www.azk.gov.kz, 15 августа
14 августа 2009 года в Агентстве Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) (далее - Агентство) состоялось заседание коллегии, на котором обсуждены итоги за первое полугодие 2009 года и задачи на второе полугодие.
С целью определения уровня конкуренции в первом полугодии 2009 года Агентством проведено 77 анализов товарных рынков, многие из которых оказались высоконцентрированными.
В рамках осуществления государственного контроля за слияниями и поглощениями Агентством рассмотрено 129 ходатайств на экономическую концентрацию, из которых удовлетворено 54. Вопросы, связанные с экономической концентрацией являются одним из приоритетов деятельности антимонопольного органа, особенно, в период экономического кризиса, когда происходит увеличение слияний и поглощении. В этой связи, одной из задач Агентства на этот период является недопущение рейдерства.
При согласовании экономической концентрации Агентство осуществляет контроль по недопущению ограничения конкуренции в результате такого рода сделок.
Кроме этого, за период с начала текущего года в Агентство поступило 64 ходатайства на создание государственных предприятий, на 38 из которых дано согласие.
Анализ деятельности государственных предприятий (республиканских, коммунальных) показал, что деятельность большинства из них нерентабельна или неэффективна.
В соответствии с новым Законом Республики Казахстан "О конкуренции" государственные предприятия обязаны получить согласие в антимонопольном органе на их создания или дальнейшую деятельность. Агентство отказывает в создании государственных предприятий, если их деятельность осуществляется в конкурентной среде. Кроме этого, как показали результаты работы, местные исполнительные органы предоставляют своим подведомственным предприятиям необоснованные преимущества. Помимо ограничения конкуренции, это приводит к росту бюджетных затрат. В этой связи дано поручение Межрегиональным инспекциям проанализировать решения местных исполнительных органов на предмет ограничения конкуренции и сдерживания роста инвестиционной активности предпринимательства.
Проводятся 95 расследований нарушений норм антимонопольного законодательства, по результатам которых вынесено 45 актов антимонопольного реагирования, в том числе 25 предписаний о прекращении выявленных нарушений антимонопольного законодательства, из них в отношении госорганов (3).
За нарушения антимонопольного законодательства возбуждено 148 дел об административных правонарушениях. Вынесено 64 постановления о наложении административного штрафа и в государственный бюджет поступило более 1,8 млрд. тенге.
Принято участие в 56-ти судебных разбирательствах, по 26-ти судебным разбирательствам уже вынесены решения по существу, из которых в 24-х случаях в пользу антимонопольного органа.
При этом, Правлением Агентства с учетом кризисной ситуации в экономике принято решение о применении минимальных наказаний за первичное нарушение антимонопольного законодательства со стороны субъекта рынка. Это особенно важно в период появившихся признаков оздоровления экономики и возобновление инвестиций. В случае же повторного нарушения будут применены максимальные меры наказания.
Также на коллегии отмечена необходимость продолжения во втором полугодии 2009 года Агентством работы по адвокатированию нового Закона "О конкуренции".
В рамках реализации поручений Правительства Агентством проводится работа по сдерживанию инфляционных процессов. При этом необходимо отметить, у Агентства отсутствует функция ценового регулирования, это прерогатива отраслевых регуляторов (АРЕМ, АИС). Основными функциями Агентства является защита конкуренции, посредством пресечения фактов недобросовестной конкуренции, злоупотребления доминирующим положением субъектов рынка и антиконкурентных соглашений или согласованных действии.
Вместе с этим, важно не допустить искусственного сдерживания цен и тарифов, что может иметь необратимые процессы для товаропроизводителей и конкуренции.
В реализации этого, антимонопольным органом в рамках своей компетенции приняты меры по урегулированию вопросов по рынку цемента, на котором сейчас, отмечается снижение цен и отсутствие дефицита. Аналогичная работа проводится по нефтепродуктам и продовольственным товарам.
На коллегии также рассматривался анализ рынка розничной реализации продовольственных товаров, который выявил ряд проблем, сказывающиеся на росте цен на потребительские товары. Это навязывание крупными торговыми сетями - ритейлерами дискриминирующих условий к поставщикам продовольственной продукции, в том числе отечественного производства, отсутствие стимулов для развития казахстанского производства товаров, наличие посредников, а также ежегодный рост импорта продукции первой необходимости. Все это приводит к паразитированию ритейла за счет производителей. В связи с чем, Агентством направлены в уполномоченный орган предложения в разрабатываемый проект Закона по вопросам торговой деятельности.
Также на коллегии рассмотрен вопрос о разработке стратегической программы по защите и развития конкуренции на 2010-2015 гг.
Межрегиональным инспекциям Агентства поручено до конца текущего года разработать экономические карты регионов, на основе баланса спроса и предложения обозначив в них локальные чувствительные рынки.
Помимо этого, поддержано предложение по активному участию Агентства в межгосударственном сотрудничестве, в том числе в рамках деятельности Межгосударственного совета по антимонопольной политике стран СНГ. Это проведение совместных расследований на рынках авиаперевозок, ГСМ, зерна в географических границах содружества.
По результатам заседания, коллегия определила приоритетные направления деятельности Агентства на второе полугодие текущего года: контроль за экономической концентрацией, недопущение недобросовестной конкуренцией, проведение анализов социально-значимых, чувствительных товарных рынков (нефтепродукты, продовольственные товары, лекарственные средства и финансовые рынки и монополия на импорт товаров первой необходимости и т.п.). |