NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (ноябрь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (октябрь 2019)








Поиск  
Четверг 12.12.2019 17:40 ast
14:40 msk

Концепция законопроекта "О миграции населения"
Согласно новому Закону иностранные специалисты и сезонные работники будут привлекаться по установленной Правительством квоте. В настоящее время устанавливается лишь общая квота на иностранную рабочую силу, тогда как в мировой практике наряду с общей квотой используются иные вилы квот
30.10.2009 / политика и общество

Жигер Байтелесов, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 29 октября

Концепцию законопроекта "О миграции населения" представила сегодня в Мажилисе ответственный секретарь Министерства труда и социальной защиты населения РК Тамара Дуйсенова. Документ изложен в рамках международного семинара по наилучшей законодательной практике в области миграции.
Согласно новому Закону иностранные специалисты и сезонные работники будут привлекаться по установленной Правительством квоте. В настоящее время устанавливается лишь общая квота на иностранную рабочую силу, тогда как в мировой практике наряду с общей квотой используются иные вилы квот, такие как отраслевые (Великобритания, Канада, Испания), страновые (почти все страны Европы, США) и другие виды.
Проектом определены типы мигрантов в соответствии с целью прибытия в страну: для получения образования, осуществления трудовой деятельности, туризма,
воссоединения семьи, возвращения на историческую родину, приобретение гражданства, по гуманитарным и политическим мотивам.
Для привлечения и закрепления высококвалифицированных специалистов определена иммиграция с целью образования для обучающихся в общеобразовательных школах, студентов и учащихся, стажеров.
Для обеспечения инвестиционной привлекательности страны предлагается дифференциация трудовых мигрантов на категории: иностранные работники; сезонные иностранные работники и бизнес-иммигранты. Иностранные специалисты и сезонные работники будут привлекаться по установленной Правительством квоте.
С учетом мирового опыта и современных национальных условий планируется устанавливать страновую квоту для селекции страны исхода трудовых мигрантов и лимитирования их количества, а также дифференцированный порядок и селективный механизм привлечения трудовых мигрантов, что позволит повысить инвестиционную привлекательность страны, расширить использование высококвалифицированных специалистов и передовой опыт ведения бизнеса.
Законопроектом предусматривается введение изменений в политике этнической миграции. Повысится роль загранучреждений РК в работе с этническими казахами, проживающими за рубежом, в том числе выезжающими на историческую родину; изменится порядок подачи заявления (если ранее заявления на включение в квоту и присвоение статуса "оралман" подавались по мере въезда в РК, то проектом предусматривается также возможность подачи заявления и через загранучреждения РК), будет дифференцирован объем предоставляемой социальной поддержки в зависимости от регионов расселения оралманов. Кроме того, будет введена обязанность возмещения средств, полученных в виде социальной поддержки в случае невыполнения условий при включении в квоту иммиграции.
С целью усовершенствования информационной системы управления миграцией будет создана единая система учета миграционных потоков; единый банк данных учета въезда и выезда мигрантов с указанием цели пребывания и получения социальной поддержки (в случае, если она предусмотрена), к которому будет обеспечен доступ всех уполномоченных органов по вопросам миграции.
Кроме того, законопроектом предусматриваются меры по предупреждению незаконной миграции и усилению ответственности за нарушение законодательства. Для этого будут введены единые условия въезда трудящихся-мигрантов и единой системы учета миграционных потоков, сокращение срока пребывания трудящихся -мигрантов в РК, выдворение незаконных мигрантов. Также будет предусмотрена ответственность трудящихся-мигрантов за незаконный въезд на территорию РК, незаконный выезд из РК и оказание содействия в их совершении; за нарушение правил пребывания в РК и транзитного проезда через территорию РК и ответственность работодателя за использование трудящихся мигрантов, незаконно пребывающих на территории РК.
* * *
Отвечая на депутатские вопросы, докладчик пояснила, что данный законопроект разработан в соответствии с Концепцией миграционной политики на 2007-2015 годы, утвержденной Указом Президента РК от 28 августа 2007 года. Была создана рабочая группа с участием заинтересованных государственных органов, депутатов Мажилиса Парламента, представителей MOM, MOT и ОБСЕ. Все положения и нормы законопроекта приведены в соответствие с общепринятыми мировыми стандартами, международными обязательствами и национальными интересам Республики Казахстан.
С комментариями и рекомендациями по данному законопроекту выступили: Эллис Томас, представитель департамента законодательной поддержки, ОБСЕ/БДИПЧ (Бюро демократических институтов и прав человека), Светлана Рахимова, старший технический советник, Международная организация труда (МОТ), Павел Шалусь, представитель Международной организации по миграции (MOM). Работа секции завершилась общим обсуждением представленного законопроекта по миграции и комментариев экспертов.
После сессии "Законодательство Казахстана в области миграции" работа семинара продолжилась во второй сессии, которая была посвящена международным стандартам в области миграционной политики. Глава департамента по законодательной поддержке ОБСЕ/БДИПЧ Марта Аклер представила вниманию участников семинара доклад "Ознакомление с работой БДИПЧ по предоставлению законодательной поддержки в области прав человека". Представитель департаменгамиграции и свободы передвижения ОБС Е/БДИПЧ Марта Киндлер выступила с докладом "Стандарты и обязательства ОБС Е в области миграции". Доктор Норберт Сайрус, Международный эксперт по вопросам миграции, представил сравнительный анализ международных стандартов и миграционной политики и привел примеры наилучшей практики по вопросам миграции. Национальный эксперт по вопросам миграции Вадим Ни выступил с докладом "Законодательство Казахстана и международные инструменты в области трудовых прав и миграции".
В завершении семинара были обсуждены доклады экспертов, подведены итоги встречи.
* * *
Организаторы семинара: Министерство труда и социальной защиты населения, Комитет по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК, Социальный совет фракции НДП "Hyp Отан" в Мажилисе Парламента РК совместно с Центром ОБСЕ в городе Астане, Международной организацией труда, Европейской комиссией и Международной организацией по миграции.
С приветственным словом выступили: Гульшара Абдыкаликова - министр труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, представигель МОТ в Республике Казахстан, Жаннет Клетцер - заместитель Главы Центра ОБСЕ в Астане. Сопредседательствовала на семинаре депутат Мажилиса Елена Тарасенко.
* * *
Тезисы доклада ответственного секретаря Министерства труда и социальной защиты населения РК Т. Дуйсеновой:
С первых лет независимости регулирование миграционных процессов относится к одному из важных направлений государственной политики. Основу миграционной политики Казахстана составляют:
- Конституция Республики Казахстан, закрепившая право граждан на свободное передвижение и выбор места жительства, права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства;
- Закон "О миграции населения" принятый в 1997 году;
- Концепция миграционной политики Республики Казахстан на 2007-2015 годы.
Центральное место в миграционной политике Республики Казахстан занимает регулирование этнической миграции.
Начиная с 1993 года, переселение этнических мигрантов регулируется установлением квоты иммиграции. Квота иммиграции оралманов в последние годы (2005-2008 гг.) составляла 15 тыс. семей в год. С 2009 года, в соответствии с поручением Главы государства, квота иммиграции оралманов увеличена до 20 тыс. семей в год.
В демографическом отношении более половины оралманов (54,1 %) - лица трудоспособного возраста. На долю детей до 18 лет приходится 41,2 % и пенсионеров - около 5% общей численности оралманов. В целом эти цифры показывают тот позитив, который мы ожидали.
Одновременно структурные изменения в экономике и ее инновационное обновление в условиях определенного дефицита местных квалифицированных кадров превратили в один из ведущих трендов ввоз иностранной рабочей силы.
В докризисных условиях в экономику Казахстана ежегодно привлекалось от 25 тыс. до 59 тыс. иностранных специалистов из более чем ста стран мира.
В соответствии с принятыми на себя международными обязательствами Республика Казахстан принимает и обеспечивает социальную защиту беженцев. На 1 октября текущего года в Казахстане зарегистрировано 527 беженцев. Большинство из них (523 чел.) выходцы из Афганистана.
В целях регулирования отношений, складывающихся в данной сфере, в настоящее время разработан и находится на рассмотрении Мажилиса Парламента РК проект Закона Республики Казахстан "О беженцах".
В условиях урбанизации и структурных изменений в экономике значительные масштабы приобрела и внутренняя миграция населения.
В процессы межобластной и внутриобластной миграции в 1991 - 2008 гг. оказались вовлечены около 5 млн. человек. К настоящему времени численность внутренних мигрантов стабилизировалось на уровне 300,0 тыс. человек в год. Основная часть внутренних мигрантов – сельское население.
Отрицательное сальдо миграции по итогам 2007 - 2008 годов имеет место во всех областях республики, кроме Карагандинской и Мангистауской областях и городов Астана и Алматы.
Сложившаяся, таким образом, миграционная ситуация имеет не только позитивные последствия, но и содержит в себе ряд вызовов.
Первое, мировые интеграционные процессы и обострение конкуренции за человеческие ресурсы в условиях старения населения привели к сокращению положительного сальдо миграции и относительному увеличению выезда казахстанских граждан из страны.
Второе, несоответствие квалификационно-профессиональной структуры спроса и предложения рабочей силы, значительная дифференциация региональных рынков труда обусловили привлечение и использование иностранной рабочей силы низкой квалификации. Сохранение данной тенденции в будущем может негативно сказаться на конкурентоспособности страны.
Третье, увеличение нелегальной миграции из стран Центральной Азии приводит к росту конкуренции на внутреннем рынке труда, ухудшению позиций местных работников низкой квалификации и появлению социальной напряженности.
Четвертое, стихийное перемещение внутренних мигрантов привело к напряжению на рынках труда: трудоизбыточности в одних регионах и дефициту рабочих рук – в других. Низкие адаптационные возможности внутренних мигрантов при отсутствии государственного регулирования и социальной поддержки зачастую сопровождаются маргинализацией и превращением внутренних мигрантов в группу высокого социального риска. О чем свидетельствуют события в поселках Шанырак, Бакай вблизь г. Алматы.
Реальный потенциал угроз и вызовов, сложившихся в миграционной сфере, может быть нейтрализован и предупрежден проведением взвешенной миграционной политики. С сожалением приходится признать:
- несовершенство национального законодательства. В нем нет четкой классификации видов и типов миграционных потоков. Так в действующем ЗРК "О миграции" регулируются только лишь процессы, связанные с трудовой и этнической миграцией и эмиграцией. Законодательно не закреплен системный подход к регулированию миграционных процессов во взаимосвязи с экономической, социальной и демографической политикой;
- имеют место институциональные проблемы. Отсутствие законодательной регламентации функции уполномоченных органов по вопросам миграции осложняет координацию деятельности данных органов и снижает эффективность государственного управления.
- несовершенно информационное сопровождения управления миграционными процессами. Отсутствует единая система учета, прогнозирования и планирования развития миграционных процессов.
В этой связи, как отмечал Глава государства, нам нужна современная Концепция миграционного законодательства.
Целью концепции, которую мы сегодня представляем Вашему вниманию, является обновление политики управления миграционными процессами в интересах социально-экономического развития страны, реализации потенциала мигрантов, укрепления национальной консолидации, обеспечения безопасности и стабильности.
Основные новации концепции заключаются в:
- законодательном установлении видов, типов и форм миграционных потоков;
- создании селективного механизма управления миграционными потоками (в зависимости от видов, типов и форм развития миграционных процессов;
- совершенствовании институциональных условий обновления миграционной политики;
- создании целостной системы мониторинга, анализа, прогнозирования и планирования миграционных процессов.
Хочу обратить Ваше внимание на законодательно установленные типы миграции:
Для привлечения и закрепления высококвалифицированных специалистов в качестве самостоятельного типа определена иммиграция с целью образования по следующим категориям:
• обучающиеся в общеобразовательных школах;
• студенты и учащиеся;
• стажеры.
Проектом закрепляется права студентов и стажеров на трудовую деятельность во время обучения и возможности смены разрешения на обучение разрешением на трудовую деятельность после завершения обучения.
В действующем законодательстве, этот тип миграции не урегулирован.
В проекте предлагается дифференциация трудовых мигрантов на категории:
- иностранные работники;
- сезонные иностранные работники и
- бизнес-иммигранты.
Иностранные специалисты и сезонные работники будут привлекаться по установленной Правительством квоте.
В настоящее время, в действующей практике, устанавливается лишь общая квота на иностранную рабочую силу, тогда как в мировой практике наряду с общей квотой используются иные виды квот, такие как отраслевые (Великобритания, Канада, Испания), страновые (почти все страны Европы, США) и другие виды.
С учетом мирового опыта и современных национальных условий видится возможным установление квоты по приоритетным проектам, по отдельным отраслям, а также общую квоту для экономики в целом.
Для селекции страны исхода трудовых мигрантов и лимитирования их количества будет устанавливаться страновая квота.
В рамках квоты будут выдаваться два вида разрешений: работодателям на привлечение иностранных работников; иностранным работникам на трудоустройство.
При этом:
- разрешение работодателю на привлечение иностранного работника будет выдаваться в соответствии с действующим порядком с учетом совершенствования системы балльной оценки;
-разрешение иностранному работнику на трудоустройство, список которых определяется Правительством РК, будет предоставляться в упрощенном порядке посредством регистрации привлекаемых работников.
Вне квоты будут привлекаться:
- иностранных работников привлекаемых финансовым центром города Алматы;
- иностранных работников, привлекаемых в порядке внутри корпоративного перемещения;
- бизнес-иммигрантов.
При этом, условием деятельности бизнес-иммигрантов является:
- регистрация в качестве юридического лица в РК или принятие участия в уставном капитале коммерческих организаций путем вхождения в состав участников юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории РК в соответствии с гражданским законодательством;
- внесение в банк второго уровня РК сумму денежных средств, установленную законодательством РК.
Таким образом, дифференцированный порядок и селективный механизм привлечения трудовых мигрантов позволяет повысить инвестиционную привлекательность страны, расширить использование высококвалифицированных специалистов и передовой опыт ведения бизнеса.
На повышение привлекательности страны для иммигрантов также направлено регулирование семейной иммиграции.
Впервые в соответствии с международной практикой в национальное законодательство вводиться понятие "спонсоров" - лиц, имеющих право на воссоединение семьи. Ими являются:
- граждане РК;
- этнические казахи – соотечественники;
- иммигранты, постоянно проживающие на территории РК.
В политике этнической миграции наряду с сохранением преемственности (квота, присвоение статуса "оралман") вносятся определенные изменения:
- повышается роль загранучреждений РК в работе с этническими казахами, проживающих зарубежом, в том числе выезжающими на историческую родину;
- меняется порядок подачи заявления. Если ранее заявления на включение в квоту и присвоение статуса "оралман" подавались по мере въезда в РК, то проектом предусматривается также возможность подачи заявления и через загранучреждения РК;
- объем предоставляемой социальной поддержки будет дифференцирован в зависимости от регионов расселения оралманов;
- вводится обязанность возмещения средств, полученных в виде социальной поддержки в случае невыполнения условий при включении в квоту иммиграции.
Уточняются условия иммиграции с целью приобретения и/или восстановления гражданства, то есть условия въезда и пребывания на территории РК.
В целях выполнения международных обязательств определятся условия иммиграции по гуманитарным и политическим мотивам.
К категории иммигрантов по гуманитарным и политическим мотивам наряду с беженцами и лицами, которым предоставлено политическое убежище, законопроект относит:
• миссионеров;
• волонтеров;
• иммигрантов, прибывающих в Республику Казахстан в рамках международных договоров с целью оказания благотворительной, гуманитарной помощи и предоставления грантов.
При этом данная категория иммигрантов не вправе заниматься на территории РК деятельностью не предусмотренной целями въезда.
Для упорядочения процессов внутренней миграции и повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов впервые законодательно устанавливаются нормы, регулирующие внутреннюю миграцию.
В соответствии с законопроектом внутренние мигранты делятся на:
- организованно переселяемые внутренние мигранты (переселенцы);
- самостоятельно переселяющиеся (по собственному волеизъявлению) внутренние мигранты.
В отдельных случаях предусматриваются установление квоты организованно переселяемых семей граждан РК из административно-территориальных единиц с особо неблагоприятными экологическими условиями.
Переселенцам, включенным в квоту внутренних мигрантов, будет оказана необходимая социальная поддержка, включающая расходы по проезду к постоянному месту жительства и провозу имущества, а также льготные кредитные займы для строительства, восстановления или приобретения жилья.
Порядок эмиграции сохраняется прежний.
В целях обеспечения транспарентности выдачи мигрантам разрешения на въезд, для всех категорий вводятся единые условия:
- подтверждение своей платежеспособности;
- обладание профессиональными компетенциями;
- подтверждение отсутствия судимости (за исключением сезонных работников);
- предъявление медицинской справки;
- наличие медицинской страховки (за исключением сезонных работников).
Таким образом, как видите, либерализация миграционного законодательства сопровождается ужесточением требований на въезд.
Совершенствуется информационная система управления миграцией. Предполагается создание:
- единой системы учета миграционных потоков;
- единого Банка данных учета въезда и выезда мигрантов с указанием цели пребывания; получения социальной поддержки (в случае, когда она предусмотрена) и др.
К единому Банку данных будет обеспечен доступ всех
уполномоченных органов по вопросам миграции.
Законопроектом предусматриваются меры по предупреждению незаконной миграции и усилению ответственности за нарушение законодательства.
В этой связи предусматривается:
- введение единых условий въезда трудящихся-мигрантов и единой системы учета миграционных потоков;
- ответственность трудящихся-мигрантов за незаконный въезд на территорию РК, незаконный выезд из РК и оказание содействия в их совершении;
- ответственность трудящихся-мигрантов за нарушение правил пребывания в РК и транзитного проезда через территорию РК;
- ответственность работодателя за использование трудящихся-мигрантов, незаконно пребывающей на территории РК;
- сокращение срока пребывания трудящихся-мигрантов в РК;
- выдворение незаконных мигрантов.
Таковы основные направления концепции совершенствования миграционного законодательства. Над ней работали специальная рабочая группа из заинтересованных государственных органов, в том числе: МИД, МВД, КНБ и погран. службы РК.
Нашими коллегами из международных организаций были представлены комментарии к миграционному законодательству 29 стран Европы, опыт которых был использован в разработке концепции.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Конференция по развитию электронного правительства 30.10.2009
Премьер-Министр РК Карим Масимов встретился с Заместителем Председателя Правительства РФ Игорем Сечиным 30.10.2009
Касым-Жомарт Токаев: революций в ОБСЕ не будет 30.10.2009
Концепция законопроекта "О миграции населения" 30.10.2009
Вице-премьер Ахметов рассчитывает, что новая редакция закона "О недропользовании", определяющая казсодержание, будет принята в ноябре 30.10.2009
Выездное заседание Комитета Сената по аграрным вопросам и охране окружающей среды 30.10.2009
Алматинцы ни в коем случае не должны пострадать от реформ в медицинской отрасли 30.10.2009
Представители власти не должны иметь возможности скрывать свои коррупционные действия за тайной личной жизни 30.10.2009
Состоялось 9-е заседание Правления Агентства по защите конкуренции 30.10.2009
29 октября в Пекине состоялось заседание Комитета старших должностных лиц СВМДА 30.10.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
12.12.19 Четверг
85. МАРДЕНОВ Жукен
82. БАЗЫЛОВ Казыкен
82. БАЙЗАКОВ Сайлау
77. САППАЕВ Мендыгали
73. МОСКАЛЕНКО Борис
66. ИОВОВ Эдуард
65. ШАМКЕНОВА Роза
62. БЕКМАГАМБЕТОВА Куролай
62. ИСКАКОВ Саулебек
61. АБУОВ Мирбулат
59. КУЛ-МУХАММЕД Мухтар
53. НУРБАЕВ Орман
48. ИСКАКОВ Марлен
46. КИСИКОВ Бекнур
44. АХМЕТЖАНОВ Ануар
...>>>
13.12.19 Пятница
91. ТЕРЕНТЬЕВ Леопольд
80. АЙТМУХАМБЕТОВ Тамас
80. ИХСАНОВ Утеген
76. ИСКАКОВ Кайрат
72. ЖАНГАЗИЕВ Жаксылык
72. СВОИК Петр
68. МАСЕЛЕЕВА Майдан
64. ЧАРАПИЕВ Туратбек
63. ЕРМЕКОВА Несипбала
62. АСКАРОВ Тулеген
62. БОЙКО Ольга
61. НУРБАЕВА Маржан
55. КАППАРОВ Нуржан
53. ТАПБЕРГЕНОВ Тимур
53. ТОЙБАЕВ Амангельды
...>>>
14.12.19 Суббота
88. БЕКТУРОВ Есен
71. РЫСБЕКОВ Марат
70. АКМУРЗИН Ерлан
66. ТАСКИНБАЕВ Косан
61. БАТПЕНОВА Гульнар
56. ЕРАЛИЕВ Ержан
49. БАКИШЕВ Дулат
48. ЕСТЕНОВ Жасулан
47. БАЗАРХАНОВ Еркин
45. САМОЙЛОВ Александр
44. КАЙРБАЕВ Багитжан
44. ОСПАНОВ Амиржан
42. АУБАКИРОВ Тимур
40. МАНТАЕВА Асем
40. УТЕГЕНОВ Руслан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz