Владимир ОСИПОВ, "Казахстанская правда", 19 августа
Одна из главных интриг предстоящего председательства Казахстана в ОБСЕ - не повестка дня, в целом прогнозируемая, и не революционные инициативы по реформированию структуры, которые, конечно, нужны, но без резких "телодвижений", способных вывести из равновесия. Вопрос в другом: станет ли официальная Астана той уникальной диалоговой площадкой на уровне глав государств ОБСЕ, которая и является движущей силой реформ внутри организации?
Заметим, что последний саммит ОБСЕ с участием глав государств и правительств стран - участниц организации состоялся в Стамбуле в 1999 году. Тогда предполагалось, что встречи подобного уровня будут созываться каждые два года. Об этом, в частности, говорится в Парижской хартии СБСЕ (прототипа ОБСЕ). Однако вот уже на протяжении довольно длительного времени не проводились совещания, которые в иерархии организации являются высшим структурным уровнем. Нужно ли говорить о том, насколько они важны?
Как отмечает Кайрат Абдрахманов, Постоянный представитель РК при ОБСЕ, подобные встречи, как правило, позволяют установить приоритеты и определить ориентиры дальнейшей деятельности.
- По мнению экспертов, геополитические изменения последних десяти лет требуют переосмысления архитектуры безопасности в Европе, - рассказывает дипломат. - Так сложилось, что исторически рубежные документы ОБСЕ принимались примерно раз в десять лет - в 1975, 1990 и 1999 годах. И сегодня наступило время для привнесения новых идей в деятельность организации.
Каких? Это вопрос дискуссионный. По словам Кайрата Абдрахманова, сегодня общая задача для всех стран-участниц - усиленно поработать над содержанием будущей встречи в верхах.
- Правда, пока трудно однозначно говорить о времени и месте ее проведения, - подчеркнул он.
Что касается актуальных тем, требующих обсуждения на высшем уровне, то это прежде всего так называемый диалог по европейской безопасности.
В 2008 году Российская Федерация предложила начать разработку соответствующего договора, который стал бы юридически обязывающим документом в военно-политической сфере. Однако этот вопрос вызывает определенные дискуссии. Тем не менее процесс сдвинулся с мертвой точки в период греческого председательства.
В июне текущего года состоялась неформальная встреча министров иностранных дел, на которой решено было начать так называемый "процесс Корфу" для достижения единства по вопросам будущей европейской безопасности на основе открытых, широких и продолжительных обсуждений.
- Мы намерены поддержать данный процесс, - отметил Кайрат Абдрахманов.
Казахстан, как будущий председатель, является одним из ключевых звеньев этой работы. Именно Астане предстоит нести основное бремя ответственности за реализацию названной инициативы в 2010 году.
Таким образом, наша страна выступает за трансформацию структуры в соответствии с интересами всех ее участников и рассматривает предстоящее председательство как хорошую возможность придать новый импульс взаимодействию стран - участниц организации. Речь не идет о постановке нереальных, прорывных задач, либо проведении каких-либо революционных изменений. Необходимо обеспечить позитивную динамику во взаимоотношениях государств, что позволит более эффективно решать насущные проблемы на пространстве от Ванкувера до Владивостока.
Есть и ряд других вопросов, которые необходимо решить нашей стране. Наряду с задачами, стоящими перед каждым председателем с учетом преемственности, Казахстан намерен продвигать как национальные, так и региональные интересы с учетом их соответствия общей повестке дня ОБСЕ. Естественно, речь идет лишь о тех сферах деятельности, где организация имеет мощный экспертный опыт, потенциал и перспективы развития. В повестку дня предполагается также включить направления, усилению которых РК может эффективно содействовать в силу своего геополитического положения, социально-экономического и политического развития, внешнеполитической позиции.
В связи с этим Глава государства Нурсултан Назарбаев на совещании в Акорде по вопросам подготовки к председательству в ОБСЕ в 2010 году обозначил круг вопросов, на которых наша страна могла бы акцентировать внимание. Обозначенные приоритеты проистекают из признанных достижений Казахстана, таких как вклад в укрепление межэтнической и межконфессиональной толерантности, региональной безопасности, режима нераспространения ядерного оружия, роль страны в решении задач обеспечения энергетической и продовольственной безопасности. Указанные проблемы одинаково актуальны для большинства государств - участников ОБСЕ.
Примечательно, что с января 2009 года Личным представителем Действующего председателя (ДП) ОБСЕ по вопросам толерантности и недискриминации в отношении мусульман стал казахстанский дипломат Вячеслав Гиззатов. Данный факт важен в контексте долгосрочного приоритета по укреплению межкультурного согласия, который успешно продвигается Президентом. К слову, сегодня изучается возможность проведения в период председательства Казахстана всеобъемлющей Конференции по борьбе с нетерпимостью по ключевым направлениям. Мероприятие могло бы стать логическим продолжением таких инициатив, как съезды лидеров мировых и традиционных религий и министерская конференция "Общий мир: прогресс через разнообразие".
Назначение представителя Казахстана на пост Личного представителя ДП свидетельствует об укреплении позиций нашего государства в ОБСЕ, повышении авторитета среди государств-участников. Добавим, что сегодня в институтах и миссиях структуры работают уже семь казахстанцев, есть предпосылки для продвижения еще четырех дипломатов.
Как видим, в свете подготовки к председательству ведется планомерная работа не только содержательного, но и организационного характера. В частности, с первого октября начнется председательство нашей страны в Консультативном комитете по менеджменту и финансам ОБСЕ. Не дожидаясь назначенного срока, отечественные специалисты активно подключились к составлению программных ориентиров по вопросам бюджета структуры. Это стало нашим ноу-хау, которое было высоко оценено управляющими фондами структуры.
В период подготовки к председательству также изучается мнение стран - участниц ОБСЕ по различным вопросам повестки дня, налаживаются контакты с аналитическими центрами в стране и за рубежом, проводится подготовка кадров.
В 2007-2008 годах по заказу МИДа была проведена серия стажировок в ОБСЕ, учебных центрах Европы и при внешнеполитических ведомствах стран, ранее председательствовавших в организации. В них принимали участие свыше 80 человек: сотрудники центрального аппарата МИД РК, Постпредства в Вене и других загранучреждений, а также профильные эксперты из ряда ключевых государственных органов.
Стажировки продолжаются и в 2009 году. Они нацелены на углубленное изучение отдельных направлений деятельности ОБСЕ, а также вопросов координации с членами Task Force и ключевыми структурами организации.
Да и само председательство в ОБСЕ будет хорошей школой, стажировкой для отечественных дипломатов. Мы сможем не только заглянуть на внутреннюю "кухню" организации, но и оказать определенное влияние на решение тех или иных вопросов.
В целом, как ожидается, предстоящая миссия позволит продвинуть узнаваемость страны за пределы Евразийского сообщества, сделать Казахстан артикулированной, значимой частью общеевропейского пространства и континентальных процессов. |