Сауле Бапакова, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 10 ноября
"О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития "электронного правительства" Республики Казахстан". Этот правительственный законопроект представлен сегодня в Комитете Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию. В рамках рабочей группы, возглавляемой депутатом Мажилиса Шавхатом Утемисовым, представил законопроект председатель Агентства РК по информатизации и связи Куанышбек Есекеев.
* * *
Пресс-служба Аппарата Мажилиса представляет тезисы доклада К. Есекеева:
В соответствии с поручением Главы Государства по распространению электронного правительства Агентством по информатизации и связи реализуется Программа развития "электронного правительства" на 2008-10г.г., предусматривающая развитие электронных государственных услуг.
Для реализации этой задачи разработан проект Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам "электронного правительства".
Развитие "электронного правительства" в Казахстане осуществляется в соответствии с определенными этапами - информационным, интерактивным и транзакционным.
Вводятся такие основные понятия, как "электронная государственная услуга", "регламент предоставления электронной государственной услуги", субъектов предоставления электронных государственных услуг, расширены понятия "электронного правительства" и "электронного акимата".
Предусматривается внесение изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс, в законы: "Об информатизации", "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", "Об административных процедурах", "О лицензировании", "О Национальном архивном фонде и архивах", "О связи", "О нотариате" и "Об органах юстиции".
В Закон РК "Об информатизации" включен ряд терминов:
провайдер электронных услуг, системный интегратор, компьютерный инцидент, электронные государственные услуги, регламент предоставления электронной государственной услуги, субъекты предоставления электронных государственных услуг, аппаратно-программный комплекс.
Расширены понятия информационной системы, информационно-коммуникационной сети, информационной услуги, информационные процессы, интерактивная услуга, единая транспортная среда государственных органов, платежный шлюз "электронного правительства";
транзакционная услуга, "электронный акимат", "электронное правительство", веб - портал "электронного правительства".
К компетенции Правительства РК отнесены функции определения оператора единой транспортной среды ГО, утверждения правил проведения конкурса по определению оператора единой транспортной среды ГО.
К компетенции уполномоченного органа добавлен ряд полномочий в сфере контроля за реализацией информационных проектов, распределения доменного пространства Республики Казахстан.
В функции уполномоченной организации включена организация защиты Единой транспортной среды ГО.
Включено понятие оператора единой транспортной среды ГО и определены их полномочия.
В Закон РК "Об электронном документе и электронной цифровой подписи" в связи с необходимостью контроля удостоверяющих центров включена их аккредитация.
В Закон РК "Об административных процедурах" включена возможность осуществления административных процедур в электронном формате.
В Закон РК "О национальном архивном фонде и архивах" в связи с наличием электронных информационных ресурсов в Национальном архивном фонде существует необходимость указания о возможности пользования физическими и юридическими лицами электронными информационными ресурсами Национального архивного фонда, а также определена ответственность пользователей по их использованию.
В Закон РК "Об органах юстиции" в целях упрощения получения соответствующей информации для составления анализа состояния и деятельности адвокатуры включено право органов юстиции и их должностных лиц запрашивать и получать необходимую информацию от государственных органов, организаций, их должностных лиц, в том числе и на электронном носителе.
Законопроектом предлагаются нормы, предоставляющие гражданам и предпринимателям право при получении государственных услуг и лицензий не предоставлять справки, нотариально заверенные копии документов, подтверждающих сведения, которые содержатся в государственных электронных ресурсах и обязывающие госорганы самостоятельно получать данные сведения из государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также нормы позволяющие применять электронные документы.
Введение данных норм позволит обеспечить прозрачность и повышение эффективности государственных органов в области лицензирования.
Предлагаемые изменения позволят гражданам затрачивать меньше времени и средств на реализацию своих прав и защиту охраняемых законом интересов с применением инфокоммуникационных технологий.
В закон РК "О лицензировании" в связи с реализацией проекта электронного лицензирования включено создание государственного электронного реестра лицензий, определение уполномоченного органа за его учет и ведение, а также обеспечение его наполнения.
Также облегчены процедура подачи физическими и юридическими лицами заявления на лицензию и предоставление ими справок.
Законопроектом предусматриваются нормы позволяющие применять электронные документы в судопроизводстве, в нотариальной деятельности и лицензировании.
В Гражданском процессуальном кодексе РК электронные документы, заверенные электронными цифровыми подписями, приравниваются к письменным документам в подлиннике.
У физических и юридических лиц появляется возможность подачи заявлений, исковые заявлений, доверенностей в форме электронного документа, заверенного ЭЦП, а также получения протокола судебного заседания в электронной форме и внесения замечаний на протокол в электронной форме.
Данные изменения направлены на расширение применения электронного документооборота в сфере гражданского судопроизводства
В Законе РК "О связи" в полномочия уполномоченного органа в области связи включается осуществление координации работ по эффективному функционированию, рациональному использованию сетей и ресурсов операторов связи, обеспечению в случае необходимости их централизованного управления и использования в интересах национальной безопасности страны, а также утверждение тарифов на услуги телекоммуникаций, необходимых для организации единой транспортной среды государственных органов.
* * *
Законодательное закрепление предлагаемых норм, применяется в мировой практике. Первой страной, принявшей Закон об электронных услугах, была Финляндия - в 2001, США - в 2002 году, Южная Корея - в 2003 году.
Принятие законопроекта позволит повысить качество и эффективность государственного управления в вопросах оказания государственных услуг, а также оптимизирует административные процессы за счет введения регламентации бизнес-процессов при предоставлении электронных государственных услуг.
* * *
Председатель Агентства ответил на вопросы парламентариев. Депутат Владимир Бобров: Мы, как депутаты, по должности получили электронные ключи, идентифицированы в системе "электронного правительства". Могут ли граждане, не зарегистрированные в сети, получать какие - либо услуги? Владимир Нехорошев считает, что в Казахстане самый дорогой Интернет и он не доступен простым гражданам. Компьютерная грамотность казахстанцев также оставляет желать лучшего. Парламентарий поинтересовался, сколько денег с 2004 года вложено на внедрение "электронного правительства"? Когда ожидается внедрение широкополосного доступа в Интернет спрашивает Валерий Доскалов. Мейрама Пшембаева волнует скорость доставки информаций в Интернете. Парламентарий задал также вопрос о количестве пользователей видео-портала Kaztube. - Получение информации в Интернете на казахском языке очень проблематично. Не усложнится ли это при внедрении "электронного правительства"?- обеспокоен Алдан Смайыл. Свои пожелания по законопроекту высказали также депутаты Ирак Елекеев и Кайрат Садвакасов.
После доклада и ответов на депутатские вопросы рабочая группа решила продолжить дальнейшее обсуждение законопроекта на своих последующих заседаниях. |