NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 00:37 ast
22:37 msk

Пленарное заседание Мажилиса
Депутаты рассмотрели проекты законов о внесении изменения и дополнения в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования гарантированного объема бесплатной медицинской помощи; по вопросам социальной поддержки отдельных категорий граждан; о культуре
08.10.2009 / политика и общество

Жигер Байтелесов, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 7 октября

На состоявшемся сегодня под председательством Урала Мухамеджанова пленарном заседании Мажилис направил в профильные комитеты для подготовки заключений законопроекты: "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения"; "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О естественных монополиях и регулируемых рынках".
Такое решение принято и в отношении проектов законов: "О ратификации Соглашения о займе между Республикой Казахстан и Азиатским Банком Развития в рамках Антикризисной программы поддержки стран-членов Азиатского Банка Развития"; "О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о союзнических отношениях между Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой от 25 декабря 2003 года".
Комитету по социально-культурному развитию поручено продолжить работу над законопроектом "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "Об образовании".
После доклада министра здравоохранения Жаксылыка Доскалиева и его ответов на депутатские вопросы Палата поддержала заключение Комитета Мажилиса по финансам и бюджету, одобрив в первом чтении проект Закона РК "О внесении изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования гарантированного объема бесплатной медицинской помощи". В заключении Комитета отмечается, что законопроект инициирован Правительством. Он разработан в целях реализации права на свободный выбор пациентом врача и медицинской организации, создания правовой основы для реализации функции единого плательщика и приведения некоторых законодательных актов в соответствие с Единой национальной системой здравоохранения Республики Казахстан.
Сегодня Мажилисом одобрен проект Закона РК "О ратификации Соглашения о взаимодействии министерств обороны государств-участников Содружества Независимых Государств в области контроля радиационной, химической и биологической обстановки". В заключении Комитета по международным делам, обороне и безопасности говорится, что Правительства государств - участников Содружества Независимых Государств, исходя из необходимости объединения усилий по контролю радиационной, химической и биологической обстановки на объектах министерств обороны 14 ноября 2008 года в городе Кишиневе подписали Соглашение о взаимодействии министерств обороны государств-участников Содружества Независимых Государств в области контроля радиационной, химической и биологической обстановки.
Государства - участники взаимодействуют в области контроля радиационной, химической и биологической обстановки на объектах министерств обороны путем предоставления информации об ее изменении и угрозе распространения радиоактивных веществ, токсичных химикатов и биологических средств на их территориях.
С этой целью создается Объединенная система контроля и оценки радиационной, химической и биологической обстановки министерств обороны государств - участников. Объединенная система будет решать задачи постоянного совместного контроля, предоставления и получения информации об изменении радиационной, химической и биологической обстановки на территории каждого из государства - участника, а также координации действий при планировании, организации и проведении совместных мероприятий.
В целях согласования действий по созданию и совершенствованию Объединенной системы при Совете министров обороны государств -участников образуется Координационный комитет начальников войск радиационной, химической и биологической защиты.
Организация взаимодействия, а также порядок предоставления информации об изменении радиационной, химической и биологической обстановки на объектах министерств обороны государств - участников и угрозе распространения радиоактивных веществ, токсичных химикатов и биологических средств на их территориях - определяется Планом взаимодействия, который разрабатывается Координационным комитетом и утверждается министрами бороны государств.
Одобрение Палаты получил сегодня представленный министром индустрии и торговли Асетом Исекешевым пакет законопроектов: "О ратификации Соглашения об условиях и механизме применения тарифных квот"; "О ратификации Протокола о предоставлении тарифных льгот"; "О ратификации Протокола об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа"; "О ратификации Протокола о единой системе тарифных преференций таможенного союза".
В заключении Комитета по международным делам, обороне и безопасности отмечается, что Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией подписано 12 декабря 2008 года в городе Москве и направлено на формирование правовой базы таможенного союза Евразийского экономического сообщества.
В соответствии со статьей 2 Соглашения при осуществлении регулирования ввоза на единую таможенную территорию сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, допускается предоставление льгот (преференций) в виде установления тарифных квот на их ввоз, если аналогичные товары производятся (добываются, выращиваются) на единой таможенной территории. При ввозе сельскохозяйственных товаров свыше установленного количества (квоты), применяются ввозные таможенные пошлины в соответствии с Единым таможенным тарифом.
Тарифные квоты на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров устанавливаются Комиссией таможенного союза - с даты предоставления ей Сторонами полномочий по ведению Единого таможенного тарифа в целях удовлетворения потребностей рынка, стимулирования сельскохозяйственного производства и содействия развитию международной торговли.
Комиссия распределяет объем тарифной квоты между государствами Сторон пропорционально разнице между объемами производства и потребления в каждом из государств Сторон, которая принималась во внимание при расчете объема тарифной квоты для единой таможенной территории. При этом Комиссия определяет метод и порядок распределения тарифной квоты между участниками внешнеторговой деятельности, а также при необходимости распределяет тарифную квоту между третьими странами.
Таможенное оформление товаров, ввозимых на единую таможенную территорию в рамках тарифных квот для свободного обращения, осуществляется в государстве Стороны, в котором участнику внешнеторговой деятельности была выделена тарифная квота. При этом необходимым условием является наличие лицензии на ввоз таких товаров, выданной уполномоченным государственным органом исполнительной власти государства этой Стороны.
Распределение тарифной квоты между участниками внешнеторговой деятельности основывается на их равноправии в отношении получения квоты и недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке.
Протокол о предоставлении тарифных льгот между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией подписан 12 декабря 2008 года в городе Москве и направлен на формирование правовой базы таможенного союза Евразийского экономического сообщества. Протокол устанавливает, что тарифные льготы, предоставляемые в отношении товаров, ввозимых на таможенные территории государств Сторон или на единую таможенную территорию государств-участников таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, применяются независимо от страны происхождения товаров. В соответствии с Протоколом применение тарифных льгот предусматривается в виде освобождения от уплаты или снижения ставки ввозной пошлины, а также их применение в случаях, не предусмотренных статьей 5 и пунктом 1 статьи 6 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года.
Стороны информируют Комиссию таможенного союза о применении ими тарифных льгот и внесении изменений в законодательства государств Сторон по вопросам применения тарифных льгот. Комиссия таможенного союза проводит сравнительный анализ законодательств государств Сторон по вопросам применения тарифных льгот.
Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией подписан 12 декабря 2008 года в городе Москве и направлен на формирование правовой базы таможенного союза Евразийского экономического сообщества.
В соответствии со статьей 2 Протокола с даты введения в действие Единого таможенного тарифа и предоставления полномочий по его ведению Комиссии таможенного союза более высокая или более низкая ставка ввозной таможенной пошлины по сравнению со ставкой Единого таможенного тарифа (далее - более высокая или более низкая ставка) может применяться одной из Сторон в отношении товара, происходящего из третьих стран, в исключительных случаях на основании решения Комиссии, принимаемого в соответствии с настоящим Протоколом.
Применение одной из Сторон более высокой ставки может быть предложено этой Стороной, если такая мера является необходимым условием для развития отрасли экономики государства этой Стороны.
Применение одной из Сторон более низкой ставки может быть предложено этой Стороной в случае острого дефицита товара, если такая мера является необходимым условием для удовлетворения социально значимых потребностей населения или потребностей развития производства, которое зависит в значительной степени от традиционного импорта из третьих стран и не может быть осуществлено за счет производства этого или аналогичного товара в таможенном союзе.
Обоснование необходимости применения более высокой или более низкой ставки должно содержать статистические данные, финансово-экономические расчеты и другую информацию, подтверждающую целесообразность применения более высокой или более низкой ставки и невозможность достижения целей ее применения иными средствами, а также оценку последствий ее применения для рынков государств Сторон и оценку возможных действий третьих стран.
Установленный срок применения более высокой или более низкой ставки не может превышать шесть месяцев. Вопрос о продлении срока применения более высокой или более низкой ставки на следующие шесть месяцев может быть внесен заинтересованной Стороной не позднее, чем за месяц до истечения этого срока. Протокол о единой системе тарифных преференций между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией подписан 12 декабря 2008 года в городе Москве и направлен на формирование правовой базы таможенного союза Евразийского экономического сообщества.
С даты предоставления Сторонами Комиссии таможенного союза полномочий по ведению Единого таможенного тарифа тарифные преференции при ввозе на таможенные территории государств Сторон или единую таможенную территорию товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, предоставляются исключительно в соответствии с настоящим Протоколом.
Перечень развивающихся стран-пользователей системы тарифных преференций и перечень наименее развитых стран-пользователей системы тарифных преференций утверждается Комиссией. В перечень развивающихся стран-пользователей системы тарифных преференций включаются страны, не классифицируемые Всемирным банком как страны с высоким уровнем дохода. В перечень наименее развитых стран-пользователей системы тарифных преференций включаются страны, входящие в список наименее развитых стран ООН.
Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, утверждается Комиссией. Количество позиций указанного перечня не может превышать 20 процентов общего количества подсубпозиций Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
При необходимости Комиссия утверждает дополнительный перечень товаров, происходящих и ввозимых из наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции. Количество позиций этого перечня не может превышать 5 процентов общего количества подсубпозиций Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
Палата согласилась также с заключением Комитета по международным делам, обороне и безопасности, одобрив проект Закона РК "О ратификации Соглашения о Секретариате Комиссии таможенного союза". Соглашение подписано 12 декабря 2008 года в городе Москве между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией и направлено на формирование правовой базы таможенного союза Евразийского экономического сообщества.
Целью Соглашения является создание Секретариата Комиссии таможенного союза, как рабочего органа Комиссии таможенного союза. Секретариат осуществляет организацию работы высшего органа таможенного союза, Комиссии и их информационно-техническое обеспечение.
В функции Секретариата входит подготовка материалов, проектов решений и рекомендаций по вопросам формирования и функционирования таможенного союза, мониторинг соблюдения положений международных договоров, составляющих правовую базу таможенного союза, и иные функции, определенные высшим органом таможенного союза или Комиссией и направленные на организацию их работы и информационно-техническое обеспечение.
Секретариат возглавляет ответственный секретарь Комиссии, который имеет по одному заместителю от каждой из Сторон, кроме Стороны от которой назначен ответственный секретарь.
Финансирование деятельности Секретариата осуществляется за счет средств, предусмотренных сметой расходов Комиссии, формируемой за счет долевых взносов, вносимых пропорционально количеству голосов, которыми наделены Стороны в Комиссии.
Должностные лица и сотрудники Секретариата являются международными служащими. Каждая Сторона обязуется уважать статус должностных лиц и сотрудников Секретариата.
Местом пребывания Секретариата является город Москва.
Заслушав и обсудив доклад министра культуры и информации Мухтара Кул-Мухамеда по законопроекту "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О культуре", Палата одобрила его по предложению Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию. В заключении Комитета отмечается, что законопроект внесен в Мажилис Парламента Республики Казахстан 4 декабря 2008 года в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 ноября 2008 года.
Целью законопроекта является дальнейшее совершенствование национального законодательства в сфере культуры в части поддержки и развития отечественного кинематографа, музейного и библиотечного дела, а также формирования и сохранения культурных ценностей.
Законопроектом значительно расширяется понятийный аппарат, вводится индекс зрительского возрастного ценза и внедряется механизм регистрации фильмов отечественного и иностранного производства путем выдачи прокатного удостоверения, вводятся нормы, предусматривающие хранение исходных материалов кинолетописи и национальных фильмов, как неотъемлемой части национального культурного достояния.
Палата дала сегодня "добро" на проект Закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социальной поддержки отдельных категорий граждан". В заключении Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию говорится, что законопроект разработан в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева от 6 февраля 2008 года "Рост благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики".
Законопроект предусматривает с 2010 года принятие дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан и в этой связи вносятся изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
Закон Республики Казахстан "О государственных наградах Республики Казахстан" в части снижения требуемого действующим законодательством количества рожденных и воспитанных многодетной матерью детей для награждения подвеской "Алтын алка" с десяти до семи, а подвеской "Куміс алка" - с восьми до шести, данное изменение условий награждения многодетных матерей повысит престиж и авторитет многодетных матерей, их роль в вопросах воспитания детей, укрепления семьи и улучшения демографической ситуации.
Закон Республики Казахстан "О государственных пособиях семьям, имеющим детей":
- в части увеличения размеров единовременного пособия на рождение четвертого и более ребенка с 30 до 50 месячных расчетных показателей (с 01.01.2010 г. - 70 650 тенге) и ежемесячных пособий по уходу за ребенком по достижении им возраста одного года, принятие данных изменений осуществляется в целях стимулирования рождаемости и улучшения демографической ситуации;
- в части введения ежемесячного государственного пособия в размере минимальной заработной платы воспитывающему ребенка-инвалида: матери или отцу, усыновителю (удочерителю), опекуну (попечителю), данное изменение предусматривает дополнительную меру социальной поддержки детей-инвалидов.
В соответствии с Посланием Главы Государства народу Казахстана от 6 февраля 2008 года "Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики" предусматривается увеличение размеров пенсий в 2010 году - на 25 %. В этой связи депутатами в законопроект дополнительно вносится норма по внесению изменений в Закон Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" в части повышения ограничения максимального дохода - для исчисления пенсии с 28-кратного до 32-кратного МРП.
В преддверии празднования 65-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., а также учитывая заслуги по защите Родины, выполнении воинского долга в государствах, в которых велись боевые действия, в укреплении суверенитета и государственности Республики Казахстан депутатами дополнительно внесена новая норма по внесению изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О специальном государственном пособии в Республике Казахстан" в части:
- увеличения размера специального государственного пособия Героям Советского Союза, кавалерам орденов Славы трех степеней с 9 до 130 месячных расчетных показателей, Героям Социалистического Труда, являющимся участниками Великой Отечественной войны, с 15 до 70 месячных расчетных показателей;
- установления специального государственного пособия лицам, удостоенным почетного звания "Казакстаннын гарышкер-ушкышы", в размере 130 месячных расчетных показателей;
- увеличения размера государственного пособия многодетным матерям, награжденным подвесками "Алтын алка", "Куміс алка" или получившим ранее звание "Мать-героиня", а также награжденным орденами "Материнская слава" I и II степени, в соответствии с озвученным предложением Главы государства на V Форуме женщин, в целях социальной поддержки многодетных матерей
- с 3,9 до 6,0 месячных расчетных показателей.
Кроме того, в целях государственной социальной поддержки заслуженных спортсменов и тренеров, входивших в состав сборных команд Республики Казахстан и (или) сборных команд СССР по олимпийским видам спорта и имеющим трудовой стаж не менее двадцати лет, депутатами внесено изменение в Закон Республики Казахстан "О физической культуре и спорте" в части увеличения размера государственных социальных выплат - с 8,0 до 24,0 месячных расчетных показателей.
С учетом замечаний и предложений законопроект доработан, нормы и положения некоторых статей, которые были обсуждены и приняты на заседаниях рабочей группы, конкретизированы и редакционно улучшены.
Принятие законопроекта потребует в целом дополнительных расходов из государственного бюджета в следующих объемах:
на 2010 год - 18780,5 млн. тенге;
на 2011 год - 30385,4 млн. тенге;
на 2011 год - 32849,1 млн. тенге.
Эти средства предусмотрены в проекте Закона Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2010 - 2012 годы".
Докладывала и отвечала на депутатские вопросы министр труда и социальной защиты населения Гульшара Абдыкаликова.

----

Депутатский запрос Премьер-министру: г. Семей - учреждения здравоохранения – нужны деньги для медоборудования
Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 7 октября

На сегодняшнем пленарном заседании Мажилиса с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. выступил депутат Ержан Рахметов:
"В силу экологических обстоятельств, а также организации медицинской помощи населению в соответствии с Законом Республики Казахстан "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне" остается актуальным вопрос обеспечения учреждений здравоохранения г. Семей Восточно-Казахстанской области соответствующим медицинским оборудованием.
На балансе Консультативно-диагностического центра г. Семей по областному бюджету состоит 84 единицы медицинского оборудования с первоначальной стоимостью 693 586,5 тыс. тенге, из них за последние 3 года (2006-2009) поступило 4 единиц на сумму 488 847,6 тыс. тенге, в том числе дорогостоящий магнитно-резонансный томограф 2008 года выпуска стоимостью 467500,0 тыс. тенге (или 67% удельного веса стоимости всего оборудования.)
1) За 2008 год отделением функциональной диагностики Консультативно-диагностическим центром г. Семей по гарантированному объему бесплатной медицинской помощи принято 24 070 человек, проведено 45 587 исследований УЗИ.
Между тем в отделении функциональной диагностики, в основном, оборудование амортизировано, в связи с чем, требуется следующее оборудование:
1. Ультразвуковой сканер Алока Просоунд Альфа с цветным доплером, с детским датчиком 5 мГц, Япония, стоимостью 42 700,0 тыс. тенге;
2. УЗИ аппарат с линейными, поверхностными, абдоминальными и трансвагинальными датчиками 3,5- 5 мгц, 7-11 мгц, стоимостью 12 000,0 тыс. тенге;
3. Альтернативой на замену аппарата Сонос может являться аппарат Лоджик Бук, фирмы Дженерал электрик, США, с кардиологическими датчиком, стоимостью 11 000,0 тыс. тенге;
4. УЗИ аппарат для исследования сосудов и сегментарного давления, стоимостью 5 000,0 тыс. тенге.
2) На компьютерном томографе "Тошиба" 2001 г.в. после предыдущей замены рентгеновской трубки и высоковольтного генератора (по затратам 15 млн. тенге) в 2006 году проведено 9000 исследований.
При этом произведено 440 000 включений высокого напряжения, при гарантийном количестве включений 100 тысяч. Таким образом, износ рентгеновской трубки достиг максимума, что отражается на качестве КТ исследований.
Исходя из этого, для предотвращения диагностических ошибок при проведении компьютерно-томографических исследований, объем проводимых исследований сокращен на 50%. При сокращенном варианте нагрузки, по заключению инженеров, срок эксплуатации трубки ограничен 2-3 месяцами.
Приобретение новой трубки (Япония) на аппарат составляет 20 000,0 тыс. тенге.
На основании вышеизложенного, прошу рассмотреть Вас вопрос о выделении средств из республиканского бюджета на 2010-2012 г.г. для приобретения вышеуказанных аппаратов для Консультативно-диагностического центра г. Семей.

-----

Депутатский запрос Премьер-министру: фракция НДП "Нур Отан" о национальной эталонной базе
Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 7 октября

На сегодняшнем пленарном заседании Мажилиса с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. выступил депутат Николай Турецкий:
"В мае 2008 года на расширенном заседании президиума фракции Мажилиса Парламента РК НДП "Нур Отан" было отмечено о создании электронного эталонного контрольного банка нормативно-правовых актов. Планировалась совместная работа над формированием и совершенствованием электронного банка законодательства.
Национальная эталонная база - это фундамент системы обеспечения единства нормативно-правовой базы.
В новой Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан 24 августа т.г., указано: "В целях формирования базовых компонентов инфраструктуры "электронного правительства", формирования и эффективного ведения банка данных нормативных правовых актов оптимальным является функционирование Эталонного банка нормативных правовых актов в электронном формате. Одновременно необходимо введение в законодательство положений, предусматривающих электронный вид нормативного правового акта, что станет серьезным шагом в информатизации национального права".
Формирование электронного банка законодательства, поддержка его "контрольного" состояния и придание ему статуса "эталонного", обеспечение к нему более широкого доступа населения также являются актуальными задачами, которые необходимо реализовать в самой ближайшей перспективе.
В связи с этим хотелось бы получить ответы на следующие вопросы:
1. В какой стадии формирования эталонная база нормативно-правовых актов в электронном виде?
2. На какой стадии подготовки находится проект законодательного положения, предусматривающую электронную эталонную базу нормативно-правовых актов?
3. С какого времени планируется бесплатный доступ для пользования граждан Казахстана?".

-----

Депутатский запрос Премьер-министру: в Восточно-Казахстанской области особо острыми остаются вопросы материально-технического состояния объектов социальной сферы, водообеспечения, дорожной отрасли, экологии
Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 7 октября

На сегодняшнем пленарном заседании Мажилиса с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. выступил депутат Ержан Рахметов:
"В Восточно-Казахстанской области особо острыми остаются вопросы материально-технического состояния объектов социальной сферы, водообеспечения, дорожной отрасли, экологии.
В сфере образования 67% школ размещены в приспособленных помещениях, 4% находятся в аварийном состоянии, 48% не имеют спортивных залов и столовых.
В сфере здравоохранения аналогичная ситуация, 80% больниц, поликлиник, семейно-врачебных амбулаторий размещены в приспособленных помещениях.
В сфере водоснабжения за период реализации программы "Питьевая вода" запланированный показатель обеспеченности качественной водой не достигнут.
В области протяженность автомобильных дорог республиканского значения составляет 3420 км, из которых на сегодняшний день 64% требуют ремонта.
Множество вопросов, связанных с решением проблем экологической безопасности. Это развитие очистных сооружений двух крупных городов Усть-Каменогорск и Семей, а также их строительство и реконструкция в районных центрах.
Для решения накопившихся проблем требуется вливание значительных финансовых средств, которыми область не располагает.
В этой связи прошу Вас рассмотреть вопрос о выделении средств из республиканского бюджета на 2010-2012 г.г. для реализации местных инвестиционных проектов.
В сфере образования необходимо осуществить замену 4 сельских аварийных школ и построить школу-сад на 600 мест в селе Кабанбай, среднюю школу на 320 мест с детским садом на 50 мест в селе Каратума, школу на 320 мест в селе Науалы Урджарского района, школу на 320 мест в селе Бобровка Глубоковского района.
Кроме того, для покрытия дефицита ученических мест в городе Зайсан необходимо осуществить строительство школы на 600 мест. Также требуется строительство профессионально-технического лицея в г. Семей, который был в плане 2009 года.
В рамках программы "100 школ и 100 больниц на 2007- 2010 годы" было запланировано к реализации 4 инвестиционных проекта - 2 детские городские больницы и 2 многопрофильные больницы в городах Усть-Каменогорск и Семей. Также, много лет не решается вопрос по строительству хирургического корпуса областной больницы в г. Усть-Каменогорске.
В сфере водоснабжения требует проработки вопрос реконструкции водопроводных сетей 14 сельских населенных пункта городов и районов области. В настоящее время жители сел пользуются водой, не соответствующей санитарно-гигиеническим нормам.
По дорожной отрасли требует реконструкции 6 участков дорог республиканского значения и мостовых переходов в городе Усть-Каменогорске.
В области туризма и спорта также требует строительства закрытый хоккейный модуль с искусственным льдом в г. Усть-Каменогорске. Ранее данный проект был утвержден в плане 2009 года.
По всем проектам имеется проектно-сметная документация".

-----

Депутатский запрос Премьер-министру: Мангыстау – закрыть или передислоцировать туберкулезное учреждение
Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 7 октября

На сегодняшнем пленарном заседании Мажилиса с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. выступил депутат Серик Оспанов:
"Поводом моего запроса к Вам по вопросу закрытия туберкулезного учреждения ГМ–172/6 Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан (далее – КУИС МЮ), послужили многочисленные обращения граждан Мангистауской области.
В последние годы Мангистауская область по уровню заболеваемости и смертности от туберкулеза является одним из неблагополучных регионов. По итогам 2008 года заболеваемость туберкулезом по области превысила среднереспубликанский показатель на 17,8 %, показатели смертности сложились самыми высокими среди регионов республики и превышают среднеспубликанские на 25,9 % .
Одной из основных причин, влияющих на отрицательную динамику по показателям, является наличие в Мангистауской области вышеуказанного учреждения.
Начиная с 2006 года, по представлению областной прокуратуры, специалистами областного управления здравоохранения, государственного санитарно-эпидемиологического надзора и департамента Комитета по контролю в сфере оказания медицинских услуг, в учреждении проводятся проверки состояния оказания медицинской помощи осужденным больным туберкулезом.
Ежегодные проверки показывают следующее.
Учреждение ГМ 172/6 сдано в эксплуатацию в 1979 году как исправительная колония, в 1991 году преобразовано в больничную зону для содержания и лечения туберкулезных больных. Все лечебные двухэтажные корпуса являются нетиповыми, приспособленными и не соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям.
В больнице размещается 8 отрядов. На сегодня капитальный ремонт проведен в помещениях только двух отрядов, банно-прачечном комбинате и пищевом блоке. Здания и помещения колонии подключены к централизованным сетям водоснабжения, отопления и канализации. Последняя находится в неудовлетворительном состоянии: санитарные приборы старые и неисправны; в отрядах банно-прачечного комплекса наружные и внутренние канализационные трубы никогда не менялись, в связи с чем, на выходе из здания на них имеются следы порывов, фасады зданий из-за сильной влаги ветшают и осыпаются.
Станция по электрохимическому приготовлению активного хлора для дезинфекции хозяйственно-бытовых сточных вод не функционирует.
На момент последней проверки в феврале текущего года установлено, что очистка сточных вод осуществляется частной компанией в накопителях путем обеззараживания, в дальнейшем вывозится ассенизационной машиной на утилизацию. При этом у данной компании отсутствует специальное разрешение экологических и санитарно-эпидемиологических служб на слив сточных вод в канал для сброса сточных вод в хвостохранилище "Кошкар-Ата", нет актов выполненных работ по утилизации сточных вод. Также установлено, что имеется розлив сточных вод на рельеф земли, что влечет за собой загрязнение почвы канализационными водами, содержащими туберкулезные микробактерии, при этом ежедневное обеззараживание существующего розлива сточных вод не проводится, что повышает риск заражения домашних животных.
Сложившаяся ситуация является нарушением требований санитарных правил и норм (СанПиН) № 3.02.003-04 "Санитарно-эпидемиологические требования по охране поверхностных вод от загрязнения", согласно которым выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду без разрешения уполномоченного органа в области охраны окружающей среды запрещается, сброс канализационных сточных вод необходимо производить после обеззараживания.
В учреждении нет соответствующего режима изоляции различных групп больных по эпидемиологическим показаниям. Впервые заболевшие и хронические больные свободно контактируют и проживают вместе. Ежегодно дезинфицирующие средства и средства индивидуальной защиты закупаются в недостаточном количестве. Утилизация медицинских отходов не осуществляется. Данная ситуация приводит к внутрибольничному заражению тяжелыми формами туберкулеза.
При последней проверке в учреждении находилось на лечении 530 человек, из которых 164 (31%) страдают мультирезистентными (устойчивыми) формами туберкулеза и нуждаются в лечении препаратами резервного ряда по Программе "ДОТС плюс". При этом учреждение ГМ - 172/6 не включено в пилотные проекты КУИС МЮ по внедрению лечения по программе "ДОТС плюс", в связи с чем больные этого учреждения после освобождения являются источником заражения населения устойчивыми формами туберкулеза.
За 2008 год в учреждении ГМ – 172/6 умерло 32 больных от туберкулеза. Из 32 умерших - жителями области являются только 4 (12,5%) человека, остальные 28 (87,5%) являются жителями других областей. В тоже время их смертность зарегистрирована по Мангистауской области.
В ходе проверки также установлены такие нарушения как:
- безлицензионная медицинская деятельность;
- к работе привлекаются медицинские работники с дипломами, выданными зарубежными организациями образования, без процедуры нострификации;
- большинство помещений учреждения не соответствуют требованиям, предъявляемым в области санитарно-эпидемиологической безопасности;
- при штатной численности 14 единиц врачей- фтизиатров, фактически работает только 5 специалистов, которые не имеют квалификационных категорий.
- не соблюдаются санитарно-эпидемиологические требования к сбору, обезвреживанию, хранению, транспортировке и захоронению медицинских отходов.
О сложившейся критической ситуации в учреждении соответствующими органами неоднократно информировалось Министерство юстиции Республики Казахстан, однако необходимые меры для улучшения материально-технического состояния, оказания медицинской помощи не принимаются.
В связи с вышеизложенным, а также учитывая тяжелые климатические условия Мангистауской области, близкое расположение учреждения к областному центру, отсутствие необходимых очистных сооружений, прошу Вас, Карим Кажимканович, рассмотреть вопрос закрытия учреждения ГМ – 172/6 КУИС МЮ или его передислокации".

-----

Депутатский запрос Премьер-министру: о сохранении Консультативно-диагностического центра г. Семей самостоятельным учреждением здравоохранения
Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 7 октября

На сегодняшнем пленарном заседании Мажилиса с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. выступил депутат Ержан Рахметов:
"Согласно подпункту 2) пункта 2 Постановления Правительства Республики Казахстан от 9 апреля 2009 года № 494 "Об утверждении государственного норматива сети организаций здравоохранения Республики Казахстан", в областных центрах консультативно-диагностический центр создается как структурное подразделение областной больницы.
Данным Постановлением предусмотрено приведение номенклатуры существующей сети организаций здравоохранения в соответствие с государственным нормативом до 1 января 2011 года.
Согласно Положению о медицинском диагностическом центре, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Республики Казахстан от 15 октября 1997 года № 529, первичного приказа МЗ СССР № 480 - диагностические центры являлись самостоятельными учреждениями здравоохранения с подчинением соответствующим территориальным органам здравоохранения. Они организовались в целях создания материальной базы для обеспечения доступной квалифицированной консультативной и лабораторно-диагностической помощи взрослому и детскому населению.
Реформа системы здравоохранения региона привела к закрытию в г.Семей Восточно-Казахстанской области крупных территориальных амбулаторно-поликлинических учреждений, детского восстановительного центра, реорганизации областной больницы в клинику учебного центра СГМА, перехода ряда ЛПУ г.Семей в частную собственность (Почечный центр, глазной, гинекологический), организации 20 СВА и их дальнейшей реорганизации в пять поликлиник смешанного типа, которые оказывают первичную медико-санитарную помощь.
На сегодняшний день Консультативно–диагностический центр г. Семей - единственное ведущее лечебно-профилактическое учреждение области по организации квалифицированной специализированной амбулаторно-поликлинической помощи населению региона, использует имеющиеся современные, сложные дорогостоящие методы исследования, недоступные на уровне СВА, ЦРБ и ЦАКП.
Ежегодно проводится 156 000 посещений и 520 000 исследований, в том числе для сельских жителей 35% от общего объема. Внедряются в год до 20 новых технологий диагностики и лечения, проходят обучение и повышение квалификации по практическим навыкам врачи и средний медперсонал ЛПУ города и районов.
В соответствии с программой и концепцией развития здравоохранения Республики Казахстан в 2005-2010 годах по Восточно-Казахстанской области для обеспечения доступности медицинской помощи сельскому населению региона в Консультативно-диагностическом центре внедрена при технической поддержке специалистов из Японии методика обследования, подробная анкета и медицинская документация. Данная работа проводится с 2002 года.
Коммунальное государственное казенное предприятие "Консультативно-диагностический центр г.Семей" является предприятием с государственной формой собственности, финансируется из средств областного бюджета, на договорных условиях. Учредителем и собственником имущества является акимат Восточно-Казахстанской области.
Консультативно-диагностический центр г.Семей оказывает специализированную амбулаторно-поликлиническую (консультативную и диагностическую) помощь, соответствуя перечню гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, представленного в форме амбулаторно-поликлинической помощи, так как:
- имеет достаточный опыт работы на рынке медицинских услуг в течении 16 лет;
- территориальное расположение ЛПУ обеспечивает доступность населению города и районов всех видов оказываемых услуг;
- высокие квалификационные данные (70% медперсонала имеют квалификационную категорию), репутация, профессиональная компетентность работников, которые занимаются предоставлением медицинских услуг в рамках государственного заказа;
- оснащение современным медицинским оборудованием.
Между тем приведение в соответствие с указанным Постановлением статуса Консультативно-диагностического центра г.Семей может привести к потере положительного опыта оказания квалифицированной специализированной амбулаторно-поликлинической помощи населению г.Семей, которому в силу экологического состояния территории требуется постоянная медицинская помощь.
Учитывая вышеизложенное, прошу Вас пересмотреть Постановление Правительства Республики Казахстан от 9 апреля 2009 года № 494 "Об утверждении государственного норматива сети организаций здравоохранения Республики Казахстан" с целью сохранения Консультативно-диагностического центра г. Семей самостоятельным учреждением здравоохранения".

------

Депутатский запрос Премьер-министру: архитектурная общественность и семья об увековечении имени зодчего Калдыбая Монтахаева
Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 7 октября

На сегодняшнем пленарном заседании Мажилиса с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. выступил депутат Уалихан Калижанов:
"Поводом моего депутатского запроса явилось обращение ко мне Найманбаевой Ж.Р. – вдовы заслуженного архитектора Казахстана Монтахаева К.Ж., а также руководителей ряда объединений, организаций архитектуры, градостроительства и дизайнеров Республики Казахстан с просьбой оказания содействия в увековечении имени выдающегося архитектора нашей страны.
Монтахаев Калдыбай Жумагалиевич родился 15 января 1950 года, являлся заслуженным архитектором Казахстана (1980 г.), лауреатом Государственной премии СССР (1982 г.), народным архитектор СССР (1991 г.), действительным членом Академии архитектуры стран Востока (1993 г.), академиком международной Академии архитектуры (1997 г.), кавалером ордена "Курмет". В 2000 году признан "Человеком года" в области архитектуры.
Монтахаев К.Ж. своим авторитетом и творческим идеями сумел создать концепцию архитектуры, рожденную бурным развитием строительной технологии конца ХХ века. Его проекты претворены в генеральных планах, жилых районах Казахстана, административных, общественных зданиях в г.г. Алматы и Астана, школах, музеях, гостиницах, торговых центрах и т.д. Он автор целого ряда крупнейших уникальных объектов жилищно-гражданского назначения и произведений монументального и декоративно-прикладного искусства, построенных и возведенных в г.г. Алматы, Астана и других городах страны.
Архитектурная общественность, семья талантливого мастера и уважаемого человека в преддверии его 60-летнего юбилея обращаются с предложением увековечения имени великого мастера. С целью воздания должного таланту Монтахаева К.Ж. и признания его творческого наследия просят переименовать западную часть улицы Желтоксан в городе Алматы и дать ей имя выдающегося зодчего Казахстана. Принять решение об установлении мемориальной доски на доме, где он проживал и памятника-бюста на улице, которая будет носить его имя, что стало бы достойной памятью о выдающемся архитекторе нашего времени. Семья Монтахаева и руководители проектно-строительного комплекса Казахстана предлагают собственными средствами профинансировать изготовление и установление указанных монументальных объектов.
С учетом вышеизложенного, прошу Вас, уважаемый Карим Кажимканович, оказать содействие в принятии положительного решения в вопросе, поднимаемой архитектурной общественностью и семьей Монтахаева К.Ж. Может быть есть необходимость в принятии на правительственном уровне решения по увековечиванию имени достойного сына казахского народа, творчество которого представляет заметную страницу в летописи современной архитектуры Казахстана".

-----

Депутатский запрос Премьер-министру: предусмотреть в республиканском бюджете на 2010-2012гг. средства на строительство Радиологического центра в г. Семей
Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 7 октября

На сегодняшнем пленарном заседании Мажилиса с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. выступил депутат Ержан Рахметов:
"Учитывая высокую онкологическую заболеваемость населения Восточно-Казахстанской области, с целью улучшения онкологической ситуации на основании Постановления Правительства Республики Казахстан № 1388 от 31.12.2003 г. на базе онкологического диспансера г. Семей было начато строительство Радиологического центра. На I этапе строительства было выделено 889 млн. тенге, которые полностью освоены.
Во время Вашего визита в онкологический диспансер г. Семей в марте 2007 г. было принято решение о продолжении строительства РЦ, включающего в себя: отделение ядерной медицины с применением позитронно-эмисионной томографии (ПЭТ), циклотрон для производства готовых радиофармпрепаратов. На основании распоряжения пересмотрено технико-экономическое обоснование радиологического центра, которое прошло государственную экспертизу от 18.05.2007г. за №2275/2, утвержденного приказом Стройкомитета МИТ от 14.06.2007г., №189 ПИР на общую сумму 13 935,4 млн. тенге.
Из этой суммы на 2008 г. было выделено 740 млн. тенге; начато строительство стационара на 85 койко-мест, пристройки-каньона к радиологическому корпусу, наружные инженерные сети и т.д.
Согласно письма Министерства здравоохранения Республики Казахстан от 18.08.2008 г. по "Перечню приоритетных местных инвестиционных проектов на 2009-2011гг., в разрезе государственных отраслевых (секторальных) и региональных программ" на 2009 г. для строительства радиологического центра было предусмотрено 12 297,3 млн. тенге. К сожалению, после пересмотра республиканского бюджета на 2009-2011гг. строительство радиологического центра в списке приоритетных объектов МЗ РК не оказалось. С января 2009 г. строительство РЦ приостановлено из-за отсутствия финансовых средств.
Для продолжения строительства радиологического центра необходимо выделение бюджетных средств в сумме 748,7 млн. тенге. В том числе:
- на окончание строительства начатых объектов (больничный корпус на 85 койко-мест, пристройки) в текущем году требуется 398,7 млн. тенге;
для разработки ПИР и ПСД (проектно-сметной документации) отделения ядерной медицины с ПЭТ и циклотроном для выработки изотопов – 350 млн. тенге.
Кроме того, на завершение полной комплектации радиологического корпуса Радиологического центра медицинским оборудованием на 2009-2011 гг. требуется 4620,0 млн. тенге.
После завершения строительства Радиологического центра, по реализации Протокольного поручения Президента РК Назарбаева Н.А., данных в ходе визита в Восточно-Казахстанской область 18-19 июня 2009 г., данный центр будет рассматриваться как часть создаваемого медицинского кластера, основанного на ядерных технологиях.
Учитывая вышеизложенное, прошу Вас предусмотреть в республиканском бюджете на 2010-2012гг. средства в объеме 748,7 млн. тенге на окончание строительства Радиологического центра в г. Семей Восточно-Казахстанской области и 4620,0 млн. тенге на завершение полной комплектации радиологического корпуса Радиологического центра медицинским оборудованием".

-----

Депутатский запрос МЭиБП и МТиСЗН: 10 бабушек и плюс дедушка на одного соцработника
Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 7 октября

На сегодняшнем пленарном заседании Мажилиса с депутатскими запросами к министрам экономики и бюджетного планирования Султанову Б.Т., труда и социальной защиты населения Абдыкаликовой Г.Н. выступил депутат Тито Сыздыков:
"Я хочу обратить ваше внимание на одиноких и больных пожилых людей, которые нуждаются в уходе и заботе. Они являются очень уязвимой и незащищенной прослойкой нашего общества. Их забыли собственные дети, родственники, даже участковые врачи, которые обязаны проверять своих пациентов.
Есть только социальные работники (от отделов социальной помощи на дому одиноко проживающим пенсионерам и инвалидам при акиматах), приходящие к одиноким пенсионерам несколько раз в неделю.
Ухаживать за одним больным человеком нелегко как в физическом, так и в психологическом плане. В настоящее время социальные работники за 15-20 тысяч тенге (это в Астане, в других регионах еще меньше) ухаживают не за одним, а за пятью- шестью, а то и десятерыми больными. Так, например, в Астане такой соцработник Темербекова Гуляим ухаживает за 10 бабушками и 1 дедушкой и получает со всеми надбавками (за стаж и высшее педагогическое образование) 20 тысяч тенге.
Это тяжелая нагрузка на одного человека. В течение дня он должен объездить всех подопечных, даже если они в разных частях города. Если надо пенсионерам в больницу, соцработники сами везут их, бегают по этажам и кабинетам.
Затем соцработникам еще надо помочь своим подопечным убрать, приготовить, причесать, постирать, помыть, перестелить, сбегать в аптеку за лекарствами, в магазин за продуктами, постоять в очереди по оплате коммунальных услуг ... и т.д. И обязательно при этом поговорить с подопечными про погоду, здоровье, выслушать и пожалеть. Одинокие старые люди нуждаются в таком понимании и поддержке каждый день.
Труд социальных работников - тяжелый и благородный, и задача государства – обеспечить им условия для того, чтобы они на должном уровне исполняли свои обязанности по уходу за одинокими и больными стариками. За теми, кто принес нам Победу, восстанавливал разрушенное хозяйство, поднимал целину и не уехал, потому что дорожил родиной. Они отдали свои трудовые годы за наше с вами благополучие, а сегодня остались ненужными даже своим детям.
В связи с вышеизложенным, прошу Вас рассмотреть вопрос повышения заработной платы до 40-50 тысяч тенге социальным работникам по уходу за одиноко проживающими больными, пенсионерами и понижения их нагрузки.
Кроме того, совместно с министерством здравоохранения необходимо усилить контроль за работой участковых врачей, в плане посещения пациентов в объеме гарантированной бесплатной помощи путем принятия соответствующего Приказа об обязательном посещении одиноко проживающих больных пенсионеров.
Если мы не покажем пример молодому поколению, как надо заботиться о стариках, мы не научим нашу молодежь уважать нас. Как говорится в пословице, что посеешь, то и пожнешь. Кто знает, чем завтра обернется в старости для нашего поколения такое непонимание".

-----

Депутатский запрос Премьер-министру: доводя до Вашего сведения обращение профсоюза работников образования города Алматы, просим Вашего содействия в положительном решении данного вопроса
Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 7 октября

На сегодняшнем пленарном заседании Мажилиса с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. выступил депутат Гульмира Исимбаева:
"Поводом данного депутатского запроса явилось обращение на наше имя Алматинского городского профсоюза "Устаз" по поручению двадцати пяти тысяч работников образования г.Алматы.
В своем обращении профсоюз отмечает, что предложение министра экономики и бюджетного планирования РК Султанова Б.Т. о повышении заработной платы работникам образования и медицины не с 1 января 2010 года, а с 1 июля 2010 года вызвало большую напряженность среди работников организации образования. Оно противоречит посланиям Президента Н.А.Назарбаева народу Казахстана в 2008 г. и 2009 году, заверениям о сохранении всех социальных обязательств государства перед населением.
Кроме того, на совещании Премьер-министра с лидерами профсоюза 19 августа 2008 года было заявлено, что необходимые средства для повышения заработной платы работникам бюджетной сферы уже заложены в трехлетнем бюджете на 2009-2011 годы. В частности, с 1 января 2009 года - 25%, с 1 января 2010 года - на 25% и с 1 января 2011 года - на 30%.
Уважаемый Карим Кажимканович, доводя до Вашего сведения обращение профсоюза работников образования города Алматы, просим Вашего содействия в положительном решении данного вопроса, тем более речь идет о работниках бюджетной сферы, помимо государственных служащих".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Конференция по развитию электронного правительства 30.10.2009
Премьер-Министр РК Карим Масимов встретился с Заместителем Председателя Правительства РФ Игорем Сечиным 30.10.2009
Касым-Жомарт Токаев: революций в ОБСЕ не будет 30.10.2009
Концепция законопроекта "О миграции населения" 30.10.2009
Вице-премьер Ахметов рассчитывает, что новая редакция закона "О недропользовании", определяющая казсодержание, будет принята в ноябре 30.10.2009
Выездное заседание Комитета Сената по аграрным вопросам и охране окружающей среды 30.10.2009
Алматинцы ни в коем случае не должны пострадать от реформ в медицинской отрасли 30.10.2009
Представители власти не должны иметь возможности скрывать свои коррупционные действия за тайной личной жизни 30.10.2009
Состоялось 9-е заседание Правления Агентства по защите конкуренции 30.10.2009
29 октября в Пекине состоялось заседание Комитета старших должностных лиц СВМДА 30.10.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz