Булат МУСТАФИН, "Мегаполис", 21 сентября
На заседании Комитета мажилиса по финансам и бюджету на прошлой неделе было шумно. Депутаты обвинили ревизоров в дублировании функций друг друга, неэффективной работе и отсутствии свежих мыслей. Контролеры в долгу не остались, дав бой по каждому из пунктов.
Фразы приветствия типа "Саке, єалайсын?" или "Маке, жагдай єалай?" слышались из разных уголков зала заседания, где депутаты собирались обсудить проект закона "О Счетном комитете по контролю за исполнением Республиканского бюджета". Главный ревизор страны - председатель Счетного комитета Омархан Оксикбаев также обменялся любезностями с народными избранниками и принялся презентовать проект закона участникам меро-приятия.
Оксикбаев отметил: "Деятельность всех государственных органов, указанных в Конституции, регламентирована отдельными законами", а Счетный комитет - единственный орган, не имеющий в своем арсенале "самостоятельной законодательной основы". И не менее существенный факт: на законодательном уровне не урегулирована сама организация контрольной деятельности. По сути, нет прописанных в законе оснований для включения того или иного объекта в план проверок, нет четких правил их проведения.
- Отсутствуют пределы и масштабы взаимодействия работников Счетного комитета с объектом контроля, что не обеспечивает прозрачность контрольных мероприятий и косвенно приводит к ограничению прав и законных интересов объектов контроля, - публично признал глава Счетного комитета.
Из новшеств, озвученных Оксикбаевым, можно отметить то, что теперь самому комитету, механизмам и результатам его работы предлагается придать законодательный статус. В документе также прописаны квалификационные требования к сотрудникам Счетного комитета, право разрабатывать и внедрять методики внешнего финансового контроля, присутствовать на всех без исключения заседаниях палат парламента и иметь возможность там выступить.
Но, оказалось, что все новое - это даже не забытое старое. Во всяком случае депутат Владимир Нехорошев об этом вспомнил. По его словам, практически все озвученные "новшества" в природе уже имеются, пусть и не в виде отдельного закона, а в виде указа главы государства и других нормативных актов.
- При всем моем уважении к деятельности Счетного комитета, который действительно постоянно работает над повышением эффективности исполнения бюджета, следует прямо признать, что этот закон не изменит ситуации. На мой взгляд, ваше решение проблемы хуже самой проблемы. Представленный проект не несет каких-то новшеств, это, по сути, то положение о Счетном комитете, которое утверждено на основании указа президента. Он вобрал в себя в какой-то мере государственные стандарты бюджетного контроля, нормы бюджетного кодекса. Новаторского подхода нет, - заключил депутат.
Его коллега, Сейтсултан Аимбетов, в прошлом сам финансист и ревизор, предложил создать новый документ - закон "О государственном финансовом контроле". По словам депутата, в этом документе необходимо свести все воедино: и работу Счетного комитета, и его взаимоотношения с другими фискальными органами, и вообще расписать всю архитектуру госконтроля за бюджетными расходами. Омархан Оксикбаев не замедлил с ответом:
- Эти нормы необходимы, поскольку мы каждый раз, каждое мероприятие натыкаемся на определенные конфликты, поскольку они законодательно не урегулированы, а регулируются нашими внутренними регламентами, которые не имеют законодательного характера, - сказал он.
Депутат Нехорошев поинтересовался, почему бюджеты городов и областей не проверяются Счетным комитетом.
- К великому моему сожалению, Конституция не позволяет распространить наши функции на местный бюджет, - пояснил Оксикбаев. - Трансферты мы контролируем. Но субвенции, которые в 8 областях Казахстана составляют более 50% доходов местных бюджетов, зачисляются в качестве средств местного бюджета, и контролировать их Счетный комитет не имеет права. В Конституции написано, что Счетный комитет - это орган по контролю за исполнением Республиканского бюджета. Но мы не раз приводили примеры, когда отсутствие контроля приводило к неэффективным расходам или даже расхищениям. Приведу пример: лекарства для больных сахарным диабетом в наших регионах приобретались с разницей в цене в 5-10 раз, а типовые школы на 1200 мест строились с разницей сметной стоимости в 3-4 раза!
Эффектные цифры сразу же вызвали сомнения у другого депутата - Сансызбая Есилова. По его словам, то, что называются миллиардами неэффективно использованных средств, еще не значит, что деньги украдены.
- Приведу пример. В Астане уже лет 5-6 реализуется проект по реконструкции и расширению ТЭЦ-2. После ввода турбины мощностью 120 МВт вы инкриминировали, что были неэффективно использованы денежные средства, так как турбина на момент проверки дала только 80МВт. Специалисты объясняют, что 80 она дает потому, что не построен еще котел, который должен давать тягу, и тогда вентилятор будет давать 120 МВт. Это была проверка промежуточная, то есть объект еще не был закончен. А ваши специалисты записали столько-то миллиардов неэффективно использованных средств. Или, к примеру, школа в городе Семее на 1200 мест. Школа ведь построена, но из-за изменения демографической ситуации ее построили не на левом берегу, а на правом. Школа стоит, дети учатся. Деньги ведь не украли, а вы опять же написали, что деньги использованы неэффективно, - возмутился Есилов.
Но, очевидно, глава Счетного комитета прибыл к депутатам не для того, чтобы оказаться "мальчиком для битья". Как оказалось, злополучная реконструкция
ТЭЦ-2 должна была закончиться еще несколько лет назад, но до сих пор не закончена.
- Мои ревизоры на 100% правы. Почему? По программе реконструкции были заложены параметры, по которым, вкладывая 10 млрд тенге, мы должны по-
строить ТЭЦ мощностью 120 МВт. Фактически мы, потратив 10 млрд, получили всего 80 МВт. Мы не достигли заложенного результата, - парировал Оксикбаев. - Теперь по школе. Да, школа стоит. Но рядом с этой школой стоят еще две школы на 500 и 1200 мест, которые заполнены на 50% и 70% соответственно. Мы теперь рядом с ними построили еще школу на 1200 мест, о которой вы говорите. Ее переименовали в школу для одаренных детей и заполнили всего на 20%! А там на другом берегу стоит одна школа на 1200 мест и загруженная в три смены! Завтра аким Семея опять придет просить денег, чтобы разгрузить ту школу на левом берегу. Разве мы можем говорить, что деньги использованы эффективно?! Кстати, по ТЭЦ деньги туда идут. Недавно еще 17 млрд тенге туда выделили и все равно не закончили проект. Сколько эта "бадяга" будет продолжаться, я не знаю.
После такой речи в зале заседания ни у одного депутата вопросов не возникло. Пониманием того, что закон нужен, были пронизаны лица всех народных избранников.
- Правильно, правильно. Даже воры и разбойники имеют свои законы, - вдруг произнес кто-то из депутатов, чем разрядил обстановку.
Уже с повеселевшими лицами члены рабочей группы решили поддержать Счетный комитет при обсуждении документа на сессии, но некоторые изменения все-таки решено было в проект закона внести. |