Булат МУСТАФИН, "Мегаполис", 21 сентября
С нового, 2010 года Комитет финансового контроля Минфина должен быть ликвидирован. Этого требует действующий Бюджетный кодекс. Видимо, полагаясь на сознательность власть имущих, по сути, планируют им самим доверить надзор за правильностью их же бюджетных трат. Однако, подумав, в правительстве решили отказаться от излишней нагрузки на совесть чиновников.
В том, что именно Комитет финансового контроля и после "часа икс" - 1 января 2010 года будет наблюдать за законностью бюджетных затрат, сами ревизоры даже не сомневаются. Просто потому, что никаких служб внутреннего контроля центральные и местные исполнительные органы, не считая ряда министерств, за неполные 9 месяцев так и не родили. И это несмотря на требование Бюджетного кодекса, где прописано создание таких внутренних контролеров. Если кто-то из руководителей думал под неусыпным надзором своей левой руки правую запускать в казну, то теперь он может винить только нерасторопность свою и своих коллег. Создавать новую структуру уже поздно - правительство дало поручение разработать поправки в Бюджетный кодекс и исключить из него статью 245 о создании служб внутреннего контроля, чтобы комитет продолжил свою работу.
- К примеру, аким Астаны при бюджете столицы в 300 миллиардов тенге должен знать, как и на что расходуются эти деньги. Если создавать отдельно внутренние службы контроля, я думаю, что проверяющие будут подходить необъективно к проведению контроля. Каждый министр будет иметь свою службу и будет знать, что творится в его министерстве, но захочет ли он выносить это наружу и принимать какие-то действенные меры? Поэтому пришли к выводу, что наш комитет необходим и следует внести изменения в Бюджетный кодекс. Но если парламент не пропустит эти изменения, тогда всем исполнительным органам придется поднапрячься, изыскать средства и кадры для создания службы внутреннего контроля, - говорит заместитель начальника инспекции финансового контроля по г.Астане Айгуль Медеубаева.
В казахстанских условиях внутренний контроль, где ставка будет делаться на сознательность первых руководителей, неприемлем, считает и депутат мажилиса Владимир Нехорошев:
- Есть Римская декларация о руководящих принципах контроля, так вот в пункте 3 ст. 18 декларации определено, что управление государственными финансами независимо от того, отражены они в общенациональном бюджете или нет, должно быть объектом контроля высшего контрольного органа. Сегодня мы много говорим о том, что половина нашего бюджета остается вне сферы контроля. В каждом министерстве внутренний контроль ввели, то есть эти внутренние функции раздули. Но когда будет внутренний контроль что-то там на своего министра… Это все, мягко говоря…
Однако, сдержав эмоции, Владимир Нехорошев не стал даже "мягко" говорить, что значит загадочное "что-то там" и чем страшно оно для министров, хотя суть заявления народного избранника понятна: внутреннему контролю - категоричное "Нет!".
Но ревизоры от государства страдать по поводу туманных перспектив не собираются и даже строят смелые планы на будущее. С нового года они намерены работать не над выявлением фактов казнокрадства, а над профилактикой этих самых нарушений.
- И без нас в стране много надзорных, карающих органов, - говорит начальник инспекции финансового контроля по г.Астане Арын Нигматулин, - поэтому мы должны работать над профилактикой. Найти нарушение - это не главное и, я думаю, это не такая большая проблема. Но лучше предупредить нарушение, чем его выявить.
Модная сегодня аббревиатура - СУР, то есть система управления рисками, не обошла стороной и это ведомство. По задумке руководителей Минфина всевозможные государственные ведомства будут разделены на три категории по аналогии с СУР для частного бизнеса. Те госорганы, руководители или сотрудники которых имели проблемы с законом, нарушили закон о государственных закупках, а еще хуже - были уличены в краже государственных средств и будут в группе максимального риска. Эти ведомства будут проверять часто - 1 раз в год и с особой тщательностью. Те ведомства, которые по итогам предыдущих проверок были "чистыми", окажутся в группе более благонадежных, и их будут проверять 1 раз в три года. В госорганах, которые будут вызывать безоговорочное доверие, проверки будут проводить вообще 1 раз в 5 лет. Влиять на уровень доверия со стороны контролеров будет не только темное прошлое руководства или всего ведомства, но и негативная информация о них в СМИ.
Что будет с сотрудниками внутреннего контроля, которые уже трудятся в министерствах, пока не ясно. Как считает Айгуль Медеубаева, массовых увольнений не последует - специалисты просто перейдут от исполнения аудиторских функций к другим, тому же стратегическому планированию например. Кто в итоге окажется вне закона, до конца года должны решить депутаты парламента. |