Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 4 ноября
На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратился депутат Виктор Киянский:
"В депутатских запросах, направляемых в адрес Министерства индустрии и торговли, мы неоднократно ставили вопросы о низком качестве выпускаемых технических регламентов, вводимых постановлениями Правительства, которые не упрощают, а усложняют бизнес-процессы и причиняют неудобства рядовым гражданам. Несмотря на обещание уменьшить количество стандартов, СанПиНов и СНиПов в связи с введением технических регламентов этого не происходит и более того нас постоянно спрашивают: "Чем же пользоваться, вводимыми техрегламентами или не отмененными стандартами?"
Буквально шквал вопросов возник по единообразному исполнению двух постановлений Правительства, а именно:
-Постановление Правительства Республики Казахстан №1372 от 29.12.2007г., утвердившее технический регламент "Требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автотранспортных средств, выпускаемых в обращение на территории Республики Казахстан" и
-Постановление Правительства №675 от 09.07.2008г., утвердившее технический регламент "Требования к безопасности автотранспортных средств".
О "качестве" этих нормативных технических документов можно судить по тому, что до введения в уже утвержденные технические регламенты дважды вносились изменения Постановлениями Правительства РК от 26.12.08, №1269 и №13 от 16.01.09.
Очередные изменения, сделанные 21.07.09 через 6 дней после введения в действие технического регламента, но до настоящего времени не опубликованного, еще более запутывают и усложняют единообразное проведение процедур подтверждения соответствия. Сумятица усугубляется тем, что до настоящего времени не отменены Стандарты республики Казахстан, регламентирующие требования к автомобилям: СТ РК ГОСТ Р 51709-2004, СТ РК 3.54-2008, нормирующие деятельность по сертификации автотранспорта, СТ РК 1433-2005, нормирующие выбросы вредных веществ автомобилей и двигателей и многие другие. Эксперты резонно спрашивают, как руководствоваться этими документами и причем здесь забота об экологии, если экологические аспекты наоборот игнорируются.
Так, органы по подтверждению соответствия при выдаче сертификата на автотранспортные средства теперь руководствуются датой выпуска автомобиля и страной изготовителем. В результате большое количество граждан, переоборудовавших свои автомобили на экологичный газ, теперь не могут получить сертификат только потому, что дата изготовления их автомобилей выходит за сроки, установленные техническим регламентом. Абсурдность этой ситуации очевидна. На экологически грязном автомобиле в Казахстане можешь ездить до его физического износа, а если переоборудуешь на экологически чистое газовое топливо, соответствующее даже Евро 4 и 5, не получишь у нас сертификат, потому что автомобиль не соответствует по дате выпуска, а в техрегламенте нет четкой процедуры сертификации переоборудованных автомобилей.
Поэтому вполне резонен вопрос: "Если сведения из Приложения 4, а именно год выпуска, являются основанием для отказа в выдаче сертификата, при соответствии автомобиля всем требованиям безопасности и экологическим требованиям, то не понятна цель ТР - презумпция соответствия экологическим требованиям, или технический барьер через ограничение ввоза по годам?
А чего стоит ограничение по странам! Для автомобилей из Турции, Новой Зеландии и ряда других стран ограничений по годам нет, а, значит, соответствие определяется по схеме 7? Такой барьер прямое нарушение Закона Республики Казахстан "О техническом регулировании", статья 17, п.3, который гласит "Требования, определенные техническим регламентом, устанавливаются и применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны происхождения и (или) места происхождения продукции".
Разные требования по стране происхождения нарушают принципы ВТО, куда мы стремимся войти, "Соглашения по техническим барьерам в торговле" и "Кодекса добросовестной практики применительно к разработке, утверждению и применению стандартов".
В связи с этим наши избиратели спрашивают: "Кто отвечает за качество и насколько необходимы нам такие регламенты, которые не улучшают, а ухудшают бизнес-процессы и экологию?" Прошу также проинформировать, сколько автомобилей со времен введения регламента не получили сертификат из-за несоответствия экологическим требованиям? |