Пресс-служба Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, 8 и.ля
Счетный комитет рекомендует правительству разработать механизмы по повышению эффективности реализации государственной программы реформирования и развития здравоохранения на 2005-2010 годы.
По оценке Счетного комитета, государственная программа реформирования и развития здравоохранения на 2005-2010 годы не содержит четко обозначенных критериев, индикаторов и сроков реализации. Цели программы не достигаются. Со стороны министерства здравоохранения отсутствует должный контроль за ее исполнением. В ходе первого этапа реализации госпрограммы не исполнено свыше 20% мероприятий. Не в полной мере внедрены финансово-экономические механизмы, ориентированные на достижение конечных результатов.
Как показали проверки, графики проведения строительно-монтажных работ срываются из-за несвоевременной разработки проектной документации. Выявлены факты оплаты услуг, оказанных без утвержденных проектов и заключения экспертной комиссии, а также перечисления бюджетных средств за невыполненные объемы работ на сумму 158,1 млн. тенге.
В отдельных областях приобретает системный характер необоснованное увеличение первоначальной сметной стоимости строительства объектов здравоохранения. В 2007 году произошло удорожание по 23 объектам здравоохранения на сумму 6,1 млрд. тенге, в 2008 году по 18 объектам - на 7,4 млрд. тенге. Так, в 2006 году первоначальная стоимость родильного дома в г. Атырау составляла 550 млн. тенге, а в 2008 году - около 3 млрд. тенге. При этом, по данным Агентства по статистике, индекс цен на строительно-монтажные работы и элементы их технологической структуры в 2008 году сохранился на уровне цен 2007 года.
Из-за слабого мониторинга материально-технического оснащения медицинских организаций в некоторых областях простаивает приобретенное за счет целевых трансфертов медицинское оборудование и изделия на общую сумму 50,1 млн. тенге, не соответствует техническим спецификациям на общую сумму 20,9 млн. тенге, нецелесообразно приобретено на общую сумму 49,3 млн. тенге. Основными причинами простоя оборудования являются неприспособленность зданий и отсутствие подготовленных специалистов.
В Кызылординской, Жамбыльской областях производственные помещения, предназначенные для размещения медицинских учреждений, построены с отклонениями от СНИП, не соответствуют правилам пожарной безопасности и охраны труда, санитарным требованиям. К примеру, в 2008 году из 29 случаев выявленной внутрибольничной инфекции 20 случаев обнаружено в Кызылординской области.
В регионах недостаточно эффективно ведется работа по информированию населения о перечне и объемах оказания бесплатной медицинской помощи. Так, согласно итогам проведенного в 2008 году анкетирования в перинатальном центре Северо-Казахстанской области, 70% опрошенных женщин отмечают недостаточное количество получаемой информации, 68% - ненадлежащее отношение медсестер к пациентам, 13% - отсутствие понимания со стороны сотрудников и ощущение психологического дискомфорта, 17% - низкую квалификацию акушеров-гинекологов. Однако Управлением здравоохранения СКО результаты анкетирования не рассматривались, меры по улучшению обслуживания населения не принимаются.
Счетный комитет рекомендует правительству разработать механизмы по повышению эффективности реализации госпрограммы, министерству здравоохранения - усилить мониторинг за ходом ее исполнения, повысить качество оказания медицинских услуг населению, ужесточить требования к строительству и оснащению медицинских учреждений. Акимам областей указано на необходимость усиления контроля за своевременностью ввода в эксплуатацию объектов здравоохранения, обеспечения целевого расходования трансфертов, выделяемых на строительство объектов здравоохранения.
Счетный комитет является высшим органом государственного финансового контроля, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту РК. Осуществляет внешний контроль и оценку реализации республиканского бюджета, использования грантов и активов государства, гарантированных государством займов, а также средств от реализации государственными учреждениями товаров (работ, услуг), остающихся в их распоряжении. |