Астана. 16 сентября. ИНТЕРФАКС-КАЗАХСТАН
В министерстве образования и науки Казахстана пояснили, по каким критериям присваивается индекс развития образования (ИРО), согласно которому Казахстан в 2009 году занял первое место в мире.
Официальный представитель Минобразования Серик Ирсалиев на брифинге в Астане в среду рассказал журналистам, что год назад в Швейцарии ЮНЕСКО представила доклад по мониторингу образования на 2009 год "Преодоление неравенства: важная роль управления".
"Это не только анализ образовательной политики 129 стран, но и оценка доступа населения этих стран к качественному образованию. Так вот: по так называемому "индексу развития образования" наша с вами страна - наш Казахстан занял первое место, опередив такие страны, как Япония, Великобритания, Германия", - отметил С.Ирсалиев.
По его словам, индекс развития образования включает в себя такие критерии, как показатели охвата всеобщим начальным образованием, грамотности взрослых, гендерный вопрос, доля учащихся, доучившихся до 5 класса.
"Высокие результаты Казахстана обусловлены тем, что 11-летнее среднее образование обязательно и бесплатно. По сравнению с 2007 годом в 2008 году бюджет образования вырос на четверть (на 25,7%). Таким образом, в 2009 году Казахстан, впервые получив наивысшую оценку международных экспертов, подтвердил тем самым свои намерения и готовность по достижению к 2015 году всех целей развития тысячелетия", - подчеркнул С.Ирсалиев, отметив, что почти 99% казахстанцев - грамотны.
"Согласитесь, это серьезный показатель. Таких цифр нет в очень многих странах мира, такого процента грамотных людей нет даже в ядерных и фармацевтических державах вроде Индии и Пакистана", - заметил он.
С.Ирсалиев подчеркнул, что ежегодные доклады ЮНЕСКО по мониторингу образования для всех - это независимые публикации, и ответственность за факты, а также за высказанные в нем мнения несет группа зарубежных экспертов в области образования.
"Всемирный доклад ЮНЕСКО 2009 года по мониторингу образования для всех "Преодоление неравенства: важная роль управления" был получен министерством образования и науки Казахстана в начале января 2009 года. И это дает нам абсолютное право заявить, что в этом году мы заняли первое место по индексу развития образования.
Еще раз подчеркну: в 2009 году Казахстан получил 1 место по ИРО за процесс и динамику развития системы образования. Именно так сказано в отчете", - сказал С.Ирсалиев.
Как сообщалось, Казахстан в 2009 году по индексу развития образования занял первое место в мире, опередив такие страны как США, Германия, Италия.
Население Казахстана превышает 16 млн человек.
--------
Казахстан по праву занимает лидирующие позиции в международных рейтингах системы образования - С.Ирсалиев
АСТАНА. 16 сентября. /Тимур Бектурганов/
В среду в Министерстве образования и науки состоялся брифинг c участием официального представителя МОН РК Серика Ирсалиева и директора Национального центра оценки качества образования Нурмухамбета Ермекова, посвященный международным рейтингам системы образования республики.
Как было отмечено на брифинге, в 2009 году Казахстан занял первое место по индексу развития образования ЮНЕСКО, опередив такие страны, как Япония, Великобритания и Германия. В ходе исследования изучались коэффициент охвата всеобщим начальным образованием, грамотность взрослого населения, гендерный паритет и доля школьников, доучившихся до пятого класса, к числу всего контингента учащихся. Кроме того, согласно рейтингам Азиатского банка развития, наша страна также занимает первое место в Азии по образовательному индексу. По индексу человеческого развития ПРООН, главными критериями которого являются долголетие, образованность и уровень жизни, Казахстан за 12 лет продвинулся на 20 мест вперед и в настоящее время занимает 73 позицию, обогнав все страны СНГ кроме России и Белоруссии.
В 2007 году Казахстан впервые принял участие в сопоставительном исследовании Международной ассоциации по оценке образовательных достижений (TIMSS). По итогам данного исследования, из участвовавших в конкурсной программе 425 тысяч человек, представлявших 59 стран мира, казахстанские школьники показали одни из самых лучших результатов с рейтингами, значительно превышающими средние международные показатели.
В целом, как отметил Ирсалиев, в настоящее время Казахстан по праву занимает лидирующие позиции в международных рейтингах системы образования. В этой связи он напомнил, что только за первое полугодие 2009 года на престижных международных олимпиадах казахстанские школьники завоевали 294 медали, в том числе 73 золотых и 113 серебряных. Их победы, подчеркнул Ирсалиев, позволили Казахстану принять эстафету самого престижного интеллектуального состязания в мире - 51-ой Международной олимпиады по математике, которая состоится в 2010 году. |