www.azkrk.kz, 11 августа
В последнее время в адрес Агентства поступают многочисленные обращения от представителей юридических консалтинговых фирм по вопросу разъяснения антимонопольного законодательства, в частности о порядке предварительного получения согласия антимонопольного органа на экономическую концентрацию, в рамках ст. 50 Закона Республики Казахстан "О конкуренции" (далее - Закон о конкуренции).
К примеру, по вопросам экономической концентрации в антимонопольный орган обращались ТОО "Юридическая фирма "Grata", Филиал ТОО "Юридическая фирма Aequitas", и ряд других юридических консалтинговых компаний.
Как правило, данные запросы касаются вопросов приобретения иностранными компаниями казахстанских предприятий либо компаний нерезидентов прямо или косвенно владеющих отечественными предприятиями.
В этой связи, Агентство разъясняет, что согласно новому Закону о конкуренции применяется принципы экстерриториальности закона. Это означает, что Закон о конкуренции распространяется на действия субъектов рынка, совершенные и за пределами Республики Казахстан, но при условии, что объект сделки находится в Казахстане. Не секрет, что у многих оффшорных компаний, представленных в Казахстане, конечным бенефициаром являются резиденты республики.
Перечисленные нормы позволяют более качественно администрировать положения, связанные с экономической концентрацией, снимают существовавшие до этого административные барьеры и создают условия для появления новых компаний в Казахстане, поддержки инвестиций, что очень важно в период недостаточной ликвидности в экономике.
При этом не является экономической концентрацией сделки происходящие в одной группе лиц.
Согласно Закону о конкуренции экономической концентрацией, подлежащей предварительному согласованию с антимонопольным органом, признается: слияние или присоединение субъектов рынка; приобретение лицом двадцати пяти и более процентов акций (долей) субъекта рынка; получение в собственность основных производственных средств и (или) нематериальных активов другого субъекта рынка; приобретение субъектом рынка прав, позволяющих определять предпринимательскую деятельность в другом субъекте рынка; участие одних и тех же физических лиц в исполнительных органах, двух и более субъектов рынка при условии определения предпринимательской деятельности.
При этом, на основании пункта 3 статьи 50 Закона о конкуренции согласие антимонопольного органа на осуществление сделок, указанных в пункте 1 настоящей статьи, требуется в случаях, если совокупная балансовая стоимость активов реорганизуемых субъектов рынка (группы лиц) или приобретателя (группы лиц), а также субъекта рынка, акции (доли участия, паи) с правом голоса, в уставном капитале которого приобретаются или их совокупный объем реализации товаров за последний финансовый год превышает двухмиллионнократный размер месячного расчетного показателя, действующего на дату подачи ходатайства, или одним из лиц, участвующих в сделке, является субъект рынка, занимающий доминирующее или монопольное положение на соответствующем товарном рынке.
Так как, Закон о конкуренции является законом прямого действия, то порядок подачи и сроки рассмотрения ходатайств на экономическую концентрацию регламентированы ст. ст.49-57 Закона о конкуренции.
Приказом Агентства от 12 января 2009 года № 5 - ОД утверждена форма ходатайства об осуществлении экономической концентрации (размещена на официальном сайте Агентства www.azkrk.kz). |