Асем Кузенбаева, "Бизнес и власть", 31 июля
Министерство индустрии и торговли (МИиТ) считает нецелесообразным принятие законопроекта Министерства финансов об обороте алкогольной продукции. Еще зимой МИиТ предложил ввести мораторий на разработку подобных нормативно-правовых актов. Премьер-министр это предложение поддержал.
В официальном заключении МИиТ по законопроекту содержится ряд конкретных замечаний. Анализ, проведенный Агентством по статистике, показывает, что существующая в стране сеть магазинов испытывает дефицит торговых площадей, за исключением небольшого числа крупных торговых центров. Так, средняя площадь магазинов составляет 74 кв. м, продовольственных маркетов - 63 кв. м, а универсальных торговых точек - 58 кв. м. При введении специализированного отдела, как того требуют нормы представленного закона, необходимо выделить от 15 до 50% площади для продажи исключительно алкогольной продукции. Таким образом, в случае принятия нормы предприниматели должны оборудовать отделы для розничной торговли алкоголем площадью не менее 40 кв. м. Это требование многие не смогут выполнить - у предпринимателей просто нет дополнительных площадей. Только в областных центрах это коснется почти 18 тыс. действующих магазинов, говорится в заключении. Фактически им придется уйти с рынка.
За прошедший год в результате кризиса перестали работать порядка 26 600 частных предприятий. Принятие законопроекта грозит увеличить эту цифру еще почти на 18 000 организаций, полагают в МИиТ. Выборочный анализ затрат на выделение площади для продажи исключительно алкопродукции, проведенный министерством, показал, что только реконструкция обойдется предпринимателям в $6000. А если учесть необходимость оснащения отдела рабочим местом кассира с фискальным регистратором и другим оборудованием, эта цифра возрастет до более чем $10,5 тыс. В итоге общая сумма затрат всех предпринимателей страны составит $420 млн.
Президент ассоциации производителей алкогольной продукции "КазАлко" Амиржан Калиев предлагает снизить минимально допустимый размер торговых залов до 30 кв. м. "Это для нас очень важно, - сказал он "&". - В Казахстане примерно 80% алкоголя поступает через продуктовую розницу, а около 20% - через сеть гостиниц, ресторанов и кафе. Это сильно отличается от европейского рынка, где потребление по каналам распределено пополам".
Вместе с тем директор департамента развития предпринимательства МИиТ Рустам Акбердин считает, что бары, кафе и рестораны должны выполнять требование о минимальной площади торгового зала и совместного функционирования нескольких точек продаж в одном помещении. Кроме того, они должны работать по общеустановленному государством режиму работы, считают в МИиТ.
Еще один камень преткновения - норма закона о минимальном объеме производства. "Нигде в мире, да и в других отраслях промышленности нет законодательно установленной минимальной нормы деятельности бизнеса с угрозой отзыва лицензии при неисполнении, - уверен г-н Калиев. - При введении этой нормы производители ради сохранения лицензии заполнят склады готовой продукцией, на производство которой потратят немалые средства". Но при отсутствии соответствующего спроса они не смогут отвечать по обязательствам, погашать кредиты, это приведет к банкротству, а работники предприятий пополнят ряды безработных, негодуют в ассоциации.
Как считают в МИиТ, новые конкурентные преимущества получают импортеры алкогольной продукции. Они освобождены от контроля за объемом поставляемого на рынок товара. Таким образом, в условиях, когда деятельность местных производителей будет периодически приостанавливаться из-за отзыва лицензии по причине недостаточной номинальной производительности, импортный товар очень быстро вытеснит с полок магазинов отечественную продукцию, прогнозирует г-н Калиев. По его мнению, эту норму закона необходимо полностью исключить. "Нам следует уяснить, чего мы хотим и какую перед собой ставим цель, - продолжает он. - Если легализацию, то предлагаемая норма закона о запрете повторного использования потребительской тары не поможет нам в этом".
Председатель Налогового комитета Министерства финансов Даулет Ергожин отказался комментировать такую позицию МИиТ, однако в комитете заверяют, что глава министерства Асет Исекешев полностью поддерживает нормы данного законопроекта. Г-н Исекешев воздержался от официальных объяснений.
Департамент развития предпринимательства МИиТ, задачей которого было изучение законопроекта и формирование позиции ведомства, вчера был передан в Министерство экономики и бюджетного планирования, которое ранее уже поддержало закон об обороте алкоголя. "Я ничего не знаю о том, что позиция Мининдустрии изменилась, - заявил "&" г-н Акбердин. - Насколько мне известно, и экс-министр возражал против этого законопроекта, и нынешний глава придерживается такой же позиции. Официальных заявлений иного рода не было".
Среди основных причин, по которым МИиТ возражает против законопроекта, - противоречия между нормами закона и его целями. Разработчик не привел каких-либо обоснований, расчетов и статистики, каким образом предлагаемые нормы помогут защитить детей от алкоголизма, считает г-н Акбердин. "Почему не был учтен международный опыт, когда во многих государствах, например, просто запрещают посещение с детьми мест продаж и распития алкоголя? Почему бы не применить подобные доступные и осуществимые меры, а не усложнять жизнь предпринимателям, которым сейчас и так нелегко?" - задается он вопросами. Г-н Акбердин уверен, что бизнес-сообществу необходимо дать возможность самому разрабатывать законопроекты и учитывать его предложения. С позицией МИиТ о возможном введении моратория согласились и в "КазАлко". К тому же теперь, с подписанием Таможенного союза, нормы закона необходимо унифицировать с законодательствами России и Беларуси, - считает г-н Калиев.
По данным финансовой полиции, за прошедший год выявлено 29 преступлений, связанных с нарушением порядка и правил маркировки товаров акцизными и учетно-контрольными марками, а также их подделок. Финполом было изъято 152 тыс. поддельных марок. Однако только за 6 месяцев текущего года возбуждено 42 уголовных дела и изъято более 1 млн поддельных марок. В ассоциации предлагают в рамках борьбы с контрафактной продукцией клеить акцизные марки не на боку тары, а на пробку и горловину, чтобы при вскрытии она наверняка порвалась. Тогда стеклотара для повторного использования без новой акцизы будет непригодна. |