www.afn.kz, 10 ноября
Глобальный финансово-экономический кризис выявил существенные недостатки в функционировании финансовых рынков и финансовых организаций, определив тем самым наиболее уязвимые участки финансового сектора. Выявленные проблемы, способствовавшие разрастанию финансово-экономического кризиса в Казахстане, требуют адекватных и комплексных методов их решения в ближайшей перспективе.
В этой связи Агентством ведется активная работа по усовершенствованию нормативной правовой базы и практики регулирования отечественного финансового рынка в целях учета основных "уроков" и выводов, полученных в ходе глобального финансового кризиса. Следует подчеркнуть, что в своей деятельности Агентство руководствуется только лучшим мировым опытом и стандартами регулирования, акцентируя внимание на последних тенденциях и изменениях, происходящих как на мировом, так и на национальном финансовых рынках. В рамках деятельности по обеспечению финансовой стабильности Агентством принимаются последовательные меры пруденциального характера, которые, по сути и по форме, согласуются с Декларациями стран G-8, G-20, G-30, а также с рекомендациями Форума по финансовой стабильности и международных организаций финансовых регуляторов.
По итогам встречи министров финансов и глав центральных банков G-20, состоявшейся 5.09.09 г., были выработаны рекомендации по укреплению мировой финансовой системы. Так, особое внимание на заседании было уделено странам, которые не следуют международным стандартам обмена налоговой информацией (non-cooperative jurisdictions), в связи с тем, что кредитование заемщиков, зарегистрированных в оффшорных зонах, связано с наличием высокого риска невозврата. Это объясняется высоким уровнем банковской и коммерческой непрозрачности, не позволяющим определить бенефициарных владельцев данных компаний. В связи с этим, Агентством был установлен расширенный перечень оффшорных зон для целей деятельности финансовых организаций и проводится последовательное ограничение операций банков по кредитованию лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах, путем повышения минимального размера создаваемых провизий по таким займам. Также, Законом Республики Казахстан по вопросам устойчивости финансовой системы от 23.10.08 г. предусмотрен запрет на прямое или косвенное владение акциями финансовых организаций юридическими лицами, зарегистрированными в оффшорных зонах или имеющими аффилиированных лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах, или физическими лицами, являющимися участниками (учредителями, акционерами) юридических лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах.
В качестве одной из рекомендаций также было предложено внедрение более жесткого регулирования в отношении системно значимых финансовых институтов, включая установление более жестких пруденциальных требований с целью отражения уже известных высоких издержек в случае наступления их несостоятельности. В данном направлении планируются изменения, предусматривающие введение более детальных требований к капиталу, где достаточность капитала будет учитывать не только активы, взвешенные по степени риска, но и ГЭП анализ, концентрацию активов, долю оптового фондирования, рост кредитного портфеля.
Анализируется международный опыт для введения дополнительных пруденциальных нормативов для банковских конгломератов. В частности, в рамках регулирования ликвидности финансовых конгломератов будут использованы рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору. Ликвидность для финансовых конгломератов будет устанавливаться и рассчитываться на консолидированной основе, т.е. для банков и их дочерних организаций.
Дополнительно для конгломератов будут установлены ограничения по объему внешнего заимствования и введен коэффициент левереджа.
В соответствии с рекомендациями G-20 в рамках внедрения более жесткого регулирования в отношении системно значимых финансовых институтов также предусматривается установление требований о наличии планов на случай непредвиденных ситуаций. В действующей практике, в рамках применения мер раннего реагирования по результатам выявления надзорным органом факторов, влияющих на ухудшение финансового положения организации, присутствует требование о представлении плана по повышению финансовой устойчивости финансовой организации, недопущению увеличения рисков. В настоящее время разрабатываются изменения, которые предполагают введение требований к Плану на случай чрезвычайных обстоятельств, формируемому с учетом рисков, которым подвержена вся финансовая группа.
Переход на контрцикличное пруденциальное регулирование является одной из важнейших рекомендаций министров финансов G-20. Аналогичного подхода в ближайшей перспективе будет придерживаться и Агентство. Контрцикличный подход предполагает повышение требований к формированию резервов под возможные потери в период экономического роста и, соответственно, их снижение в период экономического спада. В настоящее время Агентством данный принцип уже частично реализован.
Жесткое пруденциальное регулирование также должно предусматривать соответствие международным стандартам по минимальным количественным показателям высококачественной ликвидности. В частности, будет пересмотрено взвешивание по риску внебалансовых обязательств, предусматривающих принятие банком рисков за третьих лиц. Также будет введен коэффициент общего объема выданных займов к сумме привлеченных депозитов, при этом максимальное значение данного соотношения будет от 1,5 до 1,3.
Планируется усовершенствовать подход к расчету минимальных требований капитала по сделкам секьюритизации и ресекьюритизации, что позволит уменьшить регуляторный арбитраж между кредитным и торговым портфелями.
Необходимо отметить, что ряд рекомендаций, выпущенных по итогам встречи министров финансов G-20, уже частично реализован Агентством.
В дальнейшем концепция надзора будет максимально приближена к широко используемому в мировой практике подходу к надзору, основанному на оценке рисков. В регуляторную практику будут внедрены индивидуальные "Карты рисков", усовершенствованы процедуры стресс-тестинга, систем раннего реагирования и разработки планов по ограничению рисков.
С учетом общемировых рекомендаций будут пересмотрены концепция и подходы к построению эффективной системы внутреннего контроля и риск-менеджмента в финансовых организациях, приняты дополнительные меры по улучшению корпоративного управления, а также усовершенствовано законодательство в области защиты прав потребителей финансовых услуг.
Особое внимание будет уделено недопущению появления свободных от регулирования участков или инструментов финансового рынка, способных создать регуляторный арбитраж и, как следствие, неконтролируемый системный риск.
Оптимальное сочетание макропруденциального регулирования с регулированием на микроуровне - основной механизм для минимизации масштабов системного риска.
Все перечисленные выше мероприятия нашли отражение в проекте Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период, принятие и последующая реализация которой будет способствовать устойчивому и сбалансированному росту финансового сектора и экономики в целом.
Благодарю за внимание. |