Анвар Сарсенов
Любое средство массовой информации - не только массовый пропагандист, но и коллективный агитатор. Роль прессы была велика в любое время и в любой стране. Поэтому вовсе не случайно, что неподалеку от термина "свобода слова" всегда "гуляет" и другое понятие - ответственность и степень свободы. Хотя бы потому, что безграничная свобода - это не что иное, как банальный беспредел.
За долгие годы СССР мы привыкли к партийной прессе, где все публикации были согласованы с ЦК КПСС. Радиоприемник, способный "поймать" заветное радио "Голос Америки" был предметом особой гордости, а радиоволна, где звучали голоса диссидентов - окошком в совершенно иной мир, глотком той самой заветной свободы. Но, увы, с распадом Союза многие просто захлебнулись этой свободой.
Новая пресса существенно изменилась и по внешнему виду, и по содержанию. Изменился и стиль, и язык газет. Если раньше печатные издания были образцом русской словесности, сегодня на страницах газет все чаще встречаются жаргонизмы и сленг. Конечно, СМИ сохранили свои пропагандистские и агитаторские функции, и продолжают вполне успешно их выполнять. Но, помимо этого, средства массовой информации стали еще и бизнесом.
Хотя, надо признать, что само по себе СМИ как бизнес - дело малоприбыльное, скорее даже убыточное. Издание любой, даже малотиражной газеты, требует достаточно больших капиталовложений. Слишком дороги типографские услуги, высока стоимость доставки газет по регионам. А еще нужно хотя бы минимальный штат сотрудников содержать - журналиста, фотокорреспондента, корректора и многих других. Да и офис газеты неплохо бы иметь, хотя бы маленькую комнатку на окраине города. При этом на собственно продаже газет денег не заработаешь: слишком высокую цену поставить нельзя - люди покупать не будут, а нынешние же цены едва покрывают себестоимость.
Конечно, в газетах есть рекламные площади. И на рекламе как раз издания и зарабатывают. Но! Прежде чем заказчики "пойдут косяком", издание необходимо "раскрутить". В новую газету с небольшим тиражом любая мало-мальски приличная компания заказывать рекламу не пойдет - не имеет смысла. Ведь цель рекламы - продать свой продукт, а кто о нем узнает, если газета существует без году неделя.
Но есть и другой способ, который не отвечает ни одной из настоящих целей, ради которых и создаются средства массовой информации, но зато именно он позволяет очень быстро заработать весьма неплохое состояние. И, к сожалению, некоторые им весьма успешно пользуются. В журналистских кругах этот метод называется "заказухой", или "черным пиаром". Проще говоря, кто-то, кому необходимо предать огласке ту или иную информацию, как правило, негативного характера, находит согласное на все издание, платит определенную сумму (традиционно - весьма немаленькую), и публикует ее. Иногда редакторы подобных изданий сами активно ищут таких клиентов, активно создавая себе при этом славу скандальной прессы.
Одним из ярких образчиков таких "заказушных СМИ" вполне может выступить редактор газеты "Алма-Ата инфо" Рамазан Есергепов. Как руководитель СМИ, он, несмотря на многие годы редакторства, так и не сумел добиться уважения среди своих - журналистов. Зато умудрился "засветиться" во всех мало-мальски значимых скандалах. На счету этого редактора - инициированные им самим судебные иски к Администрации президента, Генеральной прокуратуре, целому ряду министерств, Народному банку, Союзу судей РК. Причем каждый иск содержал требование о выплате моральной компенсации. К примеру, с министерства информации г-н Есергепов в свое время пытался стребовать через суд 7 миллионов 870 тысяч тенге.
Судился Есергепов и с известными политиками, министрами, лидерами политических партий и коллегами-журналистами. Правда, всякий раз сама жизнь наносила ему ответный удар - возглавляемые им газеты то и дело сами оказывались ответчиками в судах за различные "грязные материалы". При этом сам редактор трактовал подобные процессы не иначе, как попытка давления на независимую прессу и желание "заткнуть рот" честному СМИ, выявившему в результате собственного расследования тако-о-о-е...
Действительно, жанр "журналистское расследование" весьма популярен в пресс-цехе. И нередко репортерам удается раскопать сенсационные факты, а результаты расследований, проведенных журналистами, ложатся в основу громких уголовных дел. Однако Рамазан Есергепов к числу журналистов, занимающихся расследованиями, не относится. Его метод - публикация фактов по проплаченным счетам, по принципу "деньги в кассу - искусство в массу".
За что и поплатился: недавно Верховный суд оставил в силе приговор, согласно которому Есергепову придется отбыть трехлетний срок лишения свободы. Причем не за якобы оскорбления (что, кстати, является традиционным предметом исков к независимой прессе), а за гораздо более серьезное преступление. Именно преступление, а не правонарушение. Рамазан Есергепов умудрился опубликовать на страницах газеты документ с грифом "секретно". Хотя любому журналисту, хотя бы раз сталкивавшемуся с расследованием, известно, что за разглашение госсекретов придется нести ответственность, причем уголовную.
Сегодня многие правозащитники уверяют, что Есергепов в этой ситуации стал "узником совести", пострадавшим лишь за то, что выполнял свой профессиональный долг. Но можно ли говорить о журналистском долге и чести, если человек всего лишь выполнял заказ? Тем более, что он сам это спокойно подтверждает, и даже пытается убедить всех, что именно в этом и заключается смысл работы журналиста. Возможно, кто-то когда-то сможет поверить в подобные заявления. Но ни один профессиональный репортер, знакомый с такими понятиями, как журналистская честь и этика, никогда не сможет с этим согласиться. |