NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (декабрь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (ноябрь 2019)








Поиск  
Среда 26.02.2020 07:12 ast
04:12 msk

Регионы не в ладах с арифметикой
Счетный комитет просит мажилисменов наделить его полномочиями контроля за расходованием бюджета на местах. В маслихатах считают, что лишний контрольный орган делу не поможет
29.09.2009 / политика и общество

Айжан Шалабаева, "Эксперт Казахстан", 28 сентября

В минувшую среду Счетный комитет (СК) обнародовал результаты проверки работы ревизионных комиссий маслихатов. Итоги ревизии комитет не порадовали. Были обнаружены и отсутствие системности в вопросах планирования, и разнобой в форме отчетности, и неполнота информации в отчетах, ссылки на устаревшие нормативные акты и примеры некомпетентности специалистов комиссий. При этом сам СК не имеет полномочий по контролю за исполнением местных бюджетов. "Трансферты мы контролируем, но субвенции Счетный комитет контролировать не имеет полномочий", - пояснил глава СК Омархан Оксикбаев, выступая перед депутатами мажилиса. Сложившаяся ситуация, по его мнению, приводит к неэффективным расходам бюджетных средств и попросту к их расхищению.

"То, что СК следит лишь за исполнением республиканского бюджета, - считает г-н Оксикбаев, - ограничивает наши функции, и мы не можем распространить контроль на местные бюджеты. Мы будем благодарны вам… если вы пролоббируете, поможете нам заложить в Бюджетный кодекс термин "субвенция контроля"", - сказал он, обращаясь к депутатам мажилиса в ходе презентации законопроекта "О счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета".

У местных органов власти иное мнение.

На местах закон не писан

По мнению г-на Оксикбаева, можно привести немало примеров неэффективного использования бюджетных средств в регионах. Так, на реализацию отраслевой программы "Питьевая вода на 2002-2010 годы" Западно-Казахстанской области с 2002 по 2007 год было выделено из республиканского бюджета 3,6 млрд тенге. "Это немалая сумма. Но приходится констатировать низкую эффективность использования государственных инвестиций. Поскольку питьевая вода из локальных систем водоснабжения до сих пор остается недоступной в полном объеме сельскому населению из-за ее высокой себестоимости", - рассказал "Эксперту Казахстан" руководитель Счетного комитета. Были случаи, когда в разных регионах закупочная цена на лекарства для больных сахарным диабетом (приобретаются за бюджетный счет) различалась в 5-10 раз.

По словам главы СК, в основном нецелевые расходы допускаются в ходе освоения целевых трансфертов, направляемых регионам. Акимы отдельных областей используют эти средства на цели, которые должны финансироваться из местного бюджета. Например, из целевых трансфертов, выделенных на развитие и обустройство инженерно-коммуникационной инфраструктуры Костаная, 600 млн тенге направлено на асфальтирование городских улиц и дорог.

"Не только я, но любой человек, который ездил по регионам, может увидеть наглядные примеры неэффективного расходования бюджетных средств. Это памятники перед акиматами - всадники на лошадях, которые могут называться по-разному: Абылай хан, такой-то батыр, но все сделаны под копирку", - отмечает в свою очередь директор Центра анализа общественных проблем Меруерт Махмутова. Или гигантские мраморные фонтаны высотой по пять метров, как, например, в Талдыкоргане. Она приводит и другие примеры: по ее словам, в Алматы уже несколько месяцев обносят оградками деревья на улице Гагарина. "Кто возьмется доказать необходимость этих объектов народу и эффективность таких расходов? Есть еще повсеместно проводимые на местах тои по поводу каких-то батыров. Например, только в одной не самой богатой области в прошлом году местные чиновники сказали, что на проведение тоев уходит 80 млн тенге в год. Почему бы на эти деньги не построить детский сад?" - задается риторическим вопросом г-жа Махмутова.

Лучше поздно, чем никогда

Неэффективное расходование средств из местных бюджетов должны пресекать ревизионные комиссии. Но, по мнению Омархана Оксикбаева, акимы не заинтересованы в создании сильных и профессиональных коллективов ревизоров. "Их устраивает сегодняшнее положение дел, когда фактически нет независимого внешнего контроля", - замечает он. Мажилисмен Владимир Нехорошев в свою очередь обращает внимание на то, что ревизионные комиссии нельзя назвать независимыми контрольными органами. "Руководитель этой комиссии является одновременно депутатом маслихата. В соответствии с Бюджетным кодексом, ревизионные комиссии маслихатов включены в перечень органов государственного финансового контроля, следовательно, они - госорганы", - объясняет депутат. Между тем согласно закону РК "О государственной службе" госслужащий не вправе быть депутатом представительных органов и членом органов местного самоуправления. "Налицо конфликт интересов. И как экспертиза в этих условиях будет независимой? Может ли председатель ревизионной комиссии реально противостоять областному акимату? Получается, в Казахстане нет квалифицированного контроля государственных средств на местах. А речь идет о немалых суммах", - отмечает г-н Нехорошев и напоминает, что около 50% республиканского бюджета направляются в местные бюджеты. В 2009 году расходы республиканского бюджета утверждены в объеме 3,411 трлн тенге.

"Ревизионные комиссии маслихатов преимущественно состоят из одного председателя, который зачастую не имеет специального экономического, финансового образования", - подтверждает г-н Оксикбаев. По его словам, не имея своего самостоятельного штата, председатель ревизионной комиссии не может обеспечить всесторонний контроль за исполнением местного бюджета, использованием активов государства и провести мониторинг и анализ исполняемости постановлений по устранению выявленных в ходе контрольных мероприятий нарушений.

Г-жа Махмутова согласна с тем, что депутаты из ревизионной комиссии маслихата не всегда обладают независимостью и соответствующими знаниями, что важно при контроле средств местных бюджетов. "Акимы на местах полностью контролируют, кто пройдет на выборах в маслихат, кто будет потом в ревизионной комиссии, чтобы избавить себя от лишних вопросов и проблем в будущем", - рассказывает она.

Перетягивание одеяла

Чтобы исправить ситуацию, СК предложил комиссиям маслихатов принять годовые планы работ, повысить профессиональный уровень специалистов и дал рекомендации по тому, как именно нужно отражать в актах контроля выявленные нарушения. А еще комитет считает желательным создать ревизионные комиссии как самостоятельное госучреждение с численностью не менее 30-40 человек в областях и городах Астана и Алматы и по два человека в районах. "Председатель и члены ревизионных комиссий не должны быть депутатами маслихатов. Это позволит укрепить систему государственного финансового контроля на местном уровне, обеспечить оперативность, плановость и эффективность контрольных мероприятий", - уверен глава СК. В итоге будет исключена прямая зависимость ревизионной комиссии от местных органов власти, обеспечено соответствие международным стандартам и мировому опыту. А еще неплохо наделить СК полномочиями по контролю за местными расходами.

Владимир Нехорошев согласен с главой Счетного комитета и полагает, что полномочиями по расходованию средств на местах СК нужно было наделить еще при учреждении этой структуры. При этом мажилисмен ссылается на российский опыт - там Счетная палата РФ контролирует расходы и федерального, и местных бюджетов, и внебюджетных фондов. Аналогичная ситуация в Кыргызстане, Беларуси, Азербайджане.

"Если не будет создан эффективный институт внешнего контроля в регионах, местные бюджеты будут по-прежнему без присмотра", - предостерегает г-н Оксикбаев.

Представители местных органов власти категорически не согласны с такими идеями. "Оксикбаев просто хочет подмять под себя ревизионные комиссии, которые ему сегодня не подотчетны, выстроив, таким образом, некую вертикаль своей власти", - высказывает свое мнение председатель ревизионной комиссии маслихата Алматы Виктор Булекбаев. По его словам, у ревизионных комиссий достаточно много проблем, но при надлежащем наделении их полномочиями и кадрами это вполне достойный орган финансового контроля. "Мы за этот год проверили 48 организаций, возместили бюджету уже 300 миллионов тенге. Я также абсолютно не согласен с обвинением, что ревизионные комиссии сидят, мол, под акиматами. <Наоборот>, это они прислушиваются к нам. Счетному комитету как раз могут дать указания сверху, а нам нет, поскольку мы депутаты", - отмечает г-н Булекбаев. Все решения ревизионной комиссии принимаются на сессии маслихата, где голосуют 37 депутатов. По его словам, СК не может из Астаны контролировать расходование средств на местах, поскольку у него, во-первых, недостаточно кадров, во-вторых, нет полной информации по региону. "Маслихаты, напротив, знают свой бюджет. Мы его формируем, смотрим, куда выделяются деньги, иногда, если надо, перераспределяем расходы. Соответственно, зная проблему изнутри, мы эффективнее осуществляем контроль", - уверяет г-н Булекбаев, добавив, что вместо передачи полномочий СК государству нужно усилить ревизионные комиссии.

А заместитель акима Восточно-Казахстанской области Серик Абенов уверен: от того, что появится еще один контролирующий орган, в принципе ничего не изменится. При этом он подчеркивает: "Мы не против прихода Счетного комитета, проверок с его стороны".

Впрочем, по мнению г-жи Махмутовой, дело вовсе не в том, кто будет контролировать исполнение бюджетов. Важнее, какими критериями будут руководствоваться контролеры. Пока, по ее убеждению, четких критериев эффективного расходования средств у них нет. "Ни один контроль, будь то ревизионная комиссия маслихата или Счетный комитет, не признает расходы на возведение памятников, оградок, проведение псевдокультурных мероприятий неэффективными. Потому-то они проверяют по формальным признакам - целевое или нецелевое расходование средств", - отмечает она. А значит, необходимо кардинально менять подходы к оценке эффективности расходов.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.09.2009
Правительством РК одобрена Концепция дальнейшего развития казахстанского содержания 30.09.2009
Мажилис - ЕврАзЭС: таможенный союз - тарифы 30.09.2009
От риторики - к реальным действиям 30.09.2009
Состоялось заседание Бюро Сената 30.09.2009
"Пятый путь" - фундаментальная по креативности, актуальности и глубине анализа статья Президента 30.09.2009
"Правительственный час" по вопросам защиты законных прав и интересов граждан 30.09.2009
В Астане состоялась презентация книги "Казахстан - страна, устремленная в будущее. Фактор национального лидера" 30.09.2009
В законе о первом президенте РК недостаточно оценена роль главы государства 30.09.2009
Депутатский запрос министру экономики 30.09.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.02.20 Среда
81. БУНАКОВ Юрий
76. КИМ Афанасий
76. ТУКЕНОВ Ануар
68. АБЕНОВ Султан
67. АЙТИМОВА Быpганым
67. ЖАМАНБАЕВ Мейрхан
65. БЕГАХМЕТОВ Трек
65. ДЖАНГОЗИН Муратжан
59. МАДЕЕВ Сабыржан
59. ТАУКЕБАЕВ Серик
56. ДОМИНОВ Евгений
55. ИСАЕВ Аркадий
55. РАХМЕТУЛИН Абай
54. КАЛИЖАНОВ Багдат
52. ЖЕРЕБЯТЬЕВ Дмитрий
...>>>
27.02.20 Четверг
73. БАЙГЕНЖИН Абай
72. ТОРГАЕВ Рымбек
69. КОЗЫБАКОВ Момбек
64. ТАУИПБАЕВ Султанбек
63. КАДЫРБЕКОВ Керимхан
62. АЛЕКПАРОВ Юсуп
58. БАХМУТОВА Елена
57. АУБАКИРОВ Амантай
57. ИЛЬЯСОВА Нурлаш
57. НУРБЕКОВ Нурман
56. КОХАЕВА Рая
54. МУСИН Канат
52. ШИПП Денис
50. ЗАБИХ Шолпан
48. НАЗХАНОВ Таир
...>>>
28.02.20 Пятница
93. ДЖЕКЕБАЕВ Узыке
76. АСАНОВА Сабыркуль
74. СЕРГАЛИЕВ Тобылжан
73. БАЙДАЛЫ Сабит
73. ХАСАНОВ Тулеген
70. АЖМОЛДАЕВ Узифулла
70. ИХСАНОВ Ерсайн
70. МАХУТОВ Кубайдулла
67. НУРТАЗАЕВ Бахыт
66. БАЛТАБАЕВ Роман
66. КАЛДЫБАЕВ Максут
66. МУКАЖАНОВ Ахметжан
66. ТАГАНОВ Нурадил
65. ИСАЕВ Толепбек
64. БАЙМУРЗИН Еркин
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz