 2,9 миллиона долларов. На последующие два года мы намерены увеличить почти вдвое сумму финансирования строительства и восстановления различных объектов. Мы также готовы ежегодно проводить обучение афганских специалистов в различных сферах.
Вне всякого сомнения, Международные силы по содействию безопасности (МССБ) в Афганистане выполняют важную роль по борьбе с терроризмом, экстремизмом и движением "Талибан". Мы выступаем за продолжение этой миссии и надеемся, что принятые альянсом и США решения по увеличению своих контингентов позволят приблизиться к достижению главной цели - достижению мира в Афганистане. В то же время подчеркну, что при выполнении своей миссии Международными силами по содействию безопасности необходимо тщательно планировать военные операции. К сожалению, наблюдается значительное количество жертв среди мирного населения, что ведет к утрате поддержки со стороны афганского населения.
Казахстан с первых дней оказывает содействие международной антитеррористической коалиции и силам МССБ. Начиная с 2003 года воздушное пространство нашей страны пересекли более шести тысяч самолетов государств - членов НАТО, более 80 была разрешена экстренная посадка на казахстанских аэродромах.
Казахстаном принято политическое решение о заключении с НАТО соглашения о транзите железнодорожным транспортом невоенных грузов для нужд тылового обеспечения МССБ в Афганистане. Мы рассчитываем, что это соглашение будет подписано в текущем году. Аналогичные соглашения заключены или находятся на стадии заключения между НАТО и нашими ближайшими соседями и партнерами - Россией, Узбекистаном, Украиной, Беларусью. Это еще одно подтверждение общности подходов и того, какое значение страны нашего региона придают успеху операции НАТО в Афганистане.
В 2010 году Казахстан будет председательствовать в ОБСЕ. Мы уже начали работу в "Тройке" и "Квинтете" председателей организации, готовы к совместной работе по поиску возможных направлений взаимодействия по Афганистану и актуальным проблемам безопасности в Центральной Азии в рамках диалога по линии НАТО-ОБСЕ. Отрадно, что мы едины в стремлении поддерживать конструктивное сотрудничество между ОБСЕ и НАТО в период казахстанского председательства. В этой связи отмечу нашу готовность по оказанию помощи Кабулу и по линии ОБСЕ, в частности по обучению афганских специалистов.
Одной из жизненно важных задач должно стать взаимодействие в рамках СЕАП по такому вопросу, как обеспечение стабильных и надежных энергопоставок, диверсификации энергоресурсов, их поставщиков и маршрутов поставки.
Локомотивом экономики Казахстана является энергетический сектор. Наша страна приняла на себя роль "глобального игрока" в обеспечении энергетической безопасности, и мы осознаем свое все возрастающее значение как поставщика энергоресурсов на мировой рынок. И в этой связи Казахстан будет оставаться ответственным и надежным международным партнером.
В заключение хотел бы отметить, что проведение нашего мероприятия будет способствовать укреплению авторитета Форума безопасности СЕАП в качестве действенного механизма консультаций, нахождения новых форм сотрудничества, поиску совместных решений и действий по всему спектру задач. Это сегодня особенно важно, поскольку ни НАТО, ни одна из самых развитых стран не могут противостоять современным вызовам в одиночку.
Подчеркну, что развитие сотрудничества с государствами Центральной Азии остается в числе наиболее важных приоритетов современной политики НАТО. При этом альянсом выражается полная поддержка возрастающей роли Астаны в международных отношениях, ее взвешенной и предсказуемой внешней политике. Страны НАТО признают заметную роль Казахстана в сфере налаживания гибкого диалога цивилизаций, решении проблем региональной и глобальной безопасности и высказывают надежду на укрепление сотрудничества между альянсом и ОБСЕ в период казахстанского председательства в 2010 году. |