Тимур ИСАЕВ, "МК" в Казахстане", 9 сентября
Все очевиднее, что финансовые реалии диктуют сегодня и политику. Начало политического сезона обошлось без роспуска правительства и парламента. Делить кресла некогда: нужно выводить страну из кризиса. Следить за этим процессом станет Счетный комитет.
Отступать некуда
Отставку правительства пророчили 1 сентября. Впрочем, ее предсказывали и на 1 марта, и на 1 июня, будут предсказывать и к Новому году. Кабинет министров не отправили в отставку, когда экономика - впервые в нынешнем десятилетии - пошла на спад. И было бы крайне нелогично сделать это сейчас, когда ВВП показывает рост. К тому же правительство должно еще доказать, что этот рост стабильный и основан на структурных изменениях экономики, а не только лишь на огромных денежных инъекциях из бюджета и Национального фонда. Правительство просто обязано дойти по антикризисной "дорожной карте" до пункта назначения. Если не сможет этого сделать, то следующий маршрут пройдет на политическую свалку.
Тем не менее, без серьезных кадровых перестановок на властном Олимпе не обошлось. Канат Саудабаев к своему посту государственного секретаря добавил должность министра иностранных дел. Бывший глава внешнеполитического ведомства Марат Тажин назначен секретарем Совета безопасности. Роль этой структуры в казахстанской политической системе можно назвать плавающей. Одно время Совбез даже стал местом принятия и озвучивания государственных решений по очень широкому кругу вопросов, включая шумный запрет на ввоз и эксплуатацию "праворулек".
Затем поток ярких тем как-то поубавился (вероятно, не последнюю роль сыграли те же "праворукие" авто, решение по которым пришлось пересмотреть). Вместо этого о Совете безопасности заговорили как о координаторе всех правоохранительных органов. Судя по всему, в этой ипостаси он тоже не оправдал ожиданий. Теперь, очевидно, будет внедрена новая модель Совбеза. Например, координатора борьбы с коррупцией - важнейшей угрозой безопасности.
Пора слезать с чемоданов
Не оправдались чаяния любителей сенсаций и на парламентском фронте. Для депутатов самым насущным был вопрос о собственном трудоустройстве. Но с чемоданным настроением, в котором народные избранники пребывают чуть ли не с момента последних выборов, придется распрощаться. Досрочных выборов в нижнюю палату, о которых так долго твердили политики и политологи, не предвидится. Впрочем, сейчас никто даже и не вспомнит: с чего вдруг пошел политический "узун-кулак" о неминуемом роспуске парламента? Никаких правовых оснований для этого не было и нет.
То, что государству вроде как неприлично иметь в двадцать первом веке однопартийный парламент, а тем более государству, которое должно стать председателем ОБСЕ, наверное, можно расценивать, как аргумент. Но парламент избирается все-таки не для ОБСЕ и не для кучки зарубежных наблюдателей. А чем будет лучше для избирателей двух-, трех-, четырех- или пяти партийный парламент? На этот сермяжный вопрос никто из ярых приверженцев многопартийности так и не дал ответа. Ну, если не считать расхожих фраз о том, что "так принято". В Казахстане уже были парламенты с несколькими партиями. Чем они были лучше? Попросите любого рядового избирателя найти отличия, и вряд ли он даст ответ.
Но самый убедительный довод - финансовый. Позволить себе такую роскошь, как выборы, только ради того, чтобы поменялось несколько владельцев кабинетов в парламентской высотке на Левобережье Астаны, - непозволительная и неоправданная роскошь. Когда все затягивают пояса, законодательная власть не может быть исключением. На первой же пленарке мажилиса спикер Орал Мухамеджанов напомнил: "В соответствии с условиями кризисного времени нами была введена жесткая экономия по всем расходным статьям бюджета и строжайшая финансовая дисциплина". Он пообещал, что эти меры сохранятся и в будущем бюджетном году.
Комитет счет любит
Между тем, народные избранники имеют шанс получить в руки инструмент, который позволит им следить за чужой финансовой дисциплиной. За три дня до открытия парламентской сессии в мажилис поступил проект закона "О Счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета". Он предусматривает, что комитет осуществляет контроль не только в соответствии с планом, но и по запросам депутатов парламента. При этом подчеркивается: "Запросы депутатов парламента Республики Казахстан о проведении контроля не подлежат отклонению".
Это означает, что депутаты могут потребовать провести проверку в любом госоргане, холдинге, национальной компании, социально-предпринимательской корпорации. Парламентарии тем самым получат серьезное оружие, чтобы отстаивать интересы своих избирателей. Правда, любым оружием надо уметь - и хотеть - пользоваться, иначе заржавеет. Как, например, парламентские слушания и парламентские расследования, так и не ставшие привычным инструментом народных избранников.
Сам Счетный комитет, если закон примут, станет полноценной контрольной ветвью власти. Уж слишком обширными полномочиями его предлагается наделить. Вплоть до того, что проверять не только тех, кто расходует деньги из бюджета, но и тех, кто их получает, включая частные структуры. Более того, ему хотят поручить контроль за государственными закупками. Создание "суперревизора" однозначно наведет шороху на всех, кто имеет дело с государственными деньгами. В том числе и со средствами, обильно отпущенными на антикризисные меры. Станут ли они целее (в смысле деньги) - другой вопрос. |