NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 17:34 ast
15:34 msk

Мажилис-МСХ: Правчас- вопросы депутатов и ответы министра
А.Куришбаев: Можно очень долго отвечать. Если говорить коротко, то я скажу прямо, что сегодня в мире перепроизводство сельскохозяйственной продукции, особенно пшеницы, невозможно прогнозировать. Я надеюсь, что вы меня поймете и поверите, я все-таки тоже специалист и не один год посвятил этой отрасли….
11.11.2009 / политика и общество

Жигер Байтелесов, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 10 ноября

На состоявшемся под председательством вице-спикера Жаныбека Карибжанова Правительственном часе в Мажилисе с докладом "О совершенствовании мер государственной поддержки агропромышленного комплекса"" выступил и ответил на депутатские вопросы министр сельского хозяйства РК Ахылбек Куришбаев:

НЕХОРОШЕВ В.А. Акылбек Кажигулович! Вы сказали, что в этом году действительно небывалый урожая - 23 миллиона тонн, зерном все затоварено. На улице дождь, снег, у крестьян (недавно вы отметили) около 7 миллионов тонн практически лежит на улице, все это придет в негодность. Сейчас вы говорите: вот мы с Комитетом по аграрным вопросам рассмотрели вопрос и так далее, и так далее. А где вы были в марте, где вы были в Комитетом по аграрным вопросам вместе летом?

НЕХОРОШЕВ В.А. До сих пор ваш метод решения этой проблемы больше напоминает попытку спрятаться под медным тазом. Говорим: пролонгируют сейчас крестьянам. А он что, за зиму нарисует эти деньги, что ли? На тот год все равно надо это все возвращать. У нас получается: пока Глава государства жестко не спросит, все это дело… вот таким образом пытаемся уйти в сторону или каким-то образом не видеть этой проблемы очень жестко. Посмотрите, показывают по телевидению, сметают с буртов снег, они частицу себя сметают с этих буртов. Может быть, нам и не нужно столько зерна? А не то, что на Черное море повезем, давайте еще дотировать и так далее.

Вот зерна много. У нас цены все время скачут, но никогда не понижаются. Как вы сейчас рассматриваете, не произойдет ли какая-то катаклизма, и опять цены на продукты пойдут вверх?

Второе. Вообще сельхозники, конечно, очень обеспокоены и говорят: Министерство сельского хозяйства вреднее пестицидов в этом году получилось. Молодежь уезжает, на селе очень много безработных, особенно женщин. Вот у меня здесь два вопроса.

Первый вопрос. Как мы остановим миграцию молодежи из сельской местности?

Второй вопрос. Есть ли какие-то расчеты, сколько надо агрономов, сколько надо ветеринаров, сколько зоотехников, а то сейчас все институты (или университеты, модно стало) готовят менеджеров, а кто будет заниматься севооборотами и так далее, что на селе актуально? Есть ли люди, которые нам не позволят угробить наше село окончательно?

И последнее. Ромин Ризович сказал о проблеме самозанятых, но мы же обманываем сами себя. Ведь пенсионных отчислений у самозанятых нет, на селе 47 процентов, как быть с этими людьми, как решить каким-то образом эту проблему по пенсиям тех женщин, которые не работают, ведут только свое подсобное хозяйство? Что будет с их пенсией послезавтра? Это очень серьезный вопрос. Ведь как получается? Вроде бы, люди работают, а ничего послезавтра не получат, когда выйдут на пенсию, по нашей пенсионной системе.

Поэтому я считаю, что много вопросов, которые Министерство сельского хозяйства должно рассматривать глубже, надо опережать в планировании все эти дела, а не так, когда говорят, что есть три метода разорения: самый быстрый - скачки, самый приятный - это женщины, самый надежный и медленный - это сельское хозяйство. Спасибо.

КУРИШБАЕВ А.К. Во-первых, по хранению зерна. Элеваторные емкости составляют 14 миллионов тонн, у самих сельхозтоваропроизводителей есть хранилища в объеме 8 миллионов тонн. Итого, имеются хранилища на 22 миллиона тонн для зерна.

Мы собрали данные из акиматов. На 5 ноября под открытым небом находится 650 тысяч тонн зерна, из них 400 тысяч примерно перед элеваторами, то есть идет процесс очистки и хранения зерна. Если 650 тысяч разложить по областям, получается, 420 тысяч приходится на Акмолинскую область, 110 тысяч тонн - на Северо-Казахстанскую область, остальная цифра - на Восточно-Казахстанскую и Павлодарскую области. Ситуация такая. Поэтому сейчас принимаются меры, с одной стороны, самим сельхозтоваропроизводителями, для того, чтобы это зерно максимально подвести под крышу.

По второму вопросу. На второй вопрос можно очень долго отвечать. Если говорить коротко, то я скажу прямо, что сегодня в мире перепроизводство сельскохозяйственной продукции, особенно пшеницы, невозможно прогнозировать. Я надеюсь, что вы меня поймете и поверите, я все-таки тоже специалист и не один год посвятил этой отрасли. По технологии возделывания, по вегетационному периоду все мы, и Америка, и Канада, и тем более наши соседи, в один и тот же период сеем пшеницу. Если в мае, июне, июле будут осадки, тогда урожай будет во всем мире, в том числе и у наших соседей. Если не будет осадков, тогда урожай будет минимальным.

Поэтому говорить, что Министерство сельского хозяйства виновато в этом, что не прогнозировало… Еще раз вас уверяю, что этот вопрос не подлежит прогнозированию. Поэтому даже в развитых странах, Европе имеется перепроизводство сельхозпродукции, в том числе молока. Вы это тоже наблюдаете, когда фермеры возмущаются, выходят на демонстрации.

Что касается диверсификации зернового производства, то я в своем докладе специально на этом остановился. Вопрос непростой. Одними административными методами сегодня сократить долю пшеницы нельзя, это невозможно сделать, потому что в аулах, сельской местности это средство для существования сельчан. У них больше ничего нет. У них есть земля, техника. Они посеют и ждут хороших цен. Если мы хотим диверсифицировать производство, то нам нужно сегодня поднимать животноводство, которое, к сожалению, отстало. Будет животноводство - будет спрос на кормовые культуры, тогда как раз этот крен пойдет в сторону возделывания кормовых культур.

Этот баланс, который был при Советском Союзе, когда совхозы, колхозы держались, с одной стороны, на зерновом производстве, с другой стороны, на животноводстве, тогда этот вопрос решался. Я думаю, это вопрос не одного года. К этому мы должны идти. Я вам докладывал, как мы собираемся развивать животноводство.

Следующий вопрос по миграции. Да, сегодня есть миграция. Этот вопрос опять связан с развитием производства. Опять получается, если будет животноводства, переработка, то в сельской местности больше появится рабочих мест.

А что касается прогноза, то за этот вопрос отвечает Министерство образования и науки, но мы прогнозируем и проводили не раз совещания по этому вопросу об обеспечении кадров, потому что это очень актуальный вопрос. По нашим расчетам, на сегодня не хватает на селе специалистов с высшим образованием порядка 6 тысяч, специалистов со средним специальным образованием - около 8 тысяч. Вот такой спрос. Поэтому есть программа по социальной поддержке специалистов, которые переезжают в сельскую местность, которую вы поддержали, уважаемые депутаты. Но, на мой взгляд, перечень этих специальностей мы должны расширять. Туда мы должны включать сейчас в первую очередь ветеринаров, агрономов и так далее. Это уже зависит от вашей поддержки.

АЗИМОВ. Уважаемые депутаты! По состоянию на 9 ноября текущего года поступило заявок на 2 миллиона 39 тысяч тонн на сумму 36 миллиардов тенге. Заключено договоров на сегодняшний день на 1 миллион 585 тысяч тонн на сумму 29 миллиардов тенге. Оплачено на сегодняшний день 1 миллион 120 тысяч тонн на сумму 29 миллиардов 539 миллионов тенге.

Теперь по областям. Акмолинская область: закуплено и оплачено 324 тысячи тонн на сумму 6 миллиардов тенге. Актюбинская область - нет. Алматинская область - нет. Восточно-Казахстанская область: оплачено 15,181 тысячи тонн на сумму 274 миллиона тенге. Жамбылская область: 23 тысячи на сумму 425 миллионов тенге. Западно-Казахстанская область - нет. Карагандинская область: закуплено и оплачено 6 тысяч тонн (111 миллионов тенге). Кызылординская область - нет. Костанайская область: оплачено 482 тысячи на сумму 8 миллиардов 800 тысяч. Павлодарская область: ничего не оплачено, только заявки. Северо-Казахстанская область: оплачено на 266 тысяч на сумму 4 миллиарда 800 миллионов тенге. Южно-Казахстанская: 4900 оплачено на сумму 990 миллионов тенге. Вот все данные.

АЗИМОВ. Каждый день эти операции совершаются. Мы намерены до конца месяца завершить закуп и оплату 3 миллионов тонн.

МАМЫТБЕКОВ. Уважаемые депутаты! Разрешите мне добавить. Я хотел бы рассказать о подходах к закупу. Кроме миллиона тонн, который у нас находится в оперировании государственных ресурсов, и кроме 563 тысяч тонн, которые мы приобрели летом в целях стабилизации рынка зерна, было принято решение купить дополнительно 3 миллиона тонн. Мы распределили 3 миллиона тонн пропорционально посевным площадям пшеницы всех областей, то есть взяли 17 миллионов тонн за 100 процентов, каждой области вывели определенный процент к этим 17 миллионам тонн, и из 3 миллионов вывели пропорционально. Например, три наши крупные зерносеющие области - по 840, 885 и около 750 тысяч тонн, будут закуплены. Все остальные ровно пропорционально мы выдержали. То есть 3 миллиона - это всего лишь 20 процентов к 17 миллионам гектаров. Чтобы было справедливо и понятно.

3 миллиона тонн - это всего лишь небольшая часть от 20 миллионов получаемых тонн зерна. Чтобы была какая-то справедливость, мы, во-первых, установили, что у каждого сельхозтоваропроизводителя максимум можно купить 50 процентов от его полученного урожая, во-вторых, мы дали приоритет в основном только мелким сельхозтоваропроизводителям, потому что второе решение, которое было принято Правительство недавно, и вы поддержали при уточнении бюджета, на этот год было заложено 5 миллиардов тенге, на следующий год 10 миллиардов тенге планируется изыскать в уже утвержденном бюджете. 15 миллиардов тенге - это 100 миллионов долларов. 100 миллионов долларов - планируется стимулировать экспорт 5 миллионов тонн зерна, по 20 долларов на каждую тонну.

Откуда взялась эта цифра? Сейчас в среднем цене на портах Черного и Балтийского морей около 170-175 долларов, цена транспортировки до этих портов - около 80 долларов. От 170 мы отнимаем 80, получаем 90. 90 - это, конечно же, в убыток, и никто особо туда не пойдет продавать. К 90 мы приплюсовываем 20 долларов на удешевление тарифов, получается 110, и где-то около 10 долларов каждый сельхозтоваропроизводитель получит возвратный НДС. То есть получит 120 долларов.

Понятно, что туда пойдут только крупные сельхозтоваропроизводители, которые имеют уже партнерские связи, возможности экспортировать. Получается, мы даем возможность крупным сельхозтоваропроизводителям по 120 долларов отправить на экспорт, одновременно решая задачи сокращения зерновых запасов в стране, которые не будут уже так давить на рынок. В то же мы путем закупа через "Продкорпорацию" около 3 миллионов тонн, которые будут покупать в основном у мелких сельхозтоваропроизводителей, дополнительно скупим. То есть если у того 5 миллионов уйдет на экспорт путем стимулирования сокращения стоимости железнодорожного тарифа, 3 миллиона "Продкорпорация" закупит, мы изыскиваем резервы около 2 миллионов, Правительство обещало помочь с деньгами, тогда мы решим эту проблему.

Сейчас Ромин Ризович сказал, около 20 миллионов тонн пшеницы, если мы отминусуем 8 миллионов тонн запасов, это будет 12 миллионов тонн. Если мы 5 миллионов отправим туда, то останется 7. Если мы 5 купим через "Продкорпорацию", то останется 2. 2 миллиона переходящих запасов - это уже не так пагубно для нашей отрасли.

Хочется сказать, что сейчас, покупая 3 миллиона тонн, "Продкорпорация" и "Казагро" ни копейки дополнительно денег не получили. Все эти средства мы планируем изыскать за счет средств, выделенных из Национального фонда. Те же 120 миллиардов тенге. Вы помните, мы около 80 профинансировали весной, около 30 миллиардов мы сейчас направляем на инвестиционные проекты, о чем только что отметил Ахылбек Кажигулович, и возвратные деньги, которые нам возвращаются уже за счет весенне-полевых работ, мы направляем опять-таки на закуп.

Здесь встает вопрос. Да, пролонгация необходима, но в то же время надо понимать, правильно сказал господин Нехорошев, от того, что мы пролонгируем, он этим же зерном не оплатит весной за ГСМ, зарплату, запчасти. Ему нужны деньги, ему нужно сеяться. Это постоянный технологический процесс. А деньги у него появятся сейчас только лишь, когда он это зерно продаст. То есть мы ему сейчас создаем два пути.

Первый путь. Продаешь в "Продкорпорацию" по 123 доллара, эта цена полностью покрывает все понесенные расходы, даже предусматривает рентабельность, потому что в этом году себестоимость зерна как никогда ниже. Благодаря тому, что государство в этом году очень сильно с вашей поддержкой поддержало сельхозтоваропроизводителей, они выдержали весь комплекс работ, которые необходимы, то есть удобряли, с пестицидами работали. В итоге в этом году затраты на один гектар были так же, как обычно, но за счет урожайности себестоимость в этом году ниже.

Второй путь. Экспортировать на зарубежные рынки, получив примерно, как я сказал, вкруговую 120 долларов, что тоже предусматривает не только возмещение всех расходов, но даже какую-то рентабельность. При этом самый главный для нас положительный результат из этого - то, что около 5 миллионов тонн, это наши традиционные зерновые рынки в Средней Азии, Иране, прикавказких странах. Да, в этом году у них как никогда большой урожай в основном за счет озимой пшеницы, но 5 миллионов тонн, по нашим оценкам, в любом случае они приобретут казахстанское зерно. На этих рынках, кроме казахстанского зерна, никто не конкурентоспособен. Как мы неконкурентоспособны в прибалтийских странах и Черном море, так же неконкурентоспособно украинское и российское зерно здесь, в Средней Азии, Афганистане и Иране. Поэтому 5 миллионов тонн, это наши традиционные зерновые рынки, на которых благодаря тому, что 5 миллионов тонн мы отправим не по той уж высокой стоимости, эти 5 миллионов тонн наши сельхозтоваропроизводители продадут гораздо выше. То есть мы планируем, что после совершенных действий цена продажи там достигнет до 140-150, может быть, даже до 160 долларов, потому что понятно, что уменьшится лишнее давление на зерновой рынок. Спасибо за внимание.

ДУЙСЕБАЕВ Ж.К. Действительно Правительство в последние годы оказывает большую поддержку развитию АПК. Здесь нет никаких сомнений. В то же время проблемы, которые были у нас с переработкой, хранением, реализацией сельскохозяйственной продукции, как у нас были, так и остаются. Теперь мы говорим о проблемах реализации уже зерна. Поэтому у меня такой вопрос, Ахылбек Кажигулович. Не кажется ли Вам, что слишком громоздкая структура и раздутый аппарат у Министерства сельского хозяйства на сегодня? В министерстве сейчас действуют 12 департаментов, 35 управлений, не говоря уже о комитетах.

Кроме того, как мы уже говорили, "Казагро" со своими дочерними структурами, "Продкорпорация", "Агрофинанс", "Аграрная кредитная корпорация", "Мал өнімдері" и так далее.

Кроме этого, в областных структурах - отделы управления сельского хозяйства. Кроме этого, еще территориальные управления Министерства сельского хозяйства.

Мне кажется, они все друг друга дублируют. В связи с этим нет сегодня анализа, оперативного решения. Во многих случаях они даже друг друга тормозят. Не потому ли сегодня у нас возникают такие проблемы по сбыту сельскохозяйственной продукции? А то у нас получается сегодня, что в одном регионе производство продукции, в другом регионе переработка. Нет никакой стыковки. Каково Ваше мнение в этом плане?

КУРИШБАЕВ А.К. Если кратко ответить на этот вопрос, то сразу хочу сказать, что штат Министерства сельского хозяйства, составляющий 400 человек, на всю отрасль, центральный орган - Министерство сельского хозяйства. Те департаменты выстроены как раз в тех приоритетных направлениях, по которым реализуется сегодня аграрная политика в Казахстане. Я вас приглашаю просто посмотреть, чтобы долго не отвечать на ваш вопрос. Вы же все-таки вышли из нашей среды. Просто приглашаю тех, кто заинтересован, в Министерство сельского хозяйства, чтобы хотя бы в течение нескольких часов посмотрели, чем они занимаются, сколько времени тратят, насколько продуктивно работают. Вот тогда, я думаю, вы убедитесь, что на самом деле там у нас лишних штатов нет, наоборот, сейчас стоит вопрос нехватки рабочего времени.

Что касается подведомственных организаций, они тоже занимаются каждый своим делом. Здесь как раз ни о каком дублировании не может быть и речи, потому что комитеты на местах у нас занимаются реализационной функцией, инспекционной функцией, а центральный орган занимается стратегическими функциями, они разделены между собой. Тоже можно воочию убедиться, если вы придете в Министерство сельского хозяйства.

В то же время я с вами согласен, нам нужно, как в других развитых страна, больше заниматься стратегией, а значит прогнозированием, для чего нужен дополнительный штат, нужны высококвалифированные специалисты, вот это точно необходимо, а для этого, соответственно, требуются дополнительные средства.

РОГАЛЕВ В.П. У меня следующие вопросы.

Первый вопрос: планирует ли министерство заняться развитием такой отрасли животноводства, как мараловодство? Если да, то какой объем средств выделяется под эту программу? Третий вопрос: какие средства уже выделены по линии министерства на развитие данной отрасли, каким хозяйствам, и как они освоены? Четвертое: что необходимо предпринять хозяйствующим субъектам, чтобы получить кредиты под эту программу?

Я поясню, что при обсуждении законопроекта по внесению изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам племенного животноводства Ваш заместитель доложил об освоении по этой отрасли 11 миллиардов тенге и планируется освоить в будущем году, то есть в 2010 году, 13 миллиардов тенге, в 2011 году - 13,6 миллиарда. Вопрос: куда деньги ушли, если министерство его подразделения практически отказывают сельхозтоваропроизводителям в получении законны кредитов? Тем более, что их залоговое имущество порой превышает в несколько раз запрашиваемые кредиты. А ведь развитие мараловодства - это очень прибыльная отрасль, тем более, что в законопроекте об изменениях и дополнениях мы это внесли в племенное животноводство. Прошу ответить. Спасибо.

КУРИШБАЕВ А.К. В части мараловодства. У нас имеется необходимая законодательная база, правила субсидирования и государственной поддержки этой отрасли, но, к сожалению, деньги были, так сказать, сокращены в прошлом году. В этом году по предложениям депутатов дополнительно выделено на отрасль мараловодства и пчеловодства 170 миллионов тенге. Что касается кредитования, то мы в этом году расширили перечень субсидируемых отраслей перерабатывающих предприятий, где предусмотрено в том числе мараловодство. Таким образом, будут удешевлены ставки вознаграждения по кредитам, выдаваемых в отрасли мараловодства. Я думаю, таким образом теперь соответствующие кредитные ресурсы тоже будут увеличены в этой отрасли.

РАМАЗАНОВ Е.А. Я хочу сказать, что те меры, которые Правительство сейчас принимает по рынку зерна, я считаю, что очень правильны и грамотны. Конечно, если бы это немного раньше началось, то не было бы такой напряженности. Тем не менее есть два ключевых момента, на которые я хотел бы обратить внимание Правительства.

Первый момент. У нас все элеваторы забиты. Нам надо срочно их разгружать. Купили мы 3-5 миллионов. Они будут лежать на элеваторах. То есть сегодня главный вопрос в свете того, что мы говорим, что надо закупить особенно у фермеров, - прежде всего мы должны освободить элеваторы. Это архисерьезный вопрос. Поэтому необходимо сегодня поставить перед железной дорогой вопрос, что отгрузка зерна - наиболее острый вопрос, который надо решать в чрезвычайном положении. Понимаю, контракты и так далее. Но отгрузка зерна сегодня наиглавнейшая. Поэтому, Жаныбек Салимович, в рекомендациях этот вопрос выпал. Поэтому я хотел бы, чтобы одним из пунктов было наше поручение - рекомендовать Министерству транспорта и коммуникаций Республики Казахстан активизировать работу именно по вывозке зерна. Это самая серьезная проблема, потому что забиты элеваторы, поэтому на площадках хранятся и так далее. Если мы развяжем этот вопрос, тогда легче будут решаться другие вопросы.

Вторая узловая проблема в сельском хозяйстве сегодня - возврат кредитных средств в связи с тем, что упали цены с отсутствием реализации и так далее. Поэтому тоже пункт у нас упущен, в постановляющей части тоже хотелось бы рекомендовать рассмотреть вопросы реструктуризации кредитов, выданных через структуры "Казагро". Я здесь прекрасно понимаю то, о чем говорил руководитель "Казагро". Тем не менее рассмотреть вопрос реструктуризации очень важно сегодня. Мы все-таки помогали дольщикам и так далее всем. То есть если вы рассмотрите вопрос, то, может быть, дополнительно какие-то средства из бюджета передать "Казагро" именно на реструктуризацию. Может быть, обязать отодвинуть долги на полгода, год, чтобы не затормозились (я понимаю, есть возвратные кредитные средства) инвестиционные проекты "Казагро", этот вопрос был бы очень серьезным подспорьем, сейчас это очень важно. Я знаю, что вы такое решение приняли. Но это вторая болевая точка сегодня в сельском хозяйстве. Если мы решим эти две проблемы, то я думаю, остальную ситуацию мы выправим.

Просто к слову по выступлению Ахылбек Кажигулович. Я хотел сказать по пестицидам, гербицидам, химикатам. Конечно, хорошо, когда мы поддерживаем своих товаропроизводителей, будет программа удешевления. К сожалению, у нас получилось наоборот. Наши товаропроизводители сегодня не имеют эффективных химикатов. А тратить, покупать у них, это себе в убыток. Мы еще подняли пошлины. То, что завозят и развивают у нас как разливная технология, это уже отсталое. То есть эти химикаты по своим характеристикам, конечно, неконкурентоспособны с новыми видами. Поэтому вопрос очень серьезный. Тем не менее, чтобы мы с этой программой не перекрыли и не ухудшили, потому что товаропроизводитель, который научился считать, лучше купит дороже, но получит эффект, чем закупит неэффективные препараты. Хотелось бы, чтобы на это вы обратили внимание. Спасибо.

КУРИШБАЕВ А.К. По первому вопросу, по элеваторам, я с вами абсолютно согласен. То, что сегодня мы делаем, что в наших силах, это перемещаем зерно из северных областей в Западно-Казахстанскую и Актюбинскую области, где в этом году был неурожай. Этот процесс сейчас идет, и 97 тысяч тонн зерна мы хотим переместить в эти области, часть уже переместили.

Что касается удешевления железнодорожных тарифов, то Министерство транспорта и коммуникаций, как я доложил, уже этим вопросом занимается. В первую очередь есть вопросы по российским железным дорогам на территории Северо-Казахстанской области.

По реструктуризации долгов, наверное, ответит Асылжан Сарыбаевич, но по химикам я хотел более подробнее остановиться.

Условия северного Казахстана очень похожи с условиями провинции Канады Саскачеван. Но там получают в среднем урожай в объеме 15-17 центнеров с гектара, у нас - 10-11 центнеров. Почему? Потому что у нас не развита химизация земледелия. В первую очередь это применение средств защиты растений - гербицидов. Вы как специалист это хорошо понимаете. У нас зерновое производство будет развиваться независимо от нашего желания, потому что это самая конкурентная отрасль. Мы получаем высококачественную пшеницу только на территории Северного Казахстана. Я думаю, спрос на пшеницу были всегда будет, но для этого мы должны обеспечить собственное производство, гербициды будут постоянно востребованы в зерновом производстве, мы должны рано или поздно начать производить собственные гербициды. Имеется в виду не организация химической промышленности, а хотя бы формуляция тех препаратов, о чем вы сказали, лучших препаратов, которые выпускаются в Европе, в других странах, формулировать здесь. В принципе, это не сложный процесс, но для того, чтобы стимулировать данный процесс, мы хотим со следующего года удешевлять гербициды, произведенные в Казахстане, таким образом частично увеличивать отечественное производство. Востребованность в гербицидах ежегодно составляет 20 тысяч тонн, это огромные деньги которые уходят за границу. А если мы наладим свое производство, я думаю, если будет зерновое производство развиваться, это будет очень… и перейдем к качественным препаратам. Таким образом, мы сможем удешевить применение гербицидов, как в Канаде и других странах. И это повлияет на себестоимость, и этот процесс рано или поздно мы должны начать. Решение этого вопроса мы как раз видим в удешевлении отечественных препаратов, эта программа начнет реализовываться со следующего года.

МАМЫТБЕКОВ. Вопрос по транспорту абсолютно правильный, мы его поддерживаем. Насколько я знаю, 5 тысячам казахстанских зерновозов сейчас КТЖ ведет переговоры об аренде российских вагонов-зерновозов в объеме около 8 тысяч, что позволит нам запланированные объемы (ежемесячно до миллиона тонн) вывозить.

Что касается реструктуризации долгов. Мы намерены это делать, за это. Понятно, что при этом нам необходимо учитывать, что сами структуры "Казагро" должны своевременно погашать свои обязательства, в том числе и перед внешними кредиторами, чтобы на следующий год также привлекать западное финансирование. Надо учитывать, что не все из запланированных объемов поступлений смогут поступить, поэтому, если по дольщикам будут дополнительно деньги предусмотрены на то, чтобы заменить это фондирование, то, конечно, это было бы лучше.

ВИШНИЧЕНКО В.Г. Очень хорошо, на мой взгляд, что наш диалог сегодня проходит накануне профессионального праздника - Дня работника сельского хозяйства, с чем мы Вас искренне поздравляем. Но я все-таки хочу вернуться к теме закупочных цен "Продкорпорацией", хотя на эти вопросы, по существу, господин Мамытбеков ответил. Не кажется ли Вам, что то, что делает наша уважаемая "Продкорпорация", это не решение проблем товаропроизводителей, особенно мелких, при формировании Стабилизационного резерва, а по существу коммерческий закуп, который предусматривает обязательность рентабельности "Продкорпорации"? Я понимаю, что наш самый крупный оператор на рынке казахстанского зерна пытается избежать, может быть, прошлогоднего конфуза и не оказаться несостоятельным должником и национальных наших фондов, но давайте будем откровенными. Например, в Костанайской области, насколько я знаю, более 80 процентов зерновых - это зерно третьего класса, а себестоимость такого зерна или равна закупочной, или превышает эту сумму у большинства товаропроизводителей. Поэтому мне не совсем понятна определенная цена "Продкорпорацией", причем за три месяца, это мы все знаем, что практически "Продкорпорация" уже третий раз меняет условия, так сказать, игры. А чем это связано? Не будет ли четвертого варианта накануне Дня работника сельского хозяйства? Успокойте, пожалуйста, наших товаропроизводителей. Спасибо.

МАМЫТБЕКОВ. Сразу начну с конца, что никаких сюрпризов не будет. Цена менялась только один раз. Сначала было объявлено 24640, что было скорректировано с учетом конъюнктуры мировых зерновых рынков. В прошлом году "Продкорпорация" закупала, вы помните, по 250 долларов, курс был 120 тенге за 1 доллар, это 30 тысяч тенге. С учетом себестоимости хранения и обслуживания себестоимость одной тонны доходила до 35 тысяч тенге, но при этом "Продкорпорация" не выступила должником ни перед кем, то есть не было ни одного дефолта, не было ни одного просроченного факта, чтобы не были выплачены обязательства, в том числе перед фондами. Я хочу сказать эту поправку. В то же время "Продкорпорация" должна закрывать все свои расходы и убытки. По закону сейчас не предусмотрено возмещение убытков. Но сейчас Министерство сельского хозяйства инициировало изменения в законодательство, и при закупе стабилизационных ресурсов зерна возможна компенсация полученных убытков из созданных резервов или, если этих резервов не хватит, то из бюджета. В этом случае, конечно же, "Продкорпорация" будет устанавливать закупочные цены, не так уж оглядываясь.

Сейчас же источник закупа - это не стабилизационные ресурсы, не бюджетные ресурсы, причем Национальный фонд в дальнейшем должен быть направлен на финансирование начатых уже инвестиционных проектов, приостановление которых мы, конечно, не можем допустить. Например, уже начато строительство фермы, уже везется оборудование, и если не достроится само здание, то оборудование может остаться под открытым небом или же высокопродуктивный скот останется на улице. Этого ни в коем случае нельзя допустить. "Продкорпорация" должна своевременно возвращать деньги от проданной тонны зерна. Поэтому она, оглядываясь на мировые цены, устанавливает свои закупочные цены. Как Вы сказали, при этом 18 тысяч 500 тенге, гораздо выше себестоимости. Конечно же, в каждом хозяйстве своя себестоимость, но мы не должны ориентироваться на какие-то хозяйства, которые неправильно ведут свою экономику. И в нормальном хозяйстве 18 тысяч 500 тенге, в этом году покрывают все свои расходы.

ДМИТРИЕНКО П.Г. Уважаемый Ахылбек Кажигулович, у меня два вопроса.

Первое. Возвращаясь к своему запросу по цену на хлеб. Пока нет ответа, только одни предложения. Второй пункт гласит: отменить лицензирование по зерну, так как оно не требует никаких денег вводилось по обоснованию, чтобы контролировать бессистемную продажу зерна, а сейчас, как мы знаем, рынок зерна стоит, какая необходимость при этом сохранять лицензию?

Второе. Вы говорили о субсидии по влагосберегающих технологиям. Мне кажется, что это неправильно. Это же не конечный результат. И если я не применял, то не плачу лицензию. Знаете, в Северо-Казахстанской области лесные районы, как Кызылжарский, Аккайынский и ряд других районов, в которых проблемный оборот, много влаги, и там работают с лугами, это же не является влагосберегающей технологией. Поэтому субсидии, мне кажется, перевести на деньги, в том числе и удобрение, и гербициды, о чем ранее говорили предыдущие депутаты. Спасибо.

КУРИШБАЕВ А.К. По первому вопросу я с Вами абсолютно согласен, по лицензированию экспорта зерна. Эту норму надо отменять. Мы соответствующую инициативу уже предложили Правительству, и сейчас готовится законопроект по отмене данного вида лицензирования. Вместе с тем на переходный период мы максимально облегчили получение лицензии, Премьер-Министр на прошлой неделе уже подписал соответствующий проект постановления. Теперь чтобы получить лицензирование на экспорт зерна, не требуется справка, как раньше, что он не имеет долгов или у него должен быть опыт работы свыше одного года. Это все мы убрали и сделали так, чтобы любой сельхозтоваропроизводитель, желающий экспортировать свое зерно, пришел в Министерство сельского хозяйства, Комитет инспекции АПК и в тот же день получил лицензию. Я лично взял этот вопрос на контроль, попросил, чтобы каждый лицензиат, который приходит, а у их у нас не так много (на сегодня 473 лицензиата получили лицензию), чтобы каждого из них взять на контроль.

Второй вопрос по влагосберегающим технологиям. Как специалист я не согласен. На самом деле основа урожая закладывается как раз в этой технологии. То, что касается отдельных регионов, то они применяют плуги или отвальную обработку не потому, что избыток влаги, а потому, что надо бороться с сорняками, особенно в лесостепной зоне. Если будут применять в достаточном количестве гербициды, то эта проблема решится.

КУРИШБАЕВ А.К. Если мы введем сейчас зерно в перечень товаров, которые в обязательном порядке должны продаваться только через биржу, то мы создадим очень большие проблемы. Министерство сельского хозяйства категорически не согласно с таким предложением. Почему? Потому что в данном случае, если через биржу будет реализовываться, то все зерно должно проходить через элеваторы, должна появиться для этого зерновая расписка, а я вам расклад показывал, что у нас не все зерно хранится на элеваторах, поэтому мы не можем заставить сельхозпроизводителей хранить на элеваторе. Это первое.

Второе. Мы не дошли до такого уровня, как у американских и канадских фермеров, когда у каждого дома есть компьютер, Интернет, и он выходит по этой системе на биржу. Поэтому таким образом мы создадим очень большие проблемы для реализации зерна сельхозтоваропроизводителям, которые находятся в глубинке. Я предлагаю этот метод сегодня не применять, а наоборот. У нас не самоцель - создание биржи, а наша задача, чтобы биржа как инструмент эффективно работала в части реализации продукции. Если появится такой реальный механизм, то появится заинтересованность со стороны сельхозтоваропроизводителя, и он сам добровольно должен продать свое зерно через элеваторы. Кстати, ни в одной стране мира нет нормы, обязывающей сельхозтоваропроизводителей продать свое зерно в обязательном порядке через биржу.

БАЙМАГАМБЕТОВА Б.Б. У меня есть пара вопросов. Недавно мы с нашим коллегой Сарсеновым были на очередном заседании Межпарламентского союза. И там несколько государств очень активно пробивали и поставили вопрос о включении в повестку дня рассмотрение вопроса о продовольственной безопасности, потому что считается, что этот вопрос сегодня - это не проблема не одного государства, а надо рассматривать ее несколько шире.

Наш содокладчик сегодня сообщил, что проблемы продовольственной безопасности у нас уже не существует, проблема уже решена. Известно, что если сегодня процент импорта составляет в государстве 17 процентов, тогда только считается, что эта проблема решена, но насколько я знаю, в нашем государстве этот процент импорта составляет и 40, и 60 процентов. Скажите мне, пожалуйста, существует все-таки у нас продовольственная безопасность или нет? Это первый вопрос.

Второй вопрос по аграрной науке. Вы остановились на этой теме. Все-таки медленно она развивается. Она должна быть более агрессивнее. Скажите, какие приоритеты сегодня поставлены перед аграрной наукой? Самые главные приоритеты.

Жәнібек Сәлімұлы, тағы сөз сұрамау үшін айта кетейін. Жақсыны жақсы деу керек, жаманды жаман деу керек. Я хочу сказать, что Ахылбек Кажигулович никогда не отказывает селянам, которые приходят к нему на прием, если он на месте. Он принимает, решает эти проблемы, если возможно решить, чего мы не можем добиться от других министров. Поэтому Вам, Ахылбек Кажигулович, большое спасибо.

Еще Ваше достоинство в том, что вы всегда хорошо владеете проблемами каждого региона. Поэтому, мне кажется, Вы объективны во всех вопросах, которые вы решаете. Вам большое спасибо.

И последнее. По нашим рекомендациям. Мне кажется, в третьем пункте излишне слова "проследить за безусловным выполнением". Достаточно, наверное, написать "проследить за выполнением". В пункте 11 слова "при этом" мне кажется излишними. Спасибо.

КУРИШБАЕВ А.К. По продовольственной безопасности. Кстати, по странам СНГ. Мы разработали концепцию продовольственной безопасности для всех стран СНГ, обсуждали это в Москве, мы были инициаторами этого вопроса.

Что касается продовольственной безопасности нашей страны, к сожалению, мы себя не полностью обеспечиваем. Я уже докладывал по сырью, мы не обеспечиваем себя по ранним овощам, плодовым культурам, сахару из сахарной свеклы и масличным культурам. В этом году по масличным культурам мы уже почти достигли обеспеченности. Очень плохая ситуация по продуктам переработки, особенно по продуктам переработки мяса, колбасным изделиям и молопродуктам. Здесь мы обеспечиваем себя на 50-60 процентов, 40 процентов завозим из-за границы. Поэтому здесь, конечно, нам предстоит очень большая работа.

Что касается приоритета в аграрной науке, очень хороший вопрос. Действительно, настала пора поднимать науку. Без этого, как мы видим, нельзя дальше двигаться. В этой связи я хотел бы назвать два приоритета.

Первое. Аграрная наука сейчас не должна вариться в собственном соку. В принципе, здесь не стоит нам, если говорить просто, изобретать велосипед. Хорошие сорта, племенной скот есть за границей, надо только забирать оттуда и адаптировать к нашим условиям. Об этом всегда говорит наш Глава государства. Вот этим занимается сейчас наука. Мы создали центр трансферта и адаптации технологий к нашим условиям.

Второе. К сожалению, система аграрной науки до сих пор оставалась в системе советской науки. То есть ученый получал вознаграждение независимо от конечного результата. В прошлом и этом годах мы начинаем внедрять новую систему оплаты труда, роялти. Создается сорт, создается новая порода сельскохозяйственных животных, внедряется производство, отсюда в качестве вознаграждения автор этого сорта или породы, селекционер получает вознаграждение. Таким образом, мы стимулируем работу ученого, и его оплата зависит от конечного результата. Вот те основы. В принципе, это не новое. По этой системе развивается аграрная наука во всех развитых странах. Мы тоже хотим в этом отношении направить науку на этот путь.

Вместе с тем, уважаемые депутаты, я хочу сказать, что объем финансирования аграрной науки сегодня недостаточный. Мы сегодня на науку отдаем всего лишь 0,2-0,3 процента от валовой продукции. В развитых странах эта цифра достигает 2-3 процентов. Поэтому здесь нам нужно заниматься увеличением объема финансирования аграрной науки.

АЛИМЖАНОВ Б.О. Я хотел бы сказать, что самой тяжелой отраслью в Советском Союзе, сегодня и во всем мире является именно сельское хозяйство. Несмотря на кризисные годы, сегодня мы видим, как наш АПК идет с приростом. Я думаю, это связано с правильной аграрной политикой в нашей стране, что ни сегодня, ни вчера, а еще до кризиса были вложены большие деньги в аграрный сектор. Сегодня мы получаем большую отдачу.

Здесь я не могу не сказать, что в этом большая роль и нашего Министерства сельского хозяйства, и лично нашего министра, как об этом было сказано сегодня моими коллегами. Здесь я хотел бы подчеркнуть, что в любом случае мы по производству зерна и в советское время, и сейчас мы стоим на первом месте. От таких ошибок, о чем мы говорим сегодня, то недопроизводство, то перепроизводство, не только страдает наша республика, возьмите большую Россию, где большой потенциал во всем плане, и у них есть большие ошибки. Когда идет прогноз на продажу в Россию, Белоруссию, Украину и азиатские страны, учитывая опыт США, как бы тяжело ни было, надо прогнозировать производство и продажу зерна в нашей стране.

Здесь я хотел добавить, здесь правильно сказал и содокладчик Ромин Ризович, и сам министр сказал, что нам надо параллельно развивать животноводство. С чем это связано и почему, я не хочу останавливаться на этом. Таких хозяйств, как у Сауэра, Зенченко в Петропавловске, я думаю, должно быть не единичном количестве, а очень много. Именно на базе корпораций, которые сегодня занимаются зерновым производством, имеют большие обороты, мы должны создавать развитие животноводства в нашей республике. Во все времена животноводство является менее рентабельным, чем производство зерна. Многие с неохотой идут на эту отрасль, тем более отрасль тяжелая, она носит не сезонный характер, а каждый день, круглый год надо работать в животноводстве. Поэтому, может быть, некоторые как-то с неохотой идут на эту тяжелую отрасль. Чтобы открыть рабочие места именно в сельской местности. Я думаю, другого пути у нас нет. Я думаю, что в дальнейшем необходимо развивать эту отрасль.

Еще хотел бы сказать, что мы открыли на базе хозяйств Сауэра, Зинченко, Костанайской области такие экспериментальные показательные хозяйства. Это правильно. Но я хотел бы сказать, что развивать племенное хозяйство… Еще в царской России говорили, что корма и кормление оказывают гораздо большее внимание, чем порода и происхождение. Мы можем завозить за большие доллары и евро высоко племенной скот, в то же время, если не соблюдены те условия, где они находились, то я думаю, мы потеряем продуктивность и поголовье скота. То есть, как Вы сами правильно сказали, нам необходимо развивать кормовую базу.

Последнее, что я хотел сказать, осталось у меня в памяти, что военный президент Эйзенхауэр в свое время писал, в глобальном будущем безопасность государства определяется не количеством боеголовок, а продовольственной безопасности. Именно его слова, сказанные много лет назад, будто бы сказаны сегодня. Поэтому я хотел бы сказать, что наша продовольственная безопасность зависит от нас, тем более Аллах все дал нам, чтобы мы создали эти условия для нас.

Я думаю, что сегодня был объективный и научно обоснованный доклад с перспективой развития, главное - есть нам, что сказать, есть нам, что обсуждать сегодня. Кроме нефти и газа, о чем мы можем говорить сегодня? Слава Богу, есть о чем сказать, это наш аграрный сектор. Если такими темпами он будет развиваться, то я думаю, что действительно мы не только себя обеспечим продовольствием, но и другие государства. Спасибо.

УТЕМИСОВ Ш.А. Я извиняюсь, не получилось задать вопрос, поэтому я сейчас вынужден взять слово.

Уважаемый Акылбек Кажигулович! Мой вопрос касается той ситуации, которая случилась в Западно-Казахстанской области. Вы знаете, что этот регион подвергся сильнейшей засухе. Вы совершенно правы, если трудно прогнозировать предстоящий урожай, то еще труднее, наверное, прогнозировать возможность засухи. Если коллеги наших товаропроизводителей в других областях сегодня озабочены тем, по какой цене продать зерно и как доставить свою продукцию на рынки сбыта, то западно-казахстанские сельхозтоваропроизводители на руках ничего не имеют, кроме долгов, которые получились в результате этого бедствия.

Я бы хотел высказать мнение, что на такие случаи необходимо иметь конкретные средства для оказания содействия тем, кто попал в такое незавидное положение. Наверное, эти средства должны заблаговременно предусматриваться в бюджете, иметь резервный фонд, ибо за каждым сельхозтоваропроизводителем стоят люди. Это значит сокращение рабочих мест, практически сегодня они не готовы к дальнейшему ведению своего хозяйства. Они уже не думают о том, чтобы готовиться к предстоящей посевной, они сейчас прежде всего озабочены тем, как справиться с долгами. Вопрос о пролонгации в отношении тех фермеров, которые попали под негативное воздействие засухи, наверное, очень актуальный, я бы хотел обратить на это ваше внимание. Спасибо.

Уважаемый председательствующий, буквально на заседании поступила телефонограмма от Кызылжарского района Северо-Казахстанской области. Такой же факс, может быть, поступил и к моим коллегам. Он адресуется президенту корпорации Руслану Жумабековичу. Я переправлю, но суть такова.

Хозяйство ТОО "Сервис жарыс". Была выделена квота на 500 тонн зерна. Пишут: "Но по различным причинам, в том числе в основном по причине негласного распределения квот между приближенными лицами "Продовольственной корпорацией", многие хозяйства не смогли оформить на продажу зерна согласно квоте.

Мы ежегодно сдаем пшеницу на элеватор ТОО "ХПК Петропал астык" (город Петропавловска), а почему-то в этом году руководство северо-казахстанского филиала, ссылаясь на Продовольственную корпорацию, предполагает возить зерно на другие элеваторы за 200 и более километров, убыточно". Как это понять? Онсыз да дым болмай, қиналып отырған уақытта баға жоқ, ең соңғы тиынын салған уақытта жердің түбіне, 200-250 километрдегі элеваторға тасу деген дұрыс емес қой. Айналдырған 500 тонна. Бір адамдікі емес, қаншама жұмыс істеп жатыр. Осы мәселені түртіп алыңызшы. Ахылбек Кажигулович, помогите, пожалуйста. Я сейчас зачитал, свежий факс поступил.

КАДАМБАЕВ Т. Пункт 12 рекомендаций. Здесь написано: "Субсидировать растениеводство из расчета затрат на один гектар при наличии у сельхозтоваропроизводителя…". Я бы здесь дописал (вношу предложение): "Субсидировать растениеводство из расчета затрат на один гектар при наличии у сельхозтоваропроизводителя на тысячу гектаров пашни не менее 100 голов условного скота, начиная с 2012 года", дальше - по тексту. Там самым мы сможем поправить положение и в животноводстве.

Второе - пункт 14: "Рассмотреть вопрос создания Агробанка, учитывающего специфику сельскохозяйственной отрасли". Мы этим вопросом давно занимались, этот Агробанк у нас был. Если мы сейчас по отраслям начнем создавать эти банки, я думаю, мы к лучшему не придем. Это будет так же, как коррупция, поэтому я считаю, что надо исключить этот пункт 14.

Пункт 15: "Исключить из закона…". Я предлагаю внести в законодательном порядке изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан "Об обязательном страховании".

* * *

После ответов министра на эти и другие депутатские вопросы Правительственный час завершился заключительным словом вице-спикера Жаныбека Карибжанова, в котором содержатся рекомендации МСХ.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Президент Казахстана принял участие в саммите Евразийского экономического сообщества 30.11.2009
Селекторное совещание в правительстве 30.11.2009
Взаимополезный диалог 30.11.2009
В Западном Казахстане побывал первый заместитель председателя НДП "Нур Отан" 30.11.2009
Предсказамус нострадал 30.11.2009
Суды Казахстана должны перейти от карательного правосудия к восстановительному 30.11.2009
"Проект поворота сибирских рек на юг имеет большое значение для Казахстана" 30.11.2009
Поздравление Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева с праздником Курбан айт 27.11.2009
Верховный муфтий и глава русской православной церкви Казахстана поздравили мусульман с праздником Курбан-айт 27.11.2009
Следуя традициям духовности 27.11.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz