NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 01:33 ast
23:33 msk

Казна пуста?
Карим Масимов: Будет возможность, увидим мы денежку – в первую очередь она пойдет на повышение зарплат бюджетникам
22.10.2009 / политика и общество

Сагит Оспанов, "МК" в Казахстане", 21 октября

Правительство объяснило партии "Нур Отан", куда оно потратило деньги, и почему их не совсем хватило на социальные обещания. А также предупредило, что все идет настолько хорошо, что бюджет придется сократить еще на сорок миллиардов.

Денег нет совсем
Политика – это искусство оптимистично преподносить наводящие на пессимистический лад решения. Премьер-министр Карим Масимов на этой неделе однозначно дал понять – перенос сроков повышения зарплат бюджетникам неминуем. Правда, окончательное слово насчет того, чтобы повысить оклады врачам и учителям не с 1 января, а с 1 июля следующего года, за депутатами. Но поскольку свое заявление г-н Масимов сделал на расширенном заседании парламентской фракции "Нур Отан" – а это, собственно, и есть весь парламент – то голосование станет формальностью.
Тем более что премьер привел аргументы, крыть которые депутатам было просто нечем: "Конечно, было бы легко сказать "вот я из "заначки", из кармана сейчас даю, возьмите, пожалуйста, давайте повысим зарплаты", и сорвать аплодисменты. Но денег у нас с вами таких нет сейчас". Разумеется, говоря о "нас с вами", Карим Кажимканович имел в виду государственную казну, коей распоряжаются правительство и парламент. Возможно, личных средств наших рулевых, если поскрести по сусекам, и хватило бы на увеличение зарплат бюджетникам. Но вряд ли бы такое предложение воодушевило парламентариев, и дискуссию о поиске денег продолжать не стали.
Тем паче глава кабмина тут же обнадежил, что теоретически не все потеряно: "Будет возможность, увидим мы денежку – в первую очередь она пойдет на это". Хотя только теоретически. Тот факт, что правительство согласилось на непопулярное решение, пожертвовав своим имиджем социально ориентированного, говорит о том, что оно уже вышло из стадии "денег нет", перейдя к этапу "денег нет совсем".

Быстрее меняется, чем исполняется
Вещественным же доказательством служит новый проект бюджета-2010. Он поступит в парламент на этой неделе – взамен предыдущего проекта, который не пролежал и двух месяцев на столах у народных избранников, не успевших толком вникнуть в доходы-расходы. В нем предлагается затянуть пояса еще на 40 миллиардов тенге. Кроме того, бюджетный дефицит увеличится на 150 миллиардов. Дополнительные деньги пойдут на строительство и реконструкцию объектов питьевого водоснабжения, дорог местного значения, а также защиту Астаны от затопления паводковыми водами.
Непонятно, почему нельзя было внести эти коррективы при рассмотрении в парламенте? Выставлять напоказ, что правительство перекраивает главный финансовый документ сразу после его презентации, означает ставить под сомнение его обоснованность. Если так пойдет дальше, то нам пора отказаться не то что от трехлетнего, а от годового бюджета, перейдя к квартальному. Все равно цены на нефть и металлы меняются часто, и с поквартальным бюджетом страна обретет четкие ориентиры. Все рассуждения о "долгосрочном планировании" звучат красиво, но в жизни все равно не сбываются. Так зачем себя обманывать?
В проекте бюджета-2010, как утешает правительство, расходы на социалку вырастут на четверть триллиона тенге. В других странах пенсии, пособия и зарплаты не то что не повышают, а даже срезают. У нас же запланировано увеличение с 1 января пенсий и стипендий на 25 процентов, социальных пособий – в среднем на 9 процентов. Зарплаты бюджетникам, пусть и с 1 июля, но все-таки поднимут на 25 процентов. Правда, весь этот рост не приведет к повышению уровня жизни людей, а лишь позволит его поддержать, ведь цены на продукты и тарифы на коммунальные услуги тоже не стоят на месте.

Крокодил не продается, не покупается кокос
Почему не хватает денег? Правительство сослалось на "сложившуюся макроэкономическую ситуацию". Хотя с ней-то как раз все в порядке. Цена на нефть намного превысила все прогнозы и сейчас находится на том уровне, который во всем мире признан справедливым и комфортным. Он дает возможность не только с лихвой окупать текущие затраты, но и вкладывать в развитие производства. Спрос на металлы и их стоимость в следующем году тоже обещают быть неплохими. Так что жаловаться на внешние условия просто грех.
Настоящая проблема в том, что резко ухудшилось состояние несырьевого сектора, а значит, пересохли налоговые ручейки от малого и среднего бизнеса. В официальной статистике за девять месяцев на общем фоне умеренного спада выделяется одна цифра: розничный товарооборот упал почти на 11 процентов. Торговля, хоть она ничего не производит и к "локомотивам" никогда не причислялась, очень сильно влияет на самочувствие экономики. Казахстанцы стали меньше тратить, казна – меньше зарабатывать. И тот факт, что правительство снижает прогноз доходов на следующий год, говорит, что оно совсем не уверено, что торговая активность воспрянет. Ну а с чего бы, если покупательская способность не растет?

Титаны из кабмина
Удивительно, но в таких обстоятельствах места даже для символической самокритики у кабинета министров не нашлось. Выступая перед "нуротановцами", премьер не стал скромничать в оценках: "Мы с вами проделали титаническую работу, возводя антикризисную защиту под руководством нашего президента".
Действительно, глава государства определил направления антикризисной политики, и они оказались принципиально верными. Задача же исполнительной власти состояла в том, чтобы реализовать их на практике. Явных провалов допущено не было (хотя с этим не согласна, как позднее выяснилось, даже партия "Нур Отан"). Но технических срывов хватало, причем практически по каждому антикризисному направлению. И это при том, что Счетный комитет, прокуратура и прочие уполномоченные органы еще не дали комплексной оценки расходования антикризисных средств. Таким образом, с поставленной задачей правительство справилось на твердую "тройку". Ни больше ни меньше. И пока еще выглядят не совсем уместными заявления наподобие следующего: "Уровень безработицы в сентябре составил 6,3 процента. Это – результат. Лучший, чем в годы экономического роста. И это наш вызов кризису".
Понятно, что сделана большая работа. И нельзя не согласиться, что банки не рухнули, вкладчиков не кинули, строительство какое-никакое ведется (а ведь "кидали" дольщиков частные компании, а не государственные), ипотечные кредиты, пусть и с проволочками, все же рефинансируются, и рабочие места, пусть даже лишние, создаются. Это трудоемкая, кропотливая работа, для которой и существует государственный аппарат. Но представлять себя титанами, бросающими вызов мировому кризису, – явный перебор. Еще немного и появятся лозунги: "Мы на зависть всем буржуям мировой пожар задуем", а к нам поедут вереницы делегаций из США, Испании, Великобритании перенимать опыт борьбы с безработицей. Политикам нужно уметь представлять свою работу и объяснять ее суть народу, но, наверное, не в такой форме.

Партия сказала: "Надо!"
Рассказы о героических усилиях министров не убедили даже "Нур Отан". Хотя Карим Масимов и подчеркнул в своем спиче, что он возглавляет первое правительство партийного большинства, от критических стрел со стороны этой партии увернуться не удалось. Угодили они довольно метко. Так, премьер в числе достижений указал выдачу льготных кредитов студентам. А зампред "Нур Отана" Дархан Калетаев высказал прямо противоположное мнение: "Давайте будем откровенны. К сожалению, программа льготного кредитования студентов провалена. Чья тут вина – еще предстоит нам вместе разобраться. Я думаю, надо делать выводы".
Что примечательно, перед этим, как бы предваряя все упреки, г-н Масимов категорично объявил: "Кому-то наша работа может показаться неэффективной, и всегда найдутся желающие покритиковать, пообсуждать альтернативные варианты кризисного поведения. Но это будут лишь слова и предположения, которым мы с вами противопоставили энергичные действия и результаты развития". Правда, на сей раз "мы с вами" у "нуротановцев" соединить в одно целое как-то не получилось. "Мы" и "вы" зачастую двигались в разных плоскостях.
Зампред партии Калетаев попенял на слабое реагирование на их предложения "правительства партийного большинства". На конструктивные рекомендации "нуротановцев" кабинет министров отвечает формальными отписками. Если так обходятся с мнением партии власти, что же говорить о других объединениях и экспертах.... Куда, спрашивается, делись призывы сообща вырабатывать антикризисные идеи, а также созданные антикризисные советы?

Кто тут живет не по средствам?
И ладно бы антикризисные решения правительства были действительно безукоризненны, как смокинг джентльмена. Но ведь они чаще всего мешковаты, как роба сантехника. Вполне пригодны для использования, однако оставляют массу пространства для совершенствования. Да и самостоятельных решений этих – раз-два и обчелся. Большинство из них предлагается для исполнения предложенных президентом стратегических подходов. Одно из немногих собственных творений кабмина – идея ввести всеобщее декларирование доходов и имущества. По мнению правительства, оно позволит снизить коррупцию и повысить доходы бюджета. Свое предложение премьер-министр подкрепил сакральной суммой в триллион тенге. Именно столько, по словам неназванных экспертов, составляет уровень "теневых" доходов, не охваченных налогообложением.
Триллион в нелегальной экономике, безусловно, есть. И не один. Но у кого? У народа? У тех самых бюджетников? У малого бизнеса? Таких денег у них нет. Так зачем тогда нужно всеобщее декларирование? Его введение осложнит жизнь простым людям, и в то же время позволит затеряться тем, кому на самом деле есть что скрывать.
В Казахстане особая модель экономики – с очень высокой концентрацией богатства. Аналогичная ситуация и в теневом бизнесе. Есть множество мелких дельцов, уклоняющихся от налогов, но главные финансовые потоки вращаются в нескольких наиболее прибыльных сферах. И большая их часть так или иначе связана с государственным сектором.
У нас уже есть обязательное декларирование доходов госслужащих, но никакого эффекта оно не приносит. Государевы люди делают вид, что декларируют всю правду, государство делает вид, что им верит. Так, может, нужно сначала научиться выявлять скрытые доходы на наиболее хлебных должностях, а только потом замахиваться на проверку доходов всего населения?
В России на этой неделе министр финансов принял приказ, обязывающий ключевых сотрудников предоставлять сведения о доходах и имуществе, включая членов их семей. Опыт заслуживает внимания, и для начала нужно хотя бы сделать прозрачными доходы чиновников, которые распоряжаются бюджетными деньгами. А еще лучше – проверить наличие имущества за рубежом, для чего существует финансовая разведка. Если, конечно, правительство действительно нацелено на реальные результаты, а не на красивые жесты в виде всеобщего декларирования всех – от буржуев до пролетариата.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Конференция по развитию электронного правительства 30.10.2009
Премьер-Министр РК Карим Масимов встретился с Заместителем Председателя Правительства РФ Игорем Сечиным 30.10.2009
Касым-Жомарт Токаев: революций в ОБСЕ не будет 30.10.2009
Концепция законопроекта "О миграции населения" 30.10.2009
Вице-премьер Ахметов рассчитывает, что новая редакция закона "О недропользовании", определяющая казсодержание, будет принята в ноябре 30.10.2009
Выездное заседание Комитета Сената по аграрным вопросам и охране окружающей среды 30.10.2009
Алматинцы ни в коем случае не должны пострадать от реформ в медицинской отрасли 30.10.2009
Представители власти не должны иметь возможности скрывать свои коррупционные действия за тайной личной жизни 30.10.2009
Состоялось 9-е заседание Правления Агентства по защите конкуренции 30.10.2009
29 октября в Пекине состоялось заседание Комитета старших должностных лиц СВМДА 30.10.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz