NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 13:34 ast
11:34 msk

Приоритет прозрачности и эффективности
О.Оксикбаев: …Еще один актуальный вопрос – это повышение эффективности государственного финансового контроля посредством исключения элементов дублирования, параллелизма функций и полномочий государственных органов финансового контроля
01.09.2009 / политика и общество

Омархан ОКСИКБАЕВ, председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, "Казахстанская правда", 28 августа

С момента обретения независимости Казахстана проводится целенаправленная работа по созданию эффективной и отвечающей требованиям рыночной экономики системы финансового контроля. Основа его функционирующей системы была определена в Конституции Республики Казахстан 1995 года, в которой четко разграничены функции республиканского и местных бюджетов. Конституция позволила воплотить идею о том, что государственный финансовый контроль представляет собой регламентированную законодательством деятельность соответствующих органов по выявлению, предупреждению и пресечению причин и условий нарушений требований законов, нормативных правовых актов в части исполнения, ведения учета и отчетности по исполнению бюджета, а также использования грантов, активов государства, гарантированных государством займов, денег от реализации государственными учреждениями товаров (работ и услуг), остающихся в их распоряжении.
За эти годы в казахстанском обществе уже закрепилось понятие о том, что основной целью государственного финансового контроля является обеспечение прозрачности использования бюджетных средств, улучшение финансовой дисциплины и укрепление эффективности управления финансовыми ресурсами.
Конституция определяет задачи и содержание деятельности государства в бюджетной сфере. Она, как главная база формирования института финансового контроля, заложила и демократические основы формирования и основного органа государственного внешнего финансового контроля – Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета.
В соответствии со статьями 44 и 57 Конституции страны Глава государства назначает председателя и двух членов Счетного комитета. Председатели палат Парламента самостоятельно без участия другой палаты назначают на пятилетний срок на должность трех членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. Тем самым Конституция устанавливает баланс в формировании состава высшего органа финансового контроля. Исключаются изменения количества членов Счетного комитета. Конституционное закрепление назначения председателя и членов Счетного комитета дает возможность этому органу быть независимым от других ведомств и должностных лиц.
Значимым параметром, установленным в подпункте 2) статьи 53 Конституции, касающимся деятельности Счетного комитета, является утверждение отчета Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета и его исполнении на совместном заседании палат Парламента. Важность и ответственность за подготовку отчета Счетного комитета огромна. Поскольку Парламент может не утвердить отчет Правительства об исполнении республиканского бюджета. А это в соответствии с Основным законом означает выражение Парламентом вотума недоверия Кабмину. Конституция таким образом закрепляет своеобразную форму парламентского контроля за исполнением Правительством республиканского бюджета за истекший финансовый год через независимую оценку Счетного комитета.
Функции Счетного комитета закреплены в Бюджетном кодексе страны. Счетный комитет осуществляет контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственных ресурсов субъектами квазигосударственного сектора. В ходе контрольных мероприятий он дает независимую внешнюю оценку реализации стратегических планов центральных государственных органов, государственных и бюджетных программ с учетом проводимых контрольных мероприятий.
Высший орган финансового контроля выполняет поручения Президента страны по вопросам, связанным с осуществлением государственного финансового контроля. По результатам контроля эффективности Счетный комитет вносит Главе государства представления по выявленным фактам несоблюдения должностными лицами объектов госфинконтроля нормативных правовых актов республики.
В сфере контроля Счетного комитета находятся полнота и своевременность поступлений в республиканский бюджет, а также эффективность налогового и таможенного администрирования.
При проведении внешнего государственного финансового контроля Счетный комитет может привлекать соответствующих специалистов государственных органов и ревизионных комиссий маслихатов (по согласованию с ними), а также при необходимости – аудиторские организации, экспертов с оплатой их услуг из республиканского бюджета.
Счетный комитет вносит Главе государства предложения по институциональному и ресурсному укреплению субъектов государственного финансового контроля, по повышению эффективности государственного финансового контроля. Президент страны как гарант Конституции способствует обеспечению прозрачности и повышению эффективности управления государственными финансовыми ресурсами и имуществом. Рекомендации Счетного комитета направлены на достижение этих целей.
Президент страны определяет долгосрочные приоритеты всей системы внешнего финансового контроля в увязке с политикой экономного, эффективного и результативного использования бюджетных средств и других государственных активов. В условиях кризиса экономики выполнение этих задач будет успешным, если они будут опираться на прозрачность исполнения бюджета и повышение эффективности деятельности органов государственного финансового контроля.
В соответствии с международной практикой и положениями Лимской декларации руководящих принципов контроля, а также руководствуясь действующей Конституцией, указами Главы государства, Счетный комитет подготовил проект закона о Счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета. Урегулирование правового статуса Счетного комитета является приоритетным направлением модернизации действующей казахстанской системы функционирования высшего органа государственного финансового контроля. Планируется закрепление на законодательном уровне квалификационных требований к членам Счетного комитета.
Установление основополагающих требований к уровню подготовки Счетного комитета будет способствовать дальнейшему развитию и поддержанию существующего профессионального уровня высшего органа государственного контроля. Аналогичные нормы нашли свое отражение в законах о высшем органе ГФК стран Содружества. Проектом предполагается придать коллегиальному статусу Счетного комитета систематизированную и детализированную основу. Это прежде всего касается порядка организации и проведения заседания Счетного комитета, принятия решения и оформления его результатов. В связи с переходом на бюджетное планирование, ориентированное на результат, в проекте закона найдет свое отражение положение касательно модернизации контроля эффективности. В сентябре Парламент приступит к рассмотрению проекта закона о Счетном комитете.
Еще один актуальный вопрос – это повышение эффективности государственного финансового контроля посредством исключения элементов дублирования, параллелизма функций и полномочий государственных органов финансового контроля. Это позволит реализовать норму Конституции о единстве исполнительной власти в стране в полной мере.
Необходимо институционально укрепить ревизионные комиссии маслихатов, преобразовав их в государственные органы, осуществляющие внешний контроль за исполнением местных бюджетов. Важно решить вопрос об увеличении норматива штатной численности аппаратов маслихатов. Это позволит поднять на более высокий уровень качество внешнего контроля за исполнением местных бюджетов. Стоит обратить внимание на законодательное закрепление порядка взаимодействия государственных органов внешнего и внутреннего контроля.
Следует продолжать работу по формированию единой методологии государственного финансового контроля, системы переподготовки и повышения квалификации работников субъектов государственного финансового контроля. Под патронатом Счетного комитета планируется создание центра по подготовке и переподготовке кадров государственного финансового контроля. В Счетном комитете действует Экспертный совет по вопросам совершенствования государственного финансового контроля. Его деятельность способствует решению задачи по консолидации потенциала ученых, практических работников и международных экспертов, занимающихся научно-практическими исследованиями в области финансового контроля.
Нами постоянно совершенствуются методы контроля. На основе стандартов государственного финансового контроля Счетный комитет создал согласованную методологию по планированию, проведению всех типов контроля и составлению отчетов по результатам контроля.
Счетный комитет постоянно генерирует рекомендации по совершенствованию законодательства в сфере бюджетных отношений. В Парламент и Правительство внесены многочисленные предложения и поправки к законам, направленные на улучшение финансовой дисциплины бюджетополучателей. Вносятся предложения и по созданию интегрированной информационной системы государственных органов, ответственных за исполнение республиканского бюджета. Реализация этой инициативы позволит осуществлять текущий контроль за исполнением государственного бюджета.
Для обеспечения доступа к современным методам контроля и повышения квалификации работников органов государственного финансового контроля будет активизировано международное сотрудничество Счетного комитета. В частности, будет расширяться работа с комитетами международных организаций высших контрольных органов INTOSAI, ASOSAI, EUROSAI и других по наиболее актуальным направлениям. Намерены также укрепить двусторонние связи с высшими органами финансового контроля других стран.
В целом Конституция установила на высшем законодательном уровне приоритет интересов человека, его прав и свобод. Одними из инструментов реализации этой задачи являются прозрачность и эффективность использования государственных финансовых ресурсов в интересах народа Казахстана. Счетный комитет, руководствуясь Основным законом, будет и в дальнейшем содействовать обеспечению финансовой стабильности и экономической безопасности государства посредством проведения независимого внешнего контроля для улучшения благосостояния казахстанцев.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.09.2009
Правительством РК одобрена Концепция дальнейшего развития казахстанского содержания 30.09.2009
Мажилис - ЕврАзЭС: таможенный союз - тарифы 30.09.2009
От риторики - к реальным действиям 30.09.2009
Состоялось заседание Бюро Сената 30.09.2009
"Пятый путь" - фундаментальная по креативности, актуальности и глубине анализа статья Президента 30.09.2009
"Правительственный час" по вопросам защиты законных прав и интересов граждан 30.09.2009
В Астане состоялась презентация книги "Казахстан - страна, устремленная в будущее. Фактор национального лидера" 30.09.2009
В законе о первом президенте РК недостаточно оценена роль главы государства 30.09.2009
Депутатский запрос министру экономики 30.09.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
66. ХАЙРУШЕВ Серик
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz