Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 9 сентября
На сегодняшнем пленарном заседании Мажилиса с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. выступил депутат Мурат Ахмадиев:
"Во время парламентских каникул я побывал в ряде контрольно-пропускных пунктов: "Капланбек" в ЮКО, "Сыпатай-батыр", "Кордай", "Карасу" в Жамбылской области, "Хоргос" и "Кольжат" в Алматинской области, где ознакомился с работой контрольных пунктов Пограничной службы КНБ РК, таможенными постами Комитета таможенного контроля МФ РК, встретился с руководителями и коллективами этих служб. Необходимо отметить, что командир пограничной службы КП "Хоргос" по непонятным причинам отказался со мной встретиться.
Во время бесед с работниками вышеназванных КПП и гражданами Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана поднимались проблемы, решение которых улучшило бы в целом работу пропускных пунктов. Большинство отмечают, что в последние годы качество работ всех служб КПП повысилось, техническое оснащение на хорошем уровне и отвечает современным требованиям. Хотелось бы отметить систему опломбирования грузов на таможенных постах, что запрещает последующее вскрытие грузов до конечного пункта назначения. Данная мера позволяет отслеживать груз на всем протяжении маршрута и исключить факты криминала и коррупции. Но вместе с тем есть проблемы:
1. Так, чтобы гражданину пройти проверку на КПП необходимо оформлять 6 документов:
- пограничный контроль КПП ПС КНБ РК
- ветеринарный контроль - МСХ РК
- таможенный контроль - ТП КТК МФ РК
- санитарно-эпидемиологический контроль - КГСЭН МЗ РК
- фитосанитарный контроль
- транспортный контроль.
Все это создает неудобства и отнимает массу времени у граждан. Считаю целесообразным рассмотреть вопрос сокращения числа проверяющих служб, передав или совместив полномочия одних с другими.
2. На КПП "Капланбек" в ЮКО граждане обоих стран жаловались, что заполнение декларации отнимает много времени и если учесть большой поток людей, можно представить, что там происходит. Так, если бы КПП работал круглосуточно, то поток людей намного сократился бы. Кроме того, были жалобы от граждан о грубом отношении некоторых сотрудников КПП, порой доходивших до рукоприкладства. Неизвестные люди продают по 200 тенге гражданам Узбекистана карточки временной регистрации, которые должны выдаваться бесплатно.
3. На КПП "Сыпатай-батыр" в Жамбылской области до недавнего времени велось строительство терминала с административным помещением, которое в настоящее время остановилось. Потратив огромные бюджетные деньги, при этом оставив после себя массу дефектов, строительная компания "Манап" по непонятным причинам прекратила работу и исчезла в неизвестном направлении. Кроме того, данный международный КПП находится частично на частной территории, и государственная граница также проходит через частные земли. Это создает проблемы в работе служб, где им приходится каждый день решать с собственником земельного участка различные бытовые вопросы. Данный правовой пробел до сих пор не решен.
4. На КПП "Карасу" в Жамбылской области практически полностью отсутствует инфраструктура, кроме двух вагонов, где размещены пограничники и таможенные службы. Нет ни одного помещения для приема граждан, нет ни одной скамьи для отдыха, нет даже временного туалета. Большой поток людей, особенно в летнее время, когда люди едут отдыхать на Иссык-Куль, выстраивается в очередь в жару на 3-4 часа. При этом сотрудникам КПП в предоставленных условиях или в отсутствие таковых, не представляется возможным выполнять возложенные на них обязанности более оперативно.
5. На КПП "Кордай" в Жамбылской области в настоящее время расширяют мост, который скоро сдадут в эксплуатацию, что очень обнадеживает. Но параллельно с расширением моста необходимо расширять и терминал, который остается узким, иначе от этой работы не будет никакого эффекта. Также на данном КПП поднимались вопросы граждан из Кызгызстана на частном автотранспорте, относительно скопления большого количества транспорта и группы молодых людей, предлагающих водителям за сумму от 500 до 1000 тенге провести их транспорт без очереди. В частности, к машине в которой я направлялся через пост, подошли двое и предложили провести меня без очереди за 500 тенге.
6. На КПП "Хоргос" не работает один из аппаратов автоматизированной системы контроля доставки товаров (АСКДТ). Система нуждается в срочном ремонте, для чего необходимы средства в размере 1 млн. тенге, которые у них отсутствуют. В случае выхода из строя второй АСКДТ работа таможенных служб по проверке огромного потока грузов из Китая может быть полностью парализована. Также вызывает недоумение, что на данном пункте работают несколько частных фирм, которые за определенную плату оформляют документы для водителей грузовых автомобилей. Возникает вопрос: законен ли данный вид деятельности и почему данную функцию нельзя предоставить таможенной службе, что принесет дополнительный доход государству?
7. На КПП "Кольжат" в Алматинской области английской фирмой установлен инспекционно-досмотровой комплекс (ИДК), однако до сих пор не введен в эксплуатацию, при этом отсутствует терминал для прохода людей, которого даже нет в планах. Требуется капитальный ремонт терминала и административных помещений, обшарпанный вид которых, очень бледно выглядит в сравнении со зданиями таможни с китайской стороны, где все на должном уровне. Создается неприятное впечатление, ведь международный КПП - это лицо государства. Для ремонта необходимы денежные средства в размере 120 млн. тенге.
8. Необходимо отметить, что на всех вышеуказанных КПП бытовые проблемы решают сами работники. Арендуют квартиры в близлежащих селах, устраивают своих детей в детские сады и школы, находят автотранспорт, чтобы доехать до работы и обратно, а расстояние составляет в среднем от 10 до 25 км. На мой вопрос о необходимости организации своевременной доставки сотрудников на работу, руководители КПП отвечали, что на эти цели финансирование не предусмотрено. Многих работников таможенной службы интересуют намечаемые изменения в вопросе выхода их на пенсию в 45 лет, а также заработная плата, которая на порядок ниже, чем у работников пограничных служб.
В связи с вышеизложенным, прошу Вас дать разъяснение по каждому пункту запроса, принять меры по фактам коррупции и несоблюдения этики государственных служащих на местах, а также уделить особое внимание решению социальных вопросов и развитию инфраструктуры вышеобозначенных контрольно-пропускных пунктов". |