Алина ШАЛГЫНБАЙ, "Око", 14 августа
Как и в известном литературном произведении, настоящие ревизоры, как правило, остаются за кадром. Зато их работа - выявленные нарушения и возвращенные государству деньги - заметна всегда. Однако заместитель председателя Комитета финансового контроля Министерства финансов Шолпан Шайназарова уверена: главная стратегическая задача проверяющих - не в том, чтобы выявить нарушения, а в том, чтобы их предотвратить.
"История комитета финконтроля - это, можно сказать, постоянная борьба за выживание. В советское время ревизоры были некой закрытой группой людей, работавших в мощной структуре, которая называлась Контрольно-ревизионное управление", - говорит Шолпан Болатовна. В 1993 году казахстанских ревизоров выделили в самостоятельную структуру - Комитет валютного и финансового контроля, который подчинялся напрямую правительству. В таком виде национальный финконтроль просуществовал всего год - уже в 1994 году комитет снова вернулся в состав Министерства финансов, который в то время был уполномоченным органом, отвечающим за исполнение бюджета.
В 1998 году вышел Указ Президента о ликвидации Комитета финконтроля, функции которого были разделены между Комитетом казначейства и Госкомимущества.
- В составе двух комитетов мы практически не занимались контрольными функциями. Нас всего-то было несколько человек в центральном аппарате казначейства, и в Госкомимуществе тоже. Понятно, что наша работа была незаметна, - вспоминает Шолпан Шайназарова.
Понятно, что так дальше продолжаться не могло, поэтому в 2000 году министр финансов Мажит Есенбаев поднял вопрос о возрождении Комитета финконтроля. А в 2005 году к комитету присоединили также бывшее Агентство по госзакупкам.
И буквально до самого последнего времени вопрос о статусе комитета оставался открытым: в действующем Бюджетном кодексе, среди переходных положений, есть статья, в которой говорится, что работа комитета как уполномоченного Правительством органа должна закончиться 1 января будущего года. Все это не могло не сказаться на качестве работы и настроении персонала, констатирует Шолпан Болатовна:
- Численность нашего комитета уменьшалась из года в год, на каждом из перечисленных этапов мы теряли кадры. Если раньше это был очень мощный комитет - кадровая численность центрального аппарата и территориальных подразделений составляла порядка 3 тыс. человек, то сегодня общая численность сотрудников комитета сократилась в три раза. Понятно, что все эти реорганизации наложили определенный отпечаток на качество нашей работы. У меня сложилось субъективное мнение - наверное, не все хотят, чтобы все было под контролем. Тем более, бюджетная сфера.
Но ситуация изменилась - и сегодня, в кризисное время, когда вся экономика работает в "ручном" режиме, государству обязательно нужен и важен серьезный финансовый контроль, уверена Шолпан Болатовна. Поэтому Глава государства принял решение о том, чтобы сохранить комитет. Сегодня в Министерстве экономики и бюджетного планирования будет создана комиссия, которая займется внесением изменений в Бюджетный кодекс. Впрочем, даже сегодня у комитета есть противники, полагающие, что Комитет финконтроля дублирует функции других госорганов:
- Функции Счетного комитета четко прописаны в Конституции - это контроль за исполнением республиканского бюджета. Мы же являемся, по бюджетному законодательству, уполномоченным Правительством органом внутреннего контроля. То есть у Правительства есть орган, который проводит внутренний контроль и дает оценку тем программам и тем средствам, которые выделяются в пределах бюджетных программ, в пределах резерва Правительства. Очень много инвестиционных проектов сейчас, займы, кредиты входят в нашу компетенцию. И мы считаем, что у Правительства должен быть свой рычаг, - полагает Шолпан Шайназарова.
Только за первое полугодие нынешнего года Комитет провел 4899 проверки, 40% из которых составляют - внеплановые. Причем больше половины этих внеплановых проверок проведено по постановлениям правоохранительных органов. Несмотря на то, что комитет проводит проверки только на соответствие законодательству, за шесть месяцев выявлены нарушения на сумму 99 815,0 млн тенге. Анализ нарушений показывает, что их основная доля приходится на следующие сферы экономики: промышленность и строительство - 16 173,7 млн тенге (24% от общей суммы нарушений); образование - 14 889,1 млн тенге (22%), культура, спорт, туризм и информационное пространство - 9 948,8 млн тенге (15%); здравоохранение - 5 746,7 млн тенге (8%). И это притом, что плановые проверки комитет осуществляет всего-то раз в два года.
Между тем, уверена Шолпан Болатовна, стратегическая задача комитета и вообще всех контролирующих органов - не в том, чтобы выявлять миллиардные нарушения, а в том, чтобы их предотвращать. То есть сегодня в полный рост встает вопрос о пересмотре самих подходов к проверкам - к их планированию, методике, целям и задачам.
- Работа предстоит большая, и нам надо только пожелать удачи в ее успешном проведении, - улыбается Шолпан Шайназарова. |