Динара БИСИМБАЕВА, "Мегаполис", 7 сентября
Темная ситуация вокруг светлого предмета. Мало того, что учебники по религиоведению, которое с нынешнего года стало обязательным школьным предметом, не купишь в магазине, так они еще и не прошли соответствующей экспертизы. Немало вопросов вызывает и то, кем и как будет преподноситься столь деликатная дисциплина.
Министерство образования ввело в этом году три новых предмета: религиоведение, финансовую грамотность и автовождение. Видимо, по мнению чиновников от образования, казахстанским школярам для полного счастья не хватает именно этого. Наверное, такие уроки нужны. Но нужны ли именно сейчас, когда и с более фундаментальными дисциплинами в школах откровенная напряженка?
- Одной из причин низкого качества образования является дефицит высококвалифицированных кадров, - признал министр образования и науки Жансеит Туймебаев. - В особенности не хватает учителей физики, математики, информатики и английского языка. Сохраняется устойчивая тенденция старения учительских кадров. Вопрос теперь в большей степени стоит не кого, чему и как будем учить, а кто будет обучать?
И если математиков-физиков-химиков худо-бедно, да выпускают, то религиоведов решили "делать" на ходу. По словам официального представителя МОН Серика Ирсалиева, преподавать предмет будут педагоги, прошедшие специальную переквалификацию, имеющие опыт преподавания эстетики, истории и культурологии. Только вот как быть в аульных школах, где таких "излишеств", как эстетика, и в помине не было? К чему такая спешка без наличия добротной базы? В министерстве уверены, что религиоведение нужно. Оно, мол, поможет не умереть от поста, да и будущие религиозные конфликты предотвратит:
- Много страшных случаев можно привести, когда ребенок умер оттого, что, например, держал уразу. Предмет и вводится для того, чтобы избежать таких вот экстремальных вещей. Наше общество, наше государство по Конституции - светские, но в нем есть свобода совести, то есть каждый человек, в том числе и ребенок, вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. И курс религиоведения очень ясно и четко будет пояснять все эти вещи для наших детей, - уверен Серик Ирсалиев.
Словом, можно и не исповедовать, но ходить на занятия обязательно. Ибо есть большая политическая цель.
- Все это делается во благо народа. И очень странно будет, если наша система образования останется от этого процесса в стороне. Тем более, что основы религиозной терпимости, толерантности закладываются в детском возрасте, - утверждает чиновник из МОН.
Между тем, если спуститься с небес на землю, не все так просто и понятно, как докладывают чиновники. Учебников достаточно, рапортуют они. Однако купить их в магазине невозможно. Остается надеяться, что в школьных закромах их хватает. Между тем новый учебник по религиоведению даже не прошел соответствующей экспертизы.
- Учебники я в глаза не видела! - говорит директор РНЦП "Учебник" Алма Абылкасымова. - В разные годы к нам поступило 4 учебника по религиоведению, но это были пособия для высших учебных заведений. Для средних школ к нам ничего не поступало. Впервые об этом я только по телевизору услышала…
Пока "начинка" учебников остается тайной. В министерстве лишь подчеркивают, что "предмет включает в себя исторические данные всех крупных мировых религий с целью укрепления межконфессионального согласия и религиозной толерантности, информирование учащихся о традиционных религиях и об опасностях, которые несут запрещенные религиозные экс-тремистские течения".
Словом, то ли радоваться, то ли сочувствовать вчерашним педагогам-эстетам, которые в этом году будут говорить детям об экстремистах, непонятно. Ясно одно: у учителей нет выбора. Поступит разнарядка переквалифицироваться в религиоведов и теологов - и они переквалифицируются. Прикажут рассказывать, скажем, о взятках - начнут преподавать и "взяткологию".
Между тем есть мнение, что подобные знания нужно доводить до школьников более чем аккуратно, корректно и не в срочном порядке.
- Я считаю, что этот предмет сейчас не нужен по многим причинам. Во-первых, нет нормальных преподавателей, а предмет очень деликатный. Во-вторых, мы настолько многоконфессиональная страна, что в этих вопросах запутаемся. А поскольку мы светское государство, считаю, что религиоведение преподавать в школах пока нельзя. Нужно время, чтобы подготовить сознание. Нынешнее наше торгашеское сознание не годится для восприятия религиозных догм! - уверен известный писатель и публицист Герольд Бельгер.
В основе этого начинания лежит благая цель, считает собеседник. Но, как это обычно бывает, хорошую идею испортить не составит труда:
- Сейчас это пойдет только во вред. Я об этом много думал, хотя я атеист. Но атеист не воинствующий. Я воспринимаю религию как отрасль культуры. И если были бы грамотные преподаватели, я бы сам их послушал. Но таких людей, которые могли бы говорить о религии толково, по-крупному, по-культурному, нет. Получится либо поверхностно, либо предвзято. А морочить молодое поколение впустую - это большой грех! - уверен писатель.
Более того, от навязывания этой дисциплины дети могут еще больше запутаться, считает Герольд Бельгер:
- В школе о религии лучше вообще не говорить. Вы представляете, дети скольких национальностей могут быть в одном классе?! Православие преподавать - мусульманам это не надо. Ислам изучать - другие не понимают. Иудаизм учить - опять кому-то скверно! Представляете, какая каша в головах будет?! Не всем это нужно знать. Знания о религии лучше давать в высших учебных заведениях либо в религиозных организациях, где есть мало-мальски смыслящие люди. А сейчас, получается, что предмет навязывают. Я считаю, что сейчас не время. Сознание не подготовлено!..
Между тем насчет сознания в Минобре пока отмалчиваются. Вероятно, понимают, что это не физрука из физика сделать. |