NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 23.04.2024 16:02 ast
14:02 msk

Доклад
министра экономики и бюджетного планирования Б. Султанова "О республиканском бюджете на 2010-2012 годы" в Мажилисе Парламента РК
15.09.2009 / политика и общество

Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты!

Второй год на Ваше рассмотрение выносится проект республиканского бюджета на трехлетний период. Несмотря на неоднозначные экономические условия, в которых прогнозирование становится делом затруднительным и "неблагодарным", трехлетний бюджет остается актуальным инструментом новых подходов в системе планирования.

Исполнение первого трехлетнего бюджета еще не закончено и итоги успешности реформ подводить еще рано, однако мы не стоим на месте, и все выявляемые несовершенства анализируются и подготавливаются предложения по их устранению. Так, параллельно с проектом бюджета на Ваше рассмотрение в ближайшее время будет вынесен законопроект, предполагающий внесение корректив в Бюджетный кодекс.

Одновременно с проектом бюджета на Ваше рассмотрение внесен проект Закона Республики Казахстан "О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2010 - 2012 годы".

Параметры республиканского бюджета на 2010-2012 годы разработаны на основе Прогноза социально-экономического развития страны на 2010-2014 годы.

Прогноз социально-экономического развития разработан на основе прогнозных тенденций развития мировой экономики, ситуации на мировых товарных рынках и прогноза мировых цен на основные позиции казахстанского экспорта.

В мировой экономике наметились признаки выхода из глубокого экономического кризиса. С конца второго квартала принимаемые антикризисные меры одновременно с некоторым улучшением ценовой конъюнктуры и ростом спроса на мировом рынке, способствовали замедлению темпов падения экономики Казахстана.

С учетом этих тенденций, за основу при разработке проекта республиканского бюджета был взят базовый сценарий развития экономики в среднесрочном периоде.

Базовый сценарий предполагает, что после падения мирового ВВП в 2009 году с 2010 года по прогнозам международных организаций ожидается постепенное оживление и восстановление мировой экономики. По мере восстановления мировой экономики и спроса на энергоресурсы и сырье международными организациями прогнозируется постепенное повышение мировых цен на нефть, металлы.

Мы опираемся на более консервативный прогноз по уровню мировых цен на нефть, учитывая изменчивость мировой конъюнктуры и волатильность мировых цен.

Базовый сценарий развития предполагает, что в 2010 году мировые цены на нефть (Brent) будут находиться в среднем на уровне 50 долл. США за баррель. С 2011 года предполагается повышение мировых цен на нефть до 60 долл. США.

С 2010 года прогнозируется постепенное увеличение темпов роста реального ВВП с 2,4% в 2010 году до 3,9% в 2014 году.

Росту экономики в среднесрочном периоде будет способствовать рост в реальном секторе и рост объема оказываемых услуг.

Прогнозируется снижение уровня инфляции с 7,5-8,0% в 2010 году до 7% в 2014 году.

Теперь об основных параметрах республиканского бюджета на 2010 - 2012 годы.

При формировании прогноза доходов учитывались данные отчета об исполнении за 2008 год, оценка поступлений по 2009 году на базе фактических поступлений за первое полугодие, эффект от реализации антикризисных мер.

С учетом того, что принято решение отказаться от привлечения целевых трансфертов из Нацфонда и продолжить политику накопления его активов, законопроектом предлагается сохранить размер ставки корпоративного подоходного налога на 2010-2012 годы на уровне текущего года (20%). Это позволит нам мобилизовать дополнительно 83,7 млрд. тенге, относительно ранее утвержденных объемов доходов 2010 года, 100,3 млрд. тенге и 219,7 млрд. тенге в 2011 и 2012 годах соответственно.

Таким образом, поступления республиканского бюджета на 2010 год определены в объеме 3189,6 млрд. тенге или с ростом по сравнению с оценкой текущего года на 16,2 %, из них доходы (без учета поступления трансфертов) прогнозируются в сумме 1734,5 млрд. тенге, что на 298,4 млрд. тенге больше оценки 2009 года

Основной удельный вес в налоговых поступлениях занимают корпоративный подоходный налог - 50,3%, и налог на добавленную стоимость - 34%.

Корпоративный подоходный налог на 2010 год рассчитан в сумме 828,3 млрд. тенге с ростом против оценки 2009 года на 214,3 млрд. тенге. При расчете учтены переходящие с 2009 года суммы корпоративного подоходного налога (которые не уплачивались в 2009 году) - 91,4 млрд. тенге от налогоплательщиков, уплачивающих корпоративный подоходный налог один раз в год по сроку 31 марта.

Также в прогнозе предусмотрено увеличение поступлений в сумме 42,8 млрд. тенге от расширения налогооблагаемой базы в результате снижения налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики и дополнительные поступления за счет улучшения налогового администрирования в сумме 20,5 млрд. тенге.

По неналоговым поступлениям прогноз на 2010 год определен в сумме 61,8 млрд. тенге, что составляет 82,5% к оценке 2009 года. В оценке 2009 года учитываются поступления административных штрафов, пени, санкций и взысканий, налагаемых центральными государственными органами, их территориальными подразделениями в сумме 12,5 млрд. тенге, которые не планируются в целях реального подхода к определению размера штрафа.

По поступлениям от продажи основного капитала прогноз на 2010 год определен в сумме 26,7 млрд. тенге, с ростом против оценки 2009 года на 21,1 млрд. тенге. Увеличение поступлений связано с поступлениями от реализации зерна из государственных ресурсов исходя из выделенных из республиканского бюджета средств в 2009 году по бюджетной программе 061 "Закуп зерна в государственные ресурсы", которые подлежат возврату в республиканский бюджет в 2010 году, а также возврат в республиканский бюджет средств выделенных для закупа зерна урожая 2008 года по которым была дана отсрочка возврата в бюджет в 2009 году.

В 2011 и 2012 годах планируется увеличение доходов к уровню предшествующего года на 334,4 млрд. тенге и 141,5 млрд. тенге соответственно.

В поступлениях республиканского бюджета учтены передаваемые трансферты из местных бюджетов в связи с централизацией функций по представлению гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и сокращение полугодового прироста фонда оплаты труда, ранее учтенного при расчете субвенций и изъятий. Эти изменения имеют отношение и к расходной части, поэтому остановимся на них чуть позже.

Прогноз поступлений в Национальный фонд на 2010 год, составил 1 371 млрд. тенге, или 7,9 % к ВВП. Гарантированный трансферт из Национального фонда в республиканский бюджет ежегодно составит порядка 1 трлн. тенге. Это не более 1/3 части от активов фонда на конец года, предшествующего планируемому, что соответствует требованиям, установленным Концепцией по формированию и использованию средств Нацфонда.

Рассматриваемый сегодня законопроект "О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2010 - 2012 годы" предусматривает утверждение размера Гарантированного трансферта в указанных пределах.

Очень важно отметить, что, исходя из вышеприведенных макропоказателей, прогнозируется дальнейшее накопление активов Национального фонда до 31 млрд. долл. США к концу 2012 года.

Подробное описание доходной части бюджета по видам поступлений в сравнении с оценкой 2009 года представлено в пояснительной записке, имеющейся в Ваших материалах и мы готовы детально обсудить данные прогнозы на отдельных заседаниях Рабочей группы и Комитетов Мажилиса.

Разрешите перейти к расходной части трехлетнего бюджета.

Расходы республиканского бюджета на 2010 год планируются в объеме 3910,6 млрд. тенге с ростом к оценке текущего года на 17,9 %. Увеличение расходов бюджета на 593 млрд. тенге по сравнению с текущим годом связано с реализацией мероприятий, вытекающих из Посланий Главы государства народу Казахстана, направленных на повышение уровня жизни граждан страны и недопущение роста безработицы, поддержку малого и среднего бизнеса, развитие агропромышленного комплекса.

Объемы бюджетных изъятий и субвенций на 2010 год соответствуют объемам, утвержденным в Законе от 27 ноября 2007 года "Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы на 2008 - 2010 годы" и составляют 77,7 млрд. тенге и 645,4 млрд. тенге соответственно.

Учитывая переходный период, объемы субвенций и изъятий на 2011-2012 годы рассчитаны в соответствии с действующей методикой расчетов трансфертов общего характера. Изъятия из местных бюджетов в 2011 году составят 137,7 млрд. тенге, в 2012 году - 131,4 млрд. тенге, субвенции - 521,8 млрд. тенге и 603,6 млрд. тенге соответственно.

Кроме того, местным бюджетам будут перечислены целевые трансферты в 2010 году в сумме 557,2 млрд. тенге, в 2011 году - 406,4 млрд. тенге, в 2012 году - 353,1 млрд. тенге.

В их число, входят трансферты на обеспечение выплат государственной адресной социальной помощи и государственного пособия на детей до 18 лет из малообеспеченных семей в связи с ростом прожиточного минимума, содержание вновь вводимых объектов образования, здравоохранения, капитальный и средний ремонты автодорог местного значения и т.д.

В настоящее время ведется работа по дальнейшему совершенствованию действующей Методики определения размеров межбюджетных трансфертов, после утверждения которой, в 2010 году будет разработан законопроект об объемах трансфертов общего характера на 2011-2013 годы.

Дефицит бюджета определен на уровне 4,1 % к ВВП в 2010 году, 3,8% к ВВП в 2011 году и 3,5% к ВВП в 2012 году. Данный уровень дефицита бюджета в полной мере обеспечит внутренний рынок долговыми инструментами.

Уважаемые депутаты, законопроект обеспечивает выполнение основных положений Посланий Главы государства, а также платформы партии "Нур Отан" и поручений, данных на XII съезде партии.

В первую очередь, конечно, речь идет о социальных обязательствах государства.

Предусмотрен ежегодный рост расходов на поддержку и развитие социальной сферы, которые в предстоящем трехлетнем периоде составят порядка 40% от всех расходов республиканского бюджета.

Вкратце остановлюсь на каждом из этих направлений.

В бюджетной сфере сохранено повышение пенсионных выплат, государственных стипендий на 25% и 30 % в 2010-2011 годах, соответственно.

Вместе с тем, учитывая, что 2010 год остается еще достаточно сложным для экономики страны, повышение заработной платы работникам бюджетной сферы в 2010-2011 годах предусмотрено с 1 июля.

В сфере социального обеспечения и социальной помощи предусмотрено увеличение средних размеров пенсий в 2010 году - на 25 %, в 2011 году - 30% и в 2012 году - на 10 %.

Связанный с указанными мерами рост среднедушевых доходов позволит повысить покупательную способность населения, рост товарооборота и объема оказываемых услуг, что обеспечит в 2010 году дополнительный прирост номинального ВВП по оценке на 6,8% и 0,6% в реальном выражении.

В среднем на 9% в соответствии с Посланиями Главы Государства будут увеличиваться размеры государственных социальных пособий и специальных государственных пособий.

В целом, изменения основных социальных показателей на предстоящие три года показаны на шестнадцатом слайде розданной презентации.

В целях стимулирования рождаемости и улучшения демографической ситуации предусмотрены средства на повышение ежемесячных пособий по уходу за ребенком, а с 2010 года на увеличение размераединовременных пособий на рождение 4-го и более ребенка.

Повышение размера спецгоспособия многодетным матерям, награжденным подвесками "Алтын алка", "Куміс алка" или получившим ранее звание "Мать-героиня" и награжденные орденом "Материнская слава" с 3,9 МРП до 6 МРП коснется в 2010 году более 221 тыс. человек, на что всего потребуется 22,6 млрд. тенге.

С 2010 года вводится пособие родителям, опекунам, воспитывающим детей - инвалидов, размер, которого будет приравнен к минимальной заработной плате. Это потребует только в 2010 году 5,2 млрд. тенге и затронет почти 29 тыс. человек, в 2011 году - 48 тыс. человек и 9,5 млрд. тенге, в 2012 году 49,3 тыс.человек и 10,4 млрд. тенге.

На оплату льготного проезда ветеранов и инвалидов Отечественной войны и выплату им единовременной материальной помощи, приуроченных к празднованию 65-летия Победы в Великой Отечественной войне в 2010 году предусмотрено 4,8 млрд. тенге.

В соответствии с законопроектом "О ветеранах", который находится у Вас на рассмотрении, в проекте бюджета предусмотрены дополнительные расходы в сумме порядка 1 млрд. тенге ежегодно, связанные с оптимизацией категорий граждан, относящихся к ветеранам войны.

Предусмотрены средства на продолжение реализации пилотных проектов по Программе "Нурлы кош", финансирование которой составит 33 млрд. тенге ежегодно. В результате, мы ожидаем переселение на историческую родину в течение трех лет 60 тысяч семей оралманов, в том числе порядка 4,5 тысяч семей оралманов по пилотным проектам Программы "Нурлы кош".

Будет продолжена реализация Стратегии региональной занятости и переподготовки кадров, на что в проекте бюджета предусмотрены средства на 2010 год в сумме 100 млрд. тенге.

Напомним, что эта мера в течение текущего года позволила создать порядка 258 тысяч рабочих мест на ремонтных работах, на которых трудоустроено 240 тыс. человек, и почти 101 тысяча человек трудоустроено на временные рабочие места за счет расширения программы молодежной практики и социальных рабочих мест для целевых групп населения. Общее количество реализуемых проектов составляет почти 5 126 единиц.

В сфере образования:

Предусмотрено финансирование создания 20 интеллектуальных школ, в том числе в 2010 году - 13,5 млрд. тенге, в 2011 году - 7,1 млрд. тенге.

На обучение по программам высшего и послевузовского образования в ведущих зарубежных ВУЗах 3-х тысяч граждан Казахстана в рамках программы "Болашак" в 2010 году будет направлено 16,1 млрд. тенге, в 2011 году - 15,1 млрд. тенге и в 2012 году - 16,2 млрд. тенге.

На приобретение лингафонных и мультимедийных кабинетов, кабинетов физики, химии и биологии в организациях образования начального, основного среднего и общего среднего образования предусмотрено в 2010 году 4,9 млрд. тенге и по 5,6 млрд. тенге в 2011-2012 годах.

В виде целевых трансфертов в местные бюджеты предусматриваются средства в сумме 116,2 млрд. тенге на строительство школ, детских садов, профессиональных школ, а также на сейсмоусиление объектов образования, в том числе в 2010 году.- 39,8 млрд. тенге, в 2011 году- 38,2 млрд.тенге, в 2012 году - 38,2 млрд. тенге.

На проведение капитального ремонта организаций образования в 2010-2012 годах предусмотрены средства на общую сумму 1,3 млрд.тенге.

В целях подготовки кадров международного уровня запланированы средства на завершение строительства 1-ой очереди Нового университета в г. Астане в сумме 17,7 млрд. тенге.

На грантовое финансирование научных проектов в 2010-2012 годах предусматривается ежегодно по 5млрд. тенге.

В сфере здравоохранения предусмотрены расходы в сумме 661,8 млрд. тенге на три года на создание Единой национальной системы здравоохранения, предполагающей внедрение рыночной модели здравоохранения путем оплаты расходов за фактические оказанные услуги организациями здравоохранения и свободного выбора пациентом врача и медицинской организации.

В этой связи, в республиканском бюджете на 2010-2012 годы учтены расходы на оказание медицинской помощи в стационарах и дневных стационарах по социально-значимым заболеваниям, и заболеваниям, представляющих опасность для окружающих, передаваемые из местных бюджетов на центральный уровень.

В сфере культуры и информационного пространства предусмотрены следующие мероприятия:

Финансирование Государственной программы функционирования и развития языков в предстоящие три года составит 14,5 млрд. тенге (порядка 5 млрд. тенге ежегодно).

На воссоздание памятников истории и культуры, в том числе в странах дальнего и ближнего зарубежья, непосредственно связанных с историей Казахстана, в рамках Программы "Мәдени мура" на 2010-2012 годы предусмотрено всего 4 млрд. тенге.

В сферах развития спорта и туризма предусмотрено финансирование подготовки и проведения в Казахстане Азиатских игр в 2011 году. В том числе предусмотрено строительство и реконструкция спортивных объектов, транспортной и энергетической инфраструктуры в гг. Алматы и Астана, а также организационные мероприятия. На эти цели в 2010 году предусмотрено 53,2 млрд. тенге, в 2011 году - 10,5 млрд. тенге;

В проекте бюджета учтены новшества законопроекта "О физической культуре и спорте", предполагающего увеличение размера материальных выплат спортсменам и тренерам с 8 МРП до 24 МРП. В их число войдут тренера, участвовавшие в составе сборных команд республики и бывшего СССР в Олимпийских Играх.

На развитие космической деятельности для создания целевых космических систем, разработки и использования новейших технологий предусмотрены расходы в 2010 году в сумме 6,8 млрд. тенге, в 2011 году в сумме 17,9 млрд. тенге, в 2012 году в сумме 32 млрд. тенге.

В рамках развития агропромышленного комплекса предусмотрены мероприятия:

По обеспечению продовольственной безопасности, в том числе:

на ежегодный закуп зерна в государственные ресурсы с расходами в сумме 41,6 млрд. тенге на три года;

на субсидирование сельского хозяйства, включая удешевление стоимости ГСМ и минеральных удобрений, необходимых для проведения весенне-полевых и уборочных работ в 2010 году - 47,6 млрд. тенге, в 2011 году - 48,4 млрд. тенге; в 2012 году - 49,2 млрд. тенге;

на кредитование проведения весенне-полевых и уборочных работ через АО "КазАгро"- 80 млрд. тенге ежегодно.

До 5 млрд. тенге увеличены расходы на субсидирование ставки вознаграждения по кредитам, выдаваемым финансовыми институтами предприятиям по переработке сельхозпродукции на пополнение их основных и оборотных средств, по лизингу оборудования;

На обеспечение развития водного хозяйства, включая строительство и реконструкцию групповых водопроводов и трансферты местным бюджетам на развитие систем водоснабжения проектом предусмотрены средства в 2010 году - 41,7 млрд. тенге, в 2011 году - 46,5 млрд. тенге; на 2012 год - 51,7 млрд. тенге.

На обеспечение ветеринарной безопасности и реализацию мероприятий в соответствии с внесенными изменениями в закон "О ветеринарии", принятыми в июне текущего года, в проекте бюджета предусмотрено ежегодно порядка 20 млрд. тенге, в их числе расходы на оказание услуг по организации и проведению идентификации сельскохозяйственных животных, а также созданию и содержанию подразделений местных исполнительных органов в области ветеринарии.

В бюджете Министерства сельского хозяйства предусмотрены расходы на социальную поддержку и стимулирование работников социальной сферы сельских населенных пунктов, в том числе:

трансферты местным бюджетам для выплаты подъемного пособия специалистам социальной сферы, пребывающим в аульную (сельскую) местность, в размере 70-кратного МРП на одного специалиста;

бюджетные кредиты местным исполнительным органам для приобретения жилья по нулевой процентной ставке работникам социальной сферы с расходами 12,6 млрд. тенге на три года.

Данные меры, направлены на привлечение в сельскую местность молодых специалистов в сфере образования и здравоохранения.

В проекте трехлетнего бюджета предусмотрены средства на завершение реализации Госпрограммы жилищного строительства на 2008 - 2010 годы, в объеме, утвержденном в Госпрограмме, т.е. 87,7 млрд. тенге на 2010 год.

Также на решение проблем дольщиков по городу Алматы и Алматинской области предусмотрены средства в сумме 10 млрд. тенге на строительство соответствующей инфраструктуры.

В проекте бюджета предусмотрены средства на дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры, в том числе в рамках реализации Транспортной стратегии в 2010 году - 170,6 млрд. тенге, 2011 год - 246,8 млрд. тенге, 2012 год - 274,7 млрд. тенге, из них:

на реконструкцию автодорожного транзитного коридора Западная Европа - Западный Китай в 2010 году - 110,3 млрд. тенге, 2011 году - 182,2 млрд. тенге и 2012 году - 197,6 млрд. тенге;

на развитие международных транзитных коридоров на 2010 год - 22,9 млрд. тенге, 2011 год - 16,6 млрд. тенге, 2012 год - 28 млрд. тенге.

Целевые трансферты местным бюджетам на развитие транспортной инфраструктуры предусмотрены на 2010 год - 15,3 млрд. тенге, 2011 год - 20,5 млрд. тенге, 2012 год - 17,4 млрд. тенге.

Предусмотренные проектом бюджета расходы на субсидирование железнодорожных пассажирских перевозок в 2010 году в сумме 16,7 млрд. тенге, в 2011 году - 19,4 млрд. тенге, в 2012 году - 22,2 млрд. тенге направлены на обеспечение доступности проезда по социально-значимым межобластным сообщениям.

Несмотря на сложные экономические условия, республиканский бюджет обеспечит выполнение всех ранее взятых социальных обязательств, в том числе за счет пересмотра путей реализации государственных инвестиций и вывода из бюджета части расходов на индустриализацию. Это значит только то, что изменилась схема ее реализации, а не остановка в целом процесса. В нынешних условиях индустриализация должна способствовать ускоренному посткризисному развитию.

Финансирование долгосрочных капиталоемких проектов, реализуемых и планируемых к реализации в рамках разрабатываемой Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-2014 годы, планируется за счет привлечения облигационных займов из Национального фонда. (Акционерное общество "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" и "Акционерное общество "Национальный управляющий холдинг "КазАгро").

Это позволит задействовать внутренние резервы страны, а также повысить отдачу от реализации проектов и ответственность непосредственных исполнителей.

Одним из крупных блоков бюджета также является топливно-энергетический комплекс, на который ежегодно предусматриваются значительные средства, так на 2010 год предусмотрены затраты в сумме 75,1 млрд. тенге, на 2011 год - 62,9 млрд. тенге, на 2012 год - 57,2 млрд. тенге, из них:

целевые трансферты местным бюджетам на развитие теплоэнергетической системы на 2010 год - 62,1 млрд. тенге, на 2011 год - 45,5 млрд. тенге, на 2012 год - 38,3 млрд. тенге.

В проекте бюджета также предусмотрены расходы на дальнейшее развитие инфраструктуры городов Астана и Алматы, как административного и культурного центров страны.

Расходы Министерства обороны составили в целом на 2010 - 2012 годы - 506,9 млрд. тенге (в том числе на 2010 год - 159,5 млрд. тенге, то есть 0,9% к ВВП, 2011 год - 168 млрд. тенге (0,87 % к ВВП), 2012 год - 179,4 млрд. тенге (0,85 % к ВВП).

На решение задач по поддержке отечественных товаропроизводителей оборонно-промышленного комплекса в 2010 году предусмотрены расходы в сумме 2,5 млрд. тенге на размещение государственного оборонного заказа на отечественных предприятиях оборонно-промышленного комплекса и обеспечение модернизации вооружения и военной техники.

Эта мера входит в комплекс мероприятий по выполнению поручений Главы Государства о повышении уровня казахстанского содержания и поддержке отечественных предприятий.

В целях укрепления южных границ, блокирования распространения наркомании и роста зависимости от психоактивных веществ среди населения страны, а также для усиления противодействия социально-опасным тенденциям, связанным с наркоманией и наркобизнесом в проекте бюджета учтены расходы на реализацию Программы борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2009-2011 годы в сумме 31,3 млрд. тенге на два года.

Таковы основные характеристики расходной части проекта бюджета на предстоящий трехлетний период.

Уважаемые депутаты!

Формирование бюджета осуществлялось в строгом соответствии с поручением Главы государства о жесткой экономии бюджетных средств и их эффективном использовании, в силу ограниченности ресурсов и продолжающихся кризисных явлений.

Сегодня я остановился на основных показателях проекта бюджета.

Хочу Вас заверить, что на последующих заседаниях Рабочей группы, Комитетов мы подробно ответим на все Ваши вопросы и обеспечим предоставление всех интересующих расчетов, связанных с формированием трехлетнего бюджета.

Вместе с проектом трехлетнего бюджета во внесенных материалах имеются и пятилетний прогноз социально-экономического развития, одобренный на заседании Правительства, и проекты пятилетних стратегических планов государственных органов.

Считаю, что эти документы позволяют не только облегчить восприятие стратегических и бюджетных планов государственных органов, но и реально ориентировать всю их дальнейшую работу на конкретные результаты, как это поручалось Главой государства. Благодарю за внимание!

Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты!

Второй год на Ваше рассмотрение выносится проект республиканского бюджета на трехлетний период. Несмотря на неоднозначные экономические условия, в которых прогнозирование становится делом затруднительным и "неблагодарным", трехлетний бюджет остается актуальным инструментом новых подходов в системе планирования.

Исполнение первого трехлетнего бюджета еще не закончено и итоги успешности реформ подводить еще рано, однако мы не стоим на месте, и все выявляемые несовершенства анализируются и подготавливаются предложения по их устранению. Так, параллельно с проектом бюджета на Ваше рассмотрение в ближайшее время будет вынесен законопроект, предполагающий внесение корректив в Бюджетный кодекс.

Одновременно с проектом бюджета на Ваше рассмотрение внесен проект Закона Республики Казахстан "О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2010 - 2012 годы".

Параметры республиканского бюджета на 2010-2012 годы разработаны на основе Прогноза социально-экономического развития страны на 2010-2014 годы.

Прогноз социально-экономического развития разработан на основе прогнозных тенденций развития мировой экономики, ситуации на мировых товарных рынках и прогноза мировых цен на основные позиции казахстанского экспорта.

В мировой экономике наметились признаки выхода из глубокого экономического кризиса. С конца второго квартала принимаемые антикризисные меры одновременно с некоторым улучшением ценовой конъюнктуры и ростом спроса на мировом рынке, способствовали замедлению темпов падения экономики Казахстана.

С учетом этих тенденций, за основу при разработке проекта республиканского бюджета был взят базовый сценарий развития экономики в среднесрочном периоде.

Базовый сценарий предполагает, что после падения мирового ВВП в 2009 году с 2010 года по прогнозам международных организаций ожидается постепенное оживление и восстановление мировой экономики. По мере восстановления мировой экономики и спроса на энергоресурсы и сырье международными организациями прогнозируется постепенное повышение мировых цен на нефть, металлы.

Мы опираемся на более консервативный прогноз по уровню мировых цен на нефть, учитывая изменчивость мировой конъюнктуры и волатильность мировых цен.

Базовый сценарий развития предполагает, что в 2010 году мировые цены на нефть (Brent) будут находиться в среднем на уровне 50 долл. США за баррель. С 2011 года предполагается повышение мировых цен на нефть до 60 долл. США.

С 2010 года прогнозируется постепенное увеличение темпов роста реального ВВП с 2,4% в 2010 году до 3,9% в 2014 году.

Росту экономики в среднесрочном периоде будет способствовать рост в реальном секторе и рост объема оказываемых услуг.

Прогнозируется снижение уровня инфляции с 7,5-8,0% в 2010 году до 7% в 2014 году.

Теперь об основных параметрах республиканского бюджета на 2010 - 2012 годы.

При формировании прогноза доходов учитывались данные отчета об исполнении за 2008 год, оценка поступлений по 2009 году на базе фактических поступлений за первое полугодие, эффект от реализации антикризисных мер.

С учетом того, что принято решение отказаться от привлечения целевых трансфертов из Нацфонда и продолжить политику накопления его активов, законопроектом предлагается сохранить размер ставки корпоративного подоходного налога на 2010-2012 годы на уровне текущего года (20%). Это позволит нам мобилизовать дополнительно 83,7 млрд. тенге, относительно ранее утвержденных объемов доходов 2010 года, 100,3 млрд. тенге и 219,7 млрд. тенге в 2011 и 2012 годах соответственно.

Таким образом, поступления республиканского бюджета на 2010 год определены в объеме 3189,6 млрд. тенге или с ростом по сравнению с оценкой текущего года на 16,2 %, из них доходы (без учета поступления трансфертов) прогнозируются в сумме 1734,5 млрд. тенге, что на 298,4 млрд. тенге больше оценки 2009 года

Основной удельный вес в налоговых поступлениях занимают корпоративный подоходный налог - 50,3%, и налог на добавленную стоимость - 34%.

Корпоративный подоходный налог на 2010 год рассчитан в сумме 828,3 млрд. тенге с ростом против оценки 2009 года на 214,3 млрд. тенге. При расчете учтены переходящие с 2009 года суммы корпоративного подоходного налога (которые не уплачивались в 2009 году) - 91,4 млрд. тенге от налогоплательщиков, уплачивающих корпоративный подоходный налог один раз в год по сроку 31 марта.

Также в прогнозе предусмотрено увеличение поступлений в сумме 42,8 млрд. тенге от расширения налогооблагаемой базы в результате снижения налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики и дополнительные поступления за счет улучшения налогового администрирования в сумме 20,5 млрд. тенге.

По неналоговым поступлениям прогноз на 2010 год определен в сумме 61,8 млрд. тенге, что составляет 82,5% к оценке 2009 года. В оценке 2009 года учитываются поступления административных штрафов, пени, санкций и взысканий, налагаемых центральными государственными органами, их территориальными подразделениями в сумме 12,5 млрд. тенге, которые не планируются в целях реального подхода к определению размера штрафа.

По поступлениям от продажи основного капитала прогноз на 2010 год определен в сумме 26,7 млрд. тенге, с ростом против оценки 2009 года на 21,1 млрд. тенге. Увеличение поступлений связано с поступлениями от реализации зерна из государственных ресурсов исходя из выделенных из республиканского бюджета средств в 2009 году по бюджетной программе 061 "Закуп зерна в государственные ресурсы", которые подлежат возврату в республиканский бюджет в 2010 году, а также возврат в республиканский бюджет средств выделенных для закупа зерна урожая 2008 года по которым была дана отсрочка возврата в бюджет в 2009 году.

В 2011 и 2012 годах планируется увеличение доходов к уровню предшествующего года на 334,4 млрд. тенге и 141,5 млрд. тенге соответственно.

В поступлениях республиканского бюджета учтены передаваемые трансферты из местных бюджетов в связи с централизацией функций по представлению гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и сокращение полугодового прироста фонда оплаты труда, ранее учтенного при расчете субвенций и изъятий. Эти изменения имеют отношение и к расходной части, поэтому остановимся на них чуть позже.

Прогноз поступлений в Национальный фонд на 2010 год, составил 1 371 млрд. тенге, или 7,9 % к ВВП. Гарантированный трансферт из Национального фонда в республиканский бюджет ежегодно составит порядка 1 трлн. тенге. Это не более 1/3 части от активов фонда на конец года, предшествующего планируемому, что соответствует требованиям, установленным Концепцией по формированию и использованию средств Нацфонда.

Рассматриваемый сегодня законопроект "О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2010 - 2012 годы" предусматривает утверждение размера Гарантированного трансферта в указанных пределах.

Очень важно отметить, что, исходя из вышеприведенных макропоказателей, прогнозируется дальнейшее накопление активов Национального фонда до 31 млрд. долл. США к концу 2012 года.

Подробное описание доходной части бюджета по видам поступлений в сравнении с оценкой 2009 года представлено в пояснительной записке, имеющейся в Ваших материалах и мы готовы детально обсудить данные прогнозы на отдельных заседаниях Рабочей группы и Комитетов Мажилиса.

Разрешите перейти к расходной части трехлетнего бюджета.

Расходы республиканского бюджета на 2010 год планируются в объеме 3910,6 млрд. тенге с ростом к оценке текущего года на 17,9 %. Увеличение расходов бюджета на 593 млрд. тенге по сравнению с текущим годом связано с реализацией мероприятий, вытекающих из Посланий Главы государства народу Казахстана, направленных на повышение уровня жизни граждан страны и недопущение роста безработицы, поддержку малого и среднего бизнеса, развитие агропромышленного комплекса.

Объемы бюджетных изъятий и субвенций на 2010 год соответствуют объемам, утвержденным в Законе от 27 ноября 2007 года "Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы на 2008 - 2010 годы" и составляют 77,7 млрд. тенге и 645,4 млрд. тенге соответственно.

Учитывая переходный период, объемы субвенций и изъятий на 2011-2012 годы рассчитаны в соответствии с действующей методикой расчетов трансфертов общего характера. Изъятия из местных бюджетов в 2011 году составят 137,7 млрд. тенге, в 2012 году - 131,4 млрд. тенге, субвенции - 521,8 млрд. тенге и 603,6 млрд. тенге соответственно.

Кроме того, местным бюджетам будут перечислены целевые трансферты в 2010 году в сумме 557,2 млрд. тенге, в 2011 году - 406,4 млрд. тенге, в 2012 году - 353,1 млрд. тенге.

В их число, входят трансферты на обеспечение выплат государственной адресной социальной помощи и государственного пособия на детей до 18 лет из малообеспеченных семей в связи с ростом прожиточного минимума, содержание вновь вводимых объектов образования, здравоохранения, капитальный и средний ремонты автодорог местного значения и т.д.

В настоящее время ведется работа по дальнейшему совершенствованию действующей Методики определения размеров межбюджетных трансфертов, после утверждения которой, в 2010 году будет разработан законопроект об объемах трансфертов общего характера на 2011-2013 годы.

Дефицит бюджета определен на уровне 4,1 % к ВВП в 2010 году, 3,8% к ВВП в 2011 году и 3,5% к ВВП в 2012 году. Данный уровень дефицита бюджета в полной мере обеспечит внутренний рынок долговыми инструментами.

Уважаемые депутаты, законопроект обеспечивает выполнение основных положений Посланий Главы государства, а также платформы партии "Нур Отан" и поручений, данных на XII съезде партии.

В первую очередь, конечно, речь идет о социальных обязательствах государства.

Предусмотрен ежегодный рост расходов на поддержку и развитие социальной сферы, которые в предстоящем трехлетнем периоде составят порядка 40% от всех расходов республиканского бюджета.

Вкратце остановлюсь на каждом из этих направлений.

В бюджетной сфере сохранено повышение пенсионных выплат, государственных стипендий на 25% и 30 % в 2010-2011 годах, соответственно.

Вместе с тем, учитывая, что 2010 год остается еще достаточно сложным для экономики страны, повышение заработной платы работникам бюджетной сферы в 2010-2011 годах предусмотрено с 1 июля.

В сфере социального обеспечения и социальной помощи предусмотрено увеличение средних размеров пенсий в 2010 году - на 25 %, в 2011 году - 30% и в 2012 году - на 10 %.

Связанный с указанными мерами рост среднедушевых доходов позволит повысить покупательную способность населения, рост товарооборота и объема оказываемых услуг, что обеспечит в 2010 году дополнительный прирост номинального ВВП по оценке на 6,8% и 0,6% в реальном выражении.

В среднем на 9% в соответствии с Посланиями Главы Государства будут увеличиваться размеры государственных социальных пособий и специальных государственных пособий.

В целом, изменения основных социальных показателей на предстоящие три года показаны на шестнадцатом слайде розданной презентации.

В целях стимулирования рождаемости и улучшения демографической ситуации предусмотрены средства на повышение ежемесячных пособий по уходу за ребенком, а с 2010 года на увеличение размера единовременных пособий на рождение 4-го и более ребенка.

Повышение размера спецгоспособия многодетным матерям, награжденным подвесками "Алтын алка", "Куміс алка" или получившим ранее звание "Мать-героиня" и награжденные орденом "Материнская слава" с 3,9 МРП до 6 МРП коснется в 2010 году более 221 тыс. человек, на что всего потребуется 22,6 млрд. тенге.

С 2010 года вводится пособие родителям, опекунам, воспитывающим детей - инвалидов, размер, которого будет приравнен к минимальной заработной плате. Это потребует только в 2010 году 5,2 млрд. тенге и затронет почти 29 тыс. человек, в 2011 году - 48 тыс. человек и 9,5 млрд. тенге, в 2012 году 49,3 тыс.человек и 10,4 млрд. тенге.

На оплату льготного проезда ветеранов и инвалидов Отечественной войны и выплату им единовременной материальной помощи, приуроченных к празднованию 65-летия Победы в Великой Отечественной войне в 2010 году предусмотрено 4,8 млрд. тенге.

В соответствии с законопроектом "О ветеранах", который находится у Вас на рассмотрении, в проекте бюджета предусмотрены дополнительные расходы в сумме порядка 1 млрд. тенге ежегодно, связанные с оптимизацией категорий граждан, относящихся к ветеранам войны.

Предусмотрены средства на продолжение реализации пилотных проектов по Программе "Нурлы кош", финансирование которой составит 33 млрд. тенге ежегодно. В результате, мы ожидаем переселение на историческую родину в течение трех лет 60 тысяч семей оралманов, в том числе порядка 4,5 тысяч семей оралманов по пилотным проектам Программы "Нурлы кош".

Будет продолжена реализация Стратегии региональной занятости и переподготовки кадров, на что в проекте бюджета предусмотрены средства на 2010 год в сумме 100 млрд. тенге.

Напомним, что эта мера в течение текущего года позволила создать порядка 258 тысяч рабочих мест на ремонтных работах, на которых трудоустроено 240 тыс. человек, и почти 101 тысяча человек трудоустроено на временные рабочие места за счет расширения программы молодежной практики и социальных рабочих мест для целевых групп населения. Общее количество реализуемых проектов составляет почти 5 126 единиц.

В сфере образования:

Предусмотрено финансирование создания 20 интеллектуальных школ, в том числе в 2010 году - 13,5 млрд. тенге, в 2011 году - 7,1 млрд. тенге.

На обучение по программам высшего и послевузовского образования в ведущих зарубежных ВУЗах 3-х тысяч граждан Казахстана в рамках программы "Болашак" в 2010 году будет направлено 16,1 млрд. тенге, в 2011 году - 15,1 млрд. тенге и в 2012 году - 16,2 млрд. тенге.

На приобретение лингафонных и мультимедийных кабинетов, кабинетов физики, химии и биологии в организациях образования начального, основного среднего и общего среднего образования предусмотрено в 2010 году 4,9 млрд. тенге и по 5,6 млрд. тенге в 2011-2012 годах.

В виде целевых трансфертов в местные бюджеты предусматриваются средства в сумме 116,2 млрд. тенге на строительство школ, детских садов, профессиональных школ, а также на сейсмоусиление объектов образования, в том числе в 2010 году.- 39,8 млрд. тенге, в 2011 году- 38,2 млрд.тенге, в 2012 году - 38,2 млрд. тенге.

На проведение капитального ремонта организаций образования в 2010-2012 годах предусмотрены средства на общую сумму 1,3 млрд.тенге.

В целях подготовки кадров международного уровня запланированы средства на завершение строительства 1-ой очереди Нового университета в г. Астане в сумме 17,7 млрд. тенге.

На грантовое финансирование научных проектов в 2010-2012 годах предусматривается ежегодно по 5млрд. тенге.

В сфере здравоохранения предусмотрены расходы в сумме 661,8 млрд. тенге на три года на создание Единой национальной системы здравоохранения, предполагающей внедрение рыночной модели здравоохранения путем оплаты расходов за фактические оказанные услуги организациями здравоохранения и свободного выбора пациентом врача и медицинской организации.

В этой связи, в республиканском бюджете на 2010-2012 годы учтены расходы на оказание медицинской помощи в стационарах и дневных стационарах по социально-значимым заболеваниям, и заболеваниям, представляющих опасность для окружающих, передаваемые из местных бюджетов на центральный уровень.

В сфере культуры и информационного пространства предусмотрены следующие мероприятия:

Финансирование Государственной программы функционирования и развития языков в предстоящие три года составит 14,5 млрд. тенге (порядка 5 млрд. тенге ежегодно).

На воссоздание памятников истории и культуры, в том числе в странах дальнего и ближнего зарубежья, непосредственно связанных с историей Казахстана, в рамках Программы "Мәдени мура" на 2010-2012 годы предусмотрено всего 4 млрд. тенге.

В сферах развития спорта и туризма предусмотрено финансирование подготовки и проведения в Казахстане Азиатских игр в 2011 году. В том числе предусмотрено строительство и реконструкция спортивных объектов, транспортной и энергетической инфраструктуры в гг. Алматы и Астана, а также организационные мероприятия. На эти цели в 2010 году предусмотрено 53,2 млрд. тенге, в 2011 году - 10,5 млрд. тенге;

В проекте бюджета учтены новшества законопроекта "О физической культуре и спорте", предполагающего увеличение размера материальных выплат спортсменам и тренерам с 8 МРП до 24 МРП. В их число войдут тренера, участвовавшие в составе сборных команд республики и бывшего СССР в Олимпийских Играх.

На развитие космической деятельности для создания целевых космических систем, разработки и использования новейших технологий предусмотрены расходы в 2010 году в сумме 6,8 млрд. тенге, в 2011 году в сумме 17,9 млрд. тенге, в 2012 году в сумме 32 млрд. тенге.

В рамках развития агропромышленного комплекса предусмотрены мероприятия:

По обеспечению продовольственной безопасности, в том числе:

на ежегодный закуп зерна в государственные ресурсы с расходами в сумме 41,6 млрд. тенге на три года;

на субсидирование сельского хозяйства, включая удешевление стоимости ГСМ и минеральных удобрений, необходимых для проведения весенне-полевых и уборочных работ в 2010 году - 47,6 млрд. тенге, в 2011 году - 48,4 млрд. тенге; в 2012 году - 49,2 млрд. тенге;

на кредитование проведения весенне-полевых и уборочных работ через АО "КазАгро"- 80 млрд. тенге ежегодно.

До 5 млрд. тенге увеличены расходы на субсидирование ставки вознаграждения по кредитам, выдаваемым финансовыми институтами предприятиям по переработке сельхозпродукции на пополнение их основных и оборотных средств, по лизингу оборудования;

На обеспечение развития водного хозяйства, включая строительство и реконструкцию групповых водопроводов и трансферты местным бюджетам на развитие систем водоснабжения проектом предусмотрены средства в 2010 году - 41,7 млрд. тенге, в 2011 году - 46,5 млрд. тенге; на 2012 год - 51,7 млрд. тенге.

На обеспечение ветеринарной безопасности и реализацию мероприятий в соответствии с внесенными изменениями в закон "О ветеринарии", принятыми в июне текущего года, в проекте бюджета предусмотрено ежегодно порядка 20 млрд. тенге, в их числе расходы на оказание услуг по организации и проведению идентификации сельскохозяйственных животных, а также созданию и содержанию подразделений местных исполнительных органов в области ветеринарии.

В бюджете Министерства сельского хозяйства предусмотрены расходы на социальную поддержку и стимулирование работников социальной сферы сельских населенных пунктов, в том числе:

трансферты местным бюджетам для выплаты подъемного пособия специалистам социальной сферы, пребывающим в аульную (сельскую) местность, в размере 70-кратного МРП на одного специалиста;

бюджетные кредиты местным исполнительным органам для приобретения жилья по нулевой процентной ставке работникам социальной сферы с расходами 12,6 млрд. тенге на три года.

Данные меры, направлены на привлечение в сельскую местность молодых специалистов в сфере образования и здравоохранения.

В проекте трехлетнего бюджета предусмотрены средства на завершение реализации Госпрограммы жилищного строительства на 2008 - 2010 годы, в объеме, утвержденном в Госпрограмме, т.е. 87,7 млрд. тенге на 2010 год.

Также на решение проблем дольщиков по городу Алматы и Алматинской области предусмотрены средства в сумме 10 млрд. тенге на строительство соответствующей инфраструктуры.

В проекте бюджета предусмотрены средства на дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры, в том числе в рамках реализации Транспортной стратегии в 2010 году - 170,6 млрд. тенге, 2011 год - 246,8 млрд. тенге, 2012 год - 274,7 млрд. тенге, из них:

на реконструкцию автодорожного транзитного коридора Западная Европа - Западный Китай в 2010 году - 110,3 млрд. тенге, 2011 году - 182,2 млрд. тенге и 2012 году - 197,6 млрд. тенге;

на развитие международных транзитных коридоров на 2010 год - 22,9 млрд. тенге, 2011 год - 16,6 млрд. тенге, 2012 год - 28 млрд. тенге.

Целевые трансферты местным бюджетам на развитие транспортной инфраструктуры предусмотрены на 2010 год - 15,3 млрд. тенге, 2011 год - 20,5 млрд. тенге, 2012 год - 17,4 млрд. тенге.

Предусмотренные проектом бюджета расходы на субсидирование железнодорожных пассажирских перевозок в 2010 году в сумме 16,7 млрд. тенге, в 2011 году - 19,4 млрд. тенге, в 2012 году - 22,2 млрд. тенге направлены на обеспечение доступности проезда по социально-значимым межобластным сообщениям.

Несмотря на сложные экономические условия, республиканский бюджет обеспечит выполнение всех ранее взятых социальных обязательств, в том числе за счет пересмотра путей реализации государственных инвестиций и вывода из бюджета части расходов на индустриализацию. Это значит только то, что изменилась схема ее реализации, а не остановка в целом процесса. В нынешних условиях индустриализация должна способствовать ускоренному посткризисному развитию.

Финансирование долгосрочных капиталоемких проектов, реализуемых и планируемых к реализации в рамках разрабатываемой Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-2014 годы, планируется за счет привлечения облигационных займов из Национального фонда. (Акционерное общество "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" и "Акционерное общество "Национальный управляющий холдинг "КазАгро").

Это позволит задействовать внутренние резервы страны, а также повысить отдачу от реализации проектов и ответственность непосредственных исполнителей.

Одним из крупных блоков бюджета также является топливно-энергетический комплекс, на который ежегодно предусматриваются значительные средства, так на 2010 год предусмотрены затраты в сумме 75,1 млрд. тенге, на 2011 год - 62,9 млрд. тенге, на 2012 год - 57,2 млрд. тенге, из них:

целевые трансферты местным бюджетам на развитие теплоэнергетической системы на 2010 год - 62,1 млрд. тенге, на 2011 год - 45,5 млрд. тенге, на 2012 год - 38,3 млрд. тенге.

В проекте бюджета также предусмотрены расходы на дальнейшее развитие инфраструктуры городов Астана и Алматы, как административного и культурного центров страны.

Расходы Министерства обороны составили в целом на 2010 - 2012 годы - 506,9 млрд. тенге (в том числе на 2010 год - 159,5 млрд. тенге, то есть 0,9% к ВВП, 2011 год - 168 млрд. тенге (0,87 % к ВВП), 2012 год - 179,4 млрд. тенге (0,85 % к ВВП).

На решение задач по поддержке отечественных товаропроизводителей оборонно-промышленного комплекса в 2010 году предусмотрены расходы в сумме 2,5 млрд. тенге на размещение государственного оборонного заказа на отечественных предприятиях оборонно-промышленного комплекса и обеспечение модернизации вооружения и военной техники.

Эта мера входит в комплекс мероприятий по выполнению поручений Главы Государства о повышении уровня казахстанского содержания и поддержке отечественных предприятий.

В целях укрепления южных границ, блокирования распространения наркомании и роста зависимости от психоактивных веществ среди населения страны, а также для усиления противодействия социально-опасным тенденциям, связанным с наркоманией и наркобизнесом в проекте бюджета учтены расходы на реализацию Программы борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2009-2011 годы в сумме 31,3 млрд. тенге на два года.

Таковы основные характеристики расходной части проекта бюджета на предстоящий трехлетний период.

Уважаемые депутаты!

Формирование бюджета осуществлялось в строгом соответствии с поручением Главы государства о жесткой экономии бюджетных средств и их эффективном использовании, в силу ограниченности ресурсов и продолжающихся кризисных явлений.

Сегодня я остановился на основных показателях проекта бюджета.

Хочу Вас заверить, что на последующих заседаниях Рабочей группы, Комитетов мы подробно ответим на все Ваши вопросы и обеспечим предоставление всех интересующих расчетов, связанных с формированием трехлетнего бюджета.

Вместе с проектом трехлетнего бюджета во внесенных материалах имеются и пятилетний прогноз социально-экономического развития, одобренный на заседании Правительства, и проекты пятилетних стратегических планов государственных органов.

Считаю, что эти документы позволяют не только облегчить восприятие стратегических и бюджетных планов государственных органов, но и реально ориентировать всю их дальнейшую работу на конкретные результаты, как это поручалось Главой государства.

Благодарю за внимание!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.09.2009
Правительством РК одобрена Концепция дальнейшего развития казахстанского содержания 30.09.2009
Мажилис - ЕврАзЭС: таможенный союз - тарифы 30.09.2009
От риторики - к реальным действиям 30.09.2009
Состоялось заседание Бюро Сената 30.09.2009
"Пятый путь" - фундаментальная по креативности, актуальности и глубине анализа статья Президента 30.09.2009
"Правительственный час" по вопросам защиты законных прав и интересов граждан 30.09.2009
В Астане состоялась презентация книги "Казахстан - страна, устремленная в будущее. Фактор национального лидера" 30.09.2009
В законе о первом президенте РК недостаточно оценена роль главы государства 30.09.2009
Депутатский запрос министру экономики 30.09.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
23.04.24 Вторник
88. БАЙМУХАМЕТОВ Сергазы
66. БАЛЖАНОВ Аскар
65. ИРСАЛИЕВ Серик
64. УМУРЗАКОВ Берик
63. АЛИАСКАРОВ Турысбек
63. НУРМАГАНБЕТОВ Дулат
62. СМАГУЛОВ Мейрам
61. БАБАЕВ Ислам
60. АРИПБАЕВ Нурлан
58. КЕСЕБАЕВА Балаим
58. СУЛТАНКУЛОВ Ерик
53. КАРИМБАЕВ Даулет
52. БЕГИМБЕТОВ Ергали
41. МАХАЕВ Дастан
40. САДЫКОВ Рамазан
...>>>
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz