Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 9 сентября
На сегодняшнем пленарном заседании Мажилиса с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. выступила депутат Раиса Полищук:
"Данный депутатский запрос вызван обращениями учителей, руководителей учреждений образования по поводу приказа министра образования и науки Республики Казахстан №353 от 22 июля 2009 г. "О начале 2009-2010 учебного года в общеобразовательных учебных заведениях Республики Казахстан", приведшего к исчезновению в школах вариативного образовательного пространства и лишившего их возможности удовлетворять индивидуальные образовательные потребности школьников с учетом их склонностей и способностей.
Современные тенденции общественного развития требуют от людей умения действовать в ситуации неопределенности, постоянно делать выбор, принимать ответственные решения. Очевидно, что система образования должна реагировать на происходящие изменения, увеличивая вариативную часть образования по отношению к инвариантной, определяющейся государственными стандартами, поскольку эта часть образования связана с личностной активностью человека - социальной, профессиональной, экономической. Именно поэтому во всех западных системах образования доля инвариантности в образовании уменьшается, а вариативность, напротив, увеличивается.
К сожалению, за последние три года в нашей системе образования сформировалась серьезная асимметрия между инвариантной и вариативной частью отечественного образовательного пространства, свидетельствующая о доминировании экстенсивного пути построения и способов совершенствования образования, окончательно себя исчерпавшего. Поэтому содержание и структура отечественного общего образования сегодня приобрели традиционную жесткость и единообразие советской школы. Учебные планы конкретных общеобразовательных школ, основанные на Базисном учебном плане 2002 года, выстраиваются, как в прежние времена, в русле просветительской идеи универсальности образования и всестороннего развития личности.
Установлен определенный набор учебных предметов и известная с первого класса образовательная траектория ученика, распорядок дня, единые неизменные школьные требования. Стандарты образования и, соответственно, применяемые для их проверки, контрольно-измерительные материалы охватывают практически все содержание образования и жестко структурируют время его получения.
И как следствие - перенасыщение учебных предметов информацией, построение их как адаптированных и урезанных вузовских курсов, что отнюдь не сделало их научными, утрата целостности и системности содержания образования, превращение его в конгломерат разрозненной, плохо организованной, схоластической информации, назначение и способы употребления которой подчас не известны ни учителям, ни учащимся.
В своем выступлении на открытии III сессии Парламента Республики Казахстан четвертого созыва Президент страны Н.А. Назарбаев одним из главных направлений, требующих сосредоточения усилий государства и общества на ближайшее десятилетие, определил создание конкурентоспособного человеческого капитала.
Сегодня процесс качественного совершенствования человека имеет четкое материальное воплощение. К человеческим инвестициям такого рода относится, прежде всего, образование. Человек становится капиталом только в том случае, если он станет носителем способностей, мотиваций, знаний, умений и готовности к выполнению конкретных трудовых функций, формирование которых обеспечивается образованием разных направлений, профилей, специальностей, удовлетворяющим потребности и учитывающим возможности обучающегося, т.е. образованием вариативным, образованием по выбору.
Уважаемый Карим Кажимканович!
Переход от коротких и среднесрочных программ развития к долгосрочному видению развития страны, исходя из приоритетов, определенных Главой государства, требует соответствующей смены угла зрения и от профессионалов в области образования, результатом чего должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития.
Полагаем, что необходимо принять для этого срочные меры и найти объективные, соответствующие инновационной модели развития казахстанской экономики, решения развития отечественного образования". |