NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (декабрь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (ноябрь 2019)








Поиск  
Среда 26.02.2020 06:58 ast
03:58 msk

Органы правопорядка в общественном восприятии
Не нужно быть экспертом, чтобы понять всю катастрофичность сложившейся ситуации. Даже поверхностный анализ СМИ за последние 2 недели дает богатый материал, позволяющий оценить масштабы деградации правоохранительной системы Казахстана…
10.07.2009 / политика и общество

Серик Бейсембаев, "kazworld.info", 10 июля

"Моя милиция меня бережет…. Сначала посадит, потом стережет"

Из интернет-форума

Эксперты в числе актуальнейших проблем общественно-политического развития Казахстана часто называют вопросы, связанные с работой правоохранительных органов власти. При этом особое внимание уделяется таким темам как: коррумпированность системы правопорядка, непрофессионализм ее сотрудников и сращивание правоохранительных структур с организованной преступностью. В целом проблема неэффективности правоохранительной системы рассматривается как прямая угроза национальной безопасности страны.

Действительно, состояние системы правопорядка и безопасности не вызывает никакого оптимизма. Не нужно быть экспертом, чтобы понять всю катастрофичность сложившейся ситуации. Даже поверхностный анализ СМИ за последние 2 недели дает богатый материал, позволяющий оценить масштабы деградации правоохранительной системы Казахстана: лейтенант полиции, занимающийся сбытом наркотиков; начальник управления ЧС, вымогающий деньги у частных фирм; сотрудники дорожной полиции, продававшие поддельные водительские талоны; командир войсковой части, присвоивший госсредства; Можно предположить, что это лишь "верхушка айсберга", малая доля тех преступлений, совершенных и совершаемых блюстителями общественного порядка.

В этих условиях закономерно задаться вопросом: что думает население об этих органах? Какой образ сложился у стражей закона в массовом сознании?

Первое, можно констатировать явное преобладание в обществе недоверительного отношения к органам правопорядка в целом. По результатам опроса, проведенного ОФ "Стратегия" в мае, почти каждый второй казахстанец относится с недоверием к силовым структурам. То же самое можно сказать и в отношении судов.

Стоит отметить, что из представленного респондентам списка, в который вошли различные органы власти (правительство, парламент, "Нур Отан"), лишь органы правоохранительной системы вызывают у населения недоверительное отношение. Учитывая, что респонденты обычно избегают открытого осуждения, когда вопрос касается оценки институтов власти, можно предположить, что в казахстанском обществе сложилось достаточно критическое отношение к правоохранительным органам.

Таблица 1 - Распределение ответов на вопрос "ЗАСЛУЖИВАЮТ ЛИ, С ВАШЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, НИЖЕПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ СУБЪЕКТЫ ДОВЕРИЯ СО СТОРОНЫ ПРОСТЫХ ГРАЖДАН?" (%, май 2009 г.)

 Силовые органы в целомСуды
Да36,532,5
Нет44,945,5
Затрудняюсь ответить18,621,9


Также обращает внимание, что жители крупных населенных пунктов (столичных городов и областных центров) значительно чаще выражают недоверие к указанным органам правопорядка. И, наоборот, чем меньше поселение, тем выше лояльность его жителей к силовым органам и судам. Для сравнения: в столичных городах уровень недоверия - 74%, в селах - 38%. Можно предположить, что критичность горожан в отношении правоохранительных органов связана с существующим уровнем преступности, который в городе традиционно выше, чем на селе. Следовательно, горожане сильнее ощущают потребность в защите и относятся требовательнее к работе органов правопорядка. Поэтому они гораздо болезненнее, чем сельчане реагируют на проблему неэффективности работы правоохранительных органов.

Второе, в обществе прочно закрепилось представление об органах правопорядка как о наиболее коррумпированной структуре в системе государственной власти. По данным опроса населения, проведенного ОФ "Стратегия" по заказу АДГС (Агентство РК по делам госслужбы) осенью 2008 года, самым коррумпированным органом было признано Министерство внутренних дел. Также в первую пятерку коррумпированных ведомств вошли Генеральная прокуратура и Верховный суд.

В другом рейтинге, отражающем частоту коррупционных взаимодействий при непосредственном контакте с работой ведомства, опять же со значительным отрывом лидируют органы правопорядка. Каждый второй, кто сталкивался с работой дорожной полиции и каждый третий, контактировавший с деятельностью СИЗО и судебных исполнителей, попадали в коррупционную ситуацию.

Высокую коррумпированность правоохранительных органов эксперты связывают с масштабной "коммерциализацией" этой сферы. Наличие у правоохранительных органов широких полномочий, не обеспеченных контролем со стороны общества, привели к разрастанию коррупции в рядах органов правопорядка до угрожающих размеров. На сегодняшний момент эксперты считают, что на "коррупционной культуре" выросло целое поколение сотрудников правопорядка и безопасности, не имеющие никакого представления о служебной и морально-нравственной этике. В особый ряд эксперты выделяют суды, прокуратуру и финансовую полицию. Имея наиболее привилегированное положение, эти ведомства, по мнению экспертов, стали одним из главных источников распространения коррупции в обществе. Поэтому борьба с коррупцией должна начаться именно с этих структур, уверены эксперты.

Третье, в массовом сознании девальвировал авторитет простого сотрудника правопорядка. Как свидетельствуют результаты фокус-групповых исследований, положительный образ героя-милиционера, сформированный еще в советское время, не имеет ничего общего с нынешним кадровым составом правоохранительной системы. Вместо этого в общественном сознании прочно закрепилось представление о некомпетентности, продажности и бескультурье казахстанских полицейских. Стало нормой и то, что в криминальных хрониках в качестве злостного нарушителя закона фигурирует сам его блюститель.

Через восприятие деятельности фронт-офисов население оценивает деятельность всей системы. С точки зрения простого гражданина обращение к любому из правоохранительных структур не гарантирует защиту его прав. Скорее, наоборот, в обывательской среде широко транслируется мнение о том, что "обратился в полицию (в прокуратуру, в суд и т.д.) - не жди ничего хорошего".

Причины плохой репутации у представителей правопорядка составляют целый комплекс. Сюда можно отнести общий информационный фон о работе правоохранительной системы, отсутствие соответствующей идеологической и пропагандистской работы у профильных министерств и государства в целом, низкую культуру поведения у представителей правоохранительной системы и многое другое.

Пожалуй, более или менее положительный образ среди населения сохранился у представителей КНБ. В массовом восприятии сотрудники этой структуры менее подвержены коррупции, и более преданны кодексу чести офицера. Вместе с тем, следует отметить, что согласно исследованию, КНБ является наиболее информационно закрытой и недоступной с точки зрения населения структурой.

В целом, сегодняшний образ правоохранительной системы, сложившийся в массовом сознании говорит о наличии серьезных проблем во взаимодействии органов правопорядка с населением. Особенно вызывает тревогу то, что правоохранительный институт в глазах общественности превращается в карательно-надзирательный орган. Как показывают исследования, взаимоотношения между обществом и правоохранительным органом все чаще принимают характер противостояния (не партнерства и не взаимопомощи). Об этом также свидетельствуют последние события в общественно-политической жизни страны.

В этих условиях налицо необходимость проведения комплексной работы, направленной на увеличение авторитета и доверия к органам правопорядка среди населения. Как подсказывают данные фокус-групповых обсуждений, нужно начать с укрепления дисциплины, повышения культуры и морали в низших звеньях системы, восстановления понятия офицерской чести, а также ужесточения наказания за коррупционные преступления в рядах органов безопасности.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Мораторий на проведение конкурсов на занятие вакантных административных государственных должностей отменен 31.07.2009
Состоялось девятнадцатое заседание Республиканской бюджетной комиссии 31.07.2009
Минсельхоз РК предлагает увеличить объем кредитования сельских потребкооперативов до 3,5 млрд. тенге в 2010 г. 31.07.2009
Казахстан и Россия: финансовое поведение населения в условиях кризиса 31.07.2009
Минздрав Казахстана зафиксировал розничные цены на противогриппозные препараты 31.07.2009
Верховный Муфтий Казахстана Абсаттар кажы встретился с жителями Акмолинской области 31.07.2009
МИД РК пока не подтверждает, что убитые в Дагестане участники незаконных вооруженных формирований являлись казахстанцами 31.07.2009
Совет у озера 31.07.2009
Коммунисты перегнули планку 31.07.2009
Глава немецкого МИДа представил свой предвыборный теневой кабинет 31.07.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.02.20 Среда
81. БУНАКОВ Юрий
76. КИМ Афанасий
76. ТУКЕНОВ Ануар
68. АБЕНОВ Султан
67. АЙТИМОВА Быpганым
67. ЖАМАНБАЕВ Мейрхан
65. БЕГАХМЕТОВ Трек
65. ДЖАНГОЗИН Муратжан
59. МАДЕЕВ Сабыржан
59. ТАУКЕБАЕВ Серик
56. ДОМИНОВ Евгений
55. ИСАЕВ Аркадий
55. РАХМЕТУЛИН Абай
54. КАЛИЖАНОВ Багдат
52. ЖЕРЕБЯТЬЕВ Дмитрий
...>>>
27.02.20 Четверг
73. БАЙГЕНЖИН Абай
72. ТОРГАЕВ Рымбек
69. КОЗЫБАКОВ Момбек
64. ТАУИПБАЕВ Султанбек
63. КАДЫРБЕКОВ Керимхан
62. АЛЕКПАРОВ Юсуп
58. БАХМУТОВА Елена
57. АУБАКИРОВ Амантай
57. ИЛЬЯСОВА Нурлаш
57. НУРБЕКОВ Нурман
56. КОХАЕВА Рая
54. МУСИН Канат
52. ШИПП Денис
50. ЗАБИХ Шолпан
48. НАЗХАНОВ Таир
...>>>
28.02.20 Пятница
93. ДЖЕКЕБАЕВ Узыке
76. АСАНОВА Сабыркуль
74. СЕРГАЛИЕВ Тобылжан
73. БАЙДАЛЫ Сабит
73. ХАСАНОВ Тулеген
70. АЖМОЛДАЕВ Узифулла
70. ИХСАНОВ Ерсайн
70. МАХУТОВ Кубайдулла
67. НУРТАЗАЕВ Бахыт
66. БАЛТАБАЕВ Роман
66. КАЛДЫБАЕВ Максут
66. МУКАЖАНОВ Ахметжан
66. ТАГАНОВ Нурадил
65. ИСАЕВ Толепбек
64. БАЙМУРЗИН Еркин
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz