NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 16:24 ast
14:24 msk

Состоялось заседание Общественной палаты при Мажилисе
Обсуждены законопроекты "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О естественных монополиях и регулируемых рынках"
02.11.2009 / политика и общество

Жигер Байтелесов, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 30 октября

Сегодня (в здании КазГЮУ) состоялось заседание Общественной палаты при Мажилисе Парламента РК по обсуждению законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О естественных монополиях и регулируемых рынках".
Законопроект разработан во исполнение поручения Главы государства по введению дифференцированных тарифов на воду по всему Казахстану, озвученных на совещании в Алматы 9 апреля 2009 года, а также поручения Главы государства, озвученных в Послании народу Казахстана "Через кризис к обновлению и развитию", в части энергосбережения, реконструкции и модернизации коммунальных сетей.
В целях реализации поручений Главы государства и совершенствования ценового регулирования субъектов естественных монополий и регулируемого рынка задачами законопроекта являются:
- Введение дифференцированных тарифов на услуги водоснабжения в зависимости от объемов их потребления;
- Введение гибкой ценовой политики для субъектов регулируемого рынка - доминантов;
- Внедрение метода сравнительного анализа для региональных электросетевых компаний.
В целях решения задач по энергосбережению, а именно для экономного использования воды, законопроектом предлагается ввести в обязанность водоканалов предоставлять регулируемые услуги по дифференцированным тарифам в зависимости от объема их потребления, а потребителей своевременно и в полном объеме оплачивать полученные услуги по этим тарифам.
Идеология дифференциации тарифов на воду заключается в установлении более низких тарифов на воду, потребляемую в пределах установленных величин, и их увеличении, при не экономном использовании водных ресурсов. К примеру, превышая установленную величину потребления, потребитель будет оплачивать на 10 тенге больше по сравнению с действующим уровнем оплаты.
Законопроектом предлагается внесение изменений в ценовое регулирование доминантов. В частности, предлагается ввести понятие предельной цены для доминантов, в пределах которой он сможет гибко реагировать на изменения происходящие, на рынке. При этом уполномоченному органу, в целях повышения эффективности государственного регулирования и возможности снижения цен доминантов в условиях изменения рыночной конъюнктуры, предлагается предоставить право проводить экспертизу цены доминантов по результатам мониторинга цен и в рамках контроля за ценообразованием (по результатам рассмотрения жалоб, информации и т.д.).
Принятие предлагаемых поправок обеспечит гибкое ценовое регулирование доминантов, с возможностью изменения ими цен в рамках предельной цены.
Кроме того, законопроектом предлагаются поправки, направленные на внедрение метода сравнительного анализа при утверждении тарифов региональных электросетевых компаний (РЭК). Внедрение нового метода позволит регулирующему органу оценить эффективность РЭКов с учетом множества факторов и сравнивать их с моделью субъекта - лидера, чья деятельность наиболее эффективна.
Реализация предлагаемых поправок позволит повысить инвестиционную привлекательность РЭК, в том числе за счет оптимизации деятельности, технологий, повышения производительности труда сокращения их затрат.
В Казахстане имеется достаточное количество компаний для сравнения и уже существует хорошая база данных, позволяющая также проводить сравнительный анализ именно эксплуатационных затрат.
Уполномоченный орган будет иметь возможность оценить потенциал повышения эффективности для каждой РЭК и установить задачи по повышению эффективности в рамках тарифного регулирования.
Введение в действие предлагаемых поправок в Закон "О естественных монополиях и регулируемых рынках", предусматривается с 1 января 2010 года.
После доклада председателя Агентства РК Нурлана Алдабергенова выступили также: ответсекретарь Общественной палаты Эльдар Сыздыков – "Социальные аспекты тарифного регулирования" (прилагается). И члены Палаты: Сиязбек Мукашев – "Доступность услуг естественных монополий и социальная защита малообеспеченных граждан", Раимбек Баталов – "Государственное и частное партнерство в сфере регулирования деятельности естественных монополий", Светлана Савченко – "Публичность и прозрачность принятия решений о повышении тарифов".
Как отметил, подводя итоги после дискуссии, председательствовавший вице-спикер Мажилиса Сергей Дьяченко, высока социальная значимость законопроекта. И работа над ним в Мажилисе продолжится. Общественная палата решила подготовить Рекомендации с учетом высказанных предложений и замечаний.
Наряду с членами Палаты в заседании участвовали руководители водообеспечивающих и энергетических компаний гг. Астаны и Алматы, представители общественных организаций.

* * *

"Социальные аспекты тарифного регулирования" - ответсекретарь Общественной палаты Эльдар Сыздыков:
"Учитывая, что обсуждаемый сегодня законопроект затрагивает каждого из нас как потребителя, мы рассматриваем его через призму социальных факторов, которые лежат в основе любого экономического процесса.
Действующей Закон "О естественных монополиях и регулируемых рынках" предусматривает определенные меры защиты потребителей.
Так, субъектам естественных монополий запрещено:
- взимать за регулируемые услуги плату, превышающую размер, установленный уполномоченным органом;
- взимать дополнительную плату, не предусмотренную настоящим Законом, или навязывать дополнительные обязательства, которые не касаются оказываемых услуг;
- навязывать условия доступа к регулируемым услугам субъектов естественных монополий или совершать иные действия, ведущие к дискриминации потребителей;
- отказывать в предоставлении регулируемых услуг добросовестным потребителям в связи с неоплатой недобросовестными потребителями;
- включать в тарифы затраты, не связанные с их предоставлением;
По Закону субъект естественной монополии обязан:
- предоставлять равные условия потребителям регулируемых услуг, кроме случаев предоставления услуг с учетом льгот и преимуществ, установленных законодательством;
- предоставлять для всех потребителей регулируемые услуги по единым уровням тарифов в рамках утвержденного предельного тарифа;
- не допускать нарушения прав потребителей при заключении договоров на предоставление услуг;
- возвратить потребителям доход, полученный в результате необоснованного превышения установленной цены.
В действующем Законе четко прописаны права потребителей услуг субъекта естественной монополии.
Следует отметить, что среди них предусмотрено право участвовать в публичных слушаниях при утверждении тарифов, и участвовать в тендерах по осуществлению закупок услуг субъектом естественной монополии.
В пояснительной записке Правительства к проекту закона сказано, что его принятие не повлечет экономических, социальных и правовых последствий.
Думается, что это не совсем так.
Как уже было доложено ранее, разработчиком предлагаются три основных нововведения:
Первое, введение обязанности потребителей оплачивать услуги субъектов естественных монополий по дифференцированным тарифам.
Второе, внедрение метода сравнительного анализа при определении размера тарифов.
И третье, предоставление права субъектам регулируемого рынка изменять цены в рамках предельного уровня цены.
По первым двум новациям хотелось бы отметить следующее.
Дифференциация тарифов имеет две цели - энерго- и водосбережение и необходимость модернизации основных средств компаний-монополистов.
Считаю, что необходимо предусмотреть и другие, не имеющие тарифную природу, стимулы для роста инвестиций на модернизацию основных средств субъектов естественных монополий. Они должны быть заинтересованы в повышении эффективности своей работы, а не уповать только на повышение тарифа.
Кроме того, на мой взгляд, решение об изменении размеров тарифов должно приниматься коллегиально. Можно вернуться к рассмотрению возможности внедрения коллегиального органа управления регулятором по аналогии с Агентством по надзору и регулированию финансовых рынков и организаций.
При этом принятие таких решение должно быть основано на результатах соответствующего стресс-тестирования.
Не уверен, что при определении влияния изменения тарифов на инфляцию учитывается мультипликативный эффект на другие группы товаров и услуг, изменение цены на которые в конечном счете ложатся на плечи конечных потребителей.
Следует отметить необходимость законодательной регламентации механизма определения пороговых значений и определения тарифов на них.
Таким образом, внедрение дифференцированных тарифов должно осуществляться с соблюдением баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий.
Вторая новация - применение метода сравнительного анализа.
Разработчиком предлагается брать за основу бенчмаркинг, то есть определение лучшего поставщика электроэнергии как эталона для определения тарифа.
Однако возникает вопрос, каким образом такой эталон будет определяться. Думаю основной вопрос здесь в системе учета электроэнергии в РЭКах. Считаю целесообразным рассмотреть возможность внедрений автоматизированных систем учета и контроля электроэнергии на "эталонных" РЭКах.
Это позволит сделать их более прозрачными и, следовательно, сравнивать с другими поставщиками на предмет эффективности.
В конечном счет выиграет и потребитель, и монополист.
И последние, предоставление права субъектам регулируемого рынка изменять цены в рамках предельного уровня цены не идет в разрез с социальной составляющей тарифной политики. Это позволит создать конкурентные условия для субъектов регулируемого рынка без ущерба для конечных потребителей.
В целом, считаю все эти последствия для населения должны быть учтены при рассмотрении законопроекта в Мажилисе Парламента".

-----

АРЕМ намерен устанавливать предельные цены для субъектов-доминантов регулируемого рынка
АСТАНА. 30 октября. "Казинформ" /Муратбек Макулбеков/

Для повышения эффективности государственного регулирования субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение на регулируемых рынках, необходимо предоставить дополнительные права уполномоченному органу. Об этом говорил председатель Агентства РК по регулированию естественных монополий Нурлан Алдабергенов на прошедшем в Казахском гуманитарно-юридическом университете заседании Общественного совета при Мажилисе Парламента РК.
Законопроект о внесении поправок в Закон "О естественных монополиях и регулируемых рынках", который обсуждался на заседании, предусматривает предоставление АРЕМ права проведения экспертизы цены доминантов по результатам мониторинга цен и в рамках контроля за ценообразованием.
"Принятие предлагаемых поправок обеспечит гибкое ценовое регулирование доминантов, с возможностью изменения ими цен в рамках предельной цены, установленной уполномоченным органом", - подчеркнул председатель АРЕМ.

-----

АРЕМ предлагает внедрить сравнительный анализ затрат региональных электросетевых компаний
АСТАНА. 30 октября. "Казинформ" /Муратбек Макулбеков/

Для оценки эффективности региональных электросетевых компаний (РЭК), Агентство РК по регулированию естественных монополий предлагает внедрить метод сравнительного анализа при утверждении их тарифов. Об этом сообщил председатель Агентства Нурлан Алдабергенов на заседании Общественного совета.
"Этот опыт уже имеется в мировой практике: в Австралии, Бельгии, Дании, Соединенных Штатах. Это нужно для того, чтобы решить вопрос именно оптимизации затрат", - сказал Н.Алдабергенов.
Он отметил, что в Казахстане имеется достаточное количество компаний для сравнения и уже существует хорошая база данных, позволяющая проводить сравнительный анализ именно эксплуатационных затрат.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Президент Казахстана принял участие в саммите Евразийского экономического сообщества 30.11.2009
Селекторное совещание в правительстве 30.11.2009
Взаимополезный диалог 30.11.2009
В Западном Казахстане побывал первый заместитель председателя НДП "Нур Отан" 30.11.2009
Предсказамус нострадал 30.11.2009
Суды Казахстана должны перейти от карательного правосудия к восстановительному 30.11.2009
"Проект поворота сибирских рек на юг имеет большое значение для Казахстана" 30.11.2009
Поздравление Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева с праздником Курбан айт 27.11.2009
Верховный муфтий и глава русской православной церкви Казахстана поздравили мусульман с праздником Курбан-айт 27.11.2009
Следуя традициям духовности 27.11.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz