NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 20:41 ast
18:41 msk

Выступление председателя правления ФНБ "Самрук-Казына" Кайрата Келимбетова на заседании Правительства
"Кризис еще не завершился. Более того, ситуация может серьезно усложниться по ряду объективных и субъективных причин. Поэтому рано успокаиваться и закрывать двери антикризисной программы"
19.08.2009 / политика и общество

www.samruk-kazyna.kz, 18 августа

Астана, 18 августа 2009 года

Уважаемый Карим Кажимканович!

Уважаемые члены Правительства!

Фонд "Самрук-Казына", как известно, образован по решению Главы государства в октябре прошлого года путем слияния двух крупнейших холдингов "Самрук" и "Казына" в целях объединения важнейших государственных активов и дальнейшего развития экономики Казахстана в условиях начала второй волны финансового кризиса. Фонд стал структурой, важным инструментом государства в борьбе против кризиса.

По итогам 2008 года уставный капитал составил 3 триллиона 458 миллиардов 923 миллиона 9 тысяч тенге, или 23 миллиарда долл. США, что сопоставимо годовому республиканскому бюджету (справочно: расходы бюджета по итогам 2008 года по факту составили 388,3 млрд. тенге, или 25,3 млрд. долл. по курсу 150,79 тенге за один долл. США).

Среди весомых результатов надо отметить то, что в кратчайший срок Фонд сумел мобилизовать весь производственный потенциал национальных компаний.

Так, компанией "КазМунайГаз" за первое полугодие добыто 9 млн. тонн нефти и газового конденсата. Продолжена работа по проектам освоения казахстанского сектора Каспийского моря, добычи, транспортировки, переработки и реализации углеводородного сырья. На днях закрыта сделка по приобретению 58% акций Павлодарского нефтехимического завода плюс имущественный комплекс. Таким образом, компания стала владельцем двух нефтеперерабатывающих заводов и совладельцем третьего НПЗ.

КМГ получено разрешение Европейской Комиссии, а также разрешение на экономическую концентрацию от Агентства по защите конкуренции на покупку акций Мангистаумунайгаз.

В деятельности нацкомпании "Казахстан Темир Жолы" в отчетный период наблюдался 25%-ный рост пассажирооборота благодаря увеличению числа маршрутов, обслуживаемых АО "Пассажирские перевозки".

Вместе с тем, в первом полугодии на 16% снизились объемы грузооборота и погрузки. Хотя уже в июле наметился рост перевозок нефти, руды железной, строительных грузов, зерна и продуктов перемола. Положительная тенденция сохраняется и в августе.

КТЖ совместно с ЕБРР и Макензи разработана Программа развития железнодорожного транспорта до 2020 года, ключевыми компонентами которой являются либерализация рынка железнодорожных перевозок, институциональная реформа государственного регулирования в целях привлечения частных инвестиций в эту отрасль. В рамках Программы предусмотрены инвестиционные мероприятия, направленные на модернизацию активов отрасли: модернизация более 14 тыс. км верхнего строения пути, реконструкция более 250 объектов искусственных сооружений, приобретение более 1,5 тыс. локомотивов, 53 тыс. грузовых и 2 тыс. пассажирских вагонов. Данное количество подвижного состава будет производиться на предприятиях самого КТЖ, что создаст десятки тысяч дополнительных рабочих мест. Общий объем инвестиций за счет всех источников финансирования до 2020 года составит около 5,7 трлн. тенге.

На днях Глава государства лично дал старт строительству новой железной дороги "Жетыген - Коргас", которая станет вторым пограничным переходом и обеспечит рост объема грузоперевозок. С вводом этой линии на 500 км сократится расстояние перевозок из Актау и Алматы в Китай.

В Астане открыт локомотивосборочный завод мощностью 150 тепловозов в год. Кроме того, начата реализация проектов по выпуску по выпуску электровозов, грузовых и пассажирских вагонов.

В первом полугодии на 9% расширены производственные мощности Казахтелекома. В результате количество линий фиксированной связи составило почти 3,5 млн. единиц. В прежнем объеме обеспечивается междугородний и международный трафик. Число абонентов мобильной сети в дочерних компаниях Казахтелекома выросло за отчетный период в 2 раза и достигло 1,8 млн. клиентов.

В период кризиса, как известно, требуется новое мышление, сокращение затрат, оптимизация структуры управления и бизнес-процессов. В результате принятых мер численность центральных аппаратов управления во всех компаниях снижена на 15%, или на 611 чел. В самой управляющей компании сокращены 80 чел. Фонд оплаты труда в центральных аппаратах компаний до конца года сокращен в среднем на 30%, по управляющей компании - также на 30%. В целом, затраты холдинга в сравнении с утвержденными бюджетами на 2009 год сокращены на 222,5 млрд. тенге, в том числе текущие затраты - на 136,7 млрд., капитальные - на 85,8 млрд. Административные расходы снижены порядка на 11 млрд. тенге.

По итогам первого полугодия, мы видим, макроэкономическая ситуация в стране постепенно стабилизируется, создавая предпосылки для посткризисного развития. Самое главное - удалось избежать коллапса финансовой системы, серьезных диспропорций в развитии экономики и продолжить финансирование ключевых отраслей и крупных проектов.

Вместе с тем, кризис еще не завершился. Более того, ситуация может серьезно усложниться по ряду объективных и субъективных причин. Поэтому рано успокаиваться и закрывать двери антикризисной программы. Важно усвоить уроки кризиса и с их учетом продолжить работу. Фонд с учетом уникального опыта, полученного в рамках оперативной работы, продолжит выполнение роли оператора этой программы.

В свете решений Главы государства и Правительства, инициатив Партии "Нур Отан", для развития экономики страны выделены и изыскиваются финансовые ресурсы из разных источников.

Во-первых, на реализацию антикризисной программы из Нацфонда нам выделены средства в объеме 1 трлн. 87,5 млрд. тенге, из которых в экономике размещено 791,2 млрд. тенге, или более 72,7%. Из этих средств 476,2 млрд. направлено на стабилизацию финансового сектора; 120 млрд. - на рефинансирование ипотеки; 48 млрд. - на решение проблем долевого строительства; 120 млрд. - на поддержку малого и среднего бизнеса; 27 млрд. тенге - на реализацию индустриальных и инфраструктурных проектов.

Во-вторых, проводится работа по увеличению казахстанского содержания в закупках товаров, работ и услуг, осуществляемых нацкомпаниями.

В-третьих, депозиты нацкомпаний размещены в системообразующих банках в размере более 1 трлн. тенге

В-четвертых, для реализации крупных инвестиционных и инфраструктурных проектов привлекаются внешние займы из Китая и России. Так, благодаря личной поддержке Главы государства в этом году привлечен китайский заем в объеме 10 млрд. долл.

В Астане 31 июля между Банком Развития Казахстана и Экспортно-Импортным Банком Китая подписано Генеральное кредитное соглашение о предоставлении кредитной линии на 5 млрд. долл. сроком до 15 лет.

Эта кредитная линия имеет целевой характер: средства предназначены для реализации инвестиционных проектов казахстанских компаний, направленных на развитие энергетической, транспортной и коммуникационной инфраструктуры, а также в металлургии, химической и нефтехимической промышленности.

Перечень проектов будет рассматриваться Госкомиссией по модернизации экономики.

Кризис заставил банки более взвешенно и обдуманно подходить к финансированию проектов в различных секторах экономики, в особенности в сфере недвижимости. До осени 2007 года эта сфера была наиболее привлекательной для вложения спекулятивного капитала. С наступлением финансового кризиса слишком амбициозные ожидания всех строительных компаний и банков, по существу, лопнули, а сам сектор недвижимости фактически провалился.

Учитывая, что строительный сектор играет ключевую роль в создании новых активов и дополнительных рабочих мест, повышении спроса на стройматериалы, в соответствии с беспрецедентным решением Главы государства только через Фонд "Самрук-Казына" выделены средства в размере 455 млрд. тенге, в том числе:

• 95 млрд. тенге в 2007 году на финансирование строительных объектов через банки второго уровня;

• 240 млрд. тенге на завершение строительства жилья через Фонд недвижимости;

• 120 млрд. тенге на рефинансирование ипотечных займов.

В итоге на сегодня мы имеем:

• завершенное строительство по 21-му жилому объекту с 4538 квартирами в Алматы и Астане, решив вопросы для 3831 дольщика;

• рефинансированные кредиты около 31 тыс. заемщиков на сумму 120 млрд. тенге, которые стали платить банкам в среднем на 30% меньше, чем раньше;

• одобренные к финансированию Госкомиссией по модернизации экономики еще 128 строительных объектов с 35 тыс. квартирами и 21,6 тыс. дольщиками.

Сегодня в Алматы и Астане нет строительных объектов, по которым не определена схема финансирования. И это благодаря четко скоординированной работе Правительства, Акимов городов Алматы и Астаны, Алматинской и Акмолинской областей.

Всем понятно, что расходование выделенных государством средств должно быть прозрачным. Кроме того, необходимо обеспечить возвратность выданных финансовых ресурсов. Поэтому нами выстроены простые и четкие схемы финансирования.

Во-первых, через банки второго уровня путем размещения целевых депозитов на достройку и ипотечного кредитования по незавершенным объектам. При этом все риски несут банки. Финансирование стройкомпаний происходит по факту выполнения строительно-монтажных работ. Нецелевое использование исключается.

Во-вторых, через Фонд недвижимости путем завершения строительства объектов через выкуп объектов по фиксированной цене (не более 1 тыс. долл. за 1 кв.м. в чистовой отделке) с последующим сдачей в аренду с выкупом.

Так, например: двухкомнатная квартира площадью 70 кв. м., по нашим расчетам, будет обходиться арендатору в 70 тыс. тенге в месяц или 1 тыс. тенге за квадратный метр жилья.

При сегодняшней ипотеке и коммерческой аренде это дешевле в среднем на 40%. Уже сегодня у нас имеются заявления на получение арендного жилья.

Со своей стороны, Карим Кажимканович, мы просим Правительство закрепить на законодательном уровне понятие "рынок арендного жилья" и предлагаем, чтобы Агентство по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства по поручению Правительства в сжатые сроки внесло соответствующий законопроект в Парламент.

Мы готовим свои предложения, а также готовы обеспечить участие наших специалистов в разработке и обсуждении законопроекта.

Вместе с тем, по всем проектам Фонд недвижимости обязан требовать наличие технического аудита и государственной экспертизы, после чего должно быть принято решение Правительства о финансировании.

Оперативное проведение технического аудита в настоящее время закреплено за Акиматами, государственная экспертиза - за Агентством по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Требуется ускорение проведения данных процедур. Мы провели несколько совещаний по данному вопросу в Алматы и Астане. Поэтому для того чтобы Фонд недвижимости мог начать финансирование объектов необходимо ускорить и принятие соответствующих постановлений Правительства.

С учетом содействия в этих процедурах до конца года мы берем на себя обязательства по выделенным из Национального фонда 240 млрд. тенге. Уже сегодня при выходе первого постановления Правительства мы принимаем обязательства по 35-ти незавершенным объектам на общую сумму более 128 млрд. тенге.

До конца года будет введено через наши механизмы 14 объектов с 1408 квартир. Около 2,5 тыс. дольщиков получат ключи от своих квартир. В 2010 году будет введено 43 объекта, что составит 53% от всех обязательств, которые взял на себя Фонд "Самрук-Казына". В 2011 году завершится строительство всех остальных объектов.

Наряду с завершением строительных объектов, Фондом недвижимости отслеживается и контролируется также казахстанское содержание в материалах и работах, используемых в строительстве. Так, по основным стройматериалам доля казахстанского содержания составляет 87%. В разрезе компаний, по которым ведется строительство с участием Фонда недвижимости, средний показатель казахстанского содержания составляет более 75%.

Кроме того, во исполнение поручения Президента мы снизили цены на отечественные строительные материалы, которые подверглись спекулятивным сезонным колебаниям. Например, цены на цемент для объектов, по которым идет государственная поддержка, составляет от 9 до 11 тысяч тенге за тонну, когда на рынке они достигли 20 тысяч тенге за тонну.

Благодаря принятым системным антикризисным мерам мы наблюдаем определенную корректировку в деятельности компаний и предпринимателей, что сопровождается качественными изменениями в развитии экономики страны.

Так, малый и средний бизнес стал более активно участвовать в закупках, проводимых нацкомпаниями, а также в реализации крупных инвестиционных проектов.

В результате обусловленного размещения средств Национального фонда в банках второго уровня доля государственного финансирования малого и среднего бизнеса в ссудном портфеле банков в рамках стабилизационной программы увеличилась до 18,6%.

117 млрд. тенге, выделенные 12 банкам второго уровня, по данным на 1 июля, освоены полностью. Более того, банками дополнительно направлено 16 млрд. тенге за счет собственных средств (АТФ банк - 10 млрд., БТА Банк - 5,1 млрд. и Казкоммерцбанк - 1,1 млрд. тенге).

В итоге полное освоение по программе обусловленного размещения составило 133,6 млрд. тенге, создано и поддержано 4760 рабочих мест, свыше 2550 заемщиков-субъектов МСБ получили кредиты.

При этом 1580 заемщиков смогли рефинансировать ранее полученные кредиты под 18-22 до 12,5 процентов. Другим положительным результатом 3-го транша стало получение около 1 тыс. предпринимателями новых кредитов на сумму 66 млрд. тенге.

В отличие от прошлогодних программ, где свыше 70% средств уходило на рефинансирование кредитов, в рамках новой программы 51% средств было направлено на рефинансирование и 49% - на новые проекты. Это является признаком роста деловой активности МСБ.

Учитывая, что по данной программе средства предоставляются на 7 лет и предусматривается их неоднократный оборот, мы ожидаем существенный мультипликативный эффект в экономике благодаря созданию более 10 тыс. рабочих мест и кредитованию около 5 тыс. проектов МСБ в разных регионах страны.

Тем более, в рамках программы уже охвачены все регионы. При этом наибольшие суммы освоения приходятся на Алматы (36%), Астану (16%). Хотел бы обратить внимание Акимов, что мы профинансировали программу "Даму - Регионы" в объеме 28 млрд. тенге, и надеялись, что такие же суммы были бы выделены по Вашим линиям.

Необходимо подчеркнуть, что достигнутые положительные результаты являются следствием "ручного" управления со стороны Правительства. Так, решены такие вопросы, как значительное сокращение перечня документов при рефинансировании кредитов МСБ, создание мобильных ЦОНов в банках и их филиалах, отмена нотариального заверения залогов, создание единого кредитного досье.

С 1 июля нами запущена программа "Даму-Колдау", предусматривающая прямое кредитование предприятий переработчиков сельхозпродукции.

На сегодня уже подано 63 заявки на сумму более 10 млрд. тенге. При этом мы рассматриваем в основном проекты на условиях софинансирования с банками второго уровня и надеемся, что помимо 3 млрд. тенге, выделяемых Фондом "Даму", банки дополнительно выделят, как минимум, 1,5 млрд. тенге за счет собственных средств и суммарно программа будет обеспечена финансированием в объеме 4,5 млрд. тенге.

Вместе с тем, наша основная задача помочь предпринимателям не только пережить период экономических трудностей, но и не потерять завоеванные позиции и создать основу для дальнейшего развития. Для этого предлагаем несколько новых механизмов.

Во-первых, реализовать программу субсидирования процентных ставок. Выделение из республиканского бюджета в течение трех лет по 5 млрд. тенге в год, по нашим расчетам, позволит удовлетворить потребности МСБ на сумму около 100 млрд. тенге. Хочу отметить, что аналогичную программу можно принять и на региональном уровне.

Во-вторых, предлагаем начать реализацию Программы обусловленного размещения средств Фонда "Даму" в банках второго уровня для последующего кредитования микрокредитных организаций. Микрофинансовый рынок, как третий уровень кредитной системы страны, затрагивает широкие слои населения в регионах. Вместе с тем, кредитованием МКО в сельской местности по-прежнему должна заниматься дочерняя компания холдинга "Казгро".

В-третьих, необходимо широкомасштабно реализовать программу гарантирования или поддержки субъектов МСБ путем поручительства перед банками. Финансирование этой программы позволит расширить и обеспечить равный доступ к кредитным ресурсам субъектов МСБ в разных регионах. Кроме того, в наших планах развитие рынка франчайзинга и лизинговых услуг среди субъектов МСБ.

Все это нашло отражение в разработанной нами Стратегии деятельности Фонда "Даму" на 2009-2013 годы, которую мы готовы обсудить на Антикризисном Совете под Вашим руководством, Карим Кажимканович, а практическую реализацию предлагаем осуществлять под руководством Министра экономики и бюджетного планирования Султанова Б.Т., поскольку МЭБП теперь является уполномоченным органом по развитию предпринимательства. В этой связи мы также предлагаем ему возглавить Совет директоров Фонда "Даму" по аналогии как Заместитель Премьер-Министра Ахметов С.Н. возглавляет Совет директоров компании "Казахстан Инжиниринг", Министр индустрии и торговли Исекешев А.О. - Совет директоров Банка развития.

Теперь о казахстанском содержании, которому уделяется особое внимание. Хотя нацкомпании выведены из под действия Закона "О государственных закупках" согласно Единым правилам, утвержденным Советом директоров Фонда, по аналогии с данным Законом, отечественным предприятиям предоставлено приоритетное право на получение заказов нацкомпаний. Это позволило поддержать темпы их производства при снижении объемов потребительского спроса в кризисный период.

Мы уделяем первостепенное значение реализации этой задачи. По итогам полугодия доля казахстанского содержания в закупках нацкомпаний достигла почти двух третей (63%), и до конца года планируем довести до 70%. На 8 ведущих нацкомпаний (КТЖ, КазМунайГаз, Казатомпром, Самрук-Энерго, КЕГОК, Казахтелеком, Эйр Астана, Казпочта) приходится 90% всех закупок холдинга.

На начало августа нами заключены договоры закупок на сумму 1207 млрд. тенге, в том числе с отечественными компаниями на сумму 993,6 млрд., а оплата по договорам составила 411,9 млрд. тенге. Таким образом, на сегодня более 80% от суммы всех закупок заключены с отечественными поставщиками. Это "живые" деньги, которые направлены в реальную экономику. Благодаря этому поставщиками нацкомпаний создано 1452 дополнительных рабочих места.

Нами создан Единый реестр поставщиков компаний Фонда, в который включены 3382 организации. Реестр товаропроизводителей насчитывает 537 организаций, Реестр организаций инвалидов - 53 предприятия. Реестр Фонда стал наиболее полным в стране реестром отечественных товаропроизводителей, что положительно оценили сами предприятия.

Для упорядочения нашей работы по закупкам создана дочерняя организация - ТОО "Самрук-Казына Контракт", которая занимается мониторингом и внутренним контролем процесса закупок нацкомпаний и институтов развития. Учитывая, что этот вопрос постоянно находится в поле зрения деловых кругов и общественности, в составы тендерных комиссий всех нацкомпаний введены представители партии "Нур-Отан", Союза "Атамекен" и иных бизнес ассоциаций.

В целях прозрачности и открытости закупок все отраслевые программы увеличения казахстанского содержания размещены в Интернете на сайте Фонда, разработана Интерактивная Карта мониторинга казахстанского содержания.

В ней представлена информация по всем заключенным меморандумам и контрактам, номенклатуре продукции, ее производителям, ценам, объемам и оплате закупок.

Большое значение мы придаем автоматизации закупок и заключению долгосрочных контрактов. Фонд планирует обеспечить функционирование он-лайн портала "Маркетинг в закупках товаров, работ и услуг", как инструмента маркетингового анализа цен, приобретаемых компаниями Фонда, в целях снижения закупочных цен и увеличения экономии средств.

Нами разработана и направлена на рассмотрение в Правительство Программа увеличения казахстанского содержания в общих закупках Фонда на 2009 - 2011 годы, которая должна быть утверждена Советом директоров Фонда.

Сформирован перечень основных товаров, импортируемых наиболее крупными компаниями Фонда (более 32 тыс. наименований товаров). Мы намерены в ближайшие три года инвестировать в организацию производства отечественной продукции 209 млрд. тенге и создать совместно с казахстанскими предприятиями около 34 новых производств.

Несколько слов о долгосрочных договорах.

КТЖ подписан договор гарантии сроком на 10 лет с ТОО "KSP Steel" (Павлодарская область) на производство рельс с ежегодным (начиная с 2012 года) объемом закупа не менее 65 тыс. тонн на сумму около 150 млрд. тенге, что одобрено Советом директоров Фонда 28 мая.

Кроме того, КТЖ подписан договор с Востокмашзаводом (Восточно-Казахстанская область) на закуп 10 комплектов крупного вагонного литья. Общая сумма договора составила 6,5 млрд. тенге.

В рамках госбюджета открытые тендеры, проведенные ТОО "СК-Фармация" на закупку лекарства по принципу "одного окна", позволили сэкономить 739 млрд. тенге, что на 40% меньше от заявленного Министерством здравоохранения бюджета.

Централизованная система закупок стимулировала прямое участие в конкурсах отечественных производителей и в перспективе позволит создать десятки тысяч дополнительных рабочих мест в различных регионах.

Мы намерены обеспечить, чтобы дочерние компании развивали систему долгосрочного гарантирования закупок с отечественными предприятиями на основе договоров на срок не менее 5 лет.

Что касается инвестиционных проектов и индустриализации с участием Фонда. На сегодня нами сформирован пул инвестиционных проектов в рамках антикризисной программы, по которым уже начата их реализация. Осуществленные инвестиции Фонда на конец первого полугодия в сумме 1,4 млрд. долл. США составили 12% от общего объема инвестиций в экономике Казахстана. Сформирован инвестиционный портфель Фонда в размере 26 млрд. долл. США. Институтами развития, входящими в состав Фонда, одобрено 212 проектов, из них 160 проектов находятся в стадии финансирования.

В рамках стабилизационной программы на финансирование инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов Фонду выделено 121,5 млрд. тенге.

В то же время на рассмотрении Фонда находятся 30 крупных проектов общей стоимостью 24,4 млрд. долл., в том числе в сфере энергетики - 8 проектов, химии - 7, нефтегазовой промышленности - 4, металлургии - 2, фармацевтики и туризма - по 1 проекту, железнодорожной и телекоммуникационной отраслей - 3 проекта.

В случае их реализации на стадии строительства будет создано более 44,9 тыс. рабочих мест, после ввода объектов в эксплуатацию - более 10 тыс.

К настоящему времени из них 5 проектов на общую сумму 802,5 млн. долл. одобрены для финансирования Госкомиссией по модернизации экономики. Это расширение и модернизация производства ферросплавов в Таразе, расширение Актауского международного морского торгового порта, комплексное развитие горнолыжного курорта "Шымбулак", строительство ГТЭС на месторождении Акшабулак в Кызылординской области, а также строительство Уральской ГТЭС.

Один из проектов Фонда (Локомотивосборочный завод) в настоящее время завершен, еще один проект (ЛЭП "Север-Юг") предусмотрено завершить к концу года. По трем проектам (производство хлора и каустической соды в Павлодаре, расширение и модернизация производства ферросплавов в Таразе и комплексное развитие горнолыжного курорта "Шымбулак) завершение планируется к 1 июля будущего года. К этому же сроку предполагается начать реализацию еще 13 проектов.

Одним из приоритетных секторов экономики для Фонда является энергетика. Одобренные проекты по строительству ГТЭС на месторождении Акшабулак и Уральской ГТЭС позволят создать условия для дальнейшего наращивания производственной базы. В связке с ними рассматриваются также проекты по модернизации Национальной электрической сети Казахстана (второй этап) и строительству второй линии электропередачи 500 кВ транзита "Север-Юг", что позволит снизить дефицит электроэнергии в южных регионах страны.

Вместе с тем, важным условием для динамичного развития экономики в посткризисный период является формирование современной инфраструктуры. Такие проекты как "Расширение морского порта Актау", "Строительство магистрального газопровода Бейнеу-Бозой-Акбулак" и "Строительство железной дороги Жетыген-Коргос" позволят увеличить пропускную способность транспортных узлов и магистралей, создать условия для увеличения экспорта казахстанской продукции.

Реконструкция и модернизация всех трех НПЗ позволят решить вопрос по удовлетворению потребностей внутреннего рынка в качественных нефтепродуктах.

Ввиду того, что объем средств, выделенных Фонду "Самрук-Казына" из Национального фонда, значительно меньше требуемого для реализации проектов объема финансирования, то для мобилизации необходимых средств изучается возможность привлечения к реализации проектов инвесторов, а также изыскания иных внешних источников финансирования, включая экспортно-кредитные агентства, в том числе Эксимбанк Китая.

По отдельным проектам актуальными остаются вопросы прямой государственной поддержки в виде гарантии спроса на производимую продукцию со стороны Министерства здравоохранения (Фармацевтическая фабрика, ЮКО), вопросы о выделении земельных участков (Строительство железной дороги Жетыген-Коргос), участия акимата ЗКО в проекте (Строительство Уральской ГТЭС).

Теперь о стабилизации финансовой системы.

Первый инструмент - это дополнительная капитализация четырех системообразующих банков. В результате этих мер приобретено 75,1% акций БТА Банка, 21,2% акций Казкоммерцбанка, 20,9% акций Народного банка. До конца года планируется завершить процесс вхождения государства в капитал Альянс Банка. Участие государства в банках позволило повысить доверие населения к банковской системе и продолжить предоставление кредитов заемщикам внутри страны.

Вторым инструментом стало размещение Фондом обусловленных депозитов для кредитования реального сектора экономики. Кроме прямого вхождения в капитал банков, мы ставили перед собой задачу сохранения темпов кредитования реальной экономики. Так, из средств, выделенных Народному банку, на сегодня уже выделены кредиты 269 заемщикам на сумму 65,8 млрд. тенге, а за счет средств, выделенных Казкоммерцбанку, профинансировано 45 проектов на сумму 90,4 млрд. тенге. Благодаря этому поддержано более 43 тыс. рабочих мест.

Третий инструмент направлен на предоставление Фондом дополнительных источников ликвидности в виде размещения на депозитах временно свободных средств дочерних компаний Фонда. В настоящее время размер этих депозитов составляет более 1 трлн. тенге, что составляет существенную долю от общей суммы депозитов корпоративного сектора. Это позволило стабилизировать ресурсную базу системообразующих банков и повысить уровень их ликвидности.

В результате комплекса принятых мер нам удалось не допустить банкротства системообразующих финансовых институтов, и как следствие, коллапса финансовой и банковской системы. Кроме этого, банки с государственным участием постепенно наращивают депозитную базу, что свидетельствует о повышении уровня доверия населения к банковской системе.

Основной вопрос, который волновал многих на момент вхождения государства в крупнейшие банки, это погашение их внешней задолженности. На сегодня в БТА банке и Альянсе банке с привлечением внешних консультантов начат процесс реструктуризации внешней задолженности. Альянс банк достиг принципиальных договоренностей по вариантам реструктуризации со своими основными кредиторами. В результате сумма внешнего долга Альянс Банка к выплате уменьшена с 4 млрд. до 1 млрд. долл.

Аналогичная работа по реструктуризации задолженности проводится в БТА Банке. До 18 сентября в АФН будут представлены основные параметры реструктуризации внешних обязательств. Мы уверены в положительном завершении этого процесса.

Для продолжения системной работы по стабилизации финансовой системы на предстоящий период мы ставим перед собой задачи по успешной реструктуризации внешних займов БТА Банка и Альянс Банка, вхождению в капитал последнего, и, как следствие, стабильное функционирование финансовых институтов в интересах их клиентов.

Хочу особо подчеркнуть, мы не будем прощать долги по тем кредитам, которые были выданы заемщикам, так как все связанные с этим расходы будут опять негативно влиять на финансовые показатели банков. Все взятые средства должны быть возвращены в банки в полном объеме.

Позиция Фонда в этом вопросе незыблема: "Взяли кредит, будьте добры, верните в банк".

Надеюсь, что Правительство, правоохранительные органы и общество разделяют нашу позицию и окажут соответствующую поддержку.

Фонд тесно взаимодействует с партией "Нур Отан" в рамках Меморандума о взаимодействии от 5 февраля. Представители партии участвуют во всех наших тендерных комиссиях в рамках закупок, проводимых нацкомпаниями.

В целях развития партийного участия в деятельности группы Фонда 22 июня совместно с партией "Нур Отан" нами проведено первое совещание первичных партийных организаций и руководителей дочерних компаний. В рядах сотрудников холдинга 34220 партийцев.

Принято решение о создании Координационного совета первичных партийных организаций Фонда для повышения эффективности их работы и создания устойчивой системы ретрансляции политики партии до каждого работника.

Мы и дальше будем расширять практику взаимодействия с партией "Нур Отан", проводить совместные мероприятия, в том числе по обеспечению прозрачности использования средств, выделенных государством на реализацию стабилизационной программы, увеличению казахстанского содержания, обсуждать другие актуальные проблемы и пути их решения.

Актуальным вопросом является контроль за использованием средств, направленных на стабилизацию экономики. Одним из основных принципов реализации антикризисной программы является транспарентность и строгая подотчетность использования средств Национального фонда и в целях реализации данных принципов в Фонде действует специальная система контроля, которую условно можно разделить на внешнюю и внутреннюю.

Касательно внешней системы контроля. В целях выполнения поручений Главы государства создана специальная рабочая группа по осуществлению контроля за использованием средств с участием руководителей правоохранительных и государственных органов.

Фонд и его компании на каждом заседании предоставляют информацию о ходе реализации плана стабилизации. По поручению этой группы проведена комплексная проверка Фонда с участием представителей Счетного комитета на предмет целевого, законного и эффективного использования средств.

Наряду с этим при Совете директоров под председательством Министра финансов создан специальный Комитет мониторинга, контроля и анализа, который также проводит системный мониторинг и контроль целевого использования средств.

Генпрокуратурой совместно с другими правоохранительными органами проведена проверка банков, участвующих в стабилизационных программах. По результатам этой проверки внесено представление прокуратуры, которое в настоящее время находится на исполнении.

Выводы проверок следующие: в целом целевое использование обеспечено. Вместе с тем, имеют место единичные факты злоупотребления со стороны отдельных сотрудников банков.

Кроме государственного контроля, деятельность Фонда подвергается общественному мониторингу. Так, представители Фонда на системной основе участвуют в заседаниях Комитета партийного контроля партии "Нур Отан".

Наряду с этим, по инициативе Фонда создан Общественный совет с участием представителей деловых кругов и общественных объединений.

Учитывая, что Фонд "Самрук-Казына" оперирует большим объемом государственных средств, внутри холдинга нами выстроена четкая и многоуровневая внутренняя система контроля за целевым и эффективным использованием денежных средств и сохранностью активов со своевременным проведением необходимых мероприятий.

В структуре Фонда функционирует Департамент аудита и контроля, проверяющий деятельность дочерних компаний, участвующих в реализации стабилизационной программы.

Кроме того, специальный контроль за использованием средств осуществляют сами дочерние компании. К примеру, в Фонде недвижимости создан специальный департамент технического контроля, осуществляющий мониторинг программ по решению проблем на рынке недвижимости, введена специальная штатная единица супервайзера, непосредственно осуществляющего по объектный контроль.

Аналогичная работа проводится в рамках поддержки малого и среднего бизнеса, реализации инвестиционных проектов.

Существующая система позволяет дочерним компаниями при выявлении фактов нарушения или нецелевого использования средств, а также злоупотреблений и превышений служебных полномочий самостоятельно проводить необходимые мероприятия, в том числе по возврату средств с привлечением правоохранительных органов.

Таким образом, мониторинг и контроль освоения средств Национального фонда носит системный характер: с момента получения денег из Нацфонда до конечного получателя.

Мы намерены и дальше в соответствии с Законом "О Фонде национального благосостояния" продолжить последовательную и системную работу совместно с правоохранительными органами и институтами гражданского общества по совершенствованию контроля выделяемых средств и выявлению нарушений при их использовании, обеспечить контроль за целевым использованием денежных средств.

Во исполнение поручения Главы государства нами разработана программа льготного кредитования студентов через Альянс Банк на общую сумму 15 млрд. тенге. По данным на 17 августа, освоено 44 923 865 тенге, т.е. 0,3%. Данные кредиты получены только 486 студентами, которые соответствуют установленным требованиям.

Мы видим высокую заинтересованность студентов к этой программе, однако существующие ограничения не позволяют охватить большее число претендентов.

Поэтому, учитывая потенциал и масштабы этой инициативы, мы обращаемся с просьбой к Правительству изменить условия данной программы, чтобы сделать кредиты на образование доступными для всех желающих студентов вне зависимости от выбранных ими специальностей.

В завершение выступления, хотел бы отметить, что Фондом проводится целенаправленная работа по дальнейшему совершенствованию системы корпоративного управления в дочерних и зависимых организаций.

Одним из ключевых документов этой работы является Стратегия развития Фонда до 2020 года, которая повторно рассмотрена вчера на заседании Совета директоров под Вашим председательством, Карим Кажимканович.

В соответствии с предложенной Стратегией Фонд "Самрук-Казына" станет государственным стратегическим фондом, деятельность которого будет сфокусирована на трех основных направлениях: индустриальные компании, инфраструктурные компании и финансовые институты. По-существу, речь идет о стратегических направлениях, которые обеспечат необходимый спектр возможностей для реализации миссии Фонда.

Фонд "Самрук-Казына" совместно с дочерними компаниями намерено и дальше выполнять стратегические цели и оперативные задачи, поставленные Главой государства и Правительством.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В Астане состоялся первый Парад войск, посвященный празднованию Дня Конституции 31.08.2009
Выступление Президента РК Н.А.Назарбаева на военном параде, посвященном Дню Конституции РК 31.08.2009
Рабочий график Главы государства 31.08.2009
Президент Казахстана посетит Баку с официальным визитом 31.08.2009
Музею первого Президента - 5 лет 31.08.2009
Ничто так не утомляет, как чужой отдых 31.08.2009
Между легитимностью и эффективностью 31.08.2009
Япония сменила партию власти 31.08.2009
Михай Гимпу избран председателем парламента Молдавии 31.08.2009
Иран: найдены доказательства изнасилований критиков режима 31.08.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz