Алина ШАЛГЫНБАЙ, "Око", 14 августа
Буквально считанные дни остались до того момента, когда более 2,5 миллионов юных казахстанцев сядут за парты, причем около 300 тысяч из них - впервые. А сломанные парты или дырявые полы, естественно, не могут способствовать лучшему усвоению знаний. Поэтому ежегодный ремонт школьных зданий и помещений - дело традиционно важное. Однако в этом году отношение к нему все же особенное. Потому что они, школы, оказались на стыке двух государственных программ - "Дорожной карты" и "100 школ, 100 больниц". Официальные рапорты о школьных ремонтах и строительстве в основном - оптимистичные. Наши корреспонденты попытались разобраться в том, как на самом деле обстоят дела в регионах.
Из официальных сводок - 1 сентября по стране распахнут свои двери 115 частных и более 7 тыс. государственных школ. На их ремонт в этом году выделено 5 млрд тенге из республиканского бюджета. Плюс дополнительно по "Дорожной карте" - 27 млрд тенге для полутора тысяч объектов. Речь идет в основном о капитальном ремонте, ведь в республике немало школ, переживших тридцати-, пятидесяти- и даже девяностолетний рубеж! Причем за это время здания умудрялись ни разу (!) не получить капитального ремонта. Немудрено, что некоторые, как, например, школу-гимназию № 6 в Астане, приходится сносить. Столичные строители, кстати, пообещали вернуть школу на место в центре города, а не отдавать "лакомый" участок в частные руки. Существует даже проект нового здания, но пока - только на бумаге, в виде эскиза.
Но если школьные здания даже в столице приходится сносить - что говорить о глубинке? Скажем, в поселке Подстепное в Западно-Казахстанской области дети пойдут в аварийно опасную школу, не видевшую капитального ремонта с 1984 года (!). А местные власти ничего не делают - обещают только начать работу над проектно-сметной документацией, и только в следующем году, может быть, найти деньги…
Но и там, где деньги есть, они выделены, тоже есть проблемы. Просто потому, что в очень сжатые сроки - а в некоторых регионах реальная работа по "Дорожной карте" началась со значительным опозданием - трудно добиться действительно высокого качества ремонтно-строительных работ. Впрочем, многое зависит здесь от принципиальности и упорства руководителей - области, района и самой школы.
Не менее сложная обстановка сложилась и по программе "100 школ, 100 больниц". В Министерстве образования констатировали: по программе построено 48 школ. К началу учебного года будут введены в строй 22 школы, в том числе 2 Интеллектуальные школы Первого Президента в городах Семей и Кокшетау. До конца 2009 года будет завершено строительство еще 36 школ. Но и это не все: помимо госпрограммы в стране вступят в строй дополнительно 44 школы. Цифры, безусловно, радуют.
Но, как стало ясно на одном из недавних заседаний Правительства, проблем по программе остается немало. К примеру, в южных регионах выяснилось, что ряд объектов образования значительно "подорожал". Строители винят в этом нестабильные поступления из бюджета, а местные власти полагают, что виной тому халатность строителей и ценовой сговор поставщиков. Разбираться в ситуации на месте, по-видимому, придется вице-премьеру Ерболу Орынбаеву. Между тем школьникам, которые не дождутся новых классов, снова придется учиться в три смены. И каким может стать будущее этих учеников?!
Не менее важной для школьников и учителей остается вопрос материально-технического оснащения. В этом году, по информации из Минобразования, еще 721 школа будет укомплектована интерактивными кабинетами химии, физики, биологии и одним универсальным кабинетом. То есть всего 3821 школа в стране теперь будет оборудована по последнему слову техники. Кроме того, в министерстве подсчитали, что 77% процентов школьного содержания "переведено в цифровой формат". Министерство образования, кстати, заявило о том, что в республике будут введены сразу несколько новых предметов - это финансовая грамотность, религоведение и… вождение автомобиля. Пока это только планы, поскольку о том, чтобы у каждой школы был собственный учебный гараж, говорить не приходится. К тому же вряд ли в республике есть специальные финансово грамотные педагогические кадры, подготовленные к работе именно с детьми. На сегодня, по данным Минобразования, в республике работает 267 736 школьных учителей.
В общем, как бы то ни было, 1 сентября миллионы юных казахстанцев отправятся за знаниями. Как они их будут получать - в комфорте или в экстремальных условиях - зависит не только от учителей, но и от строителей. |