Жигер Байтелесов, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 9 октября
Комитет Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе не согласен с поправками Сената относительно лишения лицензии и финансирования судебно-экспертной деятельности, а также "очевидца".
Лишение лицензии. Мнение Комитета выражено в заключении по поправкам Сената в одобренный Мажилисом законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам судебно-экспертной деятельности". Сенат, как отмечается в заключении, предлагает внести в статью 49 Закона РК "О лицензировании" изменение, согласно которому приостановление действия, лишение лицензии осуществляются в порядке, предусмотренном казахстанскими законами. Вместе с тем, действующая редакция статьи указывает порядок, предусмотренный законодательством РК об административных правонарушениях.
Комитет считает возможным не согласиться с поправкой Сената, так как предлагаемая редакция нарушает порядок наложения административного взыскания, установленный Кодексом РК об административных правонарушениях. В соответствии со статьей 52 Кодекса лишение лицензии налагается судьей за административное правонарушение, совершенное при осуществлении деятельности либо совершении определенных действий, предусмотренных лицензией. Согласно части первой статьи 9 Кодекса меры административно-правового воздействия, налагаемые за совершение административных правонарушений, определяются только настоящим Кодексом.
О финансировании судебно-экспертной деятельности. Об этом говорится в заключении Комитета по поправкам Сената в законопроект "О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан". Статья 45 проекта в редакции, одобренной Мажилисом, четко оговаривает, что производство судебных экспертиз производится за счет бюджетных средств. В рамках гражданских и уголовных дел возмещение оплаты труда судебных экспертов, а также расходов, понесенных в связи с производством судебной экспертизы, осуществляется участниками процесса в порядке, установленных Правительством РК.
Согласно статье 45 законопроекта в предлагаемой Сенатом редакции финансирование судебно-экспертной деятельности по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях будет осуществляться за счет бюджетных средств, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным и Гражданским процессуальным кодексами РК.
Комитет не считает возможным согласиться с редакцией статьи 45 законопроекта по следующим основаниям. Предлагаемая Сенатом редакция не уточняет, какая именно сфера судебно-экспертной деятельности, а также, чья именно деятельность (государственных организаций судебной экспертизы или судебных экспертов, работающих на основе лицензии), будет финансироваться за счет бюджетных средств.
Вместе с тем, содержание судебно-экспертной деятельности включает как производство судебной экспертизы по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях, так и научные исследования в области судебной экспертизы, научно-методическое и информационное обеспечение судебной экспертизы и подбор, профессиональную подготовку и повышение квалификации судебных экспертов.
Казахстанское законодательство не предусматривает судебно-экспертную деятельность по уголовным, гражданским и административным делам. Процессуальные кодексы предусматривают лишь возмещение расходов за производство экспертизы, которая назначена в рамках уголовного, гражданского дела, а также дела об административном правонарушении.
В редакции законопроекта, одобренного Мажилисом, предусматривалось лишь бюджетное финансирование производства судебных экспертиз, а также возмещение оплаты труда судебных экспертов и расходов, понесенных в связи с производством судебной экспертизы по уголовным и гражданским делам. При этом порядок возмещения устанавливается Правительством РК.
Об "очевидце". Позиция Комитета отражена в заключении по поправкам Сената в законопроект "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан по вопросам упрощенного досудебного производства".
Сенат предлагает подпункт 1) статьи 1 дополнить новым абзацем четвертым, согласно которому Сенатом вводится новое процессуальное лицо - "очевидец". С данной поправкой Комитет не может согласиться по следующему основанию. В соответствии с пунктом 25) статьи 7 Уголовно-процессуального кодекса РК, иные лица, участвующие в уголовном процессе. - это секретарь судебного заседания, переводчик, свидетель, понятой, эксперт, специалист, судебный пристав. Смысловое содержание этих понятий раскрыто в статьях 82-88 УПК. Вместе с тем. Смысловое содержание понятия "очевидец" не раскрыто. Данная поправка входит в противоречие с пунктом 9 статьи 17 Закона РК "О нормативных правовых актах", который гласит. Что при необходимости уточнения терминов и определений, используемых в нормативном правовом акте, в нем помещается статья, разъясняющая их смысл.
* * *
Все три заключения подписаны председателем Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе Рахметом Мукашевым. Чтобы определиться по всем трем аспектам, Комитет считает необходимым образовать согласительные с Сенатом комиссии. По докладу Комитета Бюро Мажилиса включило эти вопросы в проект повестки предстоящего в среду, 14 октября, пленарного заседания Палаты.
--------
КОМИТЕТ МАЖИЛИСА: поправки - противодействие терроризму - первое чтение
Жигер Байтелесов, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 9 октября
"О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия терроризму". Данный законопроект внесен в Парламент Правительством РК, отмечается в заключении Комитета Мажилиса по международным делам, обороне и безопасности.
Актуальность внесения изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам противодействия терроризму обусловлена необходимостью конкретизации и урегулирования некоторых аспектов данного вопроса с учетом возросшей опасности терроризма и масштабностью возникновения террористических угроз, а также совершенствования отдельных норм действующего законодательства Республики Казахстан.
Законопроектом вносятся изменения и дополнения в Уголовный, Гражданский процессуальный кодексы, в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, а также в ряд законов Республики Казахстан.
В Уголовный кодекс Республики Казахстан вносятся дополнения, предусматривающие запрещение освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших террористические преступления, в связи с истечением срока давности.
В Гражданский процессуальный кодекс вносятся поправки, позволяющие судебным органам вынести дополнительное решение об установлении факта изменения террористической или экстремисткой организацией своего наименования на основании представленных материалов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В Кодекс об административных правонарушениях вносятся дополнения, определяющие размеры штрафов, предусмотренные за нарушение правового режима антитеррористической операции, а также уточняющие полномочия должностных лиц Республиканской гвардии и органов национальной безопасности в части составления протоколов об административном правонарушении.
В Закон Республики Казахстан "О борьбе с терроризмом" вносятся изменения и дополнения, определяющие основы организации противодействия терроризму, полномочия Правительства Республики Казахстан и уполномоченного органа по координации деятельности в сфере противодействия терроризму. Определена компетенция государственных органов Республики Казахстан, осуществляющих противодействие терроризму. Обусловлен порядок организации деятельности оперативных штабов для противодействия терроризму, а также полномочия руководителя оперативного штаба при проведении антитеррористической операции.
Законопроектом определяются правовой режим антитеррористической операции, а также меры и временные ограничения, вводимые на период проведения антитеррористической операции. Для повышения оперативности и своевременности реагирования на возникновение угрозы проведения акта терроризма или предотвращения активных действий террористов лицам, участвующим в проведении антитеррористической операции, предоставляется право проведения упрощенного порядка досмотра физических лиц и транспортных средств без участия понятых.
Изменен понятийный аппарат, введены такие новые понятия как "заложник", "правовой режим антитеррористической операции", "профилактика терроризма" и др.
* * *
В соответствии с постановлением Бюро Мажилиса законопроект будет внесен на пленарное заседание депутатов в первом чтении. |