NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 03:11 ast
01:11 msk

Потенциал Конституции - источник права
Концепция правовой политики - очередной позитивный этап строительства правового государства
22.09.2009 / политика и общество

Нургали Билисбеков, заместитель председателя КНБ РК, генерал-майор, www.zakon.kz

Концепция правовой политики - очередной позитивный этап строительства правового государства.

Концепция правовой политики на период с 2010 до 2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года, открывает следующий этап в программе развития и укрепления национальной правовой системы государства, начало которой было ознаменовано принятием Концепции правовой политики 2002 года.

Данная концепция определяет основные направления совершенствования законодательства Республики Казахстан, является путеводителем для национальной правовой системы на предстоящее десятилетие, основой для разработки соответствующих программ в области правовой политики государства, перспективных и ежегодных планов законопроектных работ Правительства Республики Казахстан и проектов нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Перечисляя достижения в области правовой реформы, следует отметить, что на основе Конституции Республики Казахстан 1995 года создано новое конституционное право, в соответствии с которым прочно утвердилась президентская форма правления, наиболее приемлемая для нашего государства, произошло разделение единой государственной власти на три ветви. Все более плодотворно функционирует постоянно действующий двухпалатный Парламент, приняты меры по укреплению и совершенствованию исполнительной власти и обеспечению независимости судей, создана единая судебная система, получило дальнейшее развитие гражданское право, регулирующее отношения частной собственности, гражданского общества, свободного предпринимательства. В уголовном праве определена принципиально новая иерархия социальных ценностей, подлежащих защите, основанная на приоритете естественных, неотъемлемых прав и свобод человека. Кроме того, существенно изменено гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, в значительной мере соответствующее принципам, утвердившимся в мировом сообществе.

Важной составной частью реформы явилась реорганизация судов и системы правоохранительных органов, направленная на повышение эффективности их правозащитной деятельности. Введен порядок пожизненного назначения судей с участием в формировании судейского корпуса всех ветвей власти и судейского сообщества, реализованы меры, повышающие их статус и уровень обеспеченности. В соответствии с Конституцией Республики Казахстан дознание и предварительное следствие по уголовным делам осуществляются специальными органами и отделены от суда и прокуратуры. На базе Казахстанского НИИ судебных экспертиз создан "Центр судебной экспертизы Министерства юстиции" за счет передачи ему из Комитета национальной безопасности, Министерств обороны, внутренних дел и таможенных органов соответствующих экспертных подразделений.

Задачи, отраженные в Концепции правовой политики на 2010-2020 годы, соответствуют потребностям государства на данном этапе его развития. Так, будет продолжена работа по систематизации действующего законодательства, восполнению пробелов в правовом регулировании. Одновременно казахстанская правовая система будет освобождаться от карательно-репрессивных методов деятельности правоохранительных органов, обвинительного уклона в судопроизводстве и приоритета государственных интересов во взаимоотношениях государства и частного собственника.

Действующее законодательство, обеспечивающее функционирование правовой системы страны в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, общепризнанными принципами и нормами международного права, требует дальнейшего развития. В частности, поэтапного совершенствования действующих законов, а также принятия при необходимости новых нормативных правовых актов, отвечающих требованиям дальнейшей демократизации общества и задачам его социально-экономического развития.

В результате обсуждения итогов правовой реформы в обществе возобладало мнение о необходимости дальнейшего поступательного развития правовой системы на базе Конституции, содержащей в себе необходимый правовой потенциал, который заключен не только в ее правовых нормах, но и в ее правовых идеях, принципах. Правовые идеи Конституции должны воплощаться в законодательных, организационных и других мерах, направленных на утверждение в Казахстане институтов демократического, светского, правового и социального государства.

Конституционные идеи правового государства должны найти свое воплощение в формировании законодательства на идеях права, справедливости, гуманизма, в создании эффективных средств укрепления правопорядка, материальных, организационно-правовых, политических гарантий прав и свобод человека и гражданина. В то же время следует повышать ответственность государственных служащих и иных граждан, которые должны неукоснительно выполнять свои конституционные обязанности. Чрезвычайно важное значение имеет реализация конституционной идеи социального государства. Эта работа в первую очередь осуществляется государственными органами, которые должны создавать необходимые условия для самореализации и экономической свободы личности, гармонизировать сферы социальной жизни, оказывать помощь социально уязвимым слоям общества, поляризации общества, противостояния различных социальных групп. Важно осознание и отстаивание светского характера государства в условиях многонационального, поликонфессионального населения страны, роста вблизи границ Казахстана религиозного экстремизма, терроризма. Конституционные идеи светского государства должны воплощаться в законодательных актах и иных мероприятиях, которые создавали бы заслон влиянию религиозных течений на государственную идеологию, проявлениям экстремистских религиозных идей, в то же время не ограничивали бы деятельность религиозных объединений в рамках конституционного порядка.

Исходя из того, что в Конституции идет речь об основополагающих принципах деятельности общества и государства, общественное согласие и политическую стабильность должны обеспечивать как общественные, так и государственные институты. Так, основополагающий конституционный принцип - экономическое развитие на благо всего народа - должен воплощаться в жизнь и реализовываться и в государственном, и в частном секторе экономики.

Концепция на период с 2010-2020 годы описывает процесс дальнейшего совершенствования законодательства, которое должно неукоснительно следовать принципам верховенства Конституции и соответствия норм актов нижестоящего уровня актам вышестоящего уровня. Совершенствование норм действующего законодательства будет осуществляться путем реализации следующих мер: восполнение пробелов в правовом регулировании и углубления его наиболее важных сферах общественных отношений; продолжения и расширения практики проведения научной экспертизы законопроектов, в том числе на предмет соответствия интересам национальной безопасности; формирования в целях унификации законодательства единого перечня используемых в нем терминов на государственном и русском языках; в целях выявления предпосылок, прямо или опосредованно создающих условия для совершения преступлений, коррупционных и административных правонарушений, введения криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов; в целях улучшения планирования законопроектной деятельности введения практики ее перспективного планирования.

В целях построения правового государства и реализации вышеуказанных задач правовую политику должны реализовывать государственные органы и должностные лица в своей повседневной деятельности. Основными ее принципами должны в полной мере утвердиться законность, приоритет прав и свобод человека, гуманизм, казахстанский патриотизм как всемерная поддержка и преданность казахстанцев своему Отечеству и любовь к Родине.

Существует потребность во внесении изменений в законодательство о государственной службе, направленных на повышение профессионализма и стабильности государственной службы, стимулирование карьерного роста, формирование действенного кадрового резерва, создание общегосударственной системы обучения кадров, усиление мер социальной и правовой защиты государственных служащих. При этом одним из главных направлений в процессе совершенствования законодательства о государственной службе должен стать переход к карьерной системе продвижения по служебной лестнице.

Законодательство в сфере государственного регулирования экономики призвано упорядочивать отношения в области выработки оптимального механизма государственного регулирования экономики и создания благоприятных условий для ее функционирования. Дальнейшее развитие экономики должно осуществляться при адекватном государственном регулировании деятельности участников рынка, но при соблюдении их конституционного права на свободу предпринимательской деятельности и недопущении недобросовестной конкуренции.

Поскольку экономическая безопасность государства представляет собой очень сложную, разноплановую и многофункциональную систему, необходимо совершенствование системы финансового контроля. Также необходимо в соответствии с международным опытом борьбы с терроризмом, "отмыванием грязных денег", принятие нормативных правовых актов, регламентирующих мониторинг финансовых операций в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.

Совершенствование законодательства в области информационной безопасности будет предусматривать наряду с развитием новых технологий в этой сфере правовое обеспечение государственной системы противодействия угрозам информационной безопасности и борьбы с правонарушениями в области информационных и компьютерных технологий. Интеграция Казахстана в мировую информационную систему должна сопровождаться созданием эффективного механизма выявления, предупреждения и пресечения правонарушений в области информационных и компьютерных технологий. Это потребует разработки нормативной правовой базы, регламентирующей создание и функционирование национальной научно-производственной инфраструктуры в области разработки и производства технических средств специального назначения и средств защиты информации, координации работы научных и производственных организаций в этой сфере.

Развитие административного законодательства предполагает совершенствование управленческой и контрольно-надзорной деятельности государственных органов с обеспечением механизма защиты прав граждан и организаций, устранение лишних звеньев контроля и надзора, укрепление тех звеньев, существование которых необходимо, усиление ведомственного контроля за соблюдением законности при применении мер административного воздействия, создание системы централизованного учета и взыскания штрафов, обеспечивающей соблюдение принципа неотвратимости ответственности. Предполагается компенсация декриминализации отдельных статей Уголовного кодекса Республики Казахстан усилением административной ответственности.

Требует дальнейшего совершенствования законодательство, регулирующее деятельность зарубежных фондов и иностранных неправительственных организаций в Республике Казахстан.

Важной задачей административного законодательства должно стать дальнейшее совершенствование административно-правовых процедур выработки и принятия управленческих решений.

В уголовном законодательстве следует исходить из признания первичности и неотъемлемости прав и свобод человека как высших социальных ценностей, охраняемых законом.

Совершенствование уголовного законодательства должно происходить с неукоснительным соблюдением таких принципов уголовного права, как: законность, суть которой в контексте уголовного права сводится к тому, что преступность и наказуемость деяния должны определяться только уголовным законом; равенство граждан перед законом и судом, которое означает, что все граждане, совершившие преступления, равны перед законом и судом, независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности или любых иных обстоятельств. Реализация уголовной политики Республики Казахстан должна развиваться в соответствии с указанными принципами и включать в себя принятие комплекса законодательных мер, направленных на продолжение курса на постепенное сужение сферы применения смертной казни, а также рассмотрение возможности объявления моратория на смертную казнь; дальнейшую декриминализацию правонарушений, относящихся к преступлениям небольшой тяжести, в том числе и посредством перевода их в сферу административной и гражданско-правовой ответственности; расширение применения имущественных санкций за отдельные виды экономических преступлений, а также расширение применения наказаний, не связанных с лишением свободы, в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести; более широкое применение мер поощрительного характера при деятельном раскаянии лиц, совершивших преступления.

Назрела необходимость конкретизировать нормы законодательства, связанные с розыском различных категорий лиц и участием в нем всех заинтересованных государственных органов. Приоритетными направлениями должны стать предупреждение и профилактика преступности, наступательность в борьбе с нею, совершенствование оперативно-розыскной деятельности, адекватное реагирование на реально складывающуюся оперативную обстановку, повышение уровня информационного обеспечения и аналитической работы, расширение международного сотрудничества.

Исходя из современных приоритетов международного сообщества, особое значение необходимо уделить своевременному введению норм, направленных на предупреждение и пресечение распространения наркомании и наркобизнеса, терроризма, этнического и религиозного экстремизма, торговли людьми, особенно женщинами и детьми, компьютерной преступности, незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его частей, компонентов и боеприпасов к нему, международных преступлений коррупционного характера, а также относящихся к сфере "отмывания денег".

Важной частью работы по борьбе с терроризмом станет совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей дальнейшее укрепление охраны государственной границы Республики Казахстан, обеспечение безопасности стратегически важных объектов (предприятий повышенной опасности и коммуникаций), сохранности оружия и боеприпасов, работу государственных органов по недопущению радикализации религиозного сознания казахстанских граждан, пропагандистскому противодействию экстремистским идеям. Предстоит разработать и ввести механизм централизованного проведения научных и теологических экспертиз материалов, содержащих идеи этнического и религиозного экстремизма.

Для обеспечения национальной безопасности и суверенитета страны необходимо совершенствовать комплекс государственных мер, направленных на предупреждение политической нетерпимости, формирование у граждан установок толерантного сознания и поведения, культа законопослушания, а также уделять постоянное внимание вопросам законности пребывания и деятельности на территории Республики Казахстан иностранных граждан, а также обеспечения гарантий защиты наших граждан и покровительства им за рубежом.

Основным источником правовой политики в Республике Казахстан является Конституция республики, в связи с чем необходимо максимально использовать ее потенциал. Для реализации правовой политики необходимо принятие соответствующих нормативных правовых актов, направленных на дальнейшее совершенствование законодательства. Выполнение предусмотренных Концепцией правовой политики Республики Казахстан мер будет способствовать построению в Казахстане демократического, светского, социального, правового государства. Степень эффективности реализации Концепции зависит от того, в какой мере содержание правовой политики, правовых норм будут осознаны как членами общества, так и государственными органами и их должностными лицами, от готовности добровольно и добросовестно выполнять предписания нормативных правовых актов.

Концепция, являясь официальным системным документом, призвана быть реализованной путем ее осознания не только государственными институтами, но и общества в целом. Заключительным этапом реализации концепции предусматривается построение в Казахстане правового государства и развитие институтов гражданского общества.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.09.2009
Правительством РК одобрена Концепция дальнейшего развития казахстанского содержания 30.09.2009
Мажилис - ЕврАзЭС: таможенный союз - тарифы 30.09.2009
От риторики - к реальным действиям 30.09.2009
Состоялось заседание Бюро Сената 30.09.2009
"Пятый путь" - фундаментальная по креативности, актуальности и глубине анализа статья Президента 30.09.2009
"Правительственный час" по вопросам защиты законных прав и интересов граждан 30.09.2009
В Астане состоялась презентация книги "Казахстан - страна, устремленная в будущее. Фактор национального лидера" 30.09.2009
В законе о первом президенте РК недостаточно оценена роль главы государства 30.09.2009
Депутатский запрос министру экономики 30.09.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz