Жигер Байтелесов, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 5 ноября
Мужчины живут на 11 лет меньше, чем женщины. Об этом было заявлено сегодня в Мажилисе при обсуждении законопроекта "О равных правах и равных возможностях женщин и мужчин".
Говорилось также о том, как, например, поделилась Майра Айсина, что в Швеции все документы проходят предварительно гендерную экспертизу, или, как задалась вопросом Динар Нукетаева: почему говорим только о правах женщин, а не мужчин тоже? В ответ звучало, что женщины дискриминированы больше, чем мужчины. Багиля Баймагамбетова сомневается, что можно достичь баланса мужчин и женщин в госорганах: вы верите, что мы этого достигнем - 50 на 50?
Рассуждая о домашнем труде женщин, посчитали, что "народ не поймет" и отказались от замысловатого выражения "количественный эквивалент". Вслед за этим решили исключить и норму относительно частной жизни. А вот пункт "о сексуальном домогательстве на рабочем месте" приняли без возражений. Говоря о защите женщин, называли то, что женщина в первую очередь попадает под сокращение и женщине-матери нужны послабления, особенно при рождении, кормлении и уходе за ребенком. Здесь вмешалась министр труда и социальной защиты Гульшара Абдыкалыкова, заверив, что эти и другие проблемы будут учтены в поправках, которые готовятся в Трудовой кодекс.
Однако, открытым остался вопрос быть или не быть госоргану по равноправию. По мнению председателя Нацкомиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК Гульшары Абдыкаликовой, сейчас звучат предложения об образовании также госоргана по детям, молодежи и т.д. Может быть, делегировать функции разным ведомствам по принадлежности? И ведь есть Омбудсмен, который занимается защитой прав и мужчин, и женщин, и детей, и стариков, - поделилась министр. Выслушав эти доводы, Багиля Баймагамбетова произнесла, что снимает тогда свое предложение. Но Елена Тарасенко заметила: а кто все-таки будут осуществлять контроль? Поддержавшая ее Светлана Ферхо считает: "разнесем" по министерствам и тогда никто ничего контролировать не будет - поэтому компетентный госорган должен быть! Решили еще раз проработать данный вопрос.
В разговоре о здоровье, обращено внимание на мужчин. Мотивировалось тем, что мужчины на 11 лет живут меньше, чем женщины. Таково утверждение консультанта названной выше Нацкомиссии Рашиды Наубетовой, с которым солидарна Елена Тарасенко, а ее коллега Раиса Полищук подчеркивает при этом, что проблема такая есть и она многофакторная. Согласились - мужчин надо беречь.
Оживленно обсуждалась женская доля в политических партиях. Отмечалось, что во всех партиях практически большая часть представительницы прекрасной половины человечества, а вот при принятии решений участвует только процентов десять. Это явное ущемление прав женщин и перекос этот нужно немедленно исправить.
Включившийся в дискуссию Валерий Вишниченко обратил внимание на то, что политические партии - это общественные объединения, в дела которых государство не вправе вмешиваться, а мы пытаемся ввести госрегулирование. И далее парламентарий заявил, что против принятия обсуждаемого закона концептуально. Равные права обеспечены разными законами. Не о равных правах нужен закон, а закон, который обеспечивает равные права.
***
Подготовленный группой депутатов Мажилиса и Сената во втором парламентском созыве, законопроект рассматривался сегодня по Сравнительной таблице в рамках рабочей группы, возглавляемой председателем Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию Динар Нукетаевой. Наряду с другими членами рабочей группы на заседании выступили депутаты Мажилиса Людмила Хочиева и Гульнар Сейтмаганбетова, участвовали также Жарасбай Сулейменов, Мурат Абенов и Валерий Вишниченко. С учетом высказанных замечаний и предложений обсуждение продолжится на следующей неделе.
Открывая нынешнее заседание, Динар Нукетаева рассказала о предыстории законопроекта, который находится в работе Комитета с 1 ноября 2006 года, то есть со второго парламентского созыва.
Целью принятия данного законопроекта является: создание условий для реализации равных прав и возможностей мужчин и женщин, закрепленных Конституцией Республики Казахстан, без дискриминации по признаку пола.
Законопроект разработан для обеспечения гарантий равенства для лиц обоего пола в социально-трудовых отношениях, в сфере образования и науки и других областях государственной и общественной жизни.
На сегодняшний день сформирована и утверждена Постановлением Комитета от 12 июня 2008 года рабочая группа, в состав который вошли депутаты Мажилиса, представители всех заинтересованных министерств и ведомств, неправительственных организаций.
Получено заключение Правительства Республики Казахстан в котором отмечается, что некоторые нормы законопроекта, в частности:
- проведение тендерной экспертизы нормативных правовых актов, государственных концепций, стратегий и программ, учебников, учебных пособий и программ;
- введение обязательного образовательного курса по вопросам тендерной политики для государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов, судей и др., финансирующихся из государственного бюджета;
- создание уполномоченного органа по равноправию, потребуют дополнительного финансирования из государственного бюджета.
Отдельные нормы по равному доступу женщин и мужчин к государственной службе не согласуются с основными принципами государственной службы.
Кроме того, Правительство считает, что отдельные нормы изложенные в законопроекте - по гарантиям избирательного права, по обеспечению тендерного равенства в семейных отношениях, необходимо реализовать путем внесения соответствующих изменений и дополнений в действующие законы, посредством разработки сопутствующего законопроекта".
В целом, получены серьезные замечания по двенадцати статьям законопроекта, который состоит из 21 статьи.
После получения данного заключения была проведена большая работа по устранению указанных замечаний:
- несколько мероприятий, "круглых столов", семинаров совместно с Национальной комиссией при Президенте Республики Казахстан, Региональным офисом женского фонда развития при ООН в странах СНГ, ЮНИФЕМ, а также Центром Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе;
- по просьбе председателя Национальной комиссии семьи и тендерной политики при Президенте РК Центром БДИПЧ ОБСЕ в Астане, была проведена экспертиза данного законопроекта, презентованная 22 января 2009 года в Мажилисе;
по итогам всех этих заседаний были приняты соответствующие рекомендации.
По результатам проведенной работы было решено направить законопроект в Институт законодательства Республики Казахстан на предмет проведения юридической экспертизы, соответствующее заключение получено 15 октября 2009 г. |